|
|
|
Правовой мониторинг
Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства Республики Казахстан
Показатель 1. Общая информация
1.1. Объект правового мониторинга Закон Республики Казахстан от 1 февраля 2012 г. № 550-IV «О Фонде национального благосостояния» (далее - Закон, анализируемый Закон). Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан: от 07.03.14 г. № 177-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения»; от 02.07.14 г. № 225-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления»; от 27.10.15 г. № 365-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию»; от 16.11.15 г. № 403-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности»; от 04.12.15 г. № 435-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок»; от 11.07.17 г. № 89-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики»; от 27.12.17 г. № 126-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования»; от 24.05.18 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»; от 04.07.18 г. № 174-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам венчурного финансирования»; от 26.12.18 г. № 202-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора» (вводится в действие с 1 января 2020 г.). При этом данный Закон является по счету вторым, посвященным Фонду национального благосостояния. Первый Закон был принят 13 февраля 2009 г.
1.2. Предмет правового регулирования Закон определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, порядок взаимодействия Фонда национального благосостояния и государственных органов, а также отдельные особенности правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду национального благосостояния, и иных организаций, входящих в группу Фонда национального благосостояния.
1.3. Отрасль законодательства В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 г. № 1378, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства 030.000.000. Гражданское законодательство, 120.000.000. Законодательство о государственном регулировании хозяйственной деятельности.
Показатель 2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан и стратегическим целям государства
Согласно пункту 2 ст. 1 Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., одним из основополагающих принципов деятельности Республики является экономическое развитие на благо всего народа. В Стратегии развития акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» на 2018 - 2028 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 17 октября 2018 г. № 656, отмечается, что стратегическая цель Казахстана по вхождению в 30-ку развитых стран мира ставит перед Фондом амбициозные цели и требует существенных преобразований для обеспечения глобальной конкурентоспособности. Необходимо принятие действенных мер по разрешению проблемных вопросов инвестиционного портфеля, улучшению эффективности деятельности и финансовой устойчивости национальных компаний. Это в дополнение к поиску новых инициатив для роста диверсификации портфеля и увеличению доходности для акционера, укреплению присутствия Республики Казахстан и Фонда на международной арене. Таким образом, анализируемый Закон соответствует нормам Конституции Республики Казахстан, её стратегическим целя и задачам.
Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан
Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.
Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан
При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.
Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан
Согласно подпункту 1) части первой ст. 1 Закона, косвенное владение - владение каждой последующей организацией Фонда акциями (долями участия в уставном капитале) иной организации на праве собственности или доверительного управления. Частью второй п. 2 ст. 188 ГК РК определено, что право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом. Таким образом, право владения является одним из вещных правомочий собственника. В этой связи использование данного термина, как и термина «собственность», применительно к объектам гражданских прав, имеющих обязательственную природу [1], является некорректным. Тем не менее, мы не считаем указанную некорректность законодателя критичной, поскольку такой подход соответствует устоявшейся казахстанской практике использования данной терминологии. Так, термины «владение», «собственность» применительно к акциям и долям участия [2] используются в анализируемом Законе в подпункте 2) ст. 1; части второй подпункта 4) ст. 1; ст. 3; подпункте 7) п. 2 ст. 10; подпунктах 1), 3) п. 4 ст. 10; п. 2 ст. 12; п. 1 ст. 19; ст. 22; пунктах 1, 2, 3, 4 ст. 24; названии, п. 1 ст. 24-1. При этом, однако, в ряде случаев Закон использует слова «принадлежат», «принадлежит» без указания на право собственности (часть первая подпункта 4) ст. 1; подпункт 10) п. 2 ст. 10; подпункт 2) п. 4 ст. 10; п. 1 ст. 20). Такой подход, по нашему мнению, возможно рассматривать в качестве варианта решения обозначенного вопроса.
Показатель 6. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов
В анализируемом Законе сделаны юридически корректные оговорки, разрешающие возможные коллизии между иными законодательными актами в пользу Закона: - законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах и законодательство Республики Казахстан о государственном имуществе применяется к группе Фонда, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 3 ст. 2 Закона); - законодательство Республики Казахстан об инвестиционных и венчурных фондах не распространяется на компании, входящие в перечень, утверждаемый Правительством Республики Казахстан (пункт 4 ст. 2 Закона); - наряду с вопросами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», к компетенции председателя правления Фонда относятся: <…> (пункт 4 ст. 10 Закона); - специальный порядок закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законодательными актами Республики Казахстан, не применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемым Фондом и организациями, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд (пункт 1 ст. 19 Закона); - сделки между организациями, входящими в группу Фонда, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлены особые условия, заключаются без их применения в порядке, определяемом советом директоров Фонда (статья 21 Закона); - порядок приобретения на вторичном рынке ценных бумаг тридцати и более процентов голосующих акций акционерных обществ, установленный Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», не применяется в отношении Фонда или юридических лиц, более пятьюдесятью процентами голосующих акций которых прямо или косвенно владеет Фонд (статья 22 Закона); - пункты 2, 3 ст. 24 Закона.
Показатель 7. Соответствие Закону подзаконных актов, изданных в его развитие
В развитие положений Закона принят ряд нормативных правовых актов, в том числе: - Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2010 г. № 1116 «О Совете по управлению Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2009 г. № 1070 «Об утверждении перечней национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат акционерному обществу «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» на праве собственности или доверительного управления, акции которых отчуждаются или передаются в доверительное управление по решению Правительства Республики Казахстан и решение о ликвидации, реорганизации которых принимается Правительством Республики Казахстан»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 г. № 1384 «Об утверждении Правил размещения отчетности, необходимой государственным органам, на интернет-ресурсе Фонда национального благосостояния, а также перечня, форм и периодичности размещения отчетности»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 ноября 2012 г. № 1403 «Об утверждении кодекса корпоративного управления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2012 г. № 1418 «Об утверждении Устава акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2012 г. № 1427 «Об утверждении Правил отнесения социально значимых и (или) индустриально-инновационных проектов, реализуемых Фондом национального благосостояния или организацией, входящей в группу Фонда национального благосостояния, к низкорентабельным»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 2012 г. № 1599 «Об одобрении проекта Соглашения о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2018 г. № 729 «О некоторых вопросах акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2018 г. № 853 «О некоторых вопросах акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2018 г. № 656 «Об утверждении Стратегии развития акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» на 2018 - 2028 годы»; - Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 г. № 149 «Об утверждении Правил разработки, утверждения стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации».
Показатель 8. Наличие устаревших норм Закона
В Законе устаревшие нормы не выявлены.
Показатель 9. Наличие дублирующих норм Закона
В Законе содержатся положения, полностью или в части дублирующие положения ГК РК и иных НПА:
Показатель 10. Наличие пробелов в Законе
10.1. В соответствии с подпунктом 2) п. 2 статьи 6-1 Закона, в компетенцию Совета по управлению Фондом входит, в том числе, одобрение стратегии развития Фонда и рассмотрение ежегодного отчета Фонда о ходе ее реализации. При этом последствия её неодобрения Законом не предусмотрены. 10.2. Подпунктом 4) п. 2 ст. 6-1 Закона к компетенции Совета по управлению Фондом отнесено согласование кандидатур для избрания независимыми директорами Фонда, а также размера и условий выплаты вознаграждений независимым директорам Фонда. При этом последствия несогласования указанных вопросов Законом не предусмотрены.
Показатель 11. Наличие бланкетных и отсылочных норм Закона
В Законе обнаружено, по крайней мере, 24 отсылочные и 39 бланкетных норм: отсылочные: подпункт 13) п. 2 ст. 7; п. 3 ст. 7; п. 3-1 ст. 7; подпункт 12) п. 3 ст. 8; п. 4 ст. 8; п. 4-1 ст. 8; часть четвертая п. 1 ст. 9; подпункт 16) п. 2 ст. 10; подпункт 17) п. 2 ст. 10; п. 2-1 ст.10; п. 3 ст. 10; п. 6 ст. 10; п. 2 ст. 19; п. 3 ст. 19; часть первая п. 4 ст. 19; часть вторая п. 4 ст. 19; п. 8 ст. 19; п. 3 ст. 20; п. 5 ст. 24; п. 2 ст. 24-1; подпункт 2) п. 3 ст. 24-1; п. 7 ст. 24-1; п. 8 ст. 24-1; п. 10 ст. 24-1; бланкетные: абзац второй части второй подпункта 4) ст. 1; абзац третий части второй подпункта 4) ст. 1; пункт 1 ст. 2; пункт 3 ст. 2; пункт 4 ст. 2; пункт 3 ст. 6-1; подпункт 7) п. 2 ст. 7; подпункт 8) п. 2 ст. 7; подпункт 11) п. 2 ст. 7; подпункт 15-2) п. 2 ст. 7; подпункт 16) п. 2 ст. 7; часть вторая п. 4 ст. 7; подпункт 21) п. 3 ст. 8; подпункт 3) п. 2 ст. 10; преамбула пункта 4 ст. 10; часть первая п. 1 ст. 12; пункт 1 ст. 13; пункт 2 ст. 13; часть первая п. 3 ст. 13; часть вторая п. 3 ст. 13; часть первая п. 2 ст. 15; часть вторая п. 2 ст. 15; пункт 3 ст. 15; пункт 2 ст. 16; подпункт 2) п. 1 ст. 18; подпункт 3) п. 1 ст. 18; пункт 2 ст. 18; пункт 1 ст. 19; пункт 6 ст. 19; статья 21; статья 22; пункт 2 ст. 23; преамбула пункта 2 ст. 24; преамбула пункта 3 ст. 24; преамбула пункта 3 ст. 24-1; подпункт 1) п. 3 ст. 24-1; часть первая п. 6 ст. 24-1; пункт 9 ст. 24-1; статья 25.
Показатель 12. Наличие иных недостатков Закона
12.1. Законом РК от 24 мая 2018 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» анализируемый Закон дополнен статьей 6-1 «Совет по управлению Фондом». Несмотря на оговорку «консультативно-совещательный орган», Совет по управлению Фондом наделен вполне конкретными полномочиями. В этой связи подпункт 4) ст. 6 Закона следовало изложить в редакции: «4) иные органы в соответствии с настоящим Законом и уставом Фонда». 12.2. В соответствии с подпунктом 2) п. 2 статьи 6-1 Закона, в компетенцию Совета входит, в том числе, одобрение стратегии развития Фонда и рассмотрение ежегодного отчета Фонда о ходе ее реализации. Между тем, согласно подпункту 3) п. 2 ст. 7 Закона, к исключительной компетенции высшего органа Фонда - единственного акционера входит, в том числе, утверждение стратегии развития Фонда и внесение изменений и дополнений в нее. Словарь русского языка С.И. Ожегова толкует слово одобрить как «признать хорошим, правильным, допустимым»; слово утвердить - как «окончательно установить, принять, официально оформить» [3]. В этой связи во избежание коллизий между указанными процедурами утверждению стратегии развития Фонда его единственным акционером должно предшествовать её одобрение Советом по управлению Фонда. 12.3. Согласно пункту 1 ст. 8 Закона, совет директоров Фонда состоит из председателя и членов, избираемых в порядке, установленном настоящим Законом. Использование в данном случае слова «избираемых» является некорректным, поскольку, как следует из пункта 2 настоящей статьи, председателем совета директоров Фонда является Премьер-Министр Республики Казахстан по должности. Также в силу занимаемых должностей членами совета директоров являются первый руководитель центрального уполномоченного органа по государственному планированию, помощник Президента Республики Казахстан и председатель правления Фонда. Таким образом, лишь четыре независимых директора являются избираемыми, если это слово, вообще, может быть использовано в случае с единственным избирателем. В этой связи, по нашему мнению, пункт 1 статьи 8 Закона целесообразно изложить в следующей редакции: «1. Совет директоров Фонда формируется в порядке, установленном настоящим Законом». 12.4. В соответствии с подпунктом 28) п. 3 ст. 8 Закона (в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI), к исключительной компетенции совета директоров Фонда отнесено проведение ежегодной оценки деятельности совета директоров Фонда с направлением информации Совету по управлению Фондом. По данному положению отмечаем следующее: - оно представляется не способным выявить объективные результаты деятельности совета директоров Фонда вследствие совпадения субъекта и объекта оценки в одном лице; - согласно подпункту 15-1) п. 2 ст. 7 Закона, к исключительной компетенции единственного акционера Фонда относится рассмотрение отчета о деятельности совета директоров Фонда. В этой связи вновь возможно возникновение коллизий между процедурами а) направления информации об оценке деятельности совета директоров Совету по управлению Фондом и б) рассмотрения отчета о деятельности совета директоров Фонда. 12.5. С точки зрения юридической техники подпункты 4), 7) п. 2 ст. 7 Закона следует, соответственно, изложить в редакциях: «4) принятие решения о добровольной реорганизации или ликвидации Фонда;»; «7) принятие решения об отчуждении акций (долей участия) компаний по перечню, определенному единственным акционером Фонда, а также о передаче указанных акций (долей участия) в доверительное управление;». Также иного изложения требуют подпункты 23), 24), 25) п. 3 ст. 8 Закона: «23) об участии Фонда в создании или деятельности иных юридических лиц путем передачи части или нескольких частей активов, в сумме составляющих двадцать пять и более процентов от всех принадлежащих Фонду активов;»; «24) об увеличении обязательств Фонда на величину, составляющую десять и более процентов размера его собственного капитала;»; «25) о приобретении (отчуждении) Фондом десяти и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) других юридических лиц;». 12.6. С редакционной точки зрения в пункте 1 ст. 10 Закона слова «иных лиц» следует заменить словами «членов правления». 12.7. Согласно пункту 3 ст. 10 Закона, решения, указанные в подпунктах 3) и 9) пункта 2, пункте 2-1 настоящей статьи, по вопросам деятельности компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются правлением или председателем правления Фонда в целях определения позиции Фонда как акционера (участника) для последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний. Данное обстоятельство является примером полного соответствия заложенного в Законе принципа эффективности системы корпоративного управления, предусмотренного подпунктом 2) ст. 17 Закона, а также задаче по внедрению в группе Фонда наилучшей практики корпоративного управления (подпункт 2) п. 2 ст. 4 Закона). Аналогичный подход в Законе имеет место, где речь идет о компетенции единственного акционера (п. 3 ст. 7) и совета директоров Фонда (п. 4 ст. 8) по вопросам, касающимся компаний, входящих в группу Фонда. Однако подпункт 5) п. 2 ст. 10 Закона наделяет правление или председателя правления Фонда правом принятия оперативных мер в отношении компаний по недопущению срывов по полноте и срокам реализации инвестиционных решений и инвестиционных проектов, что, на наш взгляд, свидетельствует об отступлении от указанного принципа. 12.8. Другим примером очевидного нарушения указанного принципа является наделение председателя правления Фонда полномочиями, предусмотренными пунктом 4 ст. 10 Закона, такими как: - принятие решений о назначении проверок (ревизий) в компаниях и иных юридических лицах, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеют компании; - дача прямых (оперативных) поручений для исполнения компаниям, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду, по вопросам их деятельности; - привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей исполнительных органов юридических лиц, по отношению к которым Фонд является единственным акционером или лицом, владеющим всеми голосующими акциями, единственным участником либо единственным лицом, имеющим право на имущество юридического лица. 12.9. В подпункте 6-1) п. 2 ст. 10 Закона нарушено единство терминологии. Так, им предусматривается, что к исключительной компетенции правления Фонда относится утверждение кодекса корпоративного управления организаций, входящих в группу Фонда, а также изменений и дополнений в него. Между тем, в статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» термин «организации» используется лишь применительно к дочерним организациям компаний (термин, который также имеет в Законе своё смысловое значение). В этой связи в целях исключения разночтений представляется возможным в подпункте 6-1) п. 2 ст. 10 Закона слово «организаций» заменить словами «юридических лиц». Здесь же отметим, что термины «организации», «организации, входящие в группу Фонда» используются в Законе и в ряде других случаев. 12.10. При этом нам не представляется целесообразным распространение исключительной компетенции правления Фонда по утверждению кодексов корпоративного управления на все организации, входящие в группу Фонда. Системное толкование подпункта 2) и части первой подпункта 4) ст. 1 Закона приводит к выводу, что группа Фонда состоит из: 1. самого Фонда; 2. его дочерних организаций (национальные институты развития, национальные компании и другие юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат Фонду): 3. его внучатых организаций (дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат юридическим лицам, указанным в пункте 2 настоящего положения справки); 4. его правнучатых организаций (дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит юридическим лицам, указанным в пункте 3 настоящего положения справки). По нашему мнению, установление такой (сквозной) компетенции правления Фонда не соответствует провозглашенным Законом принципам корпоративного управления. 12.11. Согласно подпункту 11) п. 2 ст. 10 Закона, к исключительной компетенции правления Фонда входит утверждение штатной численности, штатного расписания и организационной структуры Фонда. Данное положение следует привести в соответствие с компетенциями, установленными для высшего органа-единственного акционера и совета директоров Фонда. Так, пунктом 2 ст. 7 Закона к исключительной компетенции единственного акционера отнесено, в том числе, определение срока полномочий совета директоров Фонда, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; определение размера и условий выплаты вознаграждений независимым директорам Фонда; назначение и досрочное освобождение от должности председателя правления Фонда. Пунктом 3 ст. 8 Закона к исключительной компетенции совета директоров отнесено, в том числе, принятие решений о создании комитетов при совете директоров Фонда; определение количественного состава, срока полномочий правления, избрание членов правления, а также досрочное прекращение их полномочий, за исключением председателя правления Фонда; определение размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования председателя и членов правления; определение количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначение ее руководителя, а также досрочное прекращение его полномочий, определение порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита; назначение корпоративного секретаря и досрочное прекращение его полномочий, определение срока полномочий корпоративного секретаря, требований к корпоративному секретарю, его функций, порядка деятельности, размера должностного оклада корпоративного секретаря и условий вознаграждения корпоративному секретарю. Требуемая в этой части корректировка полномочий правления Фонда будет соответствовать части второй п. 4 ст. 12 анализируемого Закона, согласно которой общее руководство и руководство текущей деятельностью Фонда осуществляется, соответственно, советом директоров и правлением, которые принимают решения по вопросам, относящимся к их компетенции. 12.12. В Законе обнаружены и иные внутренние противоречия, касающиеся разграничения полномочий органов Фонда. Так, пунктом 1 ст. 24 Закона предусмотрено, что решение о создании централизованной службы внутреннего аудита, централизованной службы безопасности может быть принято правлением Фонда. Однако подпунктом 18) п. 3 ст. 8 Закона определение количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначение ее руководителя, а также досрочное прекращение его полномочий, определение порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита отнесено к исключительной компетенции совета директоров Фонда. 12.13. В соответствии с пунктом 5 ст. 8 Закона, деятельность совета директоров Фонда обеспечивается корпоративным секретарем, в том числе формирующим повестку дня заседания совета директоров и направляющим уведомления членам совета директоров Фонда о проведении заседания, и Фондом. Очевидно, что слова «, и Фондом» в окончании данного предложения являются лишними.
___________ Сноски: 1. Пунктом 1 ст. 12 Закона РК № 415-II от 13 мая 2003 г. «Об акционерных обществах» установлено, что акции выпускаются в бездокументарной форме. Частью третьей п. 3 ст. 129 ГК РК определено, что бездокументарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в бездокументарной форме (в виде совокупности электронных записей). Согласно пункту 4 ст. 28 Закона РК № 220-I от 22 апреля 1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», право на долю участника в имуществе товарищества с ограниченной ответственностью носит не вещный, а обязательственный характер. 2. На наш взгляд, использование термина «доля в уставном капитале» более предпочтительно. 3. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой, 14-е изд. - М.: Рус. яз., 1983. С. 392, 749.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |