|
|
|
Совместный приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-152 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 117
Данная редакция действовала до внесения изменений от 4 апреля 2023 года
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить: 1) критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно приложению 1 к настоящему приказу; 2) проверочные листы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с требованиями к: объектам, независимо от предназначения и видов деятельности согласно приложению 2 к настоящему приказу; объектам здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую и консультативно-диагностическую помощь согласно приложению 3 к настоящему приказу; объектам по производству, изготовлению лекарственных средств, хранению, оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники согласно приложению 4 к настоящему приказу; объектам традиционной и народной медицины (целительства) согласно приложению 5 к настоящему приказу; объектам здравоохранения, оказывающим паллиативную помощь и сестринский уход согласно приложению 6 к настоящему приказу; объектам здравоохранения, восстановительного лечения и медицинской реабилитации согласно приложению 7 к настоящему приказу; объектам здравоохранения, оказывающим стационарную помощь согласно приложению 8 к настоящему приказу; объектам, оказывающим стоматологические услуги согласно приложению 9 к настоящему приказу; объектам здравоохранения, осуществляющим деятельность в сфере судебной медицины и патологической анатомии согласно приложению 10 к настоящему приказу; объектам здравоохранения, осуществляющим деятельность в сфере службы крови согласно приложению 11 к настоящему приказу; объектам дошкольного воспитания и обучения согласно приложению 12 к настоящему приказу; детским оздоровительным и санаторным объектам (круглогодичные, сезонные) согласно приложению 13 к настоящему приказу; объектам по оказанию услуг населению посредством компьютеров (персональные компьютеры, планшетные персональные ноутбуки) и видеотерминалы (компьютерные клубы) согласно приложению 14 к настоящему приказу; объектам образования согласно приложению 15 к настоящему приказу; объектам общественного питания с производством, переработкой и реализацией пищевой продукции согласно приложению 16 к настоящему приказу; объектам по производству пищевой продукции согласно приложению 17 к настоящему приказу; объектам оптовой и розничной торговли согласно приложению 18 к настоящему приказу; организациям и транспортным средствам (железнодорожные, водные, воздушные) осуществляющим перевозку пассажиров; организациям и транспортным средствам (железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные) осуществляющим транспортировку источников ионизирующего излучения, опасных химических и токсических грузов согласно приложению 19 к настоящему приказу; объектам по обслуживанию транспортных средств (воздушных, железнодорожных, водных, автомобильных) и пассажиров согласно приложению 20 к настоящему приказу; радиационно-опасным объектам согласно приложению 21 к настоящему приказу; объектам общественного питания на транспорте (железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном), объектам бортового питания согласно приложению 22 к настоящему приказу; объектам производства, хранения и реализации парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены согласно приложению 23 к настоящему приказу; объектам временного проживания людей согласно приложению 24 к настоящему приказу; объектам социально-бытовой инфраструктуры (культурно-зрелищные объекты, жилые и административные здания, организации по эксплуатации жилых и общественных зданий, офисов, организации, управляющие домами, кооперативы собственников помещений) согласно приложению 25 к настоящему приказу; канализационным очистным сооружениям и сетям (в том числе ливневой канализации) согласно приложению 26 к настоящему приказу; объектам по сбору, хранению, транспортировке, удалению, сортировке, переработке, обеззараживанию, утилизации производственных, твердо-бытовых и иных видов отходов согласно приложению 27 к настоящему приказу; объектам спортивно-оздоровительного назначения, бассейнам, баням, саунам, прачечным, химчисткам согласно приложению 28 к настоящему приказу; водным объектам 2 категории (культурно-бытового назначения), места отдыха (пляжи) согласно приложению 29 к настоящему приказу; лечебно-косметологическим объектам, салонам красоты, косметологическим центрам, парикмахерским согласно приложению 30 к настоящему приказу; водоисточникам, мест водозабора для хозяйственно-питьевого водоснабжения, централизованных и нецентрализованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения согласно приложению 31 к настоящему приказу; объектам похоронного назначения, кладбищам, паркам, общественным туалетам, местам массового отдыха согласно приложению 32 к настоящему приказу; зданиям, сооружениям и помещениям производственного назначения, согласно приложению 33 к настоящему приказу; технологическим и сопутствующим объектам и сооружениям, осуществляющим нефтяные операции согласно приложению 34 к настоящему приказу; радиотехническим объектам и радиоэлектронным средствам согласно приложению 35 к настоящему приказу; объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения при строительстве, реконструкции, ремонте и вводе, эксплуатации объектов строительства согласно приложению 36 к настоящему приказу; объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения угольной промышленности согласно приложению 37 к настоящему приказу; объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения химической промышленности согласно приложению 38 к настоящему приказу; объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения цветной металлургии и горнодобывающей промышленности согласно приложению 39 к настоящему приказу; объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения черной металлургии согласно приложению 40 к настоящему приказу; всем видам лабораторий согласно приложению 41 к настоящему приказу; объектам хранения, транспортировки и использования иммунологических лекарственных препаратов (иммунобиологический лекарственный препарат) согласно приложению 42 к настоящему приказу; объектам, осуществляющим услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации согласно приложению 43 к настоящему приказу; объектам, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору при введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина в случае угрозы возникновения эпидемий, инфекционных заболеваний, согласно приложению 44 к настоящему приказу; 3) проверочный лист в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с требованиями к объектам подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору на соответствие разрешительным требованиям, согласно приложению 45 к настоящему приказу. 2. Признать утратившими силу некоторые совместные приказы Министра здравоохранения Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан по перечню согласно приложению 46 к настоящему приказу. 3. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан. 5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
«СОГЛАСОВАНО» Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Приложение 1 к Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 117 и Министр здравоохранения Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-152
Критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) для отнесения субъектов (объектов) контроля и надзора к степеням риска и отбора субъектов (объектов) контроля и надзора при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, проводимых на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (далее – проверка на соответствие требованиям), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении формы проверочного листа» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №17371) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 «Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №28577). 2. В настоящих Критериях используются следующие определения: 1) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не относящиеся к незначительным и грубым нарушениям в соответствии с подпунктами 2) и 3) настоящего пункта; 2) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоблюдение которых повлекло и (или) может повлечь формально допущенные, но не нанесшие какого-либо ощутимого вреда здоровью населения; 3) массовая угроза - случаи и (или) факторы связанные с деятельностью субъекта (объекта) контроля и надзора, воздействием потенциально опасных химических, физических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов) создающие угрозу, опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среде возникновением и распространением инфекционных, паразитарных заболеваний и (или) отравлений; 4) грубые нарушения – умышленное или неосторожное явное и существенное нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоблюдение которых повлекло и (или) может повлечь вред жизни, здоровью человека и окружающей среде, затрагивающие права и законные интересы физических и юридических лиц; 5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора; 6) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора; 7) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля и надзора по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля и надзора от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям; 8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства; 9) риск в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта (объекта) жизни или здоровью человека, окружающей среде с учетом степени тяжести его последствий; 10) эпидемически значимые объекты – объекты, производимая продукция и (или) деятельность которых при нарушении требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения может привести к возникновению пищевых отравлений и (или) инфекционных, паразитарных заболеваний среди населения, и (или) нанести вред здоровью населения от физических факторов, промышленных и радиоактивных загрязнений. 3. Случаи и (или) факторы, которые могут привести к массовой угрозе жизни и здоровью человека: 1) результаты лабораторных исследований, не соответствующие нормативно-правовым актам на микробиологические, санитарно-химические, вирусологические и радиологические показатели безопасности воды при проведении мониторинга с источников хозяйственно-питьевого, централизованного, нецентрализованного водоснабжения, водных объектов 2 категории; 2) результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции (товаров), не соответствующие нормативно-правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиеническим нормативам и техническим регламентам, представляющие опасность для жизни, здоровья человека и окружающей среды; 3) инфекционные заболевания среди населения в соответствии с субъективными критериями согласно приложению 4 к настоящим Критериям; 4) применение и использование потенциально опасных химических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов); 5) обращения государственных органов, физических, в том числе граждан и юридических лиц по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, а также нарушений требований законодательства Республики Казахстан, несоблюдение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств на: несоблюдение требований к организации питания, условиям проживания в организованных коллективах; несоблюдение правил обращения с медицинскими отходами в медицинских организациях и на объектах, оказывающие услуги по их сбору, уничтожению и утилизации; незаконное использование, воздействие радиоактивных веществ и источников ионизирующего и неионизирующего излучения, превышающих предельно допустимую концентрацию; вредное воздействие веществ химического происхождения (сильнодействующие ядовитые и химические вещества, препараты для дезинфекции, дезинсекции, дератизации); неэффективность работы вентиляционной системы с положительными результатами лабораторных исследований (шум, вибрация, запахи, дым, проникающие в жилые дома) объектов, расположенных во встроенных/пристроенных к жилым домам помещениях. Факты, в том числе обращения на нарушения работы и эксплуатации системы вентиляции и кондиционирования в медицинских организациях; шум, вибрацию от производственного оборудования подконтрольных объектов с положительными результатами лабораторных исследований; нарушения холодовой цепи, порядка проведения профилактических прививок и (или) неблагоприятные проявления после иммунизации. 4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии оценки степени риска
5. Субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по трем степеням риска: высокая, средняя и низкая в соответствии с приложением 1 к настоящим Критериям (далее – приложение 1). 6. Для сфер деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в полгода. Для сфер деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в два года. Для сфер деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в три года. 7. В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой и средней степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановая проверка. 8. В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановая проверка.
Глава 3. Источники информации для определения отраслевых рисков и субъективные критерии оценки степени риска
9. Для отнесения субъектов (объектов) контроля и надзора к степени риска и отбора при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки на соответствие требованиям, применяются база данных, источники информации для выявления субъектов (объектов) контроля и надзора, нарушающих требования законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 10. Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации: 1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора; 2) наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных, групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, очагов их распространения; 3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений; 4) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора); 5) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями; 6) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля и надзора; 7) результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 144-4 Кодекса. 11. На основании имеющихся источников информации и субъективных критериев формируются полугодовые списки профилактического контроля с посещением и годовой график проверок на соответствие требованиям субъектов (объектов) государственного контроля и надзора. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 12. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100. По показателям степени риска субъект (объект) контроля и надзора относится: 1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно; 2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно; 3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно. При выявлении одного грубого нарушения субъекту (объекту) контроля и надзора приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора. При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени. Субъективные критерии с распределением по степени значимости нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения приведены в приложении 2 к настоящим критериям. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где: SРз – показатель значительных нарушений; SР1 – требуемое количество значительных нарушений; SР2 – количество выявленных значительных нарушений; При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где: SРн – показатель незначительных нарушений; SР1 – требуемое количество незначительных нарушений; SР2 – количество выявленных незначительных нарушений; Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где: SР – общий показатель степени риска; SРз – показатель значительных нарушений; SРн – показатель незначительных нарушений. Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта (объекта) контроля и надзора к определенной степени риска в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев. 13. Субъективные критерии оценки степени риска по источникам информации для определения отраслевых рисков приведены в приложении 3 к настоящим критериям. 14. Субъекты (объекты) контроля и надзора переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля и надзора в случае, если являются членом саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», с учетом заключенного соглашения с регулирующим государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
Глава 4. Меры оперативного реагирования
15. Мерами оперативного реагирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются: 1) приостановление деятельности (эксплуатация) объектов и (или) отдельных видов работ; 2) запрещение ввоза, производства, применения и реализации на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности; 3) запрещение производства, применение и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей; 4) временное отстранение от работы лиц, относящихся к декретированным группам населения, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний; 5) направление лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными на медицинское обследование; 6) направление по показаниям на госпитализацию лиц, являющихся источниками инфекционных и паразитарных заболеваний. 16. Перечень требований, предъявляемых к субъектам (объектам) контроля и надзора, нарушение которых является основанием для применения мер оперативного реагирования, приведен в приложении 4 к настоящим критериям.
Приложение 1 к критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Распределение субъектов (объектов) контроля и надзора по степени риска:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |