|
|
|
Принять нельзя бояться
Почти половина опрошенных казахстанцев не имеет представления о том, что означает аббревиатура ЛГБТ. При этом большинство респондентов призналось, что испытывает агрессию к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако на ужесточении законодательства в отношении меньшинств казахстанцы не настаивают. К таким вывод пришли организаторы исследования «Изучение уровня толерантности ЛГБТ-сообщества в Казахстане» - общественное объединение «AS-AKTIV».
КОНФЕТЫ ИЛИ СЕКТА? Исследователи сосредоточили свое внимание на семи городах Казахстана - Астане, Алматы, Усть-Каменогорске, Риддере, Шемонаихе, Зыряновске и Семее. Пятистам респондентам предлагалось ответить на несколько вполне безобидных вопросов. Однако малоприятные неожиданности начались с самого начала. «Люди брали в руки анкету, читали и спрашивали, что такое ЛГБТ - конфеты, секта или издательство? - рассказывает председатель объединения Сергей Астафьев. - Когда мы объясняли, поведение часто становилось непредсказуемым: лист могли смять и выбросить, могли рассмеяться… Иногда молча отворачивались и уходили. И это была совершенно искренняя реакция». К удивлению исследователей, оказалось, что люди старшего возраста более продвинуты в вопросах ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры): они и знают терминологию, и толерантны, и не скрывают свою нетрадиционную ориентацию. Так, из числа респондентов 26-29 лет почти 20% признались в своей гомосексуальности. Но в то же время эта возрастная группа честно сообщила, что испытывает агрессию к представителям ЛГБТ. Две трети опрошенных имели диплом средне-специального или высшего образования. Большинство указали в графе «социальное положение» - работающий. Любопытно, что госслужащие, хотя их было немного среди респондентов, категорически отказывались указывать свою принадлежность к чиновничьему корпусу. По мнению Сергея Астафьева, абсолютной честности от респондентов исследователи и не ожидали: «Мы видели, что многие люди просто боятся. Сказать, что они не такие, что у них есть друзья нетрадиционной ориентации, что об этом кто-то узнает. Страх тотальный!» Более толерантными оказались жители Астаны и Алматы, в небольших населенных пунктах к представителям организации отнеслись настороженно и с опаской. Любопытно, что при малой осведомленности о ЛГБТ лишь чуть больше четверти респондентов не испытывают агрессии к представителям меньшинств. При этом две трети опрошенных уверены, что права ЛГБТ в Казахстане не ущемляются.
«ТАКИЕ ЖЕ, КАК ВСЕ» Сергей Астафьев уверен в обратном: «Дискриминация есть. Например, людям нетрадиционной ориентации непросто снять квартиру в провинциальном городе. А если кто-то узнает об их ориентации, то появится прямая угроза для их безопасности. Но самая главная проблема - отсутствие качественного контента о ЛГБТ. В первую очередь, это касается того, в каком свете и формате представляют ЛГБТ-сообщество на телевидении и СМИ. От такой откровенной чуши порой хочется перестать читать газеты и смотреть передачи. Необходимо дать понять обществу, что эти люди - такие же, как мы. Они смотрят футбол, пьют пиво, играют в покер и не хуже других могут поменять колесо и починить крышу. Если бы нам показывали другую сторону ЛГБТ-сообщества, не делая акцент на ориентации, то и общество начало реагировать по-другому. Большинство людей совершенно не хотят думать, им проще «потреблять» информацию, приправленную бредом». Что касается агрессии, Сергей Астафьев уверен, что это связано со стереотипами: «Многие до сих пор уверен, что это болезнь. Людям нужно чаще напоминать о Леонардо Да Виинчи, Шекспире, Александре Македонском, Тьюринге, Бетховене, Чайковском и других гениальных личностях, которые были геями». В дальнейших планах исследователей - работать по формированию толерантности в обществе Казахстана. «Важно, чтобы на представителей меньшинств не показывали пальцами, не тыкали, как это часто происходит в маленьких городах, - говорит Астафьев. - Нужен центр, куда представители ЛГБТ смогут обратиться за психологической помощью, где будет дружественная среда, где они смогут консолидироваться. Нужны социальные ролики, тренинги для журналистов. Конечно, речь не идет о гей-парадах, все понимают, что это невозможно и никому не нужно. Мы просто хотим объяснить людям, что ЛГБТ - такие же, как все. Их не надо бояться, не надо от них отгораживаться. И пора прекратить говорить о том, что геи - это корень всех бед. Подобные высказывания показывают лишь необразованность и твердолобость их носителей».
ВЗГЛЯД СВЕРХУ Не слишком дружелюбное отношение казахстанцев к меньшинствам отметили и представители международной правозащитной организации Article 19. Они опросили 33 члена казахстанского ЛГБТ-сообщества, а также провели мониторинг СМИ и выступлений известных деятелей и депутатов. Выводы неутешительны: представители меньшинств весьма ограничены в праве на свободу выражения, практикуют самоцензуру, не любят обращаться к журналистам. «Одно из главных мест самовыражения в Казахстане - это социальные сети, - говорится в исследовании. - Тем не менее, половина респондентов заявили, что они скрывают свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность в сети, для того чтобы избежать притеснений или запугиваний от друзей и коллег». Один из опрошенных также сообщил о технической атаке на сайт ЛГБТ и рассказал, что группа обсуждения ЛГБТ в популярной сети «ВКонтакте» в Казахстане была взломана, а информацию заменили материалами об исламе. Что касается СМИ и политиков, то они зачастую используют гомофобные выражения и стигматизируют образы секс-меньшинств. «Убогие отношения», «позор», «угроза семейных ценностям» - это фразы из выступлений депутатов, акимов, министров. Между тем, по данным ILGA 2013 года (Международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, трансексуалов и интерсексуалов) Казахстан относится к странам, где нет преследований, но нет и специальной защиты, а соответствующее законодательство отсутствует вовсе. Комментировать ситуацию в нашей стране представитель ILGA отказался, сославшись на то, что связи с местными правозащитными организациями практически нет, и доступ к актуальной информации ограничен. Дарья Добровольская
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |