|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 октября 2023 года № 949
В соответствии с пунктом 85 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый национальный проект в области связи «Доступный Интернет» (далее - национальный проект). 2. Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию национального проекта: 1) принять меры по реализации национального проекта; 2) представлять информацию в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан о ходе исполнения национального проекта согласно Системе государственного планирования в Республике Казахстан. 3. Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить координацию, мониторинг и методологическое сопровождение национального проекта. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. 5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 октября 2023 года № 949
Национальный проект
Раздел 2. Текущая ситуация в области телекоммуникаций Раздел 3. Цель и задачи национального проекта Раздел 4. Финансирование национального проекта Приложение. План действий по реализации национального проекта в области связи «Доступный Интернет»
Раздел 1. Паспорт
Раздел 2. Текущая ситуация в области телекоммуникаций
Интернет и цифровые информационно-коммуникационные технологии все больше интегрируются во все сферы экономики и общества: науку, культуру, медицину, образование, бизнес, политику, технологии и производство. Эти изменения становятся локомотивом социально-экономического развития и инноваций во всем мире. Согласно данным Международного союза электросвязи (ITU) количество человек, пользующихся Интернетом, по всему миру в 2021 году превысило отметку в 4,9 млрд по сравнению с 4,1 млрд человек в 2019 году. Рост количества интернет-пользователей, соответственно, приводит к увеличению объема информации, передаваемой ими через сеть. Так, общий интернет-трафик за последние 2 года вырос в 1,5 раза. На ускорение процессов цифровизации повлияла наряду с технологическими трендами пандемия COVID-19. Переход на удаленную работу и онлайн-обучение дал новый импульс активному использованию гражданами и бизнесом возможностей социальных сетей, различных цифровых платформ в режиме видеоконференций. В свою очередь цифровая трансформация с бесконтактным взаимодействием с гражданами и бизнесом повлекла нагрузку на имеющуюся информационную телекоммуникационную инфраструктуру. В этой связи правительствами большинства стран были одобрены планы по организации соединений с пропускной способностью от 50 до 100 Мбит/с. В целом пандемия COVID-19 выявила необходимость развития надежной, доступной для всех слоев населения и безопасной телекоммуникационной инфраструктуры с применением новых технологий. Согласно прогнозам экспертов через 10 лет до 70 % продукции и услуг в мире будут базироваться на цифровых платформенных моделях, что также актуализирует вопрос проведения модернизации IT-инфраструктуры. Сегодня Казахстан входит в топ-30 рейтинга самых оцифрованных государств Организации Объединенных Наций. Вместе с тем, в рамках подиндекса «Телекоммуникационная инфраструктура» Казахстан занимает 65 место. При этом в настоящее время значительно растут темпы использования интернет-трафика в связи с ростом цифровой экономики, развлекательного контента, выходом бизнеса в виртуальное общение, т.е. переходом экономической деятельности на платформенную модель. При условиях бурного ежедневного роста и увеличения продолжительности интернет-сессий из года в год увеличивается объем потребляемого трафика. Рост пользователей социальных сетей и видеосервисов растет не только в нашей стране, но и во всем мире. Так, на 16 % вырос трафик на социальные сети и мессенджеры (2022 год к 2021 году), на 13 % - Youtube и рекордный - 101 % на TikTok. При этом важно отметить, что сам контент становится все более трафикоемким, так как качество произведенного видео постоянно увеличивается (со времен пандемии эта цифра достигла 1000 петабайт). По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее - БНС) в 2022 году доля пользователей сети Интернет (включая мобильный) в возрасте от 6 до 74 лет составляет 94 %, доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, - 96,2 %. В Казахстане насчитывается 6290 сельских населенных пунктов (далее - СНП), из которых 4858 (76 %) обеспечены мобильным широкополосным доступом к сети Интернет, в том числе по технологии 4G - 2813 СНП, 3G - 2045 СНП. В 2601 СНП из 6290 доведены волоконно-оптические линии связи (далее - ВОЛС). Согласно исследованию, проведенному в апреле - июне 2022 года международной компанией IDC, текущее распределение рынка среди технологий широкополосного доступа выглядит следующим образом: оптоволоконная домашняя связь в сельской местности составляет 18 %, в малых городах - 28 %; доля оптоволоконной связи в крупных городах - 44 %. В сельской местности, малых городах и пригородах в основном используется технология ADSL (по медным проводам), доля которой превышает 35 %. В крупных городах 25 % абонентов используют ADSL. Технология ADSL позволяет одновременно передавать голос и данные на скорости до 10 Мбит/сек по обычным «медным» телефонным каналам, что не отвечает растущим потребностям населения и бизнеса. Следует отметить, что в Казахстане плотность населения одна из самых низких в мире, менее 7 человек на квадратный километр. На основании указов Президента, постановлений Правительства Республики Казахстан, совместных решений местных представительных и исполнительных органов ежемесячно до 17 числа в национальный классификатор административно-территориальных объектов НК РК 11-2021 (далее - КАТО) вносятся изменения и дополнения.
В инфраструктуре мобильного доступа для передачи трафика в качестве транспортной среды используются: ВОЛС - подключение базовых станций напрямую к оптическим каналам связи; радиорелейная линия связи - передача данных на основную базовую станцию через промежуточные посредством беспроводных технологий; спутниковая связь - передача данных через спутниковые технологии посредством спутниковых терминалов. Для обеспечения высокоскоростной передачи данных по мобильным технологиям на первом месте необходимо подключение базовых станций к оптической линии связи (до 100 Мбит/с). Вместе с тем, в связи с отсутствием во многих селах оптической инфраструктуры используется в основном радиорелейная линия связи. При этом для доведения сигнала до села используются несколько промежуточных базовых станций, что уменьшает скорость передачи данных. Рассредоточенность сельских населенных пунктов по территории Казахстана не делает коммерческую деятельность экономически привлекательной для операторов связи. Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О связи» в разрешении на использование радиочастотного спектра указываются вид или стандарт связи, территория использования, тип и технические параметры используемых радиоэлектронных средств, а также обязательства по обеспечению услугами связи населенных пунктов и (или) территорий. В настоящее время согласно налоговым льготам на радиочастотный спектр в разрешениях указаны обязательства по обеспечению услугами связи и Интернета населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек. Так, за последние 3 года наблюдается снижение инвестиций в отрасль связи операторами: 2020 год - 136 млрд тенге; 2021 год - 109 млрд тенге; 2022 год - 76 млрд тенге. Это связано с тем, что операторы связи обеспечили наиболее густонаселенные пункты, представляющие экономическую выгоду, которые имеют высокий спрос на интернет-соединения из-за высокой концентрации населения и бизнеса. Таким образом, в настоящее время города имеют более развитую сетевую инфраструктуру, включая широкополосный доступ к Интернету и мобильную связь, по сравнению с селами. При этом даже в условиях покрытия связью городских и крупных сел не все сельскохозяйственные предприятия и агропромышленные объекты в полной мере обеспечены услугами связи, так как большинство предприятий находится за пределами сельских населенных пунктов. Другим важным вопросом является обеспечение потребителей услуг связи качественным Интернетом. Для решения данного вопроса уполномоченным органом утверждены показатели качества услуг связи с установлением минимальных параметров для следующих технологий: 3G - 1 Мбит/с, 4G - 5 Мбит/с, а для фиксированного (проводного) доступа к Интернету - не менее 80 % от тарифного плана. В целях повышения ответственности операторов связи за качество предоставляемых услуг с 10 сентября 2022 года увеличены штрафы за первичное нарушение со 100 до 1000 месячных расчетных показателей (далее - МРП) и за повторное нарушение - с 200 МРП до 1500 МРП. Данные меры позволяют увеличить исполнение выписанных операторам связи предписаний по устранению выявленных нарушений. На сегодняшний день для обеспечения территории страны измерениями показателей качества услуг фиксированного доступа к Интернету у операторов фиксированной связи в разрезе областных центров требуется дооснащение системы мониторинга качества услуг фиксированного доступа к сети Интернет. Кроме того, одним из сдерживающих факторов развития мобильной связи в стране является радиофобия. Внедрение нового стандарта связи 5G резко увеличило количество противников установки базовых станций мобильных операторов возле жилых комплексов в связи с якобы имеющимся негативным воздействием на здоровье людей. В соответствии с действующим законодательством на основании одного заявления жильца (радиофоба) оператор обязан демонтировать свою базовую станцию, что неизбежно ухудшает качество сигнала из-за увеличения физического расстояния между передающими устройствами и увеличения нагрузок на них. При этом поиск альтернативных мест переустановки базовых станций занимает длительное время, особенно в условиях плотной городской застройки.
Раздел 3. Цель и задачи национального проекта
Целью национального проекта является обеспечение населения и субъектов предпринимательства высокоскоростным доступом к сети Интернет (≥ 100 Мбит/с). Для достижения цели снижения цифрового неравенства критически важно обеспечить соответствующей инфраструктурой все сельские населенные пункты. Учитывая процесс урбанизации и сильное воздействие цифровизации на экономическое развитие страны, предусмотрена государственная поддержка в соответствии с Планом действий по реализации национального проекта (далее - План) согласно приложению к национальному проекту. Задача 1. Развитие проводной инфраструктуры связи В отношении дальнейшего развития фиксированного (проводного) доступа к Интернету в селах основной упор будет сделан на строительство разветвленной системы ВОЛС. Волоконно-оптический кабель будет доведен до 3000 СНП через механизм государственно-частного партнерства, что позволит предоставить доступ к высокоскоростному Интернету для 1,2 млн человек в селах. Это в свою очередь окажет положительное воздействие на развитие сел (цифровизация здравоохранения, образования, предпринимательства и др.). Кроме того, будет улучшена ситуация с обеспечением качественным Интернетом 2003 сельских школ. В целях улучшения качества фиксированного (проводного) Интернета в городах и доведения высокоскоростного Интернета до домохозяйств будет проведена работа по замене медных кабелей (технология ADSL) на высокопропускные ВОЛС. В результате это позволит предоставить доступ к высокоскоростному Интернету более 170 тыс. домохозяйств в городах и повысить скорость Интернета для абонентов с 8 Мбит/с до 100 Мбит/с. В рамках субсидирования услуг связи на сельскохозяйственных и промышленных объектах планируется обеспечение необходимыми услугами связи для цифровизации данных отраслей. Субсидированию будут подлежать различные проекты в области цифровизации сельского хозяйства и промышленности (к примеру, внедрение «Интернета вещей» - IoT, NB IoT, LoRaWan и т.д.), что позволит оптимизировать производственные процессы, а также повысит эффективность использования ресурсов, качество и безопасность продукции. Подобные проекты предоставляют возможность управления фермой, мониторинга и подсчета скота, метеомониторинга, мониторинга температуры и влажности, сигнализации тревожных зон, внедрения системы параллельного вождения и автономного узла связи, дистанционного управления процессами сельского хозяйства, развертывания сетей 5G на производственных объектах, создания цифровых двойников месторождений, запуска «умных» карьеров, а также других комплексных решений по цифровой оптимизации в области растениеводства, животноводства и промышленности. Обеспечение домохозяйств высокоскоростным Интернетом в селах также планируется осуществить посредством реализации механизма субсидирования средних и малых операторов связи (субсидирование «последней мили»). В целом эффект от субсидирования видится в виде сокращения разрыва неравномерного распределения доступа к Интернету между разными социальными группами и регионами, а также обеспечит равные возможности для 800 тысяч граждан, независимо от их местоположения или социально-экономического статуса, создаст благоприятную среду для развития цифровой экономики. Основным условием субсидирования для операторов связи является возмещение им до 50 % от инвестиционных затрат по обеспечению доступом к Интернету домохозяйств в сельских районах. Победитель конкурса будет определяться путем выбора предложения с наименьшей суммой возмещения инвестиционных затрат и согласно требованиям обеспечит полную техническую возможность подключения к Интернету каждого домохозяйства в селах. Задача 2. Развитие беспроводной инфраструктуры связи Подключение базовых станций сотовых операторов через спутник не позволяет предоставлять качественный Интернет и соответствовать минимальным требованиям по скорости (3G - 1 Мб/с, 4G - 5 Мб/с). В связи с этим местные исполнительные органы построят антенно-мачтовые сооружения и подведут электроэнергию для перехода со спутника на наземную инфраструктуру. В рамках выданных разрешений на использование радиочастотного спектра будут пересмотрены обязательства по обеспечению сельских населенных пунктов доступом к мобильному Интернету по технологии 4G в рамках налоговых льгот. Предусматривается организация спутниковых каналов связи для обеспечения доступа к высокоскоростному Интернету в малонаселенных сельских пунктах. Данная организация будет осуществляться с использованием ресурсов космической системы связи. Целью этой инициативы является предоставление доступа к Интернету в селах, где в настоящее время отсутствует возможность проводного Интернета из-за удаленности или сложностей географии местности. В частности, в настоящее время насчитывается более 500 таких сел. Потенциальными поставщиками спутникового Интернета будут рассмотрены технологии обеспечения Интернетом таких компаний, как акционерное общество «Республиканский центр космической связи» (национальный оператор спутниковой связи) и операторов негеостационарных спутниковых технологий (OneWeb, SES, SpaceX и др.). Ожидается, что в качестве технологии абонентского доступа в данных селах для населения будут созданы общественные точки доступа к Интернету по технологии Wi-Fi. Важным условием для дальнейшего развития телекоммуникационного рынка страны также является стремление государства к переходу на новые перспективные технологии в соответствии с общемировыми технологическими трендами. К примеру, в настоящее время таким трендом является запуск технологии мобильной связи пятого поколения - 5G. Создание инфраструктуры для сетей мобильной связи 5G в столице, городах республиканского значения и областных центрах страны гарантирует доступность сотовой связи нового поколения. Согласно лицензионным обязательствам акционерное общество «Kcell» (торговая марка Kcell/Activ) и товарищество с ограниченной ответственностью «Мобайл телеком - Сервис» (торговая марка Tele2/Altel 4G) обеспечат к 2027 году охват городов Астаны, Алматы и Шымкента технологией 5G на 75 %, а областных центров - на 60 %. Локации и территории для покрытия технологией 5G будут определены с учетом мест с массовым скоплением людей. Внедрение технологии 5G предоставит высокоскоростной доступ к Интернету, что позволит ускорить развитие цифровой экономики и улучшить условия работы современных технологических компаний. Это способствует увеличению производительности и конкурентоспособности экономики и в целом принесет в страну новые инвестиции и технологические разработки. Быстрый обмен информацией и большие объемы передачи данных позволят создать более безопасные системы связи и мониторинга, что особенно важно для управления критической инфраструктурой и национальной безопасности. В рамках обеспечения услугами связи и доступом к Интернету на республиканских и областных автодорогах местными исполнительными органами и операторами сотовой связи будут проведены работы по строительству более 400 антенно-мачтовых сооружений с подводом электроэнергии и установкой базовых станций сотовых операторов. Как конечный результат от реализации данных мероприятий республиканские и основные областные дороги будут обеспечены связью и доступом к Интернету, что также создает условия обеспечения безопасности. В то же время установка опор двойного назначения позволит решить важнейшие факторы, влияющие на низкое качество связи в городах и крупных районных центрах. Это особенно важно, учитывая, что одной из актуальных вопросов на сегодняшний день является распространенная радиофобия среди граждан, которая затрудняет развитие современных коммуникационных технологий. В перспективе потребность в установке базовых станций следующего поколения 5G возрастет в несколько раз, так как данный стандарт связи требует более плотного покрытия базовыми станциями в целях обеспечения высоких скоростей передачи данных. Задача 3. Увеличение транзитного потенциала и создание регионального дата хаба В соответствии с предвыборной программой Президента Республики Казахстан Токаева К.К. «Справедливый Казахстан - для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» реализуется комплекс мер по становлению Казахстана цифровым региональным хабом, включающий в себя строительство мощных центров обработки данных, прокладку трансграничных оптоволоконных магистралей и актуализацию законодательства для привлечения крупнейших международных IT-компаний. Реализация проекта по строительству ВОЛС по дну Каспийского моря между Казахстаном и Азербайджаном предусматривает транзит трафика по территории Казахстана и подводному кабелю до Азербайджана с дальнейшим выходом в Европу (через Грузию - Черное море - Болгарию - Словакию в Германию). В рамках данного проекта заключено двустороннее межправительственное соглашение между Казахстаном и Азербайджаном по содействию в совместной прокладке оптики по дну Каспийского моря. Протяженность кабеля по дну Каспийского моря будет составлять около 380-400 км. Проектная емкость передачи данных не менее 4-6 терабит/с. Также для уменьшения задержек при пропуске транзитного трафика предусматривается строительство национальной гипермагистрали по территории Казахстана с Запада на Восток. В настоящее время 5 % трафика между Европой и Восточной Азией проходит транзитом, используя наземные каналы связи на территории России (3,5 %) и Казахстана (1,5 %). Посредством реализации указанных проектов планируется увеличить долю Казахстана в транзите трафика данных в вышеуказанном направлении до 5 % к 2027 году. Предусматривается создание современных центров обработки данных не ниже уровня Tier-III в Казахстане. Они будут использоваться для хранения и передачи международного трафика, а также для обработки данных как для международных пользователей, так и внутри страны. Эти центры обработки данных будут обеспечивать высокий уровень надежности и безопасности для эффективной работы и хранения информации. Реализация данного проекта будет осуществляться частными инвесторами, что поспособствует росту рынка цифровых услуг в Казахстане и других странах Центральной Азии. Международные поставщики услуг получат возможность аренды мощностей для хранения и обработки данных от местного провайдера услуг центра обработки данных в Казахстане. Это создаст дополнительные потоки доходов для поставщиков услуг и предоставит условия для хранения данных, управления данными, резервного копирования и восстановления данных, поддержки массовых транзакций электронной коммерции, предоставления ресурсов для развития игровых онлайн-сообществ, аналитики больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта и др. Реализация данных проектов позволит обеспечить альтернативный маршрут международного транзита данных, увеличить долю Казахстана в транзите данных между Европой и Восточной Азией, а также привлечь на рынок страны крупных технологических (big-tech) компаний (таких как Microsoft, Amazon, Google, Apple, Facebook и др.). В свою очередь, приход big-tech компаний принесет в страну международную компетенцию в цифровой трансформации и поспособствует широкомасштабному внедрению облачных технологий. Вместе с тем, внедрение коммерческих точек обмена интернет-трафиком позволит участникам рынка интернет-услуг обмениваться интернет-трафиком напрямую без использования международных каналов связи. Это даст возможность снизить расходы участников рынка интернет-услуг и уменьшить задержки доставки контента до пользователя. Кроме этого, коммерческие точки обмена интернет-трафиком позволят расширить разнообразие контента в сети Интернет и повысить качество оказания услуг за счет прямых соединений с международными точками обмена интернет-трафиком и сетью доставки контента международных интернет-ресурсов. Внедрение коммерческих точек обмена интернет-трафиком означает создание специальных мест, где провайдеры интернет-услуг могут прямо соединяться друг с другом и обмениваться данными. Это позволяет им передавать информацию напрямую, минуя сложные и долгие пути через международные каналы связи. Этот подход позволяет провайдерам устанавливать прямые связи между собой, что экономит время и ресурсы. Они могут передавать данные друг другу напрямую, без лишних промежуточных шагов. Это улучшает эффективность их сетей и позволяет сократить расходы на передачу данных. Прямой обмен трафиком также снижает задержки в доставке информации до пользователей. Контент становится доступным быстрее и надежнее, что способствует более качественному функционированию интернет-сервисов. Таким образом, будут расширены возможности для развития предпринимательства на рынке интернет-услуг. Для реализации национального проекта предлагаются соответствующие изменения в нормативные правовые и иные акты в части улучшения и качественного предоставления услуг связи: в Закон Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах» касательно строительства ВОЛС при планировании, реконструкции и ремонте республиканских и областных автомобильных дорог; в Закон Республики Казахстан «О связи»: по вопросам сдачи в аренду систем оперативно-розыскных мероприятий малым и средним операторам; по предоставлению равного доступа операторам связи к объектам недвижимости (административные здания, бизнес-центры, жилые комплексы) и промышленным объектам для размещения ВОЛС и оборудования сотовой связи; по субсидированию услуг связи на сельскохозяйственных и промышленных объектах; в части использования трансмиссии ВОЛС для технологий 4G и 5G при наличии ВОЛС в населенном пункте; в части децентрализации функции государственного контроля в области связи; в части возложения функции на республиканское государственное предприятие «Государственная радиочастотная служба» по согласованию частотно-территориального планирования сетей сотовой связи; в части исключения требований по обеспечению обмена интернет-трафиком между операторами связи строго через точки обмена интернет-трафиком акционерного общества «Государственная техническая служба» и обеспечение возможности обмена трафиком через коммерческие точки обмена; в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в части ускоренного оформления необходимых документов при строительстве сетей телекоммуникаций; в законы Республики Казахстан «О государственных закупках» и «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» в части внедрения механизма по стимулированию местного производства радиооборудования сотовой связи; в законы Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» по включению в генеральные планы населенных пунктов телекоммуникаций; в законы Республики Казахстан «Об информатизации» и «О связи» для привлечения бигтех-участников на территорию Казахстана. в Правила «Санитарно-эпидемиологические требования к радиотехническим объектам» касательно повышения норматива предельно допустимого уровня; разработка типовых проектно-сметных документаций на антенно-мачтовые сооружения, опоры двойного назначения и смарт-опоры сотовой и иной беспроводной связи с последующей передачей в банк данных типовых проектов.
Раздел 4. Финансирование национального проекта
На реализацию национального проекта в период 2023 - 2027 годы предусмотрено выделение 1499333378 тыс. тенге, в том числе: 2023 год - 87767267 тыс. тенге; 2024 год - 303719567 тыс. тенге; 2025 год - 363572289 тыс. тенге; 2026 год - 385989711 тыс. тенге; 2027 год - 358284544 тыс. тенге. Источники финансирования: из республиканского бюджета - 177554803 тыс. тенге; местного бюджета - 6100000 тыс. тенге; внебюджетные средства - 1315678575 тыс. тенге.
Приложение 1 к Плану действий по реализации национального проекта в области связи «Доступный Интернет»
Реализация проекта «Обеспечение широкополосным доступом к сети Интернет сельских населенных пунктов посредством волоконно-оптических линий связи»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|