|
|
|
Источник: Единая платформа интернет-ресурсов гос. органов (www.gov.kz/)
23.02.2024 Маркировка лекарств: что необходимо предпринять аптечным организациям
В 2023 году постановлением Правительства РК от 21 октября было внесено концептуальное изменение в перечень товаров, подлежащих маркировке, где теперь все лекарственные средства подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2024 года. В настоящее время всеми участниками оборота лекарственных средств ведется активная работа по внедрению маркировки. Местными исполнительными органами и медицинскими организациями проводится работа по закупу необходимого оборудования для считывания кодов маркировки в медицинских организациях и интеграции информационных систем. Идет реализация пилотного проекта по прослеживаемости движения лекарственных средств и тестирования учетных систем медицинских организаций. Отметим, что для работы в системе маркировки и прослеживаемости лекарственных средств аптечным организациям необходимо осуществить только приемку лекарственных средств в информационной системе. Для этого достаточно иметь мобильный телефон (смартфон на базе iOS или Android) и с его помощью осуществить приемку. Для реализации лекарственных средств аптеке необходимо: - наличие контрольно-кассовой машины (далее - ККМ). При этом обязательное наличие ККМ не связано с маркировкой, а является обязательным с 2018 года в соответствии с приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 208; - приобрести совместимый с ККМ 2D сканер для того, чтоб осуществить вывод маркированного лекарственного средства из оборота в информационной системе маркировки и прослеживаемости. Справочно. Средняя стоимость 2D сканеров варьируется от 13 до 185 тыс. тенге. Если по каким-либо причинам у аптеки отсутствует ККМ, то маркированное лекарственное средство может быть продано и выведено из оборота посредством мобильных касс (WebKassa, Rekassa и др.), установка на смартфон которых доступна на бесплатной основе. Кроме того, в настоящее время возможность вывода маркированных лекарственных средств из оборота уже доступна на платежных терминалах Freedom Bank и Halyk Bank, на завершающем этапе решение от Kaspi Bank. В этой связи, субъекты микропредпринимательства и малого бизнеса могут без затрат либо с минимальными затратами закупить оборудование необходимое для внедрения маркировки и прослеживаемости лекарственных средств. Маркировка лекарственных средств, в первую очередь, внедряется в целях повышения эффективности фармаконадзора и контроля качества лекарственных средств, позволит мониторировать весь жизненный цикл лекарственного средства с этапа производства до конечного потребителя, а также будет действенным механизмом в борьбе с теневым рынком и окажет содействие в рациональном использовании и планировании закупа лекарственных средств. Напомним, что с сентября 2019 года по 31 июля 2021 года был проведен пилотный проект по внедрению цифровой маркировки и прослеживаемости лекарственных средств, в котором приняли участие 23 представителя фармацевтической отрасли, где среди них были производители, дистрибьюторы, медицинские и аптечные организации. 18 торговых наименований были промаркированы соответствующим кодом. Все участники пилотного проекта были зарегистрированы в системе маркировки, а также в Национальном каталоге товаров, прошли обучение по механизмам и функционалу. Вся работа в рамках внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости лекарственных средств проводилась с учетом предложений НПП «Атамекен», бизнес-сообщества и других заинтересованных органов. Во время пилота были изучены все основные бизнес-процессы маркировки и прослеживаемости препаратов, разработаны необходимые нормативно-правовые акты.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |