|
|
|
Письмо Председателя Национального Банка Республики Казахстан от 27 октября 2023 года № 06-2-02/5363
Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан Б. Бейсенгалиеву М. Такиеву A. Pay M. Жайымбетову Е. Стамбекову И. Смирновой
На депутатский запрос № ДЗ-351 от 27 сентября 2023 года
Уважаемые депутаты!
Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк), рассмотрев ваш запрос касательно увеличения кредитования реального сектора экономики, снижения закредитованности населения, вовлечения в экономический оборот стрессовых активов банков, в целом поддерживает предлагаемые вами инициативы. Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» принципиальной задачей определил обеспечение ежегодного роста кредитования реального сектора на уровне 20% и выше. Президент также отметил, что нужно мотивировать банки активно участвовать в корпоративном кредитовании, помогать именно предпринимателям. Кредитование бизнеса должно иметь более выгодное пруденциальное и фискальное регулирование в сравнении с другими видами банковской деятельности. Во исполнение поручения Главы государства, Национальным Банком совместно с Правительством Республики Казахстан (далее - Правительство) и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство) ведется следующая работа по стимулированию кредитования банками бизнеса. Касательно пруденциального регулирования банковского сектора Ключевым условием расширения банковского кредитования является наличие у банков достаточного объема капитала и ликвидности. Поэтому для снижения нагрузки на капитал при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) коэффициенты риск-взвешивания по таким займам до 1 января 2024 года снижены с 75% до 50%. Для уменьшения давления на ликвидность банков в условиях краткосрочной базы фондирования и расширения возможностей для кредитования в период с 30 июня 2022 года до 1 июля 2024 года значения коэффициентов покрытия ликвидности (LCR) и нетто стабильного фондирования (NSFR) понижены до 0,8 (Базельский стандарт - 1,0). При этом расширен перечень инструментов стабильного фондирования банков за счет депозитов юридических лиц с правом досрочного погашения. Касательно фискального регулирования банковского сектора По инициативе депутатов Сената Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие в Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В рамках Законопроекта предусмотрена поправка, предусматривающая введение налогообложения доходов банков по нотам Национального Банка. Принятие указанной поправки позволит снизить интерес банков инвестировать ликвидность в безрисковые инструменты, которая потенциально может быть направлена на кредитование экономики. При этом, Национальным Банком в рамках рассмотрения указанных поправок выражена позиция о необходимости введения обложения корпоративным подоходным налогом (далее - КПН) дохода не только по нотам Национального Банка, но и по всем другим государственным ценным бумагам (далее - ГЦБ). В целях оценки предполагаемого увеличения доходов бюджета были проведены расчеты на основе данных, предоставленных банками по итогам 2022 года и структуры держателей ГЦБ на 31 августа 2023 года. Так на примере 2022 года оценка дополнительных доходов бюджета от налогообложения ГЦБ составляет по банковскому сектору (при ставке КПН 20%) 96 млрд тенге, а по всем держателям ГЦБ - плательщикам КПН - 165 млрд тенге. Учитывая рост объема ГЦБ в обращении, фактические доходы при введении нормы сложатся выше. Дополнительно, Национальным Банком в целях увеличения заинтересованности в кредитовании бизнеса предложено ввести дифференцированные ставки КПН по различным видам доходов банков. Предлагается доходы банка, полученные от кредитования бизнеса, облагать по более низкой ставке КПН, а иные виды доходов, включая доходы от потребительского кредитования, по более высокой ставке КПН. Проведенные расчеты указывают на рост доходов бюджета при введении такой инициативы. Данные предложения и соответствующие расчеты переданы в Правительство. Касательно долгосрочного фондирования банковского сектора Одним из факторов устойчивого роста кредитования экономики является создание условий для формирования стабильных источников фондирования банков, которые позволят банкам осуществлять долгосрочное планирование и финансирование «длинных» проектов. В этой связи Национальным Банком прорабатывается вопрос инвестирования пенсионных активов АО «Единый накопительный пенсионный фонд» на рыночных условиях в долгосрочные облигации банков с установлением требований к устойчивости банков и выставлением встречных обязательств по кредитованию бизнеса. Указанные средства будут направлены исключительно на кредитование реального сектора, что будет способствовать диверсификации и росту экономики. Касательно развития синдицированного кредитования В рамках Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики и снижению закредитованности населения» от 10 марта 2023 года № 140 (далее - Указ) предпринимаются меры по развитию синдицированного кредитования и софинансирования проектов в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе. В настоящее время депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков» (далее - Законопроект), предусматривающий, в том числе поправки по усовершенствованию процедуры организации и обслуживания договоров синдицированного займа с целью развития механизма синдицированного финансирования. Национальным Банком в рамках подготовки Заключения Правительства по Законопроекту данные поправки концептуально поддержаны. Считаем, что совокупность принимаемых мер будет стимулировать банки кредитовать экономику. Касательно снижения закредитованности населения В целях реализации Указа в рамках Законопроекта предусматривается ряд поправок, направленных на снижение долговой нагрузки и усиление защиты прав потребителей: - запрет банкам и микрофинансовым организациям на предоставление любых займов гражданам при наличии просрочки свыше 90 дней, за исключением реструктуризации; - запрет на уступку банками и микрофинансовыми организациями прав требования по займам граждан коллекторским агентствам; - распространение действующего запрета по истребованию вознаграждения после 90 дней просрочки на ранее заключенные потребительские займы; - введение обязательной отсрочки без начисления вознаграждения для заемщиков, призванных в армию; - введение запрета на выселение из единственного жилья в отопительный сезон семей с несовершеннолетними детьми. Законопроектом также предлагаются поправки в целях совершенствования института банкротства физических лиц, оптимизации применения процедуры и упрощения входных критериев внесудебного банкротства. Так, предусматривается исключение предоставления заемщиком документов, подтверждающих проведение процедуры урегулирования и взыскания задолженности, и автоматизация процесса получения соответствующих документов на внесудебное банкротство из кредитных бюро. Национальным Банком в рамках подготовки Заключения Правительства по Законопроекту указанные поправки концептуально поддержаны. Кроме того, существующий порядок оценки платежеспособности заемщика и его дохода при расчете коэффициента долговой нагрузки (далее - КДН), по нашему мнению, требует пересмотра, поскольку в текущем определении доход заемщика не ограничивается только официально подтвержденными доходами. Необходим пересмотр исключений при расчете коэффициента, перечня доходов, используемых при расчете коэффициента, и распространение расчета коэффициента при обращении заемщика по любому виду займа. Предлагается производить расчет КДН по всем заемщикам - физическим лицам при получении любого займа (включая беззалоговые, залоговые потребительские, ипотечные займы, автокредиты и прочие) на основании официально подтвержденных доходов. Использование официальных доходов позволит заемщикам снизить их долговую нагрузку, в том числе категорий граждан, не достигших 21-летнего возраста, а также потенциально будет способствовать желанию работников получать заработную плату в большей степени в официальном порядке. В целом, это также будет иметь мультипликативный экономический эффект, такой как снижение части «серой» экономики и, как следствие, увеличение поступления налогов в бюджет страны. Данные предложения поддержаны на заседании Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан, которое состоялось 14 сентября 2023 года. В Послании Главы государства народу Казахстана поручено принять меры по вовлечению в экономический оборот стрессовых активов банков, в том числе создание цифровой платформы. В рамках Законопроекта предлагается принятие законодательных поправок, направленных на: 1) создание законодательной базы для регулирования существующих и потенциальных операторов в рамках осуществления деятельности по организации электронных торговых площадок в целях продажи стрессовых активов; 2) установление требований по обязательной продаже банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и МФО стрессовых активов через электронные торговые площадки, получившие соответствующее разрешение уполномоченного органа в лице Агентства на осуществление деятельности оператора электронной торговой площадки; 3) наделение уполномоченного органа в лице Агентства функцией по выдаче оператору электронной торговой площадки разрешения на осуществление деятельности электронной торговой площадки. При этом только электронные торговые площадки (операторы), получившие соответствующее разрешение уполномоченного органа в лице Агентства, смогут осуществлять деятельность по проведению электронных торгов стрессовыми активами; 4) установление обязательных функциональных и технических требований к электронным торговым площадкам; разграничение и уточнение процедур урегулирования задолженности и уступки прав (требований) по банковским займам и микрокредитам. В целом принимаемые меры будут способствовать развитию рынка стрессовых активов путем создания конкурентной бизнес среды по вовлечению стрессовых активов в экономический оборот посредством создания электронных торговых площадок, что обеспечит рыночные механизмы по реализации стрессовых активов с гарантией справедливого ценообразования, в том числе прозрачность проводимых сделок купли-продажи стрессовых активов. Национальным Банком в рамках подготовки Заключения Правительства по Законопроекту данные поправки концептуально поддержаны. Со своей стороны, Национальный Банк выражает готовность принять активное участие в обсуждении соответствующих законодательных изменений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |