|
|
|
Как повседневные действия граждан, стали преступными
Смотрите Часть 1 Куряченко Дмитрий Петрович Адвокат Проблема, которую я ставлю затрагивает все общество целиком. Ранее, была подробно описана история появления статьи 197 в Уголовном кодексе Казахстана. Кратко затрону основные моменты. Появление в Уголовном кодексе статьи 197 (ранее 183-1 в 2010 году), было обусловлено растущим количеством краж нефти из нефтепроводов. Об этом, свидетельствует Закон РК № 343-IV от 06/10/2010 «… по вопросам усиления ответственности в сфере оборота нефти и отдельных нефтепродуктов», которым внесены дополнения в статьи 403, 403-1 УК - умышленное или неосторожное повреждение нефтегазопроводов, ст.175 часть 2 дополнена пунктом г) кража, совершенная из нефтепровода. Введена 183-1 (сегодня 197): «Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения наказывается…». В Закон «О государственном регулировании оборота нефти и отдельных видов нефтепродуктов» (далее Закон), в ст.10 в п.1 добавлен п.п.2-1) производители нефти обязаны принимать на переработку нефть, только при наличии у поставщика документа, подтверждающего ее происхождение. Эти изменения и дополнения в законодательство были направлены на защиту права собственности на нефть и производимые из нее нефтепродукты. Именно поэтому, статья 197 (ранее 183-1) УК включена законодателем в Главу 6 «Уголовные правонарушения против собственности». Объектом преступления выступает собственность. Действия лица совершающего деяния перечисленные в ст.197 УК, должны быть направлены на нарушение права собственности на нефть и нефтепродукты. Деяния должны быть связаны причинно-следственной связью с нарушением права собственности. В деле должен быть потерпевший - собственник нефти и/или нефтепродуктов, право собственности которого, нарушено указанными в статье действиями лица, подлежащего уголовной ответственности. Однако, в правоприменительной практике, в делах по ст.197 УК нет сведений против чьей собственности совершено преступление, нет потерпевших, нет нарушения права собственности кого либо на нефть и нефтепродукты. Например, дела Комитета национальной безопасности, Агентства финансового мониторинга, СМУС Актюбинской области, Актюбинского областного суда (дело № 1598-20-00-1/57, дело № 1598-18-00-1/17 Актюбинская область), Агентства финансового мониторинга, суда № 2 г. Павлодар, (дело № 5511-20-00-1/130 Павлодарская область) дело № 4746-20-00-1/60 Мангыстау, дело № 2336-21-00-1/16 Жалыойский районный суд, дело № 2342-21-00-1/2 Исатайский районный суд Атырауской области, дело № 3524-21-00-1/1 г. Темиртау) во всех таких делах по ст.197 УК, граждан, как местных, так и иностранных, преследуют, судят и осуждают начиная от штрафов, и общественных работ до лишения свободы на 13 и 19 лет просто за действия по транспортировке и реализации нефтепродуктов (без документов, подтверждающих законность их происхождения) при отсутствии объекта преступления, при отсутствии потерпевших и при отсутствии каких либо, общественно опасных последствий. Гражданам вменяют создание преступных групп, реализацию нефтепродуктов в особо-крупном размере, в который, включена основная стоимость законного приобретения нефти и нефтепродукта. В диспозиции уголовно-правовой нормы ст.197 УК перечислены действия, (приобретение, переработка, хранение, транспортировка, реализация нефти и нефтепродуктов), без которых не может существовать повседневная жизнедеятельность любого общества и государства. При этом, если указанные общественно-значимые и полезные действия с нефтью и нефтепродуктами совершаются без документов, подтверждающих законность их происхождения то, такие действия, согласно законодателю, становятся общественно-опасными и попадают в разряд запрещенных уголовным законом деяний статьи 197 УК. Однако, в чем заключена эта общественная опасность? И кто решил, что в этих, направленных на общественное благо действиях, существует общественная опасность? На эти вопросы ответов нигде нет. В самой диспозиции ст.197 УК не содержится описание общественно опасных последствий к которым, указанные в статье действия с нефтью и нефтепродуктами должны вести с неизбежностью, иначе, считать их общественно-опасными, и включать в разряд преступных деяний не допустимо, так как, это ведет к уголовному преследованию за повседневно совершаемые общественно-полезные действия не создающие никакой общественной опасности. В практике применения ст.197 УК в указанных выше делах и не только (№ 1598-20-00-1/57, № 1598-18-00-1/17, № 5511-20-00-1/130) в постановлениях о квалификации деяний органов досудебного расследования, в обвинительном акте прокуроров и в обвинительном приговоре и постановлениях судов, достоверно установлена законность действий подозреваемых, подсудимых по приобретению нефти и нефтепродуктов у оптовых поставщиков, зарегистрированных в органах государственных доходов. То есть, установлены документы, подтверждающие законность приобретения нефти и нефтепродуктов. Установлено происхождение нефтепродуктов из Актюбинского, Павлодарского нефтехимических заводов. Несмотря на это, действия подозреваемых, подсудимых по дальнейшей транспортировке и реализации законно приобретенных ими нефти и нефтепродуктов признаются преступными по ст.197 УК только в силу того, что они осуществлены без документов, подтверждающих законность их происхождения. Встает вопрос, каким образом из законного приобретения нефти и нефтепродуктов порождается незаконная их реализация и транспортировка? И почему, дальнейшее приобретение третьими лицами у подозреваемых, подсудимых нефти и нефтепродуктов, реализованных без документов подтверждающих их происхождение, не признается незаконным и не преследуется по ст.197 УК? Ведь если, реализация подсудимыми совершена без документов подтверждающих происхождение нефтепродуктов то, и дальнейшее приобретение третьими лицами у них, также осуществлено без этих документов. Такую избирательность порождает несовершенство самой статьи 197 УК, благодаря которой, по цепочке можно преследовать всех за неоднократную реализацию, транспортировку и приобретение, хранение нефтепродуктов. Остается только добавить в статью еще и потребление нефти и нефтепродуктов без документов, подтверждающих их происхождение. Странным представляется тот, что во всех указанных делах, отсутствует назначение и проведение экспертиз на предмет происхождения нефти и нефтепродуктов. Без проведения которой не представляется возможным установить происхождения нефтепродуктов и законность их переработки. Но основной и главный фокус заключается в том, что в законодательстве Республики Казахстан отсутствуют, не только обязательные требования к приобретению, транспортировке, хранению и реализации нефтепродуктов с документами подтверждающими законность их происхождения но, и не установлены ни форма ни порядок выдачи таких документов. Другими словами, в законах нигде не написано, что приобретение, транспортировка, хранение, реализация нефти и нефтепродуктов должна производится с документами подтверждающими законность их происхождения. Например, в отношении сырой нефти, Законом ст.12 п.1 пп.10 и ст.18 п.5 п.п.1) 2) предусмотрено: производитель нефтепродуктов обязан приобретать (принимать) на переработку сырую нефть и обеспечивать равный доступ поставщикам нефти при условии наличия двух документов 1) документа, подтверждающего происхождение приобретаемой (принимаемой) сырой нефти и 2) документа подтверждающего качество сырой нефти (паспорта качества). То есть, Законом ст.18 вменяется в обязанность только производителю нефтепродуктов осуществлять прием сырой нефти на переработку с указанными двумя документами. Законодательство не требует наличие этих документов у поставщиков, перевозчиков, хранителей и приобретателей нефтепродуктов при их приобретении, транспортировке, хранении и реализации. Законодатель не требует от поставщика сырой нефти предъявить такой документ производителю нефтепродуктов, он только обязывает производителя принимать с таким документом сырую нефть, а если, такого документа не представлено, то производитель обязан не принимать нефть на переработку. Кроме этого, законодательством Республики Казахстан не предусмотрена и не утверждена форма и порядок выдачи поставщикам (поставщиками) сырой нефти документа, подтверждающего происхождение приобретаемой (принимаемой) нефти указанного в пп.1) п.5 ст.18 Закона. Законодательством не предусмотрены полномочия кого либо, на утверждение формы и порядка выдачи документов указанных в п.5 ст.18 Закона. Все документы, которые используются в обычном-деловом обороте нефти и нефтепродуктов (договоры, сопроводительные накладные ст.20 Закона, накладные на отпуск товаров на сторону, электронные накладные и счета-фактуры, путевые листы, складские расписки и прочее), выступают документами подтверждающими только приобретение, транспортировку, хранение и реализацию нефтепродуктов, но не их происхождение. Чек выданный на заправке, тоже не может гарантировать, что состоялось приобретение нефтепродукта имеющего законное происхождение. Существующая редакция диспозиции уголовно-правовой нормы ст.197 УК фактически создала общественную опасность. Людей лишают свободы с конфискацией автовозов, иного имущества за незаконную транспортировку и реализацию законно приобретённых нефти и нефтепродуктов смотрите вышеуказанные дела. Также, например: дело № 4746-20-00-1/60 и дело № 2336-21-00-1/16) один гражданин перевозил 950 литров дизтоплива для нужд хозяйства, другой 300 литров дизтоплива для заправки родственника, у которого кончилась солярка по дороге (вез в пластиковых бутылках) по дороге остановили сотрудники полиции, попросили предъявить документы подтверждающие происхождение дизтоплива? В итоге, оба осуждены за транспортировку дизтоплива, без документов подтверждающих его происхождение. Первого осудили к штрафу 145.850 тенге и конфисковали дизтопливо 950 литров. Второго осудили к 60 часам общественных работ с конфискацией 300 литров солярки. Похожая ситуация по делу № 3524-21-00-1/1 и делу № 2342-21-00-1/2) водитель постоянно осуществлявший перевозку нефтепродуктов осужден к 60 часам общественных работ с конфискацией дизельного топлива за транспортировку без документов, подтверждающих его происхождение. Статья 197 Уголовного кодекса в действующей редакции причиняет непоправимый ущерб и вред гражданам и экономике страны. Нарушает конституционные права человека, лишает детей отцов, родителей сыновей, жен супругов и т.д., создает колоссальные условия для коррупции и рейдерства, наложения на государство пятна неосновательного обогатителя за счет своих граждан посредством незаконных конфискаций, что подрывает доверие общества к власти и разрушает авторитет государства. Считаю, крайне необходимо Верховному Суду и Генеральной прокуратуре безотлагательно приостановить применение статьи 197 УК. На основании ч.4 ст.14 УПК незамедлительно освободить всех, кто незаконно содержится под стражей по ст.197 УК, запустить процедуру отмены приговоров и реабилитации незаконно осужденных по ст.197 УК. Принести народу извинения за то, что такое было допущено и запустить процедуру неотвратимого привлечения к ответственности лиц, допустивших создание статьи и ситуацию опасную для общества и незаконное уголовное преследование и осуждение. Перед конституционным Советом поставить вопрос о противоречии ст.197 УК Конституции. Парламенту ее декриминилизировать или доработать.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |