|
|
|
Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года № 160-1 Данная редакция действовала до внесения изменений от 9 декабря 2004 г. Глава I. Общие положения (статьи 1 - 4)Глава II. Права и обязанности граждан и общественных (статьи 5 - 6) объединений в области охраны окружающей средыГлава III. Компетенция органов Государственной власти (статьи 7 - 10) и местного самоуправления в области охраны окружающей средыГлава IV. Природные ресурсы и природопользование (статьи 11 - 20)Глава V. Лицензирование деятельности по (статьи 21 - 23) использованию природных ресурсов и охране окружающей средыГлава VI. Мониторинг окружающей среды и природных (статьи 24 - 25) ресурсовГлава VII. Экономический механизм охраны окружающей (статьи 26 - 34) средыГлава VIII. Нормирование качества окружающей среды (статьи 35 - 42)Глава IX. Стандартизация и сертификация в области (статьи 43 - 45) охраны окружающей средыГлава Х. Экологические требования к хозяйственной и (статьи 46 - 62) иной деятельностиГлава XI. Экологическая экспертиза (статьи 63 - 65)Глава XII. Объекты охраны окружающей среды, имеющие (статьи 66 - 67) особую экологическую, научную и культурную ценностьГлава XIII. Чрезвычайная экологическая ситуация и зоны (статьи 68 - 70) экологического бедствияГлава XIV. Информация и Государственная статистика в (статьи 71 - 72) области охраны окружающей средыГлава XV. Экологическое воспитание и образование, (статьи 73 - 75) научные исследования в области охраны окружающей средыГлава XVI. Контроль в области охраны окружающей среды (статьи 76 - 80)Глава XVII. Экологический аудит (статьи 81 - 83)Глава XVIII. Разрешение споров в области охраны (статьи 84 - 86) окружающей среды и ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей средыГлава XIX. Международное сотрудничество в области (статьи 87 - 89) охраны окружающей средыПрирода и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования. В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.) Статья 1. Основные термины и определения В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения: окружающая среда - совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии; охрана окружающей среды - система государственных и общественных мер, направленных на гармоничное взаимодействие природы и человека, улучшение качества окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; объекты охраны окружающей среды - составные части окружающей среды, охраняемые законодательством; природные ресурсы - составные части окружающей среды, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества; природопользование - пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека; качество окружающей среды - характеристика состава и свойств окружающей среды; мониторинг окружающей среды - слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов; экологическое нормирование - система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) оценки состояния окружающей среды и степени воздействия на нее, определяющая и обеспечивающая благоприятную среду для существования человека и сохранения биологического разнообразия; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; экологические требования - обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащиеся в законодательных, иных подзаконных нормативных правовых и нормативно-технических актах Республики Казахстан; экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду; экологическая система - взаимосвязанная единая функциональная совокупность организмов и неживой среды их обитания; благоприятная окружающая среда - среда, состояние объектов которой обеспечивает экологическую безопасность и охрану здоровья населения, предотвращение загрязнения, устойчивое функционирование экологических систем, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; ущерб (вред) окружающей среде и здоровью человека - загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов, вызвавшее или вызывающее заболевания, деградацию или гибель живых организмов и человека, истощение природных ресурсов; лимиты на загрязнение окружающей среды - пределы поступления общего объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при которых сохраняется благоприятная окружающая среда; лимиты изъятия природных ресурсов - пределы возможного количественного использования природных ресурсов, при которых не нарушается естественное воспроизводство биологических ресурсов и гарантируется рациональное использование полезных ископаемых; квота на загрязнение - часть лимита на загрязнение, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок; квота изъятия природных ресурсов - часть лимита изъятия, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок; удельный норматив выброса, сброса - норматив максимальной массы выброса, сброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферу, водные объекты в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств, который устанавливается для передвижных, стационарных источников выбросов, сбросов, технологических процессов и оборудования; отходы производства и потребления - вещества и материалы в любом агрегатном состоянии, образованные в результате антропогенной деятельности, не подлежащие дальнейшему использованию; нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду - максимально возможные антропогенные нагрузки на окружающую среду, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем; нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ - объем загрязняющих веществ в выбросах и сбросах в атмосферу, водные объекты, почву, физических воздействий на окружающую среду, при котором обеспечивается соблюдение экологических нормативов допустимой нагрузки на нее; нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней воздействия - величины допустимого содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, почве и воздействия физических факторов на окружающую среду, устанавливаемые в целях охраны здоровья человека и предотвращения вредного влияния на растительный и животный мир; экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающее жизненно важным интересам личности и общества. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды 1. Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. 2. Законодательство Республики Казахстан об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законов об охране, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между настоящим Законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений. Вопросы охраны и использования земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Например см. Закон РК от 15 июля 1997 г. № 162-1 "Об особо охраняемых природных территориях". Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды Охрана окружающей среды осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов: приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения; сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем окружающей среды в целях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию в условиях рыночных отношений и удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей в здоровой и благоприятной окружающей среде; обеспечения экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой; рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поэтапного введения платы за природопользование и внедрения экономического стимулирования охраны окружающей среды; обеспечения сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение; государственного регулирования и государственного контроля, неотвратимости ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды; предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, оценки возможного воздействия на окружающую среду; активного и демократичного участия населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды; международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на основе международного права. Статья 4. Объекты охраны окружающей среды Охране от уничтожения, деградации, повреждения, истощения, загрязнения, нерационального использования и иного вредного воздействия подлежат: земля, недра, вода, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, а также особо охраняемые природные территории. Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 5. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 1. Каждый гражданин и лица без гражданства, а также иностранцы, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и мерах по ее улучшению, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды. использовать в установленном порядке природные ресурсы, осуществлять меры по их охране и воспроизводству, участвовать в охране и оздоровлении окружающей среды; создавать общественные объединения и общественные фонды охраны окружающей среды; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения; вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие; требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека; ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды; реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами. 3. Каждый гражданин обязан охранять окружающую среду и бережно относиться к природным ресурсам, соблюдать законодательство об охране окружающей среды, повышать уровень своих экологических знаний и содействовать экологическому воспитанию подрастающих поколений. Статья 6. Права и обязанности общественных объединений в области охраны окружающей среды 1. Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды имеют право: разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области охраны окружающей среды; выполнять работы по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, участвовать в охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, организации и деятельности особо охраняемых природных территорий; выполнять в установленном порядке работы по экологическому воспитанию и образованию, научные исследования в области охраны окружающей среды; требовать проведения государственной экологической экспертизы и проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее оздоровлению; сотрудничать и взаимодействовать в области охраны окружающей среды с государственными органами и международными организациями, заключая с ними соглашения, выполнять для них по договорам определенные работы, предусмотренные законодательством; участвовать в обсуждении законопроектов по охране окружающей среды; требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека; ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды; реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами. 2. Общественные объединения обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и общественных объединениях. См.также: Руководство по взаимодействию специально уполномоченных государственных органов с общественными объединениями в вопросах контроля за охраной окружающей среды. Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды Правительство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды: разрабатывает основные направления государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; разрабатывает государственные экологические программы и программы по различным направлениям природопользования, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан; осуществляет руководство деятельностью министерств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, и местных исполнительных органов, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан; управляет государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по использованию, возложенные на Правительство; определяет порядок разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды и экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; утверждает положения о государственных фондах охраны окружающей среды; в установленных законодательством случаях выносит постановления о предоставлении природных ресурсов в природопользование, заключает договоры (контракты), устанавливает лимиты и квоты на природопользование; утверждает порядок выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды; утверждает концепции по различным видам природопользования, устанавливает порядок государственного устройства природопользования, утверждения и реализации схем комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, ведения государственного учета и государственных кадастров природных ресурсов; устанавливает структуру, содержание и порядок ведения государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и утверждает правила организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; утверждает перечень экологически опасных видов хозяйственной деятельности и порядок их обязательного государственного лицензирования; утверждает перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение, организует государственные заповедники, государственные национальные и природные парки, другие особо охраняемые природные территории в пределах своей компетенции; определяет порядок предоставления информации и ведения государственной статистики в области охраны окружающей среды; утверждает перечень специально уполномоченных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды, управления природопользованием и государственного контроля в этой области, определяет порядок их деятельности, а также устанавливает порядок лицензирования и ведения экологической аудиторской деятельности; утверждает правила объявления чрезвычайной экологической ситуации; осуществляет международное сотрудничество; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.05.99 г. № 381-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.); Законом РК от 25.05.04 г. № 553-II (см. стар. ред.) Статья 8. Компетенция центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды Центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды координирует деятельность иных центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием. Центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды: проводит единую государственную политику в области охраны окружающей среды и организует выполнение государственных экологических программ; утверждает в пределах своей компетенции или согласовывает экологические нормативы и экологические требования по хозяйственной и иной деятельности; осуществляет в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, руководство республиканским фондом охраны окружающей среды и контролирует его деятельность; выдает лицензии на экологически опасные виды хозяйственной деятельности, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, заключает договоры (контракты), устанавливает лимиты и квоты, выдает разрешение на природопользование; проводит работы по государственному мониторингу окружающей среды, а также руководит единой системой мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; организует государственную экологическую экспертизу; осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в пределах своей компетенции; участвует в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды; выполняет иные функции по обеспечению эффективной охраны окружающей среды. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 22 декабря 2000 года № 16 "О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды". Статья 9. Компетенция иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием Правовое положение и компетенцию иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, устанавливает Правительство Республики Казахстан на основании законодательных актов. В статью 10 внесены изменения в соответствии c Законом РК от 29.11.99 г. № 488-1; Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (введены в действие с 01.01.02 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II Статья 10. Компетенция местных представительных и исполнительных органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 1. Местные представительные органы: утверждают программы по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях; утверждают расходы по охране и оздоровлению окружающей среды в составе местных бюджетов; заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о состоянии охраны окружающей среды и природопользования; принимают в пределах своей компетенции обязательные правила, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность по вопросам оздоровления окружающей среды, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, охраны объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность. Правила вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования; согласовывают ставки платежей за загрязнение окружающей среды, представленные центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды. Ежегодно устанавливают ставки платы за загрязнение окружающей среды на основании расчетов, составленных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. 2. Местные исполнительные органы: осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды и регулируют природопользование в пределах своей компетенции; организуют разработку и реализацию программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях, строительство и реконструкцию объектов по охране окружающей среды; подготавливают заключения о запрещении строительства и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов, по которым имеется отрицательное заключение экологической экспертизы, приостанавливают хозяйственную и иную деятельность в судебном порядке в случае нарушения экологических требований и принимают соответствующие меры; принимают решения или вносят предложения в вышестоящие органы об охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, и об организации особо охраняемых природных территорий; осуществляют иные полномочия в соответствии с законом. 3. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды обеспечивают участие населения в решении вопросов местного значения в пределах полномочий, установленных законодательством. Глава IV. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 11 изложена в редакции Закона РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред) Статья 11. Природные ресурсы Форма собственности на природные ресурсы определяется Конституцией Республики Казахстан. Статья 12. Природопользователи Природопользователи разделяются на юридические и физические лица, государственные и негосударственные, национальные и иностранные. К национальным природопользователям относятся граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица, в том числе с иностранным участием, а к иностранным природопользователям - иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации. Природопользователи могут быть: постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком); первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус). Статья 13. Общее и специальное природопользование Природные ресурсы в Республике Казахстан находятся в общем и специальном природопользовании. Общее природопользование осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов гражданам и организациям. Ограничения общего природопользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством. При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно, первичным или вторичным. Особенности возникновения права специального природопользования или ограниченного природопользования (сервитуты) определяются законодательством Республики Казахстан. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 22 декабря 2000 года № 16 "О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды". Статья 14. Основания предоставления природных ресурсов в природопользование Природные ресурсы предоставляются в природопользование на основании: лицензий на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды; решений местных исполнительных органов или постановлений Правительства Республики Казахстан о предоставлении природных ресурсов в природопользование; договоров (контрактов) на природопользование. В статью 15 внесены изменения в соответствии Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.) Статья 15. Лимиты и квоты на загрязнение окружающей среды и изъятие природных ресурсов Лимиты и квоты устанавливаются Правительством Республики Казахстан в соответствии с действующими экологическими нормативами и экологическими требованиями к хозяйственной и иной деятельности. О порядке разработки нормативов качества окружающей среды см. постановление Кабинета Министров РК от 24 января 1992 г. № 70. В статью 16 внесены изменения в соответствии c Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.) Статья 16. Разрешение на природопользование Разрешение на природопользование представляет собой документ, выдаваемый ежегодно природопользователю центральным исполнительным органом, в области охраны окружающей среды и удостоверяющий право природопользователя на использование (изъятие) природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, право размещения отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии. Статья 17. Государственное регулирование природопользования Для обеспечения государственного регулирования природопользования осуществляется его государственное устройство, составляются схемы комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, ведутся государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов, государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов в соответствии с национальными (государственными) программами за счет бюджетных средств. Статья 18. Государственное устройство природопользования и схемы комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов Государственное устройство природопользования представляет собой систему мероприятий, направленных на организацию рационального использования, воспроизводство и охрану природных ресурсов. В предусмотренных законодательством случаях составляются схемы комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Статья 19. Государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов В целях определения количества и качества природных ресурсов, используемых для нужд населения и отраслей экономики, ведутся государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов, представляющие собой совокупность сведений об их состоянии, использовании, воспроизводстве и охране. См.: Правила создания и ведения Единой системы государственных кадастров природных объектов Республики Казахстан на основе цифровых геоинформационных систем, Инструкцию по ведению Государственного кадастра участков загрязнения подземных вод Республики Казахстан, Правила ведения государственного земельного кадастра в РК, Правила ведения государственного лесного кадастра и государственного мониторинга лесов, "О порядке ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного кадастра техногенных минеральных образований в РК", "О порядке ведения государственного кадастра захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра". В статью 20 внесены изменения в соответствии c Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.) Статья 20. Основные обязанности и охрана прав природопользователей 1. Природопользователи обязаны: использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; соблюдать установленные экологические нормативы и экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, действующие стандарты, технические условия; экономично использовать предоставленные природные ресурсы, не наносить ущерба окружающей среде и не допускать нарушения прав других природопользователей; осуществлять мероприятия по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов; своевременно уплачивать установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, охрану и воспроизводство природных ресурсов; представлять необходимую информацию по требованию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 2. Права природопользователей охраняются законом. Никто не может быть лишен права природопользования или ограничен в нем иначе, как по основаниям, указанным в законе. Нарушенные права природопользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Глава V. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 21. Виды деятельности, подлежащие лицензированию 1. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) использование природных ресурсов в соответствии с законодательством о них; 2) осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; 3) захоронение и хранение отходов производства и потребления, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения; 4) экологическая аудиторская деятельность. См.: квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы. 2. Экологически опасные виды хозяйственной деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 22 декабря 2000 года № 16 "О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды". Статья 22. Порядок лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан. Условия и порядок выдачи лицензий регламентируется законодательством. В статью 23 внесены изменения в соответствии c Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.) Статья 23. Договор (контракт) на природопользование Договор (контракт) на природопользование заключается между природопользователем и исполнительными органами или Правительством Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством. Договор (контракт) на природопользование является недействительным без предварительного получения природопользователем лицензии, если использование природных ресурсов и осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности требуют обязательного государственного лицензирования. Срок действия, условия и порядок прекращения договора (контракта) определяются соглашением сторон в соответствии с законодательством Республики Казахстан или лицензией. Условия договора (контракта), противоречащие лицензии, являются недействительными. Отзыв лицензии влечет прекращение действия договора (контракта). Договор (контракт) на природопользование до его подписания подлежит согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды. Глава VI. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В статью 24 внесены изменения в соответствии c Законом РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |