В соответствии с поручением Совета Безопасности Республики Казахстан от 15 ноября 2019 года, утвержден Антикоррупционный стандарт по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования согласно приложению к настоящему приказу. Стандарт рекомендован в использовании организациями высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО) независимо от их ведомственной подчиненности для недопущения коррупции. Основными принципами открытости и прозрачности являются: 1) добросовестность - это честное, порядочное выполнение обучающимися оцениваемых и неоцениваемых видов учебных работ; 2) осуществление охраны прав автора и его правопреемников - признание авторства и охраны произведений, являющихся объектом авторского права, посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников информации в оцениваемых работах; 3) открытость - прозрачность, взаимное доверие, открытый обмен информациями и идеями между обучающимися и преподавателями; 4) уважение прав и свобод, обучающихся - право свободного выражения мнений и идей; 5) равенство - каждый обучающийся обеспечивает соблюдение правил академической честности и равную ответственность за их нарушение. Принцип информационной открытости (достоверность информации, своевременность публикации) Принцип информационной открытости означает режим функционирования ОВПО и доступность информации, находящейся в их распоряжении. К основным механизмам открытости относятся: 1) раскрытие информации на официальном интернет-сайте; 2) использование режима открытых данных (публикация данных в машиночитаемом виде, пригодном для дальнейшей автоматической обработки); 3) обработка обращений граждан и общественных организаций, а также реагирование на эти обращения; 4) работа общественных советов; 5) взаимодействие со СМИ; 6) независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения; 7) принятие плана деятельности и ежегодная публичная декларация целей и задач, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение; 8) публичный отчет о результатах деятельности; 9) обеспечение понятности планов, решений, программ, политик и нормативно-правового регулирования (разъяснение их необходимости и планируемых результатов). 10) информирование всех членов (преподаватели, работники, обучающиеся): публикация новостей, социально значимой информации, фото- и видеоотчетов; 11) вовлечение всех членов (преподаватели, работники, обучающиеся): организация дискуссий, сбор предложений, мнений и комментариев по документам и инициативам ведомства, опубликованным отчетам, мерам по противодействию коррупции и пр.; 12) обеспечение защиты персонала, сообщившего о фактах нарушения добропорядочности; В целях обеспечения сохранности служебной, коммерческой и другой охраняемой законом информации, берет на себя обязательство не разглашать конфиденциальную информацию, а также использовать методы и средства защиты информации, разрешенные законодательством. ОВПО обеспечивает открытость информации об учебном заведении, преподавателях и работниках в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов Республики Казахстан, внутренних документов ОВПО. Информационная открытость ОВПО ориентирована на выполнение следующих задач: 1) предоставление реализации прав заинтересованных сторон в обеспечении корпоративной информации, требуемой для принятия решений относительно ОВПО; 2) повышение качества корпоративного управления; 3) формирование условий роста коммуникационной активности; 4) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан об обязательном раскрытии информации; 5) гарантированная безопасность данных (сведений) об ОВПО, раскрытие и/или использование которых способно причинить ущерб интересам государства, ОВПО или привести необоснованные преимущества одних заинтересованных лиц над другими (при равных условиях). В осуществлении прав заинтересованных сторон на информацию, и предоставления оперативной и доступной информации, ОВПО применяет соответствующие методы оповещения: 1) раскрытие информации с помощью информационных агентств и средств массовой информации; 2) доведение информации через публикации на официальном интернет-ресурсе ОВПО; 3) информирование во время пресс-конференций, публичных выступлений и личных встреч с заинтересованными лицами; 4) иными методами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан. Принцип доступности и понятности (планов, решений, программ, политик) Представление целей, задач, планов и результатов деятельности ОВПО в простой и доступной для восприятия форме. Для реализации данного механизма (инструмента) рекомендуется разрабатывать пояснения в различных форматах в отношении указанных видов документов и решений с целью предоставления стейкхолдерам информации о необходимости того или иного документа/решения/действия, предлагаемых изменениях, их влияния на деятельность ОВПО, а также достигаемых социальных и экономических эффектах. Ключевыми направлениями по разработке пояснений, определены: 1) подготовка и обсуждение планов, решений, программ, политик; 2) широкое освещение принимаемых планов, решений, программ, политик и информации о их реализации; 3) предоставление услуг, в том числе и в электронном виде. Работа по продвижению доступности и понятности при подготовке планов, решений, программ, политик включает: 1) определение целевой аудитории, интересы которой затрагиваются в том или ином плане, решении, программе, политике; 2) разделение целевой аудитории на конечное число референтных групп; 3) расположение в начале материала, адресованного максимально широким референтным группам, в конце - более узким группам; 4) продумывание возможных вопросов от референтных групп и подготовка предварительных ответов для них. Важным свойством представляемого текстового пояснения является его четкое и понятное структурирование. Для максимального выделения и разъяснения практически важных положений (инициатив, документов) при подготовке пояснений рекомендуется использовать инфографику, презентационные материалы, видео и аудио записи, анимационные материалы, интеллектуальные карты и т.д. Вне зависимости от формы пояснений необходимо четко определить целевую аудиторию их пользователей. Для достижения эффекта от реализации механизма «доступности и понятности» рекомендуется применять различные каналы коммуникаций: 1) массовые безадресные коммуникации: телевидение, радио, пресса, наружная реклама, социальные сети; 2) адресные коммуникации, предполагающие воздействие на отдельные референтные группы. Важным является организация общественных обсуждений проектов, планов, решений, программ, политик. Принцип вовлеченности гражданского общества В мировой практике одним из ведущих ресурсов развития государства является человеческий и социальный капитал, в основе которых находятся люди, а также их потенциал и развитие. Видение сферы гражданского общества заключается в том, что гражданское общество: 1) побуждает к развитию государства в обеспечении интересов граждан (работников и обучающихся); 2) обеспечивает механизм обратной связи для повышения эффективности управления и общественного контроля; 3) создает благоприятные условия для участия граждан (работников и обучающихся) в принятии решений в условиях подотчетности и прозрачности. Необходимо создать благоприятные условия для развития гражданской активности (студенческой активности) в обществе через различные формы, в том числе, через такие как волонтерство и благотворительность. Необходимо организовать масштабную и системную работу по стимулированию развития множества гражданских инициатив (студенческих инициатив), которые будут затрагивать все сферы общественной жизни, и станут фундаментом развития студенческого самоуправления. Для этого необходимы: 1) формирование правового сознания через работу институтов гражданского общества; 2) реальное функционирование системы студенческого самоуправления и обеспечение полноценного участия студентов в принятии управленческих решений на уровне ОВПО; 3) совершенствование практики преподавания основ права в ОВПО; 4) повышение роли студенческих и молодежных организаций в обеспечении прав и свобод человека в казахстанском обществе; 5) дальнейшая либерализация административной работы в ОВПО; 6) привлечение неправительственных организаций к выработке проектов, направленных на создание института общественного защитника; 7) системное внедрение социально ориентированных проектов для обеспечения прав социально уязвимых слоев населения, активное привлечение неправительственных организаций к выработке социально значимых проектов; 8) реализация совместных информационных и просветительских кампаний по достижению высокого уровня информированности и образованности молодежи; 9) активное внедрение механизмов разрешений конфликтов, практики досудебного урегулирования споров через переговоры и центры медиации; 10) развитие и укрепление гендерного равенства, содействие преодолению в общественном сознании негативных стереотипов в отношениях прав женщин и мужчин. Принцип подотчетности (развитие механизмов общественного контроля) Организации гражданского общества направляют свои усилия на решение общественных проблем, снятие социального напряжения, связь с целевыми группами. Перед сообществом ОВПО должна стоять задача усиления роли институтов гражданского общества (студенческих и молодежных организаций) и их влияния на принятие решений и управление актуальными вопросами в жизни ОВПО. Для этого необходима разработка и реализация следующих мер: 1) обеспечение участия студенческого сообщества в составе Коллегиальных органов управления (Ученого совета и т.п.) для повышения прозрачности в процессе принятия решений по управлению ОВПО; 2) усиление механизмов гражданского контроля через различные институты студенческого сообщества, в том числе через институт студенческого самоуправления; 3) ежегодное заслушивание отчета первого руководителя о деятельности ОВПО перед коллективом/общественностью; 4) проведение антикоррупционной экспертизы проектов, нормативных правовых актов с привлечением профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества. Приказ вступает в силу со дня его подписания. |