|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
КАК ОТРАЗИТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО ОПЛАТЕ ТОВАРА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ СОТРУДНИКОМ ПО СВОЕЙ КАРТЕ?
В каком случае компания не может относить понесенные расходы на не вычет (за счет чистой прибыли), сотрудник оплатил со своей карты за товар через интернет, из документов у него только инвойс, переписка, и распоряжение шефа возместить ему эти расходы, можно ли эту сумму списать за счет чистой прибыли?
Подпунктом 18 статьи 3 закона Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» определено, что платежная карточка является средством доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях. Также в пункте 1 статьи 11 этого же закона установлено, что платежная карточка применяется ее держателем в целях осуществления платежа, а также для получения наличных денег, обмена валют и других операций на условиях, определенных ее эмитентом. Таким образом, сотрудник компании имеет право оплатить стоимость приобретаемых для компании товаров посредством личной платежной карточки, так как в действующем законодательстве таких запретов нет. То есть в данном случае сотрудник (физическое лицо) является подотчетным лицом компании, в которой он работает (юридического лица). При осуществлении платежа с использованием платежной карточки, в том числе по интернет-платежам, держателю платежной карточки всегда выдается подтверждающий документ об оплате: торговый чек или экземпляр платежного документа (слипа), а также имеется выписка по платежной карточке. Если товар приобретен в целях предпринимательской деятельности, то на основании распоряжения руководителя о закупе товара, платежных документов, счета-фактуры (инвойса), накладной на получение, сотрудник составляет авансовый отчет и представляет в бухгалтерию для возмещения понесенных затрат на приобретение товаров. Денежные средства сотруднику могут быть выплачены как из кассы, так и путем зачисления на его платежную карточку. В данном случае эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками: Дебет 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» Кредит 1010 «Денежные средства в кассе», 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» - выплачены денежные средства по авансовому отчету. Дебет 1330 «Товары» Кредит 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» - оприходован товар по авансовому отчету. Так как товары приобретены для использования в предпринимательских целях, то их себестоимость будет списана за затраты и отнесена на вычеты. В случае, если отсутствуют первичные документы по приобретенным товарам (платежные документы, счета-фактуры, накладные), то такие расходы не относятся на вычеты как неподтвержденные документально. Но по таким операциям можно запросить первичные документы от поставщиков для документального подтверждения расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, для отнесения таких расходов на вычеты. При отсутствии документов товар может быть оприходован как безвозмездно полученное имущество, и оплатить его стоимость сотруднику по авансовому отчету компания не имеет права, так как нет подтверждающих документов. Возмещение компанией затрат сотрудника будет рассматриваться как доход сотрудника, который будет облагаться ИПН, а также будут удержаны ОПВ, начислены социальный налог и социальные отчисления. В данном случае, если товар приобретался для использования в предпринимательских целях и отсутствуют подтверждающие документы по их закупу, можно оформить договор купли-продажи между сотрудником и компанией. При этом у юридического лица, как налогового агента, при приобретении товара у физического лица возникает обязательство по исчислению и уплате индивидуального подоходного налога с суммы сделки в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса. Доходом физического лица от налогового агента, подлежащим налогообложению, является доход физического лица по заключенным с налоговым агентом в соответствии с законодательством РК договорам гражданско-правового характера. При приобретении товара по договору купли-продажи данная операция в бухгалтерском учете отражается следующей корреспонденцией счетов: Дебет 1330 «Товары» Кредит 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» - отражение обязательства по оплате за товар. Дебет 1330 «Товары» Кредит 3120 «Индивидуальный подоходный налог» - начислен ИПН по доходам физического лица от продажи товара. Дебет 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» Кредит 1010 «Денежные средства в кассе» - оплачена стоимость товара сотруднику. Дебет 3120 «Индивидуальный подоходный налог» Кредит 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» - уплачен в бюджет ИПН.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |