|
|
|
Комментарий к отдельным разделам
Нижеизложенный комментарий к отдельным разделам Гражданского кодекса Республики Казахстан (общие положения о хозяйственных товариществах, акционерные общества, дочерние организации и зависимые акционерные общества, финансовые инструменты и ценные бумаги) подготовлен профессором Ф.Карагусовым в течение 2013 - 2015 гг. в рамках работы авторского коллектива Научно-исследовательского института частного права под руководством академика М.К. Сулейменова. Разделы этого комментария неоднократно обсуждались в рамках упомянутого авторского коллектива и дорабатывались по результатам таких обсуждений. Эта редакция комментария - по состоянию на 7 сентября 2015 г., до передачи академику М.К. Сулейменову для проведения им важной работы ответственного редактора и окончательной подготовки рукописи к публикации. Размещается на персональной страничке Ф. Карагусова вниманию коллег для использования в практической деятельности до того, как полный Комментарий ГК будет опубликован в качестве книги, состоящей из нескольких томов.
II. Хозяйственное товарищество
Общий комментарий. В законодательстве и правовой науке развитых государств с рыночной экономикой выделяются и достаточно последовательно разделяются правовые нормы, регулирующие правовое положение хозяйственных товариществ (партнерств) и хозяйственных обществ (компаний). Это обусловливается принципиальной разницей между хозяйственными обществами и хозяйственными товариществами. Правда, в некоторых публикациях, относящихся к английскому праву компаний, эта разница называется больше технической, нежели функциональной, с чем можно согласиться, поскольку в обоих случаях, действительно, одна и та же функция заключается в том, что люди объединяются для ведения бизнеса с целью получения прибыли. [1] Тем не менее, и в праве английском, и в праве стран гражданского кодекса отмечается одно и то же существенное отличие хозяйственного товарищества от хозяйственного общества. Оно заключается в том, что в хозяйственном товариществе определяющей является фактическая и юридическая связанность товарищества с его учредителями, и через само товарищество - связанность его учредителей друг с другом, их совместной деятельностью по ведению дел товарищества. В свою очередь, в хозяйственном обществе его участники не обязаны участвовать в ведении его дел, как не обязательным является и их трудовое участие в деятельности общества. В связи с этим возможным является сохранение самостоятельной правосубъектности хозяйственного общества независимо от изменений в составе его участников. В частности, хозяйственные общества, компании (АО и ТОО (ООО)) обладают такими признаками, как: (а) сохранение юридической личности и правоспособности общества безотносительно того, как изменяется состав его участников (акционеров); (б) ограничение имущественной ответственности участников по долгам общества стоимостью осуществленных ими вкладов в капитал общества; (в) оборотоспособность акций и долей участия в капитале, позволяющая их отчуждение без таких последствий, как прекращение существования компании в качестве самостоятельной хозяйственной единицы, и (г) делегированное управление имуществом общества и ведение его дел, не требующее личного участия его участников (акционеров) как в управлении обществом (ведении его дел), так и в хозяйственной деятельности общества. Такие общества являются формой концентрации и свободного перераспределения капитала, а корпоративным связям и отношениям в рамках корпорации присуща высокая степень мобильности. Участники (акционеры) как бы отчуждаются от имущества и деятельности созданного ими хозяйственного общества, приобретая право на распределение дохода от деятельности корпорации. Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, и в течение всего срока своей деятельности оно иметь единственного акционера (участника). Ведение дел в таких компаниях, как правило, требует профессионального управления наемными менеджерами, а обеспечение надлежащей защиты прав кредиторов и акционеров приобретает особую важность для законодателя. Хозяйственные общества могут входить в состав корпоративных групп (групп компаний), что также требует специального законодательного и административного контроля, связанного с экономической концентрацией. Особенности хозяйственных обществ обусловливают создание юридических механизмов, неприменимых в регулировании собственно хозяйственных товариществ (например, полных и коммандитных). Это обстоятельство обусловливает целесообразность в отдельном регулировании правового положения акционерных обществ и обществ (товариществ) с ограниченной и дополнительной ответственностью. В свою очередь, в развитых юрисдикциях хозяйственные товарищества также характеризуются рядом существенных признаков, отделяющих их от хозяйственных обществ и иных предпринимательских единиц, обусловливая особенности правового регулирования их статуса. В частности, следующие признаки идентифицируют хозяйственное товарищество как самостоятельную организационную форму ведения предпринимательской деятельности на правах юридического лица: (а) товарищество учреждается физическими лицами в количестве не менее двух человек. Это обусловлено тем, что участники товарищества должны не только внести в товарищество определенный имущественный вклад, но они также должны вкладывать в него свой личный труд. Г.Ф. Шершеневич указывал, что «личное участие может заключаться в труде техническом, в распоряжении, в представительстве». Он считал, что участие товарища в прибыли товарищества не может быть обоснованным в случае, если участник не примет по учредительному договору какое-либо участие в деятельности товарищества.[2] Аналогичная позиция отражена в современном законодательстве Франции, основываясь на том, что взносы в виде умений и опыта (хотя и не учитываются в качестве вклада в уставный капитал) дают основание для получения долей в товариществе, предоставляющих право на участие в прибылях и чистых активах товарищества и возлагающих обязанность пропорционального участия в покрытии убытков товарищества;[3] (б) личное участие учредителей (участников) хозяйственного товарищества в его деятельности означает их активное участие в предпринимательской деятельности самого товарищества. В российском праве такое регулирование является традиционным: согласно ст.295 Гражданского Кодекса РСФСР 1922 г. обязательным признаком полного товарищества являлось занятие всеми его участниками (товарищами) торговлей или промыслом под общей фирмой. В соответствии же со ст.312 этого кодекса ведение такой торговли или промысла в товариществе на вере являлось обязательным для неограниченно ответственных товарищей. Действующий российский закон также определяющим признаком хозяйственного товарищества закрепляет личное ведение хозяйственной деятельности участниками товарищества: ст.ст.69 и 82 российского Гражданского кодекса устанавливают, что участники полного товарищества и участники коммандитного товарищества должны заниматься предпринимательской деятельностью от имени учрежденного ими товарищества. В связи с этим определенно предписывается наличие у участников хозяйственного товарищества коммерческого статуса: согласно ст.66 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками хозяйственного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (в чем, однако, усматриваются некоторое несоответствии доктрине и явное внутреннее противоречие в нормах кодекса) коммерческие организации. Статус коммерсанта обязателен для участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества и в соответствии со ст.ст. L.221-1 и L.222-1 Коммерческого кодекса Франции.[4] Образование торговых товариществ коммерсантами предусмотрено также и Германским торговым уложением (примечание к параграфу 105) [5]; (в) связь хозяйственного товарищества с его учредителями. По общему правилу, товарищество образуется на основе согласованного решения его учредителей и прекращает свое существование, когда хотя бы один из участников выбывает из товарищества. Такое выбытие может иметь место в связи со смертью участника, прекращением учредительного договора о товариществе, исключением лица из состава участников товарищества; (г) хозяйственное товарищество управляется самими участниками товарищества. При этом, обычно действует принцип единогласного принятия решения. В отношениях с третьими лицами хозяйственное товарищество представляется только его участниками, несущими полную ответственность своим имуществом по долгам товарищества. В товариществах как объединениях лиц, как правило, нет делегирования функции управления органам товарищества, не должно быть и органов товарищества. В то же время, германские юристы считают, что на практике любой из признаков хозяйственного (торгового) товарищества может отменяться или ограничиваться в своем применении законом или учредительным договором. Однако, они же считают невозможным привлечение сторонних управляющих для ведения дел товарищества и его представления в отношениях с третьими лицами поскольку такие управляющие не несут неограниченную ответственность. [6] А, например, ст. L.221-3 Коммерческого кодекса Франции, наоборот, предусматривает, что в уставе полного товарищества может быть предусмотрена возможность назначения управляющих, не являющихся участниками товарищества. И более того, допускается назначение юридического лица в качестве такого управляющего. Так же, к примеру, и Г.Ф.Шершеневич отмечал, что в соответствии с российским дореволюционным законодательством личное участие составляло необходимое условие только в артельном товариществе, в котором участники объединяются для достижения хозяйственной цели совместным трудом. В полном же товариществе личное участие не составляло необходимого признака, но должно было предполагаться, поскольку обычно имело место. Так же и в товариществах на вере личное участие на стороне полных участников лишь предполагалось.[7] Однако, казахстанское законодательство о хозяйственных товариществах и обществах имеет свои особенности, которые проявляются в следующих основных аспектах. Прежде всего, не является однозначной позиция законодателя относительно разделения на хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. И хотя статус акционерных обществ (в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц) уже регулируется отдельно нормами акционерного законодательства, непоследовательность законодательного регулирования и разделения хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ очевидна. Кроме того, казахстанское законодательство также несколько отличается от зарубежных законодательных актов в установлении признаков собственно хозяйственных товариществ. В частности, в соответствии с легальным определением хозяйственного товарищества (см. ст.58 ГК и ст.1 Закона о товариществах) таковое идентифицируется лишь тем, что оно является коммерческой организацией, а его уставный капитал разделяется на доли его учредителей (участников) и формируется за счет их имущественных вкладов. При этом согласно ст.8 Закона о товариществах текущее руководство деятельностью товарищества осуществляет его исполнительный (коллегиальный или единоличный) орган, создаваемый общим собранием участников, т.е. введена обязательность делегированного управления делами и имуществом хозяйственного товарищества, обычно присущего только обществам и компаниям с ограниченной ответственностью (включая, помимо прочих форм, АО, ТОО). Такой критерий хозяйственного товарищества, как обязательность личного участия учредителей (участников) в его предпринимательской деятельности, казахстанским законодательством предусматривается недостаточно последовательно, хотя в некоторых случаях (например, в отношении участников полного товарищества и полных товарищей в коммандитном товариществе) участие в деятельности товарищества является обязанностью участника. Специальное требование о наличии у участника товарищества статуса индивидуального предпринимателя (коммерсанта) также не устанавливается казахстанским законодательством. Кроме того, одним термином «хозяйственное товарищество» охватываются и собственно хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), и хозяйственные общества (ТОО, ТДО). В связи с этим предусматриваются нормы, имеющие значение для обеспечения правомерных интересов участников хозяйственного общества, но не соответствующие природе хозяйственного товарищества. Так, например, введенная в Закон о товариществах ст.8-1 о предоставлении хозяйственным товариществом информации о своей деятельности, затрагивающей интересы его участников, игнорирует такую особенность хозяйственного товарищества, в соответствии с которой его деятельность объективируется совместной и согласованной деятельностью его участников, в том числе по ведению всех дел товарищества. Специальная регламентация этих вопросов в ст.8-1 Закона о товариществах не способствует эффективному достижению целей деятельности хозяйственных товариществ и формирует почву для возникновения разногласий и конфликтов между участниками товарищества. Таким образом, действующее казахстанское законодательство не позволяет провести достаточно определенную границу между хозяйственными обществами и хозяйственными товариществами. Нивелирование большинства существенных признаков хозяйственного товарищества в казахстанском законодательстве произошло с принятием в 1995 г. Закона о товариществах. В соответствии же с действовавшим до его принятия законодательством первоначально хозяйственные общества и хозяйственные товарищества разделялись совершенно определенно. В частности, до принятия 27 декабря 1994 г. Общей части ГК в Казахстане действовали Основы, и на основании ст.11 Основ коммерческие организации могли создаваться в качестве хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Хозяйственными товариществами определялись полное товарищество и коммандитное товарищество, а к хозяйственным обществам были отнесены акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества с дополнительной ответственностью. Согласно легальным определениям, включенным в Основы, различие между обществами и товариществами состояло в том, что участники товарищества на основе договора между ними занимались от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несли при недостаточности имущества товарищества солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. В свою очередь, хозяйственные общества предполагали лишь объединение имущественных вкладов их учредителей в качестве материальной основы предпринимательской деятельности общества, а также ограничение имущественных потерь участников, связанных с деятельностью общества, суммами внесенных ими вкладов в уставный капитал общества. Закреплялось, что правовое положение отдельных видов хозяйственных обществ и товариществ должно определяться специальными законодательными актами. Таким актом явился Закон Казахской ССР от 21 июня 1991 г. «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах». Этим законом все перечисленные в Основах виды хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были объединены единым понятием хозяйственного товарищества (аналогично тому, как в настоящее время общим термином «товарищество» объединяются в Коммерческом кодексе Франции 2000 года все соответствующие коммерческие корпорации). В частности, в качестве таких товариществ определялись построенные на основе соглашения и на началах членства объединения организаций и граждан, имеющие своей целью осуществление различных видов хозяйственной деятельности для удовлетворения своих и общественных потребностей. Вместе с тем, определения каждого из вышеперечисленных видов товариществ полностью совпадали с соответствующими определениями, содержащимися в Основах. Совместное занятие хозяйственной деятельностью и неограниченная солидарная ответственность полных товарищей по обязательства товарищества концептуально отделяли полные и коммандитные товарищества от ТОО, ТДО и АО, обладающих полной имущественной и правовой автономией от их участников (акционеров) с ограничением для последних рисков их потерь, связанных с деятельностью товариществ этих трех видов. С принятием в 1995 г. Закона о товариществах единственным существенным отличием полного и коммандитного товариществ от других предусмотренных видов хозяйственных товариществ является солидарная дополнительная ответственность полных товарищей по долгам товарищества в случае недостаточности у него имущества для погашения этих долгов самостоятельно. В свою очередь, было предусмотрено, что участники (акционеры) ТОО, ТДО и АО в связи с их участием в хозяйственных товариществах соответствующих форм не рискуют собственным имуществом, за исключением имущества осуществленных ими имущественных вкладов в уставный капитал хозяйственных товариществ. А с июля 1998 г. акционерное общество вообще признано самостоятельной формой коммерческих корпораций и более не является видом хозяйственных товариществ. В связи с установлением разграничения в объеме ответственности участников хозяйственных товариществ различных форм, предусмотренных казахстанским законодательством, регулирование статуса каждой из этих форм товариществ имеет свои особенности, а закрепленные в ст.ст.58 - 62 ГК общие положения о хозяйственном товариществе подвергаются заметным дополнениям (а иногда - даже изменениям) законодательными правилами, применимыми к каждой отдельной форме хозяйственного товарищества. При этом положения ст.ст.58 - 62 ГК применяются ко всем хозяйственным товариществам, учрежденным в соответствии с законодательством РК, безотносительно того, учреждены ли они гражданами Республики Казахстан и юридическими лицами, созданными по казахстанскому законодательству, или в числе их участников имеются иностранные граждане, иностранные юридические лица и организации, а также лица без гражданства. Это обусловлено императивным требованием ст.1100 ГК о том, что законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено. В развитие этого положения ст.1101 ГК дополнительно устанавливает, что гражданская правоспособность юридического лица определяется законом юридического лица. Поэтому, если хозяйственное товарищество учреждается в юрисдикции Республики Казахстан, оно может быть учреждено только в соответствии с казахстанским законодательством и регулироваться может только им. В том числе, оно может быть создано только в тех организационно-правовых формах, а также с такой организационной структурой и распределением компетенции между его органами, которые предусмотрены законами РК. Только казахстанским законодательством могут определяться содержание и объем прав участников хозяйственного товарищества, порядок и условия формирования и использования имущества товарищества, реорганизации и ликвидации товарищества и другие аспекты того, как реализуется правоспособность казахстанских юридических лиц, созданных в разных организационно-правовых формах. В процессе комментирования Общих положений ГК о хозяйственных товариществах использовались как результаты сложившейся судебной практики, так и правовые позиции ВАС РФ (см. архив правовых позиций Президиума ВАС РФ на: www.arbitr.ru). Вместе с тем, следует отметить, что сколько-нибудь значимой судебной практики, относящейся к правовому положению и деятельности полных и коммандитных товариществ, а также ТДО на текущий момент не выявлено. Вместе с тем, по вопросам правового статуса ТОО существуют заслуживающие внимания позиции казахстанских судов, а также арбитражных судов РФ.
Статья 58. Основные положения о хозяйственном товариществе 1. Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности принадлежит товариществу на праве собственности. 2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью. 3. Хозяйственное товарищество, кроме полного и коммандитного товарищества, может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане. 4. Учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом (одним участником), является устав. 5. Исключен в соответствии с Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V (см. стар. ред.) 6. Учредительные документы хозяйственного товарищества должны содержать помимо сведений, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 41 настоящего Кодекса, условия о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в уставный капитал товарищества; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал товарищества, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами. 7. Исключен в соответствии с законом РК от 02.03.98 г. № 211-1 8. Хозяйственное товарищество может быть учредителем других хозяйственных товариществ за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. 9. Хозяйственное товарищество вправе заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, договор на ведение реестра участников хозяйственного товарищества. Действие учредительного договора прекращается со дня формирования реестра участников хозяйственного товарищества. Документом, подтверждающим право на долю в уставном капитале хозяйственного товарищества, ведение реестра участников которого осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, является выписка из реестра участников хозяйственного товарищества. В случае преобразования акционерного общества в хозяйственное товарищество, ведение реестра участников которого будет осуществляться профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, учредительный договор не заключается. Права на доли участия в уставном капитале хозяйственного товарищества, ведение реестра участников которого осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, возникают с момента регистрации этих прав в реестре участников хозяйственного товарищества. Порядок формирования, ведения и хранения реестра участников хозяйственного товарищества устанавливается законодательством Республики Казахстан. 1. Общий комментарий статьи 58 ГК. Концепция хозяйственного товарищества известна праву всех государств, чье законодательство служит правовой основой рыночной экономики. Сам термин «товарищество» (хозяйственное, торговое или коммерческое) используется в законодательстве стран, относящемся к романо-германской правовой семье. Как правило, такое товарищество признано субъектом права в качестве юридического лица с самостоятельной правосубъектностью. В законодательстве англо-саксонской системы права термину «товарищество», в целом, соответствует понятие «партнерства», также обозначающее отношение между людьми, которые на основе договора между ними совместно осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получения дохода. Одновременно, хозяйственное товарищество рассматривается в качестве предусмотренной законодательством организационной (организационно-правовой) формы осуществления участниками гражданского оборота совместной деятельности либо достижения ими общей хозяйственной цели: согласно п.2 ст.34 ГК хозяйственное товарищество называется формой юридического лица. В форме хозяйственного товарищества можно основать предпринимательское дело, и свою деятельность могут вести субъекты малого и среднего предпринимательства. Не запрещается и ведение крупного предпринимательства в формах хозяйственного товарищества, хотя для этого более приемлемой является форма акционерного общества. Предназначение хозяйственных товариществ для ведения малого и среднего предпринимательства следует из содержания норм относительно допустимого состава участников товарищества и способов управления деятельностью товарищества. Так, недвусмысленным является содержание нормативных предписаний казахстанского права, позволяющих рассматривать некоторые формы хозяйственных товариществ, прежде всего, как форму предпринимательской деятельности граждан, осуществляемую в качестве основного рода их занятий (полные товарищества, коммандитные товарищества). В связи с этим, в целях стимулирования предпринимательской активности граждан в форме хозяйственного товарищества законодательно устанавливаются упрощенные регистрационные процедуры, невысокие требования к размеру уставного капитала хозяйственных товариществ, несложная регламентация вопросов управления деятельностью товариществ и ряда других аспектов. Например, в соответствии с английским правом и законодательством США партнерства (товарищества), в отличие от компаний, могут создаваться без каких-либо формальностей, поскольку важным является лишь соответствие действующего образования легальному определению партнерства (partnership). Также и континентальное право, хотя и ориентированное на обеспечение максимально возможной правовой определенности и твердости оборота, предусматривает заметно меньше формальных препятствий для того, чтобы создать хозяйственное товарищество, чем акционерное общество. Этот вывод справедлив не только в отношении, например, законодательства Франции, но и применительно к казахстанскому праву. Хозяйственные товарищества представляют собой формы частного предпринимательства, поскольку они формируются негосударственными субъектами. Исключением является учреждение товарищества с ограниченной ответственностью государством и (или) участие государства в его капитале в качестве крупного участника, что представляет собой один из двух допустимых казахстанским законом способов участия государства в предпринимательской деятельности (см., например, ст.ст.166 - 186 Закона о госимуществе). Но в принципе, хозяйственные товарищества относятся к категории негосударственных юридических лиц с правом собственности в отношении принадлежащего им имущества. 2. В пункте 1 статьи 58 ГК содержится легальное определение понятия хозяйственного товарищества и закрепляется правовой режим имущества, принадлежащего товариществу. Согласно п.1 комментируемой статьи и ст.1 Закона о товариществах хозяйственные товарищества могут быть только юридическими лицами. В связи с этим, хозяйственное товарищество отличается от простого товарищества, которое согласно ст.228 ГК (см. комментарий к ней) не имеет уставного капитала, и которое юридическим лицом не является. В отличие от хозяйственных товариществ, простое товарищество образуется на основе договора о совместной деятельности (см. ст.ст.228 - 232 ГК и комментарий к ним) его участников, а материальную основу его деятельности составляет имущество участников простого товарищества, являющееся общей долевой собственностью (см. ст.ст.209 - 218 ГК и комментарий к ним) этих участников, но не сформированного ими простого товарищества. Кроме того, признание за хозяйственным товариществом правосубъектности юридического лица обусловливает законодательное требование к созданию его учредителями (участниками) в каждом хозяйственном товариществе органов, ответственных за ведение его дел, и регулирование организационной структуры хозяйственных товариществ каждой отдельной формы (см. комментарий ст.60 ГК). Такое регулирование основано на общих для всех юридических лиц положениях ст.ст.36 и 37 ГК, в соответствии с которыми юридическое лицо имеет самостоятельное от его учредителей и участников правовое положение, а в отношениях с любыми сторонними субъектами (как его учредителями и участниками, так и с третьими лицами) каждое юридическое лицо представляется своими органами, через которые оно приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности. Примечательной является правовая позиция Президиума ВАС РФ, в соответствии с которой правовое положение ТОО (ООО) и юридический статус его участников разграничиваются за счет признания за участниками права на иск к обществу (товариществу) о признании за ними статуса его участников. В частности, в своем постановлении от 25 сентября 2012 г. №3942/12 Президиум ВАС РФ, принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, пришел к выводу о том, что «требования истцов о признании прав на доли в уставном капитале общества направлены на защиту их прав и интересов как участников общества, нарушенных непосредственно самим обществом, поведение которого, по существу, свидетельствовало об отказе признавать истцов в качестве своих участников». В связи с этим хозяйственное товарищество подлежит государственной регистрации в качестве субъекта гражданского права. Согласно ст.4 Закона о товариществах государственная регистрация хозяйственных товариществ осуществляется в установленном законодательством порядке для всех юридических лиц, создаваемых на территории РК, независимо от целей их создания, рода и характера их деятельности, состава участников (членов). В настоящее время такой порядок установлен Законом о государственной регистрации. В соответствии со ст.42 ГК хозяйственное товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции. Данные государственной регистрации хозяйственных товариществ (в частности, фирменное наименование, адрес местонахождения, имя руководителя, дата и место государственной регистрации и другие предусмотренные сведения) подлежат включению в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. Хозяйственное товарищество может быть только коммерческой организацией. Это прямо указывается в п.1 комментируемой статьи. Кроме того, ст.1 Закона о товариществах однозначно закрепляет, что, являясь коммерческой организацией, хозяйственное товарищество в качестве основной цели своей деятельности имеет извлечение прибыли. Не допускается создание некоммерческой организации в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества. Признание хозяйственного товарищества формой коммерческой организации означает, что его основной целью является получение в ходе предпринимательской деятельности товарищества дохода, подлежащего распределению или, по крайней мере, допустимого для распределения среди участников товарищества (см. п.1 ст.34 ГК и комментарий к нему относительно критериев разграничения коммерческих и некоммерческих организаций). 3. Комментарий пункта 1 статьи 58 ГК (продолжение). Учитывая предписываемые легальным определением хозяйственного товарищества основания и способ формирования его имущества, хозяйственное товарищество образуется за счет объединения имущественных вкладов его учредителей, передаваемых ими в собственность данного хозяйственного товарищества. При этом право собственности хозяйственного товарищества возникает также в отношении имущества вкладов, осуществленных учредителями и другими его участниками (не являющихся учредителями), когда такие вклады осуществляются уже после учреждения товарищества. Кроме того, право собственности у хозяйственного товарищества возникает также и в отношении имущества, произведенного и приобретенного хозяйственным товариществом в процессе его деятельности. Содержащееся в п.1 комментируемой статьи легальное определение также не запрещает хозяйственному товариществу приобретать и осуществлять имущественные права, не основанные на праве собственности, такие как право пользования, право владения предметом залога, сервитут, право требования и другие. В частности, применительно к ТОО и ТДО Верховный Суд РК в п.2 Нормативного постановления ВС РК о ТОО разъяснил, что уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью формируется его учредителями (участниками) имуществом и имущественными правами, которые перечислены в п.2 ст.115, ст.117 ГК и п.3 ст. 23 Закона о ТОО. Обязательным является наличие у любого хозяйственного товарищества уставного капитала, разделенного на доли, размер каждой из которых, по общему правилу, рассчитывается на основе соотношения размера (стоимости) соответствующего осуществленного вклада в уставный капитал и размера самого уставного капитала: доли участников товарищества в его уставном капитале пропорциональны их вкладам в уставный капитал. В то же время участники хозяйственного товарищества в его учредительных документах могут определить иной порядок определения долей (п.3 ст.7 Закона о товариществах, п.1 ст.28 и п.6 ст. 23 Закона о ТОО). В своей практике казахстанские суды признают диспозитивность этих положений Закона о товариществах и Закона о ТОО, позволяющих учредителям (участникам) хозяйственного товарищества распределить между собой доли участия в уставном капитале товарищества безотносительно размеров их вкладов, и в случаях, когда возникает необходимость определить распределение долей между участниками товарищества, они подвергают анализу содержание учредительных документов соответствующего хозяйственного товарищества. В частности, надзорная коллегия ВС РК по результатам проведенного анализа учредительных документов в своем постановлении от 13 февраля 2008 г. № 4гп-29-08 определила доли в имуществе ТОО «АК-С» (ныне АО «АК-С» в порядке универсального правопреемства) по состоянию на 1 марта 2003 г., в т.ч. выявив, что согласно ст. 7 учредительного договора товарищества порядок определения доли участника при его выходе из состава участников установлен таким образом, что «причитающаяся выходящему участнику стоимость части имущества Товарищества определяется в соответствии с балансом Товарищества, составленным на момент выхода участника из Товарищества» Аналогично, со ссылкой на п.2 ст.59 ГК судом были подвергнуты анализу учредительные документы другого товарищества. Именно на основании того, как доли участия в уставном капитале ТОО были распределены в соответствии с учредительными документами товарищества, судом не только был выявлен принцип распределения долей, а также были определены размер и стоимость доли участия в уставном капитале ТОО «АЛМЗ», принадлежавшую его участнику до отчуждения этой доли в пользу третьего лица (см. решение суда района имени Казыбек би города Караганды от 18 августа 2010 г. №2-2710). 4. Комментарий пункта 1 статьи 58 ГК (продолжение). Само участие в товариществе определяется внесением вклада и приобретением взамен этого соответствующей доли участия в уставном капитале (см. ст.59 ГК и комментарий к ней). В п.4 Нормативного постановления ВС РК о ТОО особо подчеркивается такая обусловленность участия владением долей участия в капитале товарищества: «утрата права на долю по любым основаниям влечет выбытие участника из ТОО». Возникновение права на долю участия в ТОО основывается на факте осуществления вклада в уставный капитал товарищества: без внесения вклада в капитал товарищества у его учредителя (участника) права на имущество товарищества, предусмотренные ст.36 ГК, возникнуть не могут.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |