Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций, государственных наград, социального обеспечения и образования»
(сентябрь 2022 года)
1. Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 февраля 2021 года № 51 «О создании рабочей группы по разработке концепций проектов законов Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций»
2. Проект Закона РК (август 2021 года)
3. Сравнительная таблица по проекту Закона (август 2021 года)
4. Концепция проекта Закона РК (август 2021 года)
5. Проект Закона РК (март 2022 года)
6. Сравнительная таблица по проекту Закона (март 2022 года)
7. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта (16 марта 2022 года)
8. Письмо АО «Институт экономических исследований» от 18 марта 2022 года № 39-16/161
9. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия проекта Закона
10. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению с принятием Закона
11. Сравнительная таблица по проекту Закона
12. Заключение научной правовой экспертизы от 13 апреля 2022 года № 10-1-6/468 проекта закона
13. Письмо Национальная палата предпринимавшей Республики Казахстан «Атамекен»
14. Заключение научной лингвистической экспертизы от 20 мая 2022 года № 11-2/663 в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта
15. Справочный лист к проекту Закона
16. Пояснительная записка Правительства РК от 31 августа 2022 года № 21/П-38 к проекту Закона
17. Постановление Правительства РК от 31 августа 2022 г. № 622
18. Проект Закона РК (август 2022 года)
19. Письмо Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» от 15 сентября 2022 года № 11611/28
20. Сравнительная таблица по проекту Закона РК (июнь 2023 года)
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций
(август 2022 года)
Проект Закона РК внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 31 августа 2022 года № 622
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года:
1) в пункте 1 статьи 1:
подпункт 22) изложить в следующей редакции:
«22) отношения, непосредственно связанные с трудовыми, – отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения, а также признания профессиональной квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;»;
подпункт 46) изложить в следующей редакции:
«46) тарификация работы – отнесение выполняемых работ к определенной сложности в соответствии с профессиональным стандартом;»;
подпункт 82) изложить в следующей редакции:
«82) командировка – направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы в другую местность, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку, а также признание профессиональной квалификации.»;
2) подпункты 16), 16-1), 16-2), 17) статьи 16 исключить;
3) подпункт 10) пункта 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«10) обеспечивать работникам профессиональную подготовку, переподготовку, повышение и признание их профессиональной квалификации в соответствии с настоящим Кодексом и Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»;»;
4) подпункт 3) пункта 1 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«3) документ об образовании, документ о признании профессиональной квалификации (при наличии), документ о наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков;»;
5) пункт 3 статьи 66 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
«8) признания профессиональной квалификации согласно Закону Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях».»;
6) пункт 8 статьи 101 изложить в следующей редакции:
«8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов.»;
7) подпункт 7) статьи 116 исключить;
8) статью 117 исключить;
9) в статье 118:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 118. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение, признание профессиональной квалификации»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Необходимость и объем профессиональной подготовки, переподготовки, повышения и признания профессиональной квалификации для функционирования и развития организации определяются работодателем.»;
дополнить пунктом 1-2 следующего содержания:
«1-2. Признание профессиональных квалификаций по профессиям, включенным в реестр профессий, проводится в аккредитованном центре признания профессиональных квалификаций.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение и признание профессиональной квалификации работников по направлению работодателя осуществляются за счет средств работодателя или иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договорами на обучение или оказание услуг по признанию профессиональных квалификаций.»;
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
«5. Работники, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение и признание профессиональной квалификации, по соглашению с работодателем могут освобождаться от работы либо выполнять работу на условиях неполного рабочего времени.
6. В соглашении, коллективном и (или) трудовом договорах могут предусматриваться льготы и компенсационные выплаты, связанные с обучением, и гарантии, связанные с признанием профессиональной квалификации.»;
10) в статье 157:
подпункты 3) и 4) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«3) об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, признании профессиональной квалификации и трудоустройстве высвобождаемых работников;
4) о гарантиях и льготах работникам, проходящим подготовку, переподготовку, повышение и признание профессиональной квалификации, а также работникам, совмещающим работу с обучением;».
2. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»:
подпункт 72) статьи 7 изложить в следующей редакции:
«72) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты в области здравоохранения;».
3. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»:
в статье 5:
подпункты 38-3) и 38-4) изложить в следующей редакции:
«38-3) разрабатывает и утверждает правила признания результатов обучения, полученных через неформальное образование, а также результатов признания профессиональной квалификации;
38-4) разрабатывает и утверждает правила признания организаций, предоставляющих неформальное образование;»;
дополнить подпунктом 46-28) следующего содержания:
«46-28) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для педагогов.».
4. В Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах»:
абзац четвертый подпункта 2) статьи 8 изложить в следующей редакции:
«профессиональный стандарт для социальных работников;»;
абзац третий подпункта 2) статьи 8-1 изложить в следующей редакции:
«профессиональный стандарт для социальных работников в области здравоохранения, порядок их аттестации;»;
подпункт 3) статьи 10 изложить в следующей редакции:
«3) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения утверждает профессиональный стандарт для социальных работников и правила их аттестации независимо от формы собственности субъекта, предоставляющего специальные социальные услуги;».
5. В Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»:
статью 4 дополнить подпунктом 10-2) следующего содержания:
«10-2) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты в области религии;».
6. В Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»:
статью 5 дополнить подпунктом 17-4) следующего содержания:
«17-4) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для энергоаудиторов;».
7. В Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»:
в статье 13:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Функции Национальной палаты в сфере подготовки, переподготовки, повышения и признания профессиональных квалификаций специалистов в отраслях экономики и развития технического и профессионального образования»;
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
«4) осуществляет иные полномочия в части признания профессиональных квалификаций, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»;».
8. В Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве»:
статью 15 дополнить подпунктом 23-3) следующего содержания:
«23-3) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для администраторов;».
9. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»:
пункт 5 статьи 83 изложить в следующей редакции:
«5. Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу аттестации кандидатов в преподаватели, мастеров производственного обучения и мастеров обучения вождению во время образовательного процесса в соответствии с профессиональным стандартом, а также проводит их аттестацию.».
10. В Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте»:
подпункт 23) статьи 7 изложить в следующей редакции:
«23) утверждает правила проведения аттестации тренеров, тренеров-преподавателей и спортивных судей по предложениям республиканских аккредитованных федераций в соответствии с профессиональными стандартами, разработанными и утвержденными уполномоченным органом;».
11. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения»:
пункт 7 статьи 33 изложить в следующей редакции:
«7. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами.
Документ о признании профессиональной квалификации, выданный иностранным государством, признается действительным на территории Республики Казахстан при наличии действующих международных договоров.
При отсутствии действующих международных договоров о признании профессиональных квалификаций иностранцы имеют право подтверждать профессиональную квалификацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях».»;
2) статью 34 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. Документ о признании профессиональной квалификации, выданный иностранным государством, признается действительным на территории Республики Казахстан при наличии действующих международных договоров.
При отсутствии действующих международных договоров о признании профессиональных квалификаций иностранцы и лица без гражданства имеют право подтверждать профессиональную квалификацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях».».
12. В Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года «О судебно-экспертной деятельности»:
статью 12 дополнить подпунктом 26-1) следующего содержания:
«26-1) разработка и утверждение профессионального стандарта в сфере судебно-экспертной деятельности;».
Статья 2.
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней со дня его первого официального опубликования, за исключением:
абзаца пятого подпункта 1), абзацев второго и третьего подпункта 2), подпункта 6) пункта 1, подпункта 1) пункта 11 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2030 года.
2. Установить, что до 1 января 2030 года подпункт 1) пункта 11 статьи 1 настоящего Закона действует в следующей редакции:
«7. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Документ о признании профессиональной квалификации, выданный иностранным государством, признается действительным на территории Республики Казахстан при наличии действующих международных договоров.
При отсутствии действующих международных договоров о признании профессиональных квалификаций иностранцы имеют право подтверждать профессиональную квалификацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях».».
2. Установить, что с 1 января 2027 года:
1) подпункт 46) пункта 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«46) тарификация работы – отнесение выполняемых работ к определенной сложности в соответствии с профессиональным стандартом;»;
2) подпункты 16) и 16-1) статьи 16 изложить в следующей редакции:
«16) определяет порядок разработки, пересмотра, утверждения и применения Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;
16-1) разрабатывает и утверждает Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;»;
3) пункт 8 статьи 101 изложить в следующей редакции
Президент Республики Казахстан |
Пояснительная записка Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 21/П-38 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций»
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
В соответствии с Посланием Главы государства от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» поручено разработать Закон «О профессиональных квалификациях», который должен регулировать вопросы признания квалификаций, стимулировать работников совершенствовать компетенции.
В связи с вводимыми новыми нормами, регулирующими общественные отношения по признанию профессиональных квалификаций в рамках вышеуказанного законопроекта разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций» (далее - законопроект).
Таким образом, законопроект разработан с целью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере признания профессиональных квалификаций специалистов, в том числе путем устранения правовых пробелов, противоречий, коллизий, установления норм, а также систематизации системы признания профессиональных квалификаций.
Законопроектом предусмотрены изменения и дополнения в:
Трудовой кодекс Республики Казахстан в части:
предоставления компенсаций и льгот для работников, направленных на признание профессиональных квалификаций;
расширения перечня документов, необходимых для заключения трудового договора;
приостановления срока наложения дисциплинарного взыскания в период прохождения процедуры признания работниками профессиональных квалификаций;
исключения норм, регулирующих вопросы элементов национальной системы квалификации;
полного перехода с 2030 года от единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих к профессиональным стандартам;
Закон Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» касательно функций Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»;
Закон Республики Казахстан «Об образовании» в части признания организациями технического и профессионального образования результатов признания профессиональных квалификаций и наделения уполномоченного органа в сфере образования компетенцией по разработке и утверждению профессиональных стандартов;
Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», законы Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», «О реабилитации и банкротстве», «О физической культуре и спорте», «О судебно-экспертной деятельности» и «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» касательно наделения отраслевых государственных органов компетенцией по разработке и утверждению профессиональных стандартов в курируемых отраслях;
Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» по использованию профессиональных стандартов при аттестации кандидатов в преподаватели, мастера производственного обучения и мастера обучения вождению во время образовательного процесса;
Закон Республики Казахстан «О занятости населения» по вопросу признания квалификаций иностранных работников.
Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия законопроекта не предполагается.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит законопроект на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Премьер-Министр Республики Казахстан | А. Смаилов |
Письмо Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 15 сентября 2022 года № 11611/28
Министерство труда и
социальной защиты населения Республики Казахстан
На №21-02/4607 от 07.09.2022г.
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП) рассмотрев предложения Министерства труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН РК) по внесению изменений в проект Закона РК «О профессиональных квалификациях» (далее – Проект ЗРК), сообщает следующее.
С учетом изменений МТСЗН РК предлагается совершенно новый документ, противоположный Проекту ЗРК, направленному после обсуждений и всех необходимых согласований в Мажилис Парламента РК.
Внесение поправок в Проект ЗРК на стадии его нахождения в Мажилисе Парламента нарушает нормы Закона РК «О правовых актах», предусматривающие строгую процедуру предварительного обсуждения в широких общественных кругах и профессиональных сообществах. Поправки появились после всех обсуждений и согласований и никак не могут быть признаны легитимными.
При наличии у МТСЗН инициативных поправок, государственный уполномоченный орган, коим является МТСЗН, обязан был представить на обсуждение широкой общественности новый документ со всеми своими поправками, провести анализ регуляторного воздействия, а также, все этапы согласования, в соответствии с действующим законодательством. Исходя из этого, МТСЗН РК обязано было преждевременно отозвать из Мажилиса Парламента РК зашедший для принятия Проект ЗРК.
В Проекте ЗРК с новыми поправками, предложенными МТСЗН РК, заложена норма, согласно которой функции по разработке и утверждению профессиональных стандартов (далее -ПС) передаются от НПП к отраслевым уполномоченным государственным органам. Однако, это не только нарушает действующее законодательство, но и противоречит мировому передовому опыту.
Передача функций по разработке и утверждению ПС государственным органам увеличит коррупционные риски, приведет к разработке и принятию некачественных документов (так как в отличие от отраслевых ассоциаций государственные органы не располагают необходимыми специалистами), к длительности процедуры согласования и утверждения ПС, а также к большой финансовой нагрузке на государственный бюджет.
Стоит отметить, что ранее (2013-2016гг.) ПС утверждались государственными органами, при этом было выявлена масса недостатков, таких как:
1. Отношение госорганов к профессиональным стандартам было как к дополнительной нагрузке, и работа осуществлялась формально, лишь для освоения бюджета;
2. Из-за затяжных процедур проведения конкурсов, на разработку ПС разработчикам оставалось очень короткое время, что негативно отразилось на их качестве;
3. Конкурсы по разработке ПС выигрывали в основном демпингом консалтинговые организации, не имеющие отношения к отрасли;
4. Забюрократизированный процесс согласования и утверждения ПС;
5. Отраслевые ассоциации были мало вовлечены в разработку ПС;
6. Госорганы зачастую принимали недоработанный документ для достижения годовых индикаторов.
Именно по причине сложившегося негативного опыта впоследствии была инициирована поправка в п.2 статьи 117 Трудового кодекса РК, которая предусматривает, что разработчиками ПС являются отраслевые объединения работодателей, которые обладают соответствующими знаниями о запросах и требованиях к специалистам отрасли, а утверждаются НПП РК «Атамекен» как объединением работодателей, представляющим отраслевую площадку признания документа рынком труда. Данный механизм соответствует передовому мировому опыту и не требует увеличения структуры государственных органов.
Стоит также отметить, что для разработки 550 ПС в рамках проекта МТСЗН РК «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» в рамках займа Всемирного банка было потрачено около 1,7 миллиарда тенге. При передаче ПС в другую структуру, ранее разработанные ПС будут вынуждены пойти на утрату.
НПП категорически против вносимых изменений по передаче утверждения ПС в отраслевые государственные органы.
МТСЗН РК также предлагается исключить из Проекта ЗРК функцию НПП по аккредитации центров признания добровольных профессиональных квалификаций (далее – ЦППК), возложив принудительные требования и соответствующие полномочия на РГП на ПВХ «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК (далее – НЦА).
Передача функций аккредитации ЦППК всех отраслей НЦА повлечет значительные затраты на его содержание, так как для качественной аккредитации ЦППК потребуется привлечение высококвалифицированных специалистов, разбирающихся в специальном оборудовании, технологиях, тестовых заданиях причем по каждой отрасли. Без привязки к рынку НЦА будет лишь формально осуществлять функцию аккредитации ЦП, акцентируя внимание лишь только на формальную межотраслевую составляющую, без учета конкретного отраслевого содержания.
Вместе с тем, аккредитованные НПП центры подтверждения квалификаций на протяжении нескольких лет доказали свою эффективность, без каких-либо затрат бюджетных средств осуществило сертификацию около 32 тыс. специалистов. В соответствии со ст. 13 Закона РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» проведение сертификации (подтверждение соответствия и присвоение квалификаций) специалистов относится к исключительной компетенции НПП, которая осуществляется через аккредитованные отраслевые ЦП, включенные в Реестр при НПП.
Аккредитация ЦППК в НЦА может привести к тому, что уже имеющиеся ЦППК прекратят свое существование, так как на сегодня они работают практически на чистом энтузиазме, без какого-либо государственного финансирования. Аккредитация же в НЦА предполагает немалые затраты денежных средств, которыми ЦППК не располагают.
Предлагаемые МТСЗН РК изменения нарушают главный принцип передовой мировой практики внедрения Национальной системы квалификации – это проведение независимой отраслевой сертификации работодателями на основе ПС. МТСЗН РК пытается заменить отраслевую сертификацию квалификации специалистов, основанную на профессиональных стандартах, на сертификацию по стандарту ГОСТ ISO/IEC 17024-2014, предъявляемому к персоналу независимо от отраслевой принадлежности. Такой подход никакого отношения к развитию Национальной системы квалификации не имеет.
Кроме того, в Проекте ЗРК в нарушение мирового основного принципа независимости признания квалификации от организаций образования заложена норма, предполагающая возможность открывать центры признания квалификации при организациях дополнительного образования, для чего МТСЗН РК внесена поправка в Проект ЗРК, исключающая главный принцип- независимость ЦППК от организаций образования. Обучающая организация не может заниматься сертификацией специалистов, так как это автоматически исключает внешнюю оценку качества подготовки кадров, т.е независимую сертификацию.
В связи с вышеизложенным, вносимые в Проект ЗРК поправки об обязательной аккредитации ЦППК в НЦА, считаем дополнительной нагрузкой на бизнес, а также искусственно созданным административным барьером.
В рамках рассмотрения данных вопросов было проведено заседание Подкомитета по квалификациям при Комитете развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса Президиума НПП, в который входят признанные в отраслях эксперты по квалификациям, которые единодушно выразили несогласие с представленными изменениями Проекта ЗРК (протокол прилагается).
Вместе с тем, в НПП поступили категорические несогласия от представителей бизнес-сообщества по представленным изменениями Проекта ЗРК (письма-обращения прилагаются)
Предлагаем осуществление аккредитации ЦППК на добровольной основе при НПП оставить без изменений в Проекте ЗРК.
Также, согласно передовому мировому опыту, параллельно предлагаем прописать в Проекте ЗРК осуществление сертификации специалистов по ГОСТ ISO/IEC 17024-2014 по профессиям с обязательным подтверждением квалификации (регулируемые профессии).
Можно предусмотреть определенные привилегии для работодателей, осуществляющие сертификацию своих работников по ГОСТ ISO/IEC 17024-2014.
Для примера, при осуществлении государственных закупок (далее – ГЗ) внести критерии по требованиям к исполнителю по наличию не менее 30% персонала, подтвердивших квалификацию на основе ГОСТ ISO/IEC 17024-2014. Видится, это будет давать определенные преимущества для получения ГЗ, т.е. перехода от демпинга к частичной проверке качества.
Кроме того, это позволит развивать добровольное стремление работодателей к осуществлению сертификации специалистов, а ЦППК - к стимулированию по переходу на ГОСТ ISO/IEC 17024-2014.
В то же время аккредитация при НПП позволит ЦППК набраться соответствующего опыта работы для прохождения в дальнейшем аккредитации при НЦА по ГОСТ ISO/IEC 17024-2014, т.е. должен быть поэтапный и добровольный переход на международное признание.
Приложение на __л.
Управляющий директор – директор департамента развития человеческого капитала | А.Бейсенбенов |
Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых,
экологических последствий действия
проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам профессиональных квалификаций»
По поручению Главы государства Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан проведена работа по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях», который должен регулировать вопросы признания квалификаций, стимулировать работников совершенствовать компетенции.
В связи с вводимыми новыми нормами, регулирующими общественные отношения по признанию профессиональных квалификаций в рамках вышеуказанного законопроекта разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций» (далее - законопроект).
Законопроектом предусмотрены изменения и дополнения в:
Трудовой кодекс Республики Казахстан в части:
предоставления компенсаций и льгот для работников, направленных на признание профессиональных квалификаций;
расширения перечня документов, необходимых для заключения трудового договора;
приостановления срока наложения дисциплинарного взыскания в период прохождения процедуры признания работниками профессиональных квалификаций;
исключения норм, регулирующих вопросы элементов национальной системы квалификации;
полного перехода с 2030 года от единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих к профессиональным стандартам;
Закон Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» касательно функций Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»;
Закон Республики Казахстан «Об образовании» в части признания организациями технического и профессионального образования результатов признания профессиональных квалификаций и наделения уполномоченного органа в сфере образования компетенцией по разработке и утверждению профессиональных стандартов;
Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», законы Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», «О реабилитации и банкротстве», «О физической культуре и спорте», «О судебно-экспертной деятельности» и «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» касательно наделения отраслевых государственных органов компетенцией по разработке и утверждению профессиональных стандартов в курируемых отраслях;
Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» по использованию профессиональных стандартов при аттестации кандидатов в преподаватели, мастера производственного обучения и мастера обучения вождению во время образовательного процесса;
Закон Республики Казахстан «О занятости населения» по вопросу признания квалификаций иностранных работников.
Таким образом, принятие законопроекта позволит избежать коллизий и пробелов в законодательных актах в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях».
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению с
принятием Закона РК «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам профессиональных квалификаций»
1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан;
2. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
4. Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»;
5. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;
6. Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»;
7. Закон Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»;
8. Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»;
9. Закон Республики Казахстан «О дорожном движении»;
10. Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте»;
11. Закон Республики Казахстан «О занятости населения»;
12. Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности».
Перечень
правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации
Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
профессиональных квалификаций»
Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан «О внесении изменения в приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 «Об утверждении Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода».
Сравнительная таблица
по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам профессиональных квалификаций»
№ п/п | Структурный элемент | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года |
1. | Подпункты 22), 46), 82) и новый подпункт 46-1) пункта 1 статьи 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе 1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: 22) отношения, непосредственно связанные с трудовыми, - отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан; | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе 1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: 22) отношения, непосредственно связанные с трудовыми, - отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения, а также признания профессиональной квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан; | В рамках проекта Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрены меры стимулирования работодателей для вхождения в Национальную систему квалификаций и направлению работников для прохождения признания профессиональной квалификации в аккредитованных центрах признания квалификаций в соответствии с проектом Законом РК «О профессиональных квалификациях», что в свою очередь повлечет повышение уровня квалификации работников. Так, в качестве одной из мер предлагается ввести компенсации, льготы для специалистов при прохождении процедуры признания профессиональной квалификации. Действующим Трудовым кодексом РК предусмотрены компенсации и льготы, предоставляемые специалистам при подготовке, переподготовке, и повышении квалификации. С целью повышения заинтересованности специалистов в признании своей квалификации, в Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года будут внесены указанные изменения и дополнения для предоставления компенсаций и льгот не только за подготовку, переподготовку, повышение квалификации, но и за признание профессиональной квалификации, которые направлены работодателем на признание профессиональной квалификации. |
| | 46) тарификация работы - отнесение выполняемых работ к определенной сложности в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций; | 46) тарификация работы - отнесение выполняемых работ к определенной сложности в соответствии с профессиональным стандартом; | Норма вступит в силу с 1 января 2030 года. В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций (далее - КС). Таким образом, квалификационные требования в ЕТКС и КС устанавливаются лишь при отсутствии профессиональных стандартах (далее - ПС). Вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» подлежат признанию утратившими силу также нормативные правовые акты, дублирующие нормы права других нормативных правовых актов и не содержащие новых норм права. В соответствии с указанной нормой, ЕТКС и КС дублирующие профессии, охваченные ПС должны быть признаны утратившими силу. Более того, организации образования при разработке образовательных программ используют ПС. Справочно: согласно пункту 1-1 статьи 118 Кодекса образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы на результаты обучения и учитывать требования при наличии соответствующих профессиональных стандартов для реализации комплексной системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций. В этой связи, Законопроектом предусмотрены нормы по переходу с ЕТКС и КС на ПС, которые вступают в силу 1 января 2030 года. При этом, согласно проекту Закона признания профессиональной квалификации будет проводиться согласно требованиям, установленным в ПС. В свою очередь, переход от ЕТКС, КС к ПС планируется проводить постепенно до 1 января 2030 года с учетом минимизации рисков рабочего процесса работодателей. |
82) командировка - направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы в другую местность, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку. | 82) командировка - направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы в другую местность, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку, а также признание профессиональной квалификации. |
2. | Подпункты 16), 16-1), 16-2), 17) и новый подпункт 17-2) статьи 16 | Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений | Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений | В соответствии с Законопроектом РК «О профессиональных квалификациях» признание профессиональных квалификаций будет проводиться согласно требованиям профессиональных стандартов, в этой связи, необходимо предусмотреть переходные нормы по исключению других актов, устанавливающих квалификационные требования. |
Уполномоченный государственный орган по труду: 16) определяет порядок разработки, пересмотра, утверждения и применения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций; | Уполномоченный государственный орган по труду: 16) исключить; | Данная норма вступит в силу с 1 января 2030 года. До 1 января 2030 года планируется осуществить переход от использования ЕТКС и КС к профессиональным стандартам, так как требования ЕТКС и КС теряют актуальность в связи с появлением новых компетенций и профессий. |
| | 16-1) разрабатывает и утверждает Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих; | 16-1) исключить; | Нормы вступают в силу с 1 января 2030 года. В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций (далее - КС). Таким образом, квалификационные требования в ЕТКС и КС устанавливаются лишь при отсутствии профессиональных стандартах (далее - ПС). Вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» подлежат признанию утратившими силу также нормативные правовые акты, дублирующие нормы права других нормативных правовых актов и не содержащие новых норм права. В соответствии с указанной нормой, ЕТКС и КС дублирующие профессии, охваченные ПС должны быть признаны утратившими силу. Более того, организации образования при разработке образовательных программ используют ПС. Справочно: согласно пункту 1-1 статьи 118 Кодекса образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы на результаты обучения и учитывать требования при наличии соответствующих профессиональных стандартов для реализации комплексной системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций. В этой связи, Законопроектом предусмотрены нормы по переходу с ЕТКС и КС на ПС, которые вступают в силу 1 января 2030 года. При этом, согласно проекту Закона признания профессиональной квалификации будет проводиться согласно требованиям, установленным в ПС. В свою очередь, переход от ЕТКС, КС к ПС планируется проводить постепенно до 1 января 2030 года с учетом минимизации рисков рабочего процесса работодателей. |
16-2) разрабатывает и утверждает квалификационные характеристики отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности; | 16-2) исключить; |
17) рассматривает и согласовывает квалификационные справочники или типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций различных видов экономической деятельности, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности; | 17) исключить; |
3. | Подпункт 10) пункта 1 статьи 23 | Статья 23. Основные права и обязанности работодателя 1. Работодатель имеет право: 10) обеспечивать работникам профессиональную подготовку, переподготовку и повышение их квалификации в соответствии с настоящим Кодексом; | Статья 23. Основные права и обязанности работодателя 1. Работодатель имеет право: 10) обеспечивать работникам профессиональную подготовку, переподготовку, повышение и признание их профессиональной квалификации в соответствии с настоящим Кодексом и Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»; | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предлагается предусмотреть право работодателей по направлению работников на признание профессиональной квалификации, что позволит работодателям получить независимую оценку уровня профессиональной пригодности работников, повысить производительность труда и квалификацию специалистов. |
4. | Подпункт 3) пункта 1 статьи 32 | Статья 32. Документы, необходимые для заключения трудового договора 1. Для заключения трудового договора необходимы следующие документы: 3) документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков; | Статья 32. Документы, необходимые для заключения трудового договора 1. Для заключения трудового договора необходимы следующие документы: 3) документ об образовании, документ о признании профессиональной квалификации (при наличии), документ о наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков; | В целях быстрого и качественного трудоустройства, трудовой мобильности, а также возможности получения более высокого заработка проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предлагается предусмотреть право работников на признание своей профессиональной квалификации. |
5. | Подпункт 8) пункта 3 статьи 66 | Статья 66. Сроки наложения и действия дисциплинарного взыскания 3. Рассмотрение вопроса о дисциплинарной ответственности и течение срока наложения дисциплинарного взыскания приостанавливаются в период: 8) отсутствует | Статья 66. Сроки наложения и действия дисциплинарного взыскания 3. Рассмотрение вопроса о дисциплинарной ответственности и течение срока наложения дисциплинарного взыскания приостанавливаются в период: 8) признания профессиональной квалификации согласно Закону Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях». | В рамках проекта Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрены меры стимулирования работодателей для вхождения в Национальную систему квалификаций и направлению работников для прохождения признания профессиональной квалификации в центрах признания квалификаций, аккредитованных в соответствии с проектом Законом РК «О профессиональных квалификациях», что в свою очередь обеспечит повышение уровня квалификации работников. Так, в качестве одной из мер предлагается ввести компенсации и льготы для работников при прохождении процедуры признания профессиональной квалификации. Действующим Трудовым кодексом РК предусмотрены компенсации и льготы, предоставляемые специалистам при подготовке, переподготовке, и повышения квалификации. С целью повышения заинтересованности работников в признании своей квалификации, в Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года будут внесены указанные изменения и дополнения для предоставления компенсаций и льгот не только за подготовку, переподготовку, повышение квалификации, но и за признание профессиональной квалификации, которые направлены работодателем на признание профессиональной квалификации. |
6. | Пункт 8 статьи 101 | Статья 101. Нормирование труда 8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций. | Статья 101. Нормирование труда 8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов. | Данная норма вступит в силу с 1 января 2030 года. В соответствии с проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» признание профессиональных квалификаций будет осуществляться на основе требований профессиональных стандартов, в этой связи, необходимо предусмотреть переходные нормы по исключению других актов, устанавливающих квалификационные требования к работникам. |
7. | Подпункт 7) статьи 116 | Статья 116. Понятия, используемые в настоящей главе В настоящей главе используются следующие понятия: 7) регулируемые профессии - профессиональная деятельность, требующая признания соответствия и присвоения квалификации. | Статья 116. Понятия, используемые в настоящей главе. В настоящей главе используются следующие понятия: 7) исключить. | Нормы касательно элементов Национальной системы квалификации не являются предметом регулирования Трудового кодекса РК, в этой связи указанные нормы предусмотрены в проекте Закона РК «О профессиональных квалификациях». |
8. | Статья 117 | Статья 117. Профессиональные стандарты и система квалификаций 1. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности. Отраслевая рамка квалификаций классифицирует в отрасли требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенции. Профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда. 2. Разработка, введение, замена и пересмотр профессиональных стандартов производятся объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей на основе отраслевых рамок квалификаций и утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке. 2-1. Разработка, утверждение, замена и пересмотр профессиональных стандартов на услуги, оказываемые государственными юридическими лицами, осуществляются государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду. 3. Разработка и пересмотр национальной рамки квалификаций производятся уполномоченным государственным органом по труду совместно с уполномоченным органом в области образования и утверждаются республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. 4. Разработка и пересмотр отраслевой рамки квалификаций производятся уполномоченными государственными органами и объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей соответствующих сфер деятельности и утверждаются отраслевыми комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. 5. Подтверждение соответствия и присвоение квалификации по регулируемым профессиям осуществляются организациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Порядок подтверждения соответствия и присвоения квалификации по регулируемым профессиям определяется уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности. 6. Разработка и пересмотр перечня регулируемых профессий производятся уполномоченным государственным органом по труду совместно с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и утверждается республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. | Исключить. | Нормы касательно элементов Национальной системы квалификации не являются предметом регулирования Трудового кодекса РК, в этой связи указанные нормы предусмотрены в проекте Закона РК «О профессиональных квалификациях». |
9. | Пункты 1, 3, 5, 6 и новый подпункт 1-2 статьи 118 | Статья 118. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 1. Необходимость и объем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для функционирования и развития организации определяются работодателем. | Статья 118. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение, признание профессиональной квалификации 1. Необходимость и объем профессиональной подготовки, переподготовки, повышения и признания профессиональной квалификации для функционирования и развития организации определяются работодателем. | В рамках проекта Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрены меры стимулирования работодателей для вхождения в Национальную систему квалификаций и направлению работников для прохождения признания профессиональной квалификации в центрах признания квалификаций, аккредитованных в соответствии с проектом Законом РК «О профессиональных квалификациях», что в свою очередь обеспечит повышение уровня квалификации работников. Так, в качестве одной из мер предлагается ввести компенсации и льготы для работников при прохождении процедуры признания профессиональной квалификации. Действующим Трудовым кодексом РК предусмотрены компенсации и льготы, предоставляемые работникам при подготовке, переподготовке, и повышения квалификации. С целью повышения заинтересованности работников в признании своей квалификации, в Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года будут внесены указанные изменения и дополнения для предоставления компенсаций и льгот не только за подготовку, переподготовку, повышение квалификации, но и за признание профессиональной квалификации, которые направлены работодателем на признание профессиональной квалификации. |
1-2. отсутствует. | 1-2. Признание профессиональных квалификаций по профессиям, включенным в реестр профессий, проводится в аккредитованном центре признания профессиональных квалификаций. |
3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации обучаемых по направлению работодателя осуществляются за счет средств работодателя или иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договором обучения. | 3. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение и признание профессиональной квалификации работников по направлению работодателя осуществляются за счет средств работодателя или иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договорами обучения или на оказание услуг по признанию профессиональных квалификаций. |
5. Работники, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, по соглашению с работодателем могут освобождаться от работы либо выполнять работу на условиях неполного рабочего времени. 6. В соглашении, коллективном и (или) трудовом договорах могут предусматриваться льготы и компенсационные выплаты, связанные с обучением. | 5. Работники, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение и признание профессиональной квалификации, по соглашению с работодателем могут освобождаться от работы либо выполнять работу на условиях неполного рабочего времени. 6. В соглашении, коллективном и (или) трудовом договорах могут предусматриваться льготы и компенсационные выплаты, связанные с обучением, и гарантии, связанные с признанием профессиональной квалификации. |
10. | Подпункты 3), 4) пункта 2 статьи 157 | Статья 157. Содержание и структура коллективного договора 2. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: 3) об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке и трудоустройстве высвобождаемых работников; 4) о гарантиях и льготах работникам, проходящим подготовку, переподготовку, повышение квалификации, а также работникам, совмещающим работу с обучением; | Статья 157. Содержание и структура коллективного договора 2. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: 3) об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, признании профессиональной квалификации и трудоустройстве высвобождаемых работников; 4) о гарантиях и льготах работникам, проходящим подготовку, переподготовку, повышение и признание профессиональной квалификации, а также работникам, совмещающим работу с обучением; | В рамках принятия Закона РК «О профессиональных квалификациях» будут предусмотрены меры стимулирования работодателей для вхождения в Национальную систему квалификаций и направлению работников для прохождения признания квалификации в центрах признания квалификации, аккредитованных в соответствии с Законом РК «О профессиональных квалификациях», что в свою очередь повлечет повышение уровня квалификации работников. Так, в качестве одной из мер предлагается ввести компенсации и льготы для специалистов при прохождении процедуры признания профессиональной квалификации. Действующим Трудовым кодексом РК предусмотрены компенсации и льготы, предоставляемые работникам при подготовке, переподготовке, и повышении квалификации. С целью повышения заинтересованности работников в признании своей квалификации, в Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года будут внесены указанные изменения и дополнения для предоставления компенсаций и льгот не только за подготовку, переподготовку, повышение квалификации, но и за признание профессиональной квалификации работников, которые направлены работодателем на признание профессиональной квалификации. |
Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» |
11. | Подпункт 72) статьи 7 | Статья 7. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 72) согласовывает профессиональные стандарты в области здравоохранения; | Статья 7. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 72) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты в области здравоохранения; | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» |
12. | Подпункты 38-3), 38-4) и новый подпункт 46-27) статьи 5 | Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования 38-3) разрабатывает и утверждает правила признания результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование, предоставляемое организациями, внесенными в перечень признанных организаций, предоставляющих неформальное образование; | Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования 38-3) разрабатывает и утверждает правила признания результатов обучения, полученных через неформальное образование, а также результатов признания профессиональной квалификации; | Согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях» неформальное образование не является услугой, требующей разрешения. Т.е. даже, если организация не включена в соответствующий перечень, она имеет право предоставлять услуги по неформальному образованию. Соответственно, включение данной нормы ограничивает права граждан, обучавшихся в указанных организациях, предоставляющих неформальное образование, но не включенных в перечень. |
38-4) разрабатывает и утверждает правила признания организаций, предоставляющих неформальное образование, и формирует перечень признанных организаций, предоставляющих неформальное образование; | 38-4) разрабатывает и утверждает правила признания организаций, предоставляющих неформальное образование; |
46-28) отсутствует. | 46-28) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для педагогов. | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» |
13. | Абзацы третий и четвертый подпункта 2) статьи 8 | Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения Уполномоченный орган в области социальной защиты населения в пределах своей компетенции: 2) разрабатывает и утверждает: Правила аттестации социальных работников по согласованию с уполномоченным органом в области образования; квалификационные требования к социальным работникам; | Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения Уполномоченный орган в области социальной защиты населения в пределах своей компетенции: 2) разрабатывает и утверждает: правила аттестации социальных работников по согласованию с уполномоченным органом в области образования; профессиональный стандарт для социальных работников; | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
14. | Абзац третий подпункта 2) статьи 8-1 | Статья 8-1. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения Уполномоченный орган в области здравоохранения в пределах своей компетенции: 2) разрабатывает и утверждает: квалификационные требования к социальным работникам в области здравоохранения и порядок их аттестации; | Статья 8-1. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения Уполномоченный орган в области здравоохранения в пределах своей компетенции: 2) разрабатывает и утверждает: профессиональный стандарт для социальных работников в области здравоохранения, порядок их аттестации; | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
15. | Подпункт 3 статьи 10 | Статья 10. Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования в пределах своей компетенции: 3) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения утверждает квалификационные требования к социальным работникам и правила их аттестации независимо от формы собственности субъекта, предоставляющего специальные социальные услуги; | Статья 10. Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования в пределах своей компетенции: 3) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения утверждает профессиональный стандарт для социальных работников и правила их аттестации независимо от формы собственности субъекта, предоставляющего специальные социальные услуги; | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» |
16. | Новый подпункт 10-2) статьи 4 | Статья 4. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 10-2) отсутствует; | Статья 4. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 10-2) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты в области религии; | В настоящее время деятельность работников в сфере религии не урегулирована, в этой связи предлагается наделить уполномоченный орган в сфере религии компетенцией по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» |
17. | Подпункт 17-4) статьи 5 | Статья 5. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 17-3) отсутствует; | Статья 5. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 17-4) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для энергоаудиторов; | Программа признания квалификации должна соответствовать профессиональному стандарту, что в свою очередь не вводит дополнительного регулирования, а вызвано необходимостью в части применения профессионального стандарта, определяющего квалификационные требования к работникам. Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. |
Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» |
18. | В оглавлении | Статья 13. Функции Национальной палаты в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации, сертификации и аттестации кадров в отраслях экономики и развития технического и профессионального образования | Статья 13. Функции Национальной палаты в сфере подготовки, переподготовки, повышения и признания профессиональных квалификаций специалистов в отраслях экономики и развития технического и профессионального образования | Редакционная правка. |
19. | Заголовок, подпункт 4) | Статья 13. Функции Национальной палаты в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации, сертификации и аттестации кадров в отраслях экономики и развития технического и профессионального образования Национальная палата в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами: 4) осуществляет независимую сертификацию квалификации специалистов; | Статья 13. Функции Национальной палаты в сфере подготовки, переподготовки, повышения и признания профессиональных квалификаций специалистов в отраслях экономики и развития технического и профессионального образования Национальная палата в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами: 4) осуществляет иные полномочия в части признания профессиональных квалификаций, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»; | Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» за Национальной палатой предпринимателей РК закрепляется ряд функций по вопросам признания профессиональных квалификаций. |
Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве» |
20. | Новый подпункт 23-3) статьи 15 | Статья 15. Компетенция уполномоченного органа 23-3) отсутствует; | Статья 15. Компетенция уполномоченного органа 23-3) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для администраторов; | Программа признания квалификации должна соответствовать профессиональному стандарту, что в свою очередь не вводит дополнительного регулирования, а вызвано необходимостью в части применения профессионального стандарта, определяющего квалификационные требования к работникам. Проектом Закона РК «О профессиональных квалификациях» предусмотрена компетенция ЦГО по разработке и утверждению профессиональных стандартов. При этом, способом признания квалификации является уведомление о начале деятельности администратора, при этом, предлагаемые изменения не коснутся порядка и условий уведомления о начале деятельности администратора. |
Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении» |
21. | Пункт 5, статьи 83 | Статья 83. Квалификационные комиссии 5. Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу аттестации кандидатов в преподаватели, мастеров производственного обучения и мастеров обучения вождению во время образовательного процесса, а также проводит их аттестацию. | Статья 83. Квалификационные комиссии 5. Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу аттестации кандидатов в преподаватели, мастеров производственного обучения и мастеров обучения вождению во время образовательного процесса в соответствии с профессиональным стандартом, а также проводит их аттестацию. | Для соответствия программы аттестации профессиональному стандарту. |
Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте» |
22. | Подпункт 23) статьи 7 | Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области физической культуры и спорта Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта: 23) утверждает правила проведения аттестации тренеров и спортивных судей по предложениям республиканских аккредитованных федераций; | Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области физической культуры и спорта Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта: 23) утверждает правила проведения аттестации тренеров, тренеров-преподавателей и спортивных судей по предложениям республиканских аккредитованных федераций в соответствии с профессиональными стандартами, разработанными и утвержденными уполномоченным органом; | В целях приведения в соответствие с подпунктом 16) статьи 1 Закона РК «О физической культуре и спорте». |
Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» |
23. | Второй и третьи абзацы пункта 7 статьи 33 | Статья 33. Привлечение работодателями иностранной рабочей силы 7. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций. Отсутствует | Статья 33. Привлечение работодателями иностранной рабочей силы 7. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций. Документ о признании профессиональной квалификации, выданный иностранным государством, признается действительным на территории Республики Казахстан при наличии действующих международных договоров. При отсутствии действующих международных договоров о признании профессиональных квалификаций, иностранцы имеют право подтверждать профессиональную квалификацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях». | В связи с тем, что квалификационные требования и уровни квалификаций привлекаемой иностранной рабочей силы зачастую не соответствуют тем, которые установлены законодательством РК, предлагается внести указанные изменения. |
24. | Второй и третьи абзацы пункта 7 статьи 33 | Статья 33. Привлечение работодателями иностранной рабочей силы 7. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций. | Статья 33. Привлечение работодателями иностранной рабочей силы 7. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами. | Норма вступит в силу с 1 января 2030 года. В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций (далее - КС). Таким образом, квалификационные требования в ЕТКС и КС устанавливаются лишь при отсутствии профессиональных стандартах (далее - ПС). Вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» подлежат признанию утратившими силу также нормативные правовые акты, дублирующие нормы права других нормативных правовых актов и не содержащие новых норм права. В соответствии с указанной нормой, ЕТКС и КС дублирующие профессии, охваченные ПС должны быть признаны утратившими силу. Более того, организации образования при разработке образовательных программ используют ПС. Справочно: согласно пункту 1-1 статьи 118 Кодекса образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы на результаты обучения и учитывать требования при наличии соответствующих профессиональных стандартов для реализации комплексной системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций. В этой связи, Законопроектом предусмотрены нормы по переходу с ЕТКС и КС на ПС, которые вступают в силу 1 января 2030 года. При этом, согласно проекту Закона признания профессиональной квалификации будет проводиться согласно требованиям, установленным в ПС. В свою очередь, переход от ЕТКС, КС к ПС планируется проводить постепенно до 1 января 2030 года с учетом минимизации рисков рабочего процесса работодателей. |
Отсутствует | Документ о признании профессиональной квалификации, выданный иностранным государством, признается действительным на территории Республики Казахстан при наличии действующих международных договоров. При отсутствии действующих международных договоров о признании профессиональных квалификаций, иностранцы имеют право подтверждать профессиональную квалификацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях». |
25. | Пункт 3-1 статьи 34 | Статья 34. Осуществление иностранцами или лицами без гражданства трудовой деятельности в рамках самостоятельного трудоустройства 3-1. Отсутствует | Статья 34. Осуществление иностранцами или лицами без гражданства трудовой деятельности в рамках самостоятельного трудоустройства 3-1. Документ о признании профессиональной квалификации, выданный иностранным государством, признается действительным на территории Республики Казахстан при наличии действующих международных договоров. При отсутствии действующих международных договоров о признании профессиональных квалификаций, иностранцы и лица без гражданства имеют право подтверждать профессиональную квалификацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях». | В связи с тем, что квалификационные требования и уровни квалификаций привлекаемой иностранной рабочей силы зачастую не соответствуют тем, которые установлены законодательством РК, предлагается внести указанные изменения. |
Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года «О судебно-экспертной деятельности» |
26. | Подпункт 26-1) статьи 12 | Компетенция Министерства юстиции Республики Казахстан К компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относятся: 26-1) отсутствует; | Компетенция Министерства юстиции Республики Казахстан К компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относятся: 26-1) разработка и утверждение профессионального стандарта в сфере судебно-экспертной деятельности; | В действующей редакции Закона РК «О судебно-экспертной деятельности» государственное регулирование осуществляется в сфере судебно-экспертной деятельности. В этой связи, предлагается уполномоченный государственный орган наделить функцией по разработке и утверждению профессионального стандарта. |