<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Индивидуальное подоходное налогообложение в Казахстане: конституционный потенциал для реформирования (Евгений Порохов, директор НИИ финансового и налогового права, к.ю.н.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Индивидуальное подоходное налогообложение в Казахстане:
конституционный потенциал для реформирования

 

Евгений Порохов,

директор НИИ финансового

и налогового права, к.ю.н.

  

C принятием нового Налогового кодекса РК от 10 декабря 2008 г. налоговая система Казахстана претерпела значительные улучшения в ставках и в порядке налогообложения, а также в налоговом администрировании. С 1 января 2009 года снижены ставки корпоративного подоходного налога до 20% с дальнейшим ежегодным снижением до 17,5 и до 15%, социального налога до 11%, НДС до 12%, индивидуального подоходного налога до 10%. Создан налоговый рай для холдингов и портфельных инвесторов по налогообложению их дивидендов и прироста стоимости от реализации акций и долей участия. По условиям налогообложения холдингов и портфельных инвесторов Казахстан может теперь конкурировать с Нидерландами или Австрией.

Однако по-прежнему налоговую систему Республики Казахстан отличает механистический подход и отсутствие прогрессивной идеологии налогового регулирования экономических отношений.

По-прежнему весь механизм налогообложения построен на вменении налоговым агентам тотального контроля над доходами граждан и нерезидентов.

По-прежнему права человека и гражданина не имеют под собой нормативно-правовой конкретизации источников их финансового обеспечения усилиями самих граждан. В этой связи механизм налогообложения доходов граждан в РК, формально устанавливая в ст. 157 НК РК не облагаемый налогом минимум доходов граждан на уровне минимальной заработной платы (13 470 тенге), фактически препятствует гражданам в финансовом обеспечении ими реализации своих конституционных прав и свобод. Следует отметить, что и сама величина прожиточного минимума установлена в ст. 8 Закона РК «О республиканском бюджете на 2009-2011 гг.» на этом же уровне.

Минимальный необлагаемый уровень по индивидуальному подоходному налогу установлен на нереальном для жизни человека уровне, сильно отличающемся от реального прожиточного минимума. Налоговые агенты обязаны изымать у граждан 10%-ный налог с доходов, которые призваны удовлетворять, прежде всего, их насущные нужды и потребности. В итоге у населения культивируются и взращиваются иждивенческие и потребительские настроения, ожидание помощи и поддержки со стороны государства и благотворительных организаций. А работодатель не заинтересован в официальном повышении заработной платы своих сотрудников, оставляя таким образом рабочую силу самым дешевым товаром на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Конституции РК права и свободы человека и гражданина определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Указанная конституционная норма имеет прямое действие и относится в том числе и к налоговым законам.

В числе конституционных прав человека и гражданина значатся право на достойную человеческую жизнь без пыток, насилия и унижений, в том числе от нищеты и бедности (ст. 15, 17), право на личную свободу без кабалы и зависимости, в том числе финансовой (ст. 16), право на личную и семейную жизнь, в том числе без боязни не прокормить нетрудоспособных родителей или единственного несовершеннолетнего ребенка (ст. 18), право свободного передвижения и свободного выбора местожительства без материальных стеснений (ст. 21), право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на отдых и на оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 24), право на жилище (ст. 25), право на воспитание детей (ст. 27), право на охрану здоровья (ст. 29), право на образование (ст. 30).

Реализация человеком каждого из перечисленных выше личных, экономических и социальных прав нуждается в своем соответствующем финансовом обеспечении. Основным источником финансового обеспечения реализации естественных прав человека являются его личные доходы и накопления, а в случае отсутствия таковых - доходы и накопления членов семьи, благотворительная помощь соответствующих организаций или адресная социальная помощь государства. В основной своей части совершеннолетние трудоспособные граждане в состоянии самостоятельно материально обеспечить возможность реализации ими своих прав человека. Но и в этом случае государство изымает из их доходов ту их часть в виде налогов, которая должна была бы пойти на удовлетворение естественных человеческих нужд на достойном человеческом уровне.

Реализация человеком своих естественных прав не может быть ограничена или стеснена кем-либо, в том числе и государством, по каким-либо основаниям, в том числе и по основанию отсутствия у человека денег в связи с уплатой текущих налогов или погашением налоговой задолженности.

Согласно п. 3 ст. 39 Конституции РК, ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции.

Соответственно, по требованию п. 2 ст. 12 Конституции РК, содержание принимаемых налоговых законов государства и их последующее применение на практике должны в первую очередь определяться правами и свободами человека и гражданина.

В указанной связи не должны подвергаться налогообложению и изъятию в счет погашения налоговой задолженности человека доходы, накопления и имущество, обеспечивающие в материальном отношении реализацию основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, изъятие которых лишило бы человека возможности реализовать свои естественные права.

Вследствие этого государством должны быть целенаправленно пересмотрены подход и идеология индивидуального подоходного и социального налогообложения, взимания обязательных пенсионных и социальных отчислений с доходов граждан.

Центр жизненных интересов и финансовой инициативы должен переместиться на уровень рядового гражданина. В собственности граждан с учетом интересов и потребностей его семьи и других совместно проживающих с ним иждивенцев до налогообложения должны оставаться доходы на уровне прожиточного минимума каждого члена семьи. В свою очередь прожиточный минимум должен включать в себя все расходы человека и каждого нетрудоспособного члена его семьи на питание, проживание, лечение, образование и реализацию других своих естественных человеческих прав.

Семья и каждый ее член должны признаваться самостоятельными субъектами налогового права, все интересы которых должны учитываться при налогообложении доходов каждого трудоспособного члена семьи.

Соответственно, в собственности налогоплательщика - физического лица всегда должно оставаться имущество, минимально необходимое ему для реализации им и членами его семьи своих естественных человеческих прав. В указанной связи законодателем должен быть пересмотрен перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание органов налоговой службы в погашение налоговой задолженности. В таком перечне обязательно должно появиться социальное жилье.

В настоящее же время в доставшемся нам в наследство от СССР (когда все жилье было государственным, а проживание в нем - почти бесплатным) и являющемся приложением к гражданскому процессуальному кодексу РК от 13 июля 1999 г. перечне имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, какое-либо упоминание о жилье вообще отсутствует!!! Такая целенаправленная (или непреднамеренная) позиция социального и демократического государства открывает прямой путь к лишению граждан их жилья по любым долгам (в том числе и налоговым) и появлению нового массового общественного слоя - людей без определенного места жительства (в простонародье - бомжей).

Смещение акцентов в налогообложении в сторону создания условий для финансового самообеспечения гражданами своих естественных прав и свобод позволит перенести центр жизненных интересов на экономический микроуровень каждого налогоплательщика и в дальнейшем придать механизму государственной социальной поддержки и перераспределения государственных денежных средств должное значение и звучание.

Одновременно должна пройти и полномасштабная реформа расходной части государственного бюджета.

Предпринимательская инициатива в сознании большинства казахстанцев не приветствуется и всяческими административными барьерами и препонами убивается на корню. Высвобождаемые наемные работники и чиновники боятся рынка и своей инициативы в нем под давлением, прежде всего, бытующего мнения о том, что придется все заработанное отдавать государству или действующим чиновникам.

В указанной связи предпринимательская инициатива должна взращиваться и культивироваться у наемных работников как альтернативный способ получения доходов независимо от работодателя.

Вместе с тем работа по найму и малый бизнес должны конкурировать друг с другом на равных, чтобы создавать у работодателя стимул к повышению заработной платы и выходу ее из тени, появлению у работников инициативы и повышению эффективности труда. В указанной связи нуждаются в пересмотре ставка и механизм обложения социальным налогом и социальными отчислениями фонда оплаты труда работодателя.

Создание механизма финансового самообеспечения прав и свобод человека и гражданина приведет к выходу малого бизнеса из тени, к повышению бизнес-инициативы, к появлению у государства возможности производить реальный учет налоговой базы страны и к подготовке механизма всеобщего налогообложения на практике. С ростом благосостояния граждан и уровня их официальных доходов государство постепенно сможет перейти на всеобщее декларирование доходов и психологически комфортное для граждан их налогообложение на уровне 10%.

Для искоренения извращенного понимания сбора налогов любой ценой в соответствии с административным планом должен быть кардинальным образом пересмотрен механизм планирования государственных доходов и расходов при принятии государственного бюджета. Государственные расходы должны планироваться исходя из реального уровня и состояния совокупной налоговой базы страны и других источников налогообложения, а не наоборот, как это делается в настоящее время: налоговые поступления планируются и начисляются исходя из уровня запланированных государственных расходов. Налоги любой ценой формируют искаженный подход налоговиков к сбору налогов с использованием неясностей и противоречий в законах и в конечном итоге подрывают веру налогоплательщиков в законность и правосудие. Суды же, якобы защищая интересы государства, вынуждены покрывать деяния налоговиков, толкуя неясные или двусмысленные нормы налоговых законов в их пользу. Добросовестные налогоплательщики, по воле судов, вынуждены нести бремя уплаты налогов за уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательства лжепредприятия. В этой связи тревожным сигналом является принятие Верховным судом РК нормативного постановления от 12.01.2009 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве», где, по сути, оправдываются и обосновываются действия налоговых органов по доначислению добросовестным налогоплательщикам налогов за их контрагентов - лжепредприятия.

С этой целью государство, прежде всего, должно провести полномасштабную ревизию состояния и переучет всех налогоплательщиков, всех объектов обложения и совокупной налоговой базы страны. Государство имеет право знать о своем налоговом потенциале, и это право должно быть реализовано усилиями заинтересованных и вместе с тем независимых государственных органов в рамках программы создания электронного правительства.

Определение ставок налогообложения и дальнейшее налогообложение в условиях тотального учета налоговой базы страны будет являться уже делом техники путем ежегодного их уточнения в налоговом законодательстве.

Для стимулирования деловой инициативы и изменения бизнес-психологии в сознании большинства граждан малый бизнес и работа по найму должны стать зонами «оффшорного» налогообложения в Республике Казахстан на ближайшую перспективу трех-пяти лет. Этим самым государство сможет одновременно позаботиться об официальном стимулировании платежеспособного потребительского спроса и формировании качественно новой культуры потребления граждан в отношении официально заработанных ими доходов.

Параллельно необходимо усилить налоговый контроль над необоснованными расходами граждан и установить их реальное налогообложение на практике по косвенному методу определения доходов, если гражданин не докажет законность получения им доходов и (или) уплату с них причитающихся государству налогов в пределах сроков исковой давности по налоговым требованиям государства.