|
|
|
О реализации Специального порядка государственных закупок на веб-портале государственных закупок
Круглов Александр Анатольевич, заместитель директора ТОО «SHYGYS CONSULTING», г. Усть-Каменогорск (юридические и консалтинговые услуги в сфере государственных закупок)
Как известно, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 127 был утверждён Специальный порядок государственных закупок (далее - Порядок). Данный порядок устанавливает особые условия проведения государственных закупок в период кризисных ситуаций. В последующем, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2020 года № 191 в указанный Порядок были внесены изменения, направленный на поддержку отечественных товаропроизводителей. Так, п.п. 3) п. 3 Порядка предусмотрено, что государственные закупки с применением специального порядка осуществляются в период кризисных ситуаций в случае приобретения товаров у отечественных товаропроизводителей на основе сведений, представленных уполномоченным органом в сфере развития местного содержания. В соответствии с п. 6 Порядка перечень потенциальных поставщиков - отечественных товаропроизводителей и (или) товаров, производимых ими, определяется Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан на основе сведений уполномоченного органа в сфере развития местного содержания, для осуществления государственных закупок способом запроса ценовых предложений. На веб-портале государственных закупок размещён указанный перечень, состоящий из 2655 потенциальных поставщиков. В соответствии с п. 10 Порядка государственные закупки товаров осуществляются способом запроса ценовых предложений среди потенциальных поставщиков, предусмотренных п. 6 Порядка. Таким образом из указанных норм очевидно следует, что государственные закупки товаров способом запроса ценовых предложений по специальному порядку осуществляются только у отечественных товаропроизводителей, при этом также очевидно, что речь идёт о товарах, ими же и производимых. Вместе тем, на веб-портале государственных закупок размещено разъяснение о том, «все закупки с видом предмета «товар» осуществляются только способом закупки ЗЦП СП (нельзя не с каким другим способом, за исключением товаров», закупки которых осуществляются в соответствии с разделом 4 Порядка. Фактически сложилась ситуация, при которой в настоящий момент закупки всех товаров (за указанным исключением) могут осуществляться только способом запроса ценовых предложений и только у потенциальных поставщиков - отечественных товаропроизводителей из вышеуказанного перечня. Причём речь идёт как о товарах, ими производимых, так и товарах иностранного производства. В то время, как абзацем третьим п. 26 Порядка прямо установлено, что при исполнении договора о государственных закупках способом запроса ценовых предложений поставка товаров иностранного производства не допускается. Более того, такое положение ведёт к злоупотреблениям, когда субъекты из перечня, производящие определенный вид товара, будут принимать участие в закупках другого товара, и даже иностранного производства, только лишь за счёт своего фактически привилегированного положения. Из-за чего другие потенциальные поставщики, которых несоизмеримо больше, чем отечественных товаропроизводителей из перечня, теперь же вообще не могут принимать участие в закупках товаров. Это уже в отдельных случаях привело к закрытию субъектов бизнеса, сокращению рабочих мест, уменьшению налоговых платежей и т.д. И в будущем ситуация может только усугубиться. Также имеют место ситуации, когда отдельные отечественные товаропроизводители не участвуют в указанных закупках из-за того, что вероятная сделка для них экономически нецелесообразна из-за небольшого объём закупаемой продукции и удаленного местоположения заказчиков, причём ранее в таких закупках участвовали субъекты МСБ (поставка угля, ГСМ, газа, лекарственных средств и медицинских изделий, продуктов питания и т.д. в районы и сельские округа областей республики). И вызывает недоумение тот факт, что доступ к закупкам на веб-портале государственных закупок был оплачен, однако в данный момент вследствие некорректно реализованного механизма закупки запросом ценовых предложений по специальному порядку потенциальные поставщики в подавляющем большинстве не могут воспользоваться веб-порталом: доступ в общем есть, а вот участие в закупках невозможно. Следует также отметить, что Порядком не внесены изменения в действующие принципы осуществления государственных закупок, установленные ст. 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках». Следовательно, в этой части Порядок и его программная реализация на веб-портале государственных закупок также должен им соответствовать. Кроме того, в данном механизме закупки усматриваются антиконкурентные действия, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 194 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично антиконкурентные действия государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, выразившиеся в действиях, принятии актов либо решений, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции. Сам перечень таких действий установлен п. 2 указанной статьи. Таким образом, реализованный на веб-портале государственных закупок механизм запроса ценовых предложений по специальному порядку очевидно противоречит установленным законодательством принципам государственных закупок, соответствует всем без исключения антиконкурентным действиям, оттого нарушает права и законные интересы широкого круга субъектов МСБ и не соответствует самому Порядку и законодательству. То есть, речь идёт не о норме Порядка, а о том, что эта норма была безграмотно и безответственно реализована на практике, в ущерб здравой логике и интересам МСБ. Такая бездарная реализация также оказывает негативное влияние на время проведения закупок, поскольку чаще всего заказчикам приходится прибегать к повторным закупкам, но уже в рамках Закона, что в свою очередь негативно влияет на своевременность заключения договора, поставки товаров, освоения бюджета. Исходя из сказанного, Министерство финансов Республики Казахстан должно незамедлительно дать указание АО «ЦЭФ» исправить реализованный на веб-портале необоснованный и незаконный, антиконкурентный и недейственный механизм запроса ценовых предложений по специальному порядке, обеспечив доступ к закупкам товаров иностранного производства всем без исключения потенциальным поставщикам, а для предусмотренной Порядком поддержки отечественных товаропроизводителей - обеспечить взаимосвязь ЕНС ТРУ производимых ими товаров с наименованием, БИН или иными регистрационным данными отечественных товаропроизводителей, тем самым грамотно реализовав механизм закупки запросом ценовых предложений в том виде, в каком это предусмотрено Порядком: товары отечественного производства - у отечественных товаропроизводителей, обеспечив тем самым соблюдение законности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |