|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за май 2021 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Банковское дело, кредитная деятельность
С 1 июля 2021 года - новый Кодекс РК «Экологический кодекс Республики Казахстан». Экологический кодекс состоит из семи основных принципов. Первый принцип - загрязнитель платит и исправляет. Подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. Второй принцип - новые подходы оценки воздействия на окружающую среду. Третий принцип - внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования. Так, предприятия, внедрившие новые технологии, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае, если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти. Четвертый принцип - направление платы за эмиссии на экологические мероприятия. В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует обязательность расходования на природоохранные мероприятия средств, поступивших от платежей за эмиссии в окружающую среду. Поэтому местные исполнительные органы выделают на охрану окружающей среды от 0 до 400%, в среднем лишь 45%. Также ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. В этой связи, предусмотрено обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%. Пятый принцип - создание автоматизированной системы мониторинга выбросов. Шестой принцип - усиление экологического контроля. Предлагается внести изменения в Предпринимательский кодекс, в части проведения проверок по фактам, непосредственно затрагивающим условия жизнедеятельности населения. Седьмой принцип - совершенствование управления отходами производства и потребления. В целях снижения количества несанкционированных свалок, будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов, и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций. Утверждено, что Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В свою очередь, с 1 июля 2021 года признается утратившим силу Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года. См. Кодекс РК от 02.01.21 г. № 400-VI (вводится в действие с 01.07.21 г., за исключением случаев, предусмотренных статьей 418 данного Кодекса).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон о его введении. Основные изменения: 1) Отсрочка по ИПН и СН в период с 1 апреля до 1 июля 2021 года Отсрочка по уплате ИПН у источника выплаты и социального налога по обязательствам, наступающим в период с 1 апреля 2021 года до 1 июля 2021 года, предоставлена налоговым агентам, применяющим СНР розничного налога, и лицам, занимающихся частной практикой, в срок не позднее 1 июля 2021 года. 2) При долге по налогам свыше 6 МРП банковские счета будут арестованы С 1 июля 2021 года предусмотрен минимальный предел по сумме налоговой задолженности в размере 6 МРП, ниже которого налоговые органы не вправе приостанавливать расходные операции по банковским счетам налогоплательщика, отнесенного в соответствии с СУР к категориям высокого или среднего уровня риска. Также с 2022 года вводится норма, разрешающая банкам открывать счет сразу после погашения налогоплательщиком задолженности. Сейчас банковский счет можно использовать через три дня, в некоторых случаях - через неделю. 3) Медицинские расходы в период карантина и пандемии исключены из доходов ФЛ С 1 июля 2021 года в Налоговый кодекс вводится норма, устанавливающая, что все медицинские расходы работодателя, включая возмещение расходов работников, связанные с проведением ограничительных мероприятий (карантином, признанием заболевания пандемией), не рассматриваются доходами физических лиц и не подлежат налогообложению. 4) Расширен перечень лиц с правом на дополнительный зачет по НДС С 1 июля 2021 года право на дополнительный зачет НДС распространяется на юридические лица, которые впервые вводят в эксплуатацию на территории Казахстана здания, сооружения, машины и оборудование для осуществления деятельности по производству продукции в обрабатывающей промышленности (за исключением металлургической промышленности). 5) Для вычета по сделкам свыше 1000-кратного МРП нужен ЭСФ или чек ККМ с указанием ИИН покупателя С 1 января 2022 года подтверждающими документами для вычета по КПН по сделкам на сумму свыше 1000-кратного МРП наряду с накладными и актами выполненных работ будут являться счет-фактура или чек ККМ с ФПД, в котором указан идентификационный номер покупателя (клиента), получателя товаров, работ. 6) С 2022 года вводится СНР с использованием мобильного приложения Новый специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения смогут применять только индивидуальные предприниматели, использующие упрощенную декларацию, т.к. исполнение налоговых обязательств можно осуществлять через смартфон. Введение нового режима упростит регистрацию, прекращение деятельности и исполнение налоговых обязательств налогоплательщика. 7) Плата за майнинг - новый платеж с 1 января 2022 года Майнингом является способ добычи криптовалют. Плата за цифровой майнинг будет взиматься за объем электрической энергии, потребленной при цифровом майнинге. Текущие суммы платы будут уплачиваться плательщиками ежеквартально. При этом ставка платы определена в размере 1 тенге за 1 киловатт-час электрической энергии, потребленной при осуществлении цифрового майнинга. 8) Определены условия для получения статуса субъекта социального предпринимательства Предпринимательский кодекс дополнен новыми положениями по определению социального предпринимательства и социального субъекта предпринимательства, чья деятельность направлена на решение социальных проблем общества. Поправки в Налоговый кодекс предусматривают закрепление государственных мер поддержки социального предпринимательства в части предоставления налоговых льгот. См. Закон РК от 24.06.21 г. № 53-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 06.07.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства, социального предпринимательства и обязательного социального медицинского страхования. Внесены изменения и дополнения в 4 Кодекса РК: 1. Земельный кодекс РК (изменения вводятся в действие с 6 июля 2021 года); Пункт 7 статьи 44 «Предоставление земельных участков для строительства объектов» Земельного кодекса дополнен частью третьей следующего содержания: «Положения части второй настоящего пункта распространяются также на субъекты социального предпринимательства». Пункт 8 статьи 44- 1 «Предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта» Земельного кодекса также дополнен частью одиннадцатой следующего содержания: «Положения части десятой настоящего пункта распространяются также на субъекты социального предпринимательства».
2. Бюджетный кодекс РК (изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года) Пункт 1 статьи 49 «Поступления в республиканский бюджет» Бюджетного кодекса дополнен подпунктом 22-1) 1. Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются: 22-1) плата за цифровой майнинг; Кроме того, теперь расходы: республиканского бюджета; областного бюджета; бюджетов города республиканского значения, столицы; районного (города областного значения) бюджета, включают в себя новое направление: «государственная поддержка социального предпринимательства».
3. Предпринимательский кодекс РК (изменения вводятся в действие с 6 июля 2021 года и с 1 января 2022 года); В частности, с 1 января 2022 года, дополнен режим с использованием специального мобильного приложения (в новой редакции изложена часть шестая пункта 2 статьи 24 Предпринимательского кодекса): «Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или с использованием специального мобильного приложения, за последние три года, поделенная на три»; Также, с 6 июня 2021 года Предпринимательский кодекс дополнен новой главой 6-1 «Социальное предпринимательство», которая включает в себя 4 статьи: Статья 79-1 «Социальное предпринимательство» Статья 79-2 «Основные задачи социального предпринимательства» Статья 79-3 «Категории субъектов социального предпринимательства» Статья 79-4 «Реестр субъектов социального предпринимательства». С 1 января 2022 года Предпринимательский кодекс дополняется новой статьей 232-1 «Государственная поддержка социального предпринимательства».
4. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (изменения вводятся в действие с 6 июля 2021 года). В Кодексе о здоровье исключено оглавление. Также статья 69 «Использование источников финансового обеспечения системы здравоохранения» Кодекса о здоровье дополнена новым пунктом 4-1: 4-1. Ведение учета субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, осуществляется фондом социального медицинского страхования. База данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, формируется фондом социального медицинского страхования».
Также изменения внесены в 7 Законов РК: 1. Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года);
2. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с 1 января 2022 года); Внесено изменение в подпункт 1) пункта 2 статьи 2 Закона о бухучете, согласно которому индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности, если они применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса. До ввода в действие изменений от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности освобождены только те индивидуальные предприниматели, которые применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента и упрощенной декларации.
3. Закон РК «О государственном имуществе» (изменения вводятся в действие с 6 июля 2021 года); Статья 74 «Договор имущественного найма (аренды) государственного имущества» Закона о госимуществе, дополнена пунктом 11 следующего содержания: «11. Государственное имущество может быть предоставлено в имущественный наем (аренду) без права выкупа на льготных условиях субъектам социального предпринимательства в соответствии с порядком, определяемым центральным уполномоченным органом по государственному планированию.».
4. Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года); Часть первая пункта 1 статьи 29 «Представление сведений о перечисленных обязательных пенсионных взносах, обязательных профессиональных пенсионных взносах» Закона о пенсионном обеспечении, изложена в новой редакции: 1. Агенты, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражают сведения по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан. То есть дополнено исключение - индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения.
5. Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» (изменения вводятся в действие с 6 июля 2021 года); Пункт 2 статьи 5 Закона об обязательном социальном медицинском страховании, изложен в новой редакции: 2. В случае неуплаты отчислений и (или) взносов лица получают медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования не более трех месяцев с момента прекращения уплаты таких отчислений и (или) взносов. Это право не освобождает лиц от обязанности уплаты взносов в фонд за неуплаченный период. Суммы взносов, уплачиваемые по истечении трех месяцев с момента прекращения уплаты таких взносов, подлежат зачислению в счет неуплаченного периода. Не включается в исчисляемый неуплаченный период, если период при исчислении неуплаченного периода охватывает момент: 1) возникший до 1 января 2020 года; 2) получения дохода в период трудовой деятельности, относящейся к перечню видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент 0 к ставкам налогов и социальных платежей, утвержденному Правительством Республики Казахстан, или в котором работодатель не исчислял и (или) не уплачивал отчисления и (или) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с положениями правовых актов, принятых для обеспечения экономической безопасности страны в период кризисных ситуаций, создающих или могущих создать угрозу жизни и здоровью населения, в соответствии с актами Правительства Республики Казахстан. Также статья 14 Закона об обязательном социальном медицинском страховании дополнена пунктом 8 следующего содержания: «8. Работодатели ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в фонд списки работников, получавших доход в период трудовой деятельности, относящейся к перечню видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент 0 к ставкам налогов и социальных платежей, утвержденному Правительством Республики Казахстан, или за которых не исчисляют и (или) не уплачивают отчисления и (или) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с положениями правовых актов, принятых для обеспечения экономической безопасности страны в период кризисных ситуаций, создающих или могущих создать угрозу жизни и здоровью населения, в соответствии с актами Правительства Республики Казахстан.». Кроме того, внесены дополнения в статью 40 и статью 41 Закона о порядке и сроках введения Закона.
6. Закон РК «О платежах и платежных системах» (изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года); Пункт 12 статьи 27 «Банковские счета» Закона о платежах, дополнен новым требованием: Банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, возобновляет расходные операции по банковскому (банковским) счету (счетам) клиента до отзыва уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам в случае погашения клиентом суммы налоговой задолженности, указанной в распоряжении уполномоченного органа в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет о приостановлении расходных операций по банковским счетам.
7. Закон РК «Об обязательном социальном страховании» (изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года). Пункт 2 статьи 16 данного Закона дополнен новым режимом с использованием мобильного приложения: Крестьянские или фермерские хозяйства, применяющие специальный налоговый режим, индивидуальные предприниматели и юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе патента или с использованием специального мобильного приложения, уплачивают суммы социальных отчислений в сроки, предусмотренные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
См. Закон РК от 24.06.21 г. № 52-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 06.07.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, совершенный в Ереване 1 октября 2019 года. Данным протоколом внесены изменения: в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к указанному Договору); в Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к указанному Договору). См. Закон РК от 14.06.21 г. № 50-VII.
Внесены изменения в Предпринимательский кодекс РК и шесть законов по вопросам закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора, а именно в: Закон РК «О чрезвычайном положении»; Закон РК «Об акционерных обществах»; Закон РК «О государственном имуществе»; Закон РК «О Фонде национального благосостояния»; Закон РК «О противодействии коррупции»; Закон РК «Об информатизации». См. Закон РК от 08.06.21 г. № 48-VII (вводится в действие с 01.01.22 г.).
Подписан Закон РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (далее - Закон). Закон регулирует отношения, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения уставной деятельности национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям, а также социально-предпринимательских корпораций, за исключением юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальным компаниям, переданных в доверительное управление физическим лицам или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа (далее - отдельные субъекты квазигосударственного сектора). Закон не распространяется на случаи: 1) приобретения услуг у физических лиц по трудовым договорам либо у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг, в том числе услуг частных нотариусов, адвокатов и судебных исполнителей; 2) внесения членских взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц; 3) приобретения пакетов акций, долей участия в уставном капитале (далее - доли участия) юридических лиц; 4) выплаты вознаграждений членам органа управления и наблюдательного совета, компенсации либо оплаты расходов (на проезд и проживание, суточных), связанных с исполнением обязанностей членами органа управления и наблюдательного совета; 5) приобретения товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан; 6) приобретения финансовых услуг, связанных с проведением банковских операций, осуществляемых Национальным Банком Республики Казахстан, банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензий, полученных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и услуг иных участников на рынке ценных бумаг, брокерских и (или) дилерских услуг, кастодиального обслуживания, приобретения услуг по подключению, обслуживанию и использованию финансовой автоматизированной системы транспорта информации, услуг международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, в том числе связанных с получением банковских выписок и информационных услуг, оказываемых фондовой биржей, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан, услуг банков второго уровня Республики Казахстан и (или) международных (зарубежных) банков, юридических консультантов, финансовых консультантов, внешних аудиторских и (или) оценочных организаций по выпуску комфортных писем, доверительного управляющего инвестора, платежных трансфер-агентов, регистраторов, процессуальных, арбитражных и иных услуг, необходимых для организации заказчиком заимствования, в том числе выпуска ценных бумаг и их выкупа, управления долгом и инвестиционным (казначейским) портфелем, услуг, оказываемых информационно-аналитическими системами ведущих международных поставщиков финансовой информации, а также приобретения вышеуказанных услуг при осуществлении сделок секьюритизации в качестве оригинатора и (или) кредитора согласно Закону Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации»; 7) оплаты сборов и платежей, взимаемых в морском порту; 8) оплаты представительских расходов, командировочных расходов и приобретения услуг, связанных с командировочными расходами; 9) приобретения национальным управляющим холдингом услуг международной страховой компании, специализирующейся на страховании экспортных кредитов; 10) приобретения услуг единого регистратора ценных бумаг и услуг по операциям с ценными бумагами; 11) приобретения финансовых инструментов, в том числе ценных бумаг, при осуществлении казначейских операций, связанных с размещением временно свободных денег; 12) приобретения услуг поверенного (агента) в рамках правоотношений по предоставлению государственной гарантии, возврату средств республиканского бюджета, отвлеченных в случае исполнения обязательств по государственной гарантии, в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан; 13) приобретения национальной компанией в сфере агропромышленного комплекса сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, а также услуг по их хранению, переработке, перевозке, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 14) приобретения социально значимых продовольственных товаров в региональные стабилизационные фонды продовольственных товаров, осуществляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См. Закон РК от 08.06.21 г. № 47-VII (вводится в действие с 01.01.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в РК. Внесены изменения в: Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть); Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). А также в 8 Законов РК: Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон РК «Об ипотеке недвижимого имущества»; Закон РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»; Закон РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»; Закон РК «О микрофинансовой деятельности»; Закон РК «О коллекторской деятельности»; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста»; Закон РК от 10 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)». Кроме того, Законом установлено, что Неустойка (штраф, пеня) по заключенным с физическими лицами договорам о предоставлении микрокредита, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, уплаченная (уплаченные) до 1 октября 2021 года, либо неустойка (штраф, пеня), подлежащая (подлежащие) уплате в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, не подлежит перерасчету. Коллекторские агентства, прошедшие учетную регистрацию до введения в действие настоящего Закона, обязаны до 1 августа 2021 года предоставить в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций информацию о телефонных номерах для контактов с должниками. В целом, Закон направлен на: - усиление защиты прав заемщиков и повышение ответственности кредиторов путем введения обязательного порядка досудебного урегулирования проблемной задолженности; - недопущение роста рисков в кредитовании и чрезмерного роста долговой нагрузки граждан по потребительским кредитам; - регулирование микрофинансовой деятельности и повышение прозрачности условий предоставления микрокредитов; - ужесточение требований и введение дополнительных ограничений для коллекторских организаций Законом вводится единый обязательный правовой режим урегулирования просроченной задолженности граждан по кредитам. Эта норма распространяется не только на займы банков, но и микрокредиты микрофинансовых организаций (далее - МФО). В рамках нового механизма урегулирования, банки и МФО обязаны будут уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с даты ее наступления. В течение 15 дней после обращения заемщика к кредитору за реструктуризацией задолженности в случае просрочки погашения займа, кредитные организации предлагают условия реструктуризации в виде: снижения ставки вознаграждения, отсрочки платежа, изменения его очередности, увеличения срока займа, уменьшения долговой нагрузки (основной долг, вознаграждение и неустойка) или самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки. Кроме этого, банки или МФО при проведении реструктуризации обязаны учитывать такие факторы как, социальное положение заемщика, снижение его доходов, единственность залогового жилья, добросовестное исполнение обязательств по займу. Законом закрепляется установление требования к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора о предоставлении микрокредита. См. Закон РК от 24.05.21 г. № 43-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 06.06.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Касательно получения лицензии кредитными товариществами и уставного капитала платежных организаций. Пунктом 4 статьи 2 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» от 3 июля 2020 года № 359-VI (далее - Закон), утверждено, что: Платежные организации, созданные и (или) реорганизуемые в организационно-правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью, обязаны до 1 июля 2021 года привести размер уставного капитала в соответствие со статьей 15-1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах». Кроме того, пунктом 7 статьи 2 Закона утверждено: Организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, прошедшие учетную регистрацию до 1 января 2021 года, вправе обратиться в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций за получением лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности» до 1 марта 2021 года, за исключением кредитных товариществ, которые вправе обратиться за получением лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности до 1 июня 2021 года. До получения лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности организации, указанные в части первой настоящего пункта, сохраняют право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности». В случае несоблюдения требования, предусмотренного частью первой настоящего пункта, уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций вправе подать иск в суд о принудительной реорганизации либо ликвидации организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, в соответствии с законами Республики Казахстан. См. Закон РК от 03.07.20 г. № 359-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 17.07.20 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон о его введении. Основные изменения: 1) Отсрочка по ИПН и СН в период с 1 апреля до 1 июля 2021 года Отсрочка по уплате ИПН у источника выплаты и социального налога по обязательствам, наступающим в период с 1 апреля 2021 года до 1 июля 2021 года, предоставлена налоговым агентам, применяющим СНР розничного налога, и лицам, занимающихся частной практикой, в срок не позднее 1 июля 2021 года. 2) При долге по налогам свыше 6 МРП банковские счета будут арестованы С 1 июля 2021 года предусмотрен минимальный предел по сумме налоговой задолженности в размере 6 МРП, ниже которого налоговые органы не вправе приостанавливать расходные операции по банковским счетам налогоплательщика, отнесенного в соответствии с СУР к категориям высокого или среднего уровня риска. Также с 2022 года вводится норма, разрешающая банкам открывать счет сразу после погашения налогоплательщиком задолженности. Сейчас банковский счет можно использовать через три дня, в некоторых случаях - через неделю. 3) Медицинские расходы в период карантина и пандемии исключены из доходов ФЛ С 1 июля 2021 года в Налоговый кодекс вводится норма, устанавливающая, что все медицинские расходы работодателя, включая возмещение расходов работников, связанные с проведением ограничительных мероприятий (карантином, признанием заболевания пандемией), не рассматриваются доходами физических лиц и не подлежат налогообложению. 4) Расширен перечень лиц с правом на дополнительный зачет по НДС С 1 июля 2021 года право на дополнительный зачет НДС распространяется на юридические лица, которые впервые вводят в эксплуатацию на территории Казахстана здания, сооружения, машины и оборудование для осуществления деятельности по производству продукции в обрабатывающей промышленности (за исключением металлургической промышленности). 5) Для вычета по сделкам свыше 1000-кратного МРП нужен ЭСФ или чек ККМ с указанием ИИН покупателя С 1 января 2022 года подтверждающими документами для вычета по КПН по сделкам на сумму свыше 1000-кратного МРП наряду с накладными и актами выполненных работ будут являться счет-фактура или чек ККМ с ФПД, в котором указан идентификационный номер покупателя (клиента), получателя товаров, работ. 6) С 2022 года вводится СНР с использованием мобильного приложения Новый специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения смогут применять только индивидуальные предприниматели, использующие упрощенную декларацию, т.к. исполнение налоговых обязательств можно осуществлять через смартфон. Введение нового режима упростит регистрацию, прекращение деятельности и исполнение налоговых обязательств налогоплательщика. 7) Плата за майнинг - новый платеж с 1 января 2022 года Майнингом является способ добычи криптовалют. Плата за цифровой майнинг будет взиматься за объем электрической энергии, потребленной при цифровом майнинге. Текущие суммы платы будут уплачиваться плательщиками ежеквартально. При этом ставка платы определена в размере 1 тенге за 1 киловатт-час электрической энергии, потребленной при осуществлении цифрового майнинга. 8) Определены условия для получения статуса субъекта социального предпринимательства Предпринимательский кодекс дополнен новыми положениями по определению социального предпринимательства и социального субъекта предпринимательства, чья деятельность направлена на решение социальных проблем общества. Поправки в Налоговый кодекс предусматривают закрепление государственных мер поддержки социального предпринимательства в части предоставления налоговых льгот. См. Закон РК от 24.06.21 г. № 53-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 06.07.21 г., за исключением некоторых пунктов).
В Комплексный план по восстановлению экономического роста до конца 2021 года внесено изменение. Из Комплексного плана исключено мероприятие, намеченное на июнь 2021 года «Распространение альтернативного налога на недропользование на новые контракты на разведку и добычу углеводородов на суше, заключенные после 01.01.2022г. с установлением шкалы ставок налога». См. постановление Правительства РК от 11.06.21 г. № 400 (вводится в действие со дня его подписания).
Внесены изменения в Положение о специальной экономической зоне «Астана - Технополис». Теперь территория СЭЗ составляет 736,62 гектара (ранее 652,92 гектара) и является неотъемлемой частью территории Республики Казахстан. Перечень приоритетных видов деятельности СЭЗ, соответствующих целям ее создания, а также порядок включения приоритетных видов деятельности в указанный перечень определяются уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон, по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет. План границ специальной экономической зоны «Астана - Технополис» изложен в новой редакции. См. постановление Правительства РК от 02.06.21 г. № 366 (вводится в действие со дня его подписания).
Утверждены Правила и сроки реализации пилотного проекта по применению отдельных норм налогового администрирования для субъектов предпринимательства. Согласно пункту 1-1 статьи 68 Налогового кодекса: В целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение), предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. При этом категории налогоплательщиков, на которых будет распространяться пилотный проект, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых и иных уполномоченных государственных органов, а также организации, территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) пилотных проектов, (внедрения) пилотных проектов определяются уполномоченным органом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |