|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2024 г.)
См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 7-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии Статья 7-3. Расследование в области использования атомной энергии Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии Статья 10. Категории радиационной опасности установок Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения Статья 13. Ядерная физическая безопасность Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Статья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом Статья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии Статья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии Статья 23. Аварийная готовность и реагирование Статья 26-6. Регрессные требования Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих характеристики ядерных материалов, радиоактивных веществ и электрофизических установок, установленные уполномоченным органом; Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 1-1) специальные права заимствования - расчетная единица, определенная Международным валютным фондом и используемая им для операций и сделок; 2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений; 3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы; 4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 5) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их строительстве, реконструкции, изготовлении, получении, передаче, поставке, владении, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении; 6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии - размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 7) государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии; 9) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение; 10) реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте; 11) постутилизация - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов; 12) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия; 13) пункт захоронения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов; 14) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние; 15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний; 16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности; 17) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии; 18) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него; 19) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия; 20) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий; 21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан; 22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии; Подпункт 23 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами и (или) радиоактивными веществами; 24) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды; 25) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается; 26) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности; 27) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними; 28) пункт хранения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов; 29) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке; 30) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии; 31) электрофизическая установка - специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование; 32) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии; Подпункт 33 изложен в редакции Закона РК от 14.05.20 г. № 329-VI (см. стар. ред.) 33) ядерная установка - установка, включающая помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется один или несколько из перечисленных видов деятельности: производство, переработка, использование, транспортировка, хранение, захоронение ядерного материала, за исключением установок для добычи и (или) переработки природного урана или тория; Статья дополнена подпунктом 33-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 33-1) единый оператор ядерных установок - оператор ядерной установки, владеющий прямо и (или) косвенно более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) других операторов ядерных установок, находящихся в пределах одной площадки их размещения; Статья дополнена подпунктом 33-2 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 33-2) оператор ядерной установки - юридическое лицо Республики Казахстан, эксплуатирующее одну или несколько ядерных установок; 34) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды; Статья дополнена подпунктом 34-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 34-1) ядерный ущерб - ущерб, включающий вред жизни или здоровью человека, окружающей среде, а также убытки физических и юридических лиц, причиненный вследствие воздействия ионизирующего излучения в результате обращения с ядерной установкой или ядерным материалом, поступающим с ядерной установки, произведенным в ней или направленным на ядерную установку, а также затраты на превентивные меры; Статья дополнена подпунктом 34-2 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 34-2) ядерный инцидент - происшествие либо серия происшествий, которые причиняют ядерный ущерб или создают опасность причинения ядерного ущерба; 35) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии 1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении: 1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии; 2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии; 3) мониторинга ядерных испытаний; 4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 5) экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности; 6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии 1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии. 2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах: 1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии; 2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии; 3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии; 4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду; 5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде; 6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды; 7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов; 8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии. 3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии; 2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения; 3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения; 4), 5) исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) 6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения; 7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии; 8) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 8-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 8-1) обеспечивает выплату денег для возмещения причиненного ядерного ущерба в той части, в которой причиненный ядерный ущерб превышает предел гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок, установленный статьей 26-2 настоящего Закона, посредством предоставления необходимой суммы до полного возмещения причиненного ядерного ущерба, а также в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктом 8-2 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI 8-2) определяет предел гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки первой категории радиационной опасности в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 2 статьи 26-2 настоящего Закона; 9) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа 1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии; 2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 3) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии; Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 06.04.24 г. № 71-VIII (введен в действие с 8 июня 2024 г.) 3-1) разрабатывает и утверждает правила проведения расследования в области использования атомной энергии; Статья дополнена подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 06.04.24 г. № 71-VIII (введен в действие с 8 июня 2024 г.) 3-2) определяет перечень требований, нарушение которых влечет применение мер оперативного реагирования, а также определяет в отношении конкретных нарушений требований конкретный вид меры оперативного реагирования с указанием срока действия данной меры (при необходимости). В перечень требований, нарушение которых влечет применение мер оперативного реагирования, включаются требования, являющиеся предметом государственного контроля в соответствии со статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан; 4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии; 5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии; 6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок; 7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения; В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) 8) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок; 9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан; Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности; 11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов; 12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения; 13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками; 14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии; 15) исключен в соответствии с Законом РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; 17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения; Подпункт 18 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) 18) утверждает правила проведения экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности; 19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии; 20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии; 21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды; 22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения; 23) ведет государственный учет ядерных материалов; 24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения; В подпункт 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.22 г. № 173-VII (введены в действие с 28 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.) 25) осуществляет контроль специфических товаров в области использования атомной энергии; 26) исключен в соответствии с Законом РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан; 28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний; 29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; 30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; Подпункт 31 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.) 31) устанавливает уровни изъятия для ядерных материалов, радиоактивных веществ и электрофизических установок, подлежащих лицензированию в сфере использования атомной энергии; 32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 30.12.21 г. № 95-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 06.04.24 г. № 71-VIII (введен в действие с 8 июня 2024 г.) (см. стар. ред.) 1. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии осуществляются в форме проверки, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, расследования. Проверка и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и расследование осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом. 2. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора носит предупредительно-профилактический характер. 3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии проводится путем анализа: 1) информации и отчетности, представляемых физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 2) информации, полученной по запросу уполномоченного органа, по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции - при поступлении информации о его нарушении; 3) информации, поступающей от физических и юридических лиц, касающейся вопросов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии. 4. Субъектами профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии являются субъекты, осуществляющие деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности. 5. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в действиях (бездействии) субъекта контроля и надзора уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений. 6. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной (полученной) в следующих случаях: 1) нарочно - с отметкой о получении; 2) почтой - посредством направления заказного письма с уведомлением; 3) электронным способом - посредством отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля и надзора, указанный в документах, ранее представленных субъектом контроля и надзора в уполномоченный орган. 7. Срок для исполнения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, должен составлять не менее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (получения). 8. Субъект контроля и надзора в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) рекомендации. 9. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, влечет включение субъекта (объекта) контроля и надзора в полугодовой список для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора. 10. Кратность проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора определяется по мере необходимости, но не чаще периодичности представления информации и отчетности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии. См.: Совместный приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 811 и Министра энергетики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 747 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области атомной энергии», форма обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением в области атомной энергии.
Статья 7-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 30.12.21 г. № 95-VII (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)
Глава дополнена статьей 7-2 в соответствии с Законом РК от 06.04.24 г. № 71-VIII (введен в действие с 8 июня 2024 г.) Статья 7-2. Меры оперативного реагирования и порядок их применения в области использования атомной энергии 1. В ходе осуществления и (или) по результатам государственного контроля уполномоченным органом применяются меры оперативного реагирования в случаях выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии, если деятельность субъекта (объекта) контроля и надзора представляет непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан. 2. Мерами оперативного реагирования являются способы воздействия на субъектов (объектов) контроля и надзора, применяемые в ходе осуществления и (или) по результатам проведения проверки, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, расследования, виды которых предусмотрены настоящей статьей. 3. Меры оперативного реагирования включают следующие виды: 1) приостановление деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора; 2) запрещение деятельности субъекта (объекта) контроля и надзора по производству продукции, изготовлению приборов и установок, оказанию услуг, выполнению работ в области использования атомной энергии или отдельных видов предпринимательской деятельности; 3) запрещение на ввоз, применение и реализацию на территории Республики Казахстан продукции, приборов и установок, предназначенных для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности; 4) временное отстранение лиц от работы. 4. Основанием для применения мер оперативного реагирования являются нарушения установленных законодательством Республики Казахстан требований, являющихся предметом государственного контроля в соответствии со статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. При проведении расследования для установления причин нарушения требований законодательства Республики Казахстан и определения субъектов (объектов) контроля и надзора, допустивших нарушения указанных требований, меры оперативного реагирования применяются только в отношении нарушений требований, установленных в проверочных листах. См.: Правила проведения расследования в области использования атомной энергии 5. Уполномоченный орган в ходе осуществления и (или) по результатам государственного контроля при обнаружении нарушений требований, являющихся основанием для применения мер оперативного реагирования, оформляет акт надзора по форме, утвержденной уполномоченным органом. Акт надзора оформляется и вручается субъекту контроля и надзора в соответствии со статьей 153 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. 6. В случае отказа в принятии акта надзора при его вручении нарочно в него вносится соответствующая запись и осуществляется видеозапись, фиксирующая факт отказа в принятии акта. Акт надзора направляется по юридическому адресу, месту нахождения или фактическому адресу субъекта контроля и надзора письмом с уведомлением о его вручении. 7. Отказ от получения акта надзора не является основанием для его неисполнения. 8. Выявленные в ходе осуществления и (или) по результатам государственного контроля нарушения требований, являющиеся основанием для применения мер оперативного реагирования, отражаются в актах о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, расследования, а также в предписании об устранении выявленных нарушений требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИСтатья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергииСтатья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергииСтатья 5. Компетенция Правительства Республики КазахстанСтатья 6. Компетенция уполномоченного органаСтатья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергииСтатья 7-1. ИсключенаСтатья 7-2. Меры оперативного реагирования и порядок их применения в области использования атомной энергииСтатья 7-3. Расследование в области использования атомной энергии Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИСтатья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергииСтатья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергииСтатья 10. Категории радиационной опасности установокСтатья 11. Категории опасности радионуклидных источниковСтатья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захороненияСтатья 13. Ядерная физическая безопасностьСтатья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излученияСтатья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергииСтатья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходовСтатья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливомСтатья 18. Осуществление деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытанийСтатья 19. Контроль за использованием материалов, содержащих природные радионуклиды выше уровней изъятияСтатья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергииСтатья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергииСтатья 22. Вывод из эксплуатации установок, досрочный вывод из эксплуатации ядерной или радиационной установки и закрытие пункта захороненияСтатья 23. Аварийная готовность и реагирование Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, И (ИЛИ) ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЕРТИЗУ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, И (ИЛИ) ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИСтатья 24. Экспертиза ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасностиСтатья 25. Объекты экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасностиСтатья 26. Аккредитация организаций, осуществляющих экспертизу ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности Глава 4-1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕРАТОРА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ ИЛИ ЕДИНОГО ОПЕРАТОРА ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК ЗА ПРИЧИНЕННЫЙ ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ И ЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕСтатья 26-1. Гражданско-правовая ответственность оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок за причиненный ядерный ущербСтатья 26-2. Предел гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок за причиненный ядерный ущербСтатья 26-3. Финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок за причиненный ядерный ущербСтатья 26-4. Договор страхования гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок за причиненный ядерный ущербСтатья 26-5. Исковая давностьСтатья 26-6. Регрессные требованияСтатья 26-7. Порядок и основания освобождения оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок от гражданско-правовой ответственности за причиненный ядерный ущерб Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |