|
|
|
О некоторых аспектах профилактики правонарушений в сфере незаконной миграции
В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений в противодействии нелегальной миграции является заключение международных соглашений в области миграции. По состоянию на 1 января 2022 года Казахстан является участником практически всех право защитных пактов и конвенций ООН. В соответствии с подписанными конвенциями, Казахстан провел огромную работу по совершенствованию национального законодательства, отвечающего требованиям современных реалий и международным стандартам. Для граждан 73 государств в Казахстане действует безвизовый режим. Граждане 54 стран освобождены от визовых обязательств в одностороннем порядке. Двусторонние и многосторонние соглашения об освобождении от визовых требований распространяются на владельцев общегражданских паспортов[1]. Справочно: На сегодняшний день в Казахстане имеется 101 пункт пропуска (автомобильные - 51, авиационных - 19, железнодорожных - 27, морских - 3, речных - 1), которые круглосуточно осуществляют пропуск граждан, товаров и грузов, а также транспортных средств через Государственную границу нашей республики[2]. По состоянию на май 2022 года на территории Республики Казахстан находится 2,6 млн. иностранных граждан, часть из которых находится нелегально[3]. С целью противодействия нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Казахстан создана нормативно-правовая база противодействия незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, а также предусмотрены меры административной ответственности за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения. Административная ответственность за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства законодательства в области миграции населения - это сложное и многогранное правовое явление, обеспечивающее защиту широкого круга общественных отношений в указанной области. Основными задачами названного важного института административной ответственности является защита личности, охрана прав и свобод граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений в упомянутой области. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в области миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан[4]. Справочно: Данные о количестве нелегальных мигрантов из стран Центральной Азии в Казахстане в настоящее время достаточно неоднозначные. По приблизительным оценкам, в течение года в республику приезжает свыше 700 тысяч иностранцев, и большая часть их - около 600 тысяч - из стран СНГ. При этом с каждым годом отмечается рост нелегальных мигрантов[5]. На постоянной основе проводятся целевые оперативно-профилактические мероприятия (ОПМ) «Мигрант», «Нелегал Трафик» и «Нелегал-Кордон» по выявлению лиц, нарушающих миграционное законодательство. По данным информационного медиа-портала Polisia.kz, в течении трех дней проведения ОПМ «Мигрант» установлено и привлечено к ответственности 183 работодателя за нарушение режима и использования иностранной рабочей силы. В Едином реестре до судебного расследования, зарегистрировано 5 фактов организации незаконной миграции. В г. Шымкент выявлены иностранные граждане, в количестве 30 человек, осуществляющие работы по строительству школы, без соответствующих документов. Кроме того, в ходе ОПМ «Мигрант», были выявлены и задержаны 30 лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений. В их числе 27 граждан Республики Казахстан, 3 граждане СНГ, находившиеся в международном розыске за совершение насильственных действий сексуального характера[6]. Однако, основная причина, которая толкает огромные людские массы на незаконное пересечение границы - нестабильная социально-экономическая обстановка в регионе, осложняющаяся безработицей. Это в большей степени объясняет направление незаконных миграционных потоков в самую развитую страну в Центральной Азии - Республику Казахстан. Исследователи Л. Максакова и В. Чупик, изучавшие проблемы нелегального трафика из Узбекистана, отмечают, что более 70% респондентов выезжают с целью прокормить семью, менее 10% - заработать на открытие собственного бизнеса, на крупные покупки (жилье, автомобиль), на учебу или лечение, получить профессию, завязать деловые связи и т. д., менее 2-3% работают легально и на высококвалифицированных или квалифицированных видах труда[7]. По мнению Витковской Г.С. нелегальная миграция активно благоприятствует негативному росту теневой экономики, особенно где используется нелегальная рабочая сила - дешевая и безответная, что в свою очередь позволяет работодателям не соблюдать их законные права человека. Привлечение к трудовой деятельности нелегальных мигрантов, неминуемо сопровождается нарушениями налогового законодательства в особенности при использовании наличных денежных средств. Что приводит к росту теневой экономики, а также оказывает давление на скрытую инфляцию. Вместе с тем, использование дешевой иностранной рабочей силы зачастую сопряжено с другими областями т.н. «бизнеса»: проституцией, распространением наркотиков и торговлей людьми[8]. Еще одним внутренним фактором, стимулирующим процветание незаконной миграции, является тяжелое социально-экономическое положение жителей приграничных районов Казахстана и сопредельных стран. Для многих из них содействие нелегальной транспортировке людей через слабо охраняемые участки границы очень часто становится единственно возможным способом выживания. С другой стороны, с этой темой тесно связана проблема коррупции пограничников, которые порою вместе с так называемыми «проводниками» вовлечены в незаконный трафик людей. Как отмечает казахстанский исследователь Е. Садовская, в республиках Центральной Азии уже сложилась разветвленная сеть высокодоходного бизнеса, включающего отдельных коррумпированных представителей исполнительных органов, бюро, типографии и переводчиков. Они хорошо оснащены технически (об этом говорит, например, высокое качество поддельных паспортов, печатей, документов, приглашений, виз и т.д.), что позволяет им легко реагировать на изменение обстановки в пунктах пропуска через границу и вносить коррективы в работу всех взаимодействующих лиц, участвующих в бизнесе по нелегальной транспортировке людей за рубеж[9]. Юань С. определяет следующие основные способы борьбы с нелегальной миграцией: совершенствование законодательной базы, международное сотрудничество и повышение эффективности работы правоохранительных органов в разработке и проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий[10]. Нелегальная миграция все более приобретает криминальный характер и становится одной из прибыльных сфер деятельности организованной преступности. В большинстве случаев нелегальные мигранты — это потенциальные жертвы торговли людьми. В этой связи особую тревогу вызывают у нас нелегальные мигранты, следующие транзитом через территорию наших государств в страны Западной Европы. Эту категорию составляют граждане стран с нестабильной экономикой и военно-политической обстановкой (Афганистан, Шри-Ланка, Сомали и др.). Их маршрут пролегает из Пакистана и Афганистана в Европу через территории Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, России, Беларуси и Украины. В последнее время участились попытки въезда нелегальных мигрантов в Казахстан морским путем через Азербайджанскую Республику. В силу своего географического положения, открытости и протяженности границ, наличия развитой сети транспортных коммуникаций через страны региона и Россию проходят основные маршруты, используемые организаторами нелегальной миграции для вывоза людей в страны Европы. Неуменьшающиеся объемы нелегальной миграции несут реальную угрозу экономической и социальной стабильности, как Казахстана, так и соседних стран. Более того, сложившаяся ситуация может говорить о возникновении новой угрозы безопасности в регионе, решение которой требует особого внимания и объединения усилий всех стран[11]. КНБ продолжаются мероприятия по выявлению и пресечению незаконной миграции на территорию Казахстана иностранных граждан. Так, 9 сентября 2023 года оперативниками ДКНБ по Актюбинской области задержан гражданин Казахстана, подозреваемый в даче взятки должностному лицу за общее покровительство функционирования незаконной миграции. По предварительным данным, задержанный занимался привлечением иностранных работников к трудовой деятельности в республике без соответствующего разрешения. В качестве предмета взятки изъяты денежные средства в сумме 400 тысяч тенге. Проводится досудебное расследование по части 2 статьи 367 («дача взятки, совершенная в значительном размере») Уголовного кодекса.[12] В период пандемии отмечается увеличение количества применения, пересекающими границу лицами, поддельных документов (водительских прав второго водителя транспортного средства, материалов на перевозку товаров и грузов от транспортно-логистических фирм, свидетельства заключения брака с гражданами РК, приглашение на осуществление трудовой деятельности, а также фиктивная необходимость прохождения медицинского лечения или обследования на территории РК). Опросные мероприятия задержанных лиц свидетельствуют о наличии противоправного элемента, квалифицирующегося на изготовлении незаконных документов. Качество предоставляемых услуг зависит, как правило, от суммы денежного вознаграждения. Сложностью выявления и разработки указанных лиц является распространение услуг их деятельности по средствам интернет-ресурсов, мессенджеров и социальных сетей, аккаунты которых могут быть зарегистрированы в любой точке мира. Отмечается активное вовлечение в противоправную деятельность и создание пособнической базы из числа сотрудников различных государственных и частных структур по предоставлению документов на право пересечения границы[13]. Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. По мнению И.А. Ларионова взаимодействие правоохранительных органов должно предусматривать: - обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности; - создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему; - осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы; - разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции; - выработку и внесение в органы государственной власти совместных предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных действий в данной области. В сложившихся условиях именно налаживание взаимодействия указанных структур следует рассматривать в качестве одного из решающих факторов повышения эффективности государственного регулирования миграционных процессов. Предупредительная работа - это дело не только государственных органов, но и общества в целом. Любые государственные и другие организации должны быть признаны субъектами предупредительной работы в том объеме, в котором их деятельность направлена на преодоление причин преступности и условий, ей способствующих[14]. Вместе с тем, эффективность регулирования миграционных отношений и профилактика правонарушений прямым образом зависит от анализа и обобщения опыта применения действующего законодательства. Согласно информации Министерства внутренних дел, за последние 3 года было выдано 1 660 939 разрешений на временное проживание, было 192 108 привлечений иностранцев к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства (по статье 492 КоАП РК - 13 705, по статье 517 КоАП РК - 178 403).
Учитывая данные, можно сделать вывод о том, наблюдается увеличение количества выдаваемых разрешений на временное проживание, соответственно растет и количество привлечений к административной ответственности иностранцев за нарушение миграционного законодательства.
Подготовили: Жадауова Ж.А., Карахожаев О.С. [1] Бабич А.А. Предупреждение преступлений, связанных с миграционными процессами в Республике Казахстан.// Вестник экономической безопасности №6. - 2022.- С.30-32.-С.31 /URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-prestupleniy-svyazannyh-s-migratsionnymi-protsessami-v-respublike-kazahstan (дата обращения: 10.05.2024) [2] Ахметкалиев М.О. Совершенствование государственной политики в сфере незаконной миграции в условиях глобальных вызовов С. 14 (дата обращения: 16.05.2024) [3] Там же. [4] Баймухаметова Г.М. Проблемные вопросы привлечения к административной ответственности иностранцев и лиц без гражданства за совершение правонарушений в области миграции населения. Магистерский проект на соискание степени магистра национальной безопасности и военного дела. Косшы. - 2021.- 87с.- С.6-7 //URL: https://academy-rep.kz/uploads/33ad8dd19a7987997b2e4126989fc797.pdf (дата обращения: 21.05.2024). [5] Шерьязданова К.Г., Попова Е.А. Анализ нелегальной миграции в Республике Казахстан. //Мемлекеттік басқару және мемлекеттік қызмет. Халықаралық ғылыми-талдау журналы С.23-33.- С.26 //URL: https://repository.apa.kz/bitstream/handle/123456789/503/167-текст%20статьи-973-2-10-20210504.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.05.2024) [6] Бабич А.А. Предупреждение преступлений, связанных с миграционными процессами в Республике Казахстан.// Вестник экономической безопасности №6. - 2022.- С.30-32.-С.32 /URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-prestupleniy-svyazannyh-s-migratsionnymi-protsessami-v-respublike-kazahstan (дата обращения: 10.05.2024) [7] Шерьязданова К.Г., Попова Е.А. Анализ нелегальной миграции в Республике Казахстан. //Мемлекеттік басқару және мемлекеттік қызмет. Халықаралық ғылыми-талдау журналы С.23-33.- С.26 //URL: https://repository.apa.kz/bitstream/handle/123456789/503/167-текст%20статьи-973-2-10-20210504.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.05.2024) [8] Ахметкалиев М.О. Совершенствование государственной политики в сфере незаконной миграции в условиях глобальных вызовов С. 9 (дата обращения: 16.05.2024) [9] Шерьязданова К.Г., Попова Е.А. Анализ нелегальной миграции в Республике Казахстан. //Мемлекеттік басқару және мемлекеттік қызмет. Халықаралық ғылыми-талдау журналы С.23-33.- С.26 //URL: https://repository.apa.kz/bitstream/handle/123456789/503/167-текст%20статьи-973-2-10-20210504.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.05.2024) [10] Там же [11] Шерьязданова К.Г., Попова Е.А. Анализ нелегальной миграции в Республике Казахстан. //Мемлекеттік басқару және мемлекеттік қызмет. Халықаралық ғылыми-талдау журналы С.23-33.- С.30 //URL: https://repository.apa.kz/bitstream/handle/123456789/503/167-текст%20статьи-973-2-10-20210504.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.05.2024) [12] О противодействии незаконной миграции 14 сентября 2023 года //URL: https://gurk.kz/news/o-protivodejstvii-nezakonnoj-migraczii (дата обращения 02.05.2023) [13] Ахметкалиев М.О. Совершенствование государственной политики в сфере незаконной миграции в условиях глобальных вызовов С.15 (дата обращения: 16.05.2024) [14] Ларионов И.А. О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции //Вестник Томского государственного университета. 2013 - №366. - С.99-101.- С.99 URL: https://lib.tsu.ru/mminfo/000063105/366/image/366-099.pdf С.100-101
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |