|
|
|
Постановление пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9
В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 22 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и подпунктом 3) пункта 3 Регламента пленарного и расширенного пленарного заседаний Верховного Суда Республики Казахстан, пленарное заседание
постановляет:
1. Утвердить Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения. 2. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9
Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения
Принимая во внимание вопросы по судебной практике, возникшие у судов в связи с введением чрезвычайного положения, руководствуясь: - статьей 81 Конституции Республики Казахстан; - подпунктами 2) и 3) пункта 2 статьи 17, подпунктом 3) пункта 1 статьи 22 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»; - Регламентом пленарного и расширенного пленарного заседаний Верховного Суда Республики Казахстан, утвержденного постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 9; учитывая интересы физических и юридических лиц, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан РАЗЪЯСНЯЕТ:
Вопрос 1. Является ли чрезвычайное положение (далее - ЧП), введённое Президентом Республики Казахстан, обстоятельством непреодолимой силы? Ответ: Согласно пункту 2 статьи 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК) лицо, не исполнившее или не надлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). Непреодолимая сила, исходя из смысла данной нормы, это обстоятельство, обладающее двумя признаками: - чрезвычайностью; - непредотвратимостью. Чрезвычайное обстоятельство - исключительное, экстренное событие, явно выходящее за пределы обыденного или нормального уклада, чем известные общественные отношения или явления. Непредотвратимое обстоятельство - неизбежное, неминуемое событие или явление, произошедшие независимо от воли большинства участников гражданского оборота, то есть когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, объективно не мог бы избежать наступления этого события или явления, либо их последствий. Обстоятельства непреодолимой силы отражены и в нормах уголовно-процессуального законодательства. Согласно пункту 4 части первой статьи 45 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК) производство по уголовному делу приостанавливается постановлением суда в случаях действия непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по уголовному делу. 11 марта т.г. Всемирная Организация Здравоохранения объявила новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) пандемией. Президент Республики Казахстан ввел режим ЧП на территории всей страны с 16 марта 2020 года. Кроме того, приняты Указы Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 286 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности» и № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики». В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы были установлены ограничительные меры, в том числе карантин, которые предусматривают особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности, допускающие установление отдельных ограничений прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности. Вышеназванные правовые акты приняты должностными лицами в рамках их полномочий в установленном законодательством порядке и были нацелены на сохранение жизни и здоровья населения, предотвращение угрозы широкомасштабного распространения COVID-19, финансовую поддержку граждан и организаций, а также сохранение социально-экономической стабильности. Органами государственной власти, в целях ограничения распространения COVID-19, в период действия ЧП введены меры и временные ограничения, такие как запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности учреждений и организаций, отмена и перенос массовых мероприятий, введение самоизоляции граждан и т.п. Таким образом, введение и действие ЧП имеет характер чрезвычайности и непредотвратимости, и, соответственно, обладает всеми признаками обстоятельства непреодолимой силы.
II. Вопросы применения гражданского и гражданского процессуального законодательства Вопрос 2. Обязательно ли обращаться в суд для установления ЧП как обстоятельства непреодолимой силы, то есть признания его юридическим фактом? Ответ: Вышеназванные правовые акты опубликованы в республиканских средствах массовой информации, являются открытыми, доступными, общеизвестными. Следовательно, ЧП является общеизвестным фактом, введённым Указом Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года «О введении Чрезвычайного Положения в Республике Казахстан». В силу части первой статьи 76 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании, при этом общеизвестными признаются обстоятельства, не входящие в предмет доказывания по делу в силу их широкой известности на определенной территории, в том числе суду и лицам, участвующим в деле. В соответствии со статьей 306 ГПК суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Введение ЧП осуществлено в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387 «О чрезвычайном положении», путем издания Указа и не требует иного документального оформления. То есть для установления юридического факта наличия обстоятельства непреодолимой силы в связи с введением ЧП обращение в суд не требуется. Вопрос 3. Освобождается ли сторона договора от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если нарушение обязательства наступило ввиду введения ЧП? Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 359 ГК установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). Следовательно, неисполнение обязательств, вызванное только возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно принятыми мерами и временными ограничениями в рамках введения ЧП, не влечет имущественную ответственность. К имущественной ответственности гражданское законодательство относит возмещение убытков, взыскание неустойки (штраф, пеня). Вопрос 4. Какими принципами суды должны руководствоваться при разрешении споров, связанных с невозможностью исполнения договорных обязательств из-за ЧП? Ответ: В этой ситуации суды будут исходить из закрепленных в Конституции основополагающих принципов деятельности Республики, которыми являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа и др. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ГК физические и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели - также правила деловой этики. Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором. Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются. Законодательством в ряде отраслей установлен обязательный порядок досудебного или внесудебного урегулирования спора. Учитывая, что пандемия COVID-19 повлекла остановку или замедление предпринимательской активности, неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, сторонам в целях снижения негативных последствий для экономики рекомендуется руководствоваться принципами деловой этики и использовать возможности мирного урегулирования споров. Вопрос 5. Должны ли стороны договора соблюдать порядок досудебного или внесудебного урегулирования спора, связанного с неисполнением обязательств из-за введения ЧП? Ответ: Если обязательство нарушено или его исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то обязательства сторон договора можно считать измененными в указанной части (пролонгированными) на период ЧП. При непринятии последствий действия непреодолимой силы фактически имеет место отказ одной стороны от исполнения договора со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Согласно пункту 4 статьи 404 ГК, в случае одностороннего отказа от исполнения договора сторона должна предупредить об этом другую сторону не позднее чем за месяц. Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в сроки, указанные в предложении или законодательстве либо в договоре, а при отсутствии этих сроков - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 401 ГК). Отдельными нормами законодательства, обычаями делового оборота предусмотрено предъявление претензии до обращения в суд в порядке, установленном законодательством (к примеру, в порядке статьи 706 ГК). В соответствии со статьей 5 ГК к отношениям, прямо не урегулированным законодательством или соглашением, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона, права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права). Таким образом, суды вправе возвращать такие исковые заявления (заявления) на основании подпункта 1) части первой статьи 152 ГПК, ввиду несоблюдения порядка досудебного или внесудебного урегулирования спора и такая возможность применения этого порядка не утрачена. Вопрос 6. Как влияет ЧП на исчисление сроков исковой давности? Ответ: В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 182 ГК введение ЧП приостанавливает течение срока исковой давности. Вопрос 7. Как влияет ЧП на продление и восстановление процессуальных сроков? Ответ: На основании статьи 126 ГПК сроки подачи исковых заявлений (заявлений), апелляционных и частных жалоб, ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке, а также иные процессуальные сроки, пропущенные в период ЧП, могут быть продлены и восстановлены судом. Вопрос 8. Можно ли изменить срок исполнения обязательства, если его неисполнение вызвано введением ЧП? Ответ: Если неисполнение обязательства обусловлено действием непреодолимой силы, то заинтересованная сторона вправе требовать изменения срока исполнения обязательства в порядке, предусмотренном главой 24 ГК (изменение и расторжение договора). Вопрос 9. Является ли основанием для отказа в принятии исковых заявлений положения пункта 9-1 постановления Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 127 «Об определении Специального порядка государственных закупок» (далее - Постановление). Ответ: Согласно части первой пункта 9-1 Постановления в случаях уклонения потенциальных поставщиков, определенных победителями, от заключения договора о государственных закупках или неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств, возникших вследствие введения ЧП, заказчик не принимает меры по включению таких потенциальных поставщиков или поставщиков в реестр недобросовестных участников закупок и применению к ним штрафных санкций. Постановление запрещает заказчику предъявить требования: 1) о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и 2) о взыскании штрафных санкций. В случае предъявления такого иска заказчиком, судья отказывает в принятии искового заявления, как неподлежащего рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Согласно подпункту 1) части первой статьи 151 ГПК судья отказывает в принятии искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с частью четвертой пункта 9-1 Постановления по отношениям, возникшим или возникающим в соответствии с законодательством о государственных закупках, заказчики в установленном законодательством порядке принимают меры, вытекающие из части первой пункта 9-1 Постановления. Часть первая пункта 9-1 Постановления о запрете на предъявление иска о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и о взыскании штрафных санкций распространяется и на договоры, заключенные в соответствии с законодательством о государственных закупках, по которым неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком договорных обязательств было вызвано введением ЧП.
III. Вопросы применения уголовного и уголовного процессуального законодательства Вопрос 10. Каков порядок исчисления сроков содержания под стражей подсудимых и иных процессуальных сроков по уголовным делам, производство по которым судами приостановлены в связи с введением ЧП? Ответ: Время содержания под стражей подсудимого в качестве меры пресечения в период приостановления производства по делу засчитывается в общий срок содержания его под стражей. В этой связи судам следует строго соблюдать требования статьи 342 УПК о том, что по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести срок содержания подсудимого под стражей со дня поступления дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шести месяцев. Также следует обеспечить соблюдение требований части второй статьи 342 УПК о том, что по делам о тяжких преступлениях суд своим постановлением вправе продлить срок содержания под стражей лишь до двенадцати месяцев. В случае истечения указанных в статье 342 УПК сроков содержания под стражей, суд должен изменить подсудимому меру пресечения на домашний арест или иную меру пресечения. В случае истечения в период приостановления производства по делу срока давности привлечения лица к уголовной ответственности, предусмотренного статьей 71 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), приостановленное дело в соответствии с подпунктом 4) части первой статьи 35 УПК и части шестой статьи 45 УПК подлежит прекращению за исключением случаев, установленных частью четвертой статьи 35 УПК. При исчислении сроков рассмотрения дела, производство по которому приостановлено в связи с введением ЧП, необходимо исходить из того, что в соответствии с частью четвертой статьи 45 УПК сроки рассмотрения дела, предусмотренные частью пятой статьи 322, статьей 425 и частью третьей статьи 492 УПК, в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций прерываются на весь срок приостановления производства по делу. Вопрос 11. Как применяется в уголовном процессе Указ Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» (далее - Указ) в части установления с 1 апреля 2020 года нового месячного расчетного показателя? Ответ: При применении в уголовном процессе Указа необходимо исходить из того, что согласно положениям Указа месячный расчетный показатель (далее - МРП) в размере 2 778 тенге установлен с 1 апреля 2020 года, сам Указ введен в действие с 1 января 2020 года и официально опубликован 9 апреля 2020 года. В этой связи, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 4 Конституции и статьи 6 УК судам при назначении уголовного наказания в виде штрафа либо исправительных работ, а также при определении размера принудительного платежа в Фонд компенсации потерпевшим по делам об уголовных правонарушениях, совершенных с 1 января 2020 года по 8 апреля 2020 года (включительно), необходимо применять МРП, действовавший до 1 апреля 2020 года, в размере 2 651 тенге, а при квалификации по соответствующей статье Особенной части УК деяния, совершенного 1 апреля 2020 года и позже, и в иных случаях, когда Указ улучшает положение обвиняемого, следует исходить из МРП в размере 2 778 тенге, установленного Указом.
ІV. Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях Вопрос 12. Образуется ли состав правонарушения по статьям 492 и 612 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП), если срок действия документов (удостоверения личности, водительского удостоверения на право управления транспортным средством) истек в период ЧП? Ответ: При истечении срока действия документов в период действия ЧП производство по делу по указанным статьям подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения, если формат получения государственной услуги требует непосредственного участия заинтересованного лица, а возможность получения такой государственной услуги через портал egov.kz отсутствует. Вопрос 13. Каков порядок прекращения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением режима ЧП, после прекращения его действия? Ответ: Согласно статье 21 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП и связанные с временным ограничением прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, утрачивают силу в порядке и сроки, установленные законодательством. Прекращение действия ЧП влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением режима ЧП. В соответствии с пунктом 3) части первой статьи 741 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отмена закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность. Согласно статье 809 КоАП при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 настоящего Кодекса, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. После прекращения ЧП по делам об административных правонарушениях, производство по которым начато, но не принято процессуальное решение, подлежит прекращению должностными лицами или судом, в производстве которых они находятся. Данные Разъяснения не носят исчерпывающий характер. По мере возникновения иных вопросов судебной практики Верховный Суд, при необходимости, будет изменять и дополнять их.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |