|
|
|
Источник: Сетевое издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
02.08.2018 На таможне? Просто!
Оптимизация и упрощение процедур является общепринятой практикой в сфере таможенного дела во многих странах. Базовые правовые основы применения упрощенных процедур заложены Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского Протокола 1999 г. Для любого государства, являющегося членом Конвенции, внедрение в национальное законодательство положений, предусматривающих упрощение таможенных формальностей для уполномоченных лиц, является обязательным условием членства. В чём суть? Упрощение процедур помогает компании-участнику внешнеэкономической деятельности или простому человеку, пересекающему границу, уменьшить расходы и время на оформление груза. В соответствии с требованиями времени основные подходы новых кодексов в автоматизации бизнес-процессов при прохождении таможенных формальностей: электронное декларирование, подача таможенной декларации без представления таможенному органу документов, постепенное внедрение механизма «единого окна», автоматический выпуск товаров без участия в процессе сотрудника таможни, возможность удалённого выпуска. В компетенции национального кодекса расширяется перечень товаров, выпускаемых до подачи таможенной декларации, произведено внедрение режима таможенной очистки «Постфактум», совершенствование института Уполномоченных экономических операторов. Нормы, заложенные в действующих с начала 2018 года новых таможенных кодексах ЕАЭС и Республики Казахстан, достаточно прогрессивны и их реализация возможна только в совокупности с внедрением новых информационных технологий. Первое и наиболее важное - приоритет электронного таможенного декларирования. Суть, как всем понятно, - в использование информационных, можно отдельно выделить это слово - безбумажных технологий взаимодействия между таможенником и участником ВЭД. Электронное декларирование рассматривается органами госдоходов, не только, как основа для ускоренного прохождения таможенных формальностей, но и как способ снятия любых бюрократических барьеров. На электронном декларировании основано и совершенствование процесса предоставления таможенным органам документов на разных этапах осуществления внешнеторговой поставки. По новым кодексам с использованием электронной цифровой подписи можно, по сути, одиножды сформированный документ последовательно использовать для нескольких таможенных операций. Среди других полезных для бизнеса упрощений - сокращение срока выпуска товаров с одного рабочего дня до четырёх часов рабочего времени, предоставление отсрочки по уплате таможенных пошлин сроком до одного месяца всем участникам внешнеэкономической деятельности с уплатой процентов, а также до шести месяцев для товаров, необходимых для промышленной переработки, для ликвидации чрезвычайных ситуаций или ввозимых в рамках государственного заказа. Реализованной инициативой является положение о расширении перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации. Эта же норма действует для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для уполномоченных экономических операторов и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией. И здесь имеет смысл отдельно остановиться на тех изменениях, которые внесены в институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Теперь этот статус разделён на три типа и обладание ими будет подтверждаться тремя типами свидетельств. УЭО имеющие первый тип свидетельства имеют возможность пользоваться упрощениями, связанными с перевозкой товаров под таможенным контролем на всей территории Евразийского экономического союза. Такой международный перевозчик, теперь признается во всех странах ЕАЭС, и к нему не должны применяться дополнительные меры контроля при транзите (ни таможенное сопровождение, ни требования о предоставлении финансовых гарантий - внесение денежных средств на депозит, предоставление банковской гарантии или поручительства). УЭО имеющие свидетельства второго типа будут пользоваться упрощениями по декларированию и временному хранению товаров на территории государства, выдавшего свидетельство. Участник ВЭД, имеющий второй тип свидетельства при таможенной очистке прибывшего товара, будет проходить таможенные формальности в первоочередном (ускоренном и упрощенном) порядке, без дополнительных временных и финансовых затрат, без предоставления обеспечения, без помещения на склады временного хранения (при необходимости временного хранение - оно, как и проведение других таможенных операций будет производиться в помещениях УЭО. Третий тип свидетельства уполномоченного экономического оператора (УЭО) является универсальным. Такой УЭО имеет возможность использовать упрощения, предусмотренные первым и вторым типами свидетельства. Так же среди упрощений - выпуск до подачи декларации, приоритетное участие в пилотных проектах таможенной службы и т.д. В настоящее время в нашей Северо-Казахстанской области ещё нет ни одного уполномоченного экономического оператора, но ДГД по СКО известно, что преимущества, предоставляемые этим статусом вызывают интерес у некоторых североказахстанских предприятий и особенно перевозчиков и пользуясь случаем, Департамент хотел бы ещё раз пригласить их к изучению возможностей, предоставляемых этим институтом таможенного права.
Департамент государственных доходов по СКО
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |