| ||||||||||||||||||||
|
|
|
К. Рахманов, аудитор ТОО «Ар-Аудит», СIPA
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ СОСТАВЛЯТЬ АКТ ОКАЗАННЫХ УСЛУГ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ С НЕРЕЗИДЕНТОМ РК, И МОЖНО ЛИ ПОДТВЕРЖДАТЬ ВЫЧЕТЫ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ОФОРМЛЕННОЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ?
АО резидент РК, авиакомпания осуществляет взаиморасчеты с компаниями нерезидентами по ремонту и проверке компонентов и запасных частей воздушных судов. Как правило, это ведущие компании авиационной индустрии, работающие по всему миру. По факту получения услуг от нерезидента Авиакомпания запрашивает первичные документы - оригиналы инвойсов и акты-выполненных работ согласно законодательству Республики Казахстан. Многие компании нерезиденты отказываются отправлять оригиналы документов, считают отправку документов в электронном виде обычной практикой и достаточной для делового оборота, отказываются подписывать акты выполненных работ, мотивируя тем, что в стране нерезидента такие документы не предусмотрены. Но для подтверждения расходов на ремонт Авиакомпания запрашивает все документы и поэтому вынуждена нести дополнительные расходы за отправку данных документов, за подпись и прочие расходы, связанные с получением оригиналов. По завершении услуги ремонта или проверки воздушных судов и запасных частей компания нерезидент представляет следующие документы: 1) инвойс к оплате, подтверждающий сумму и описание предоставленной услуги, 2) сертификат международного образца (далее - Сертификат соответствия), подтверждающий Факт выполнения услуг. Исходя из вышеизложенного, может ли Авиакомпания (резидент РК): 1. В качестве подтверждения расходов на вычет в целях КПН получать инвойсы и сертификаты соответствия для подтверждения суммы и факта полученных услуг от нерезидентов, без получения акта выполненных работ, который не предусмотрен у нерезидентов РК? 2. Если нет, и акт выполненных работ обязателен, может ли авиакомпания в течение периода получать множественное количество инвойсов с разными датами, подтверждая расходы одним актом выполненных работ, к примеру, в течение месяца компания получает от поставщика порядка 30 - 50 инвойсов. 3. Может ли авиакомпания подтверждать расходы на ремонт на основании полученных документов в электронном виде, учитывая стремление Республики Казахстан войти в развитые страны мира и постепенный переход электронному документообороту и электронному - инвойсингу? Какие документы могут быть предоставлены в электронном виде согласно пунктам 2 и 3 статьи 59 Налогового кодекса, входят ли в понятие учетной документации первичные документы для юридических лиц?
Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса: «3. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Следовательно, документация должна быть оформлена в соответствии с МСФО и Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» действие настоящего Закона распространяется на: - индивидуальных предпринимателей; - юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации). Согласно пункту 2 статьи 7 Закона формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Данные формы утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов», в том числе форма акта выполненных работ (оказанных услуг). Таким образом, форма утвержденная форма акта выполненных работ (оказанных услуг) распространяется на юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, и не распространяется на нерезидентов, которые не зарегистрированы на территории РК. Поэтому наличие акта выполненных работ (оказанных услуг) при оказании услуг нерезидентом не обязательно. Нерезиденты имеют право применять свои формы документирования в соответствии со своими нормами, правилами, обычаями делового оборота. В практике многих стран принято выставление инвойса считать фактом оказания услуг без оформления дополнительных документов. В данном случае есть сертификат международного образца (сертификат соответствия), который подтверждает факт оказания услуг. Поэтому наличие инвойса и сертификата в данном случае является достаточным основанием для отнесения понесенных расходов на вычеты. При этом можно оформить акт оказанных услуг с нерезидентом за определенный период времени (например, за месяц), это также будет являться документом, достаточным для отнесения расходов на вычеты. Согласно пункту 6 статьи 56 Налогового кодекса: «6. Учетная документация включает в себя: 1) бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению; 1-1) первичные учетные документы - для индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2-1 настоящей статьи; 2) налоговые формы; 3) налоговую учетную политику; 4) иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства». В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»: «1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику». Поэтому первичные документы для юридических лиц включаются в состав учетной документации. Согласно пункту 6 статьи 7 данного закона: «6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Поэтому, даже если ведется документооборот в электронном виде, необходимо иметь бумажный носитель первичного документа, который подтверждает факт совершения операции с контрагентом. Исходя из практики налоговых проверок, можно добавить, что орган государственных доходов требует предоставления бумажных носителей по первичной документации. По личному мнению консультанта, лучше запросить у зарубежных контрагентов оригиналы документов, в том числе инвойсов и сертификатов, чтобы избежать потенциально возможных разногласий по поводу наличия первичной документации на предприятии при налоговой проверке, так как орган государственных доходов может посчитать скан-версию инвойса или сертификата недостаточным основанием для признания понесенных расходов и налоговых вычетов. По данному вопросу можно также обратиться за разъяснениями в Комитет государственных доходов.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |