|
|
|
О некоторых вопросах усыновления (удочерения)
Сарсенбаева Ж.С. Аналитик отдела аналитики организации заседаний и протоколирования Аппарата Конституционного Суда Республики Казахстан
В 1989 году Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка, которая была ратифицирована, также Республикой Казахстан постановлением Верховного Совета от 8 июня 1994 года, и представляет собой важную веху в истории прав ребенка как первый обязательный международный документ, принятый в этой области. Воспитание детей выступает одним из приоритетов государственной политики. Конвенция о правах ребенка защищает право всех детей в мире быть свободными от дискриминации, насилия и безнадзорности. С момента рождения, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, маленький гражданин взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и другими родственниками; защищать свои права; выражать свое мнение; на имя, отчество и фамилию; на имущество; на медицинское обслуживание; на образование. Одним из наиболее важных концептов прав детей признается право на воспитание в семье. Конвенция рассматривает детей в качестве субъектов, а не объектов права. 23 июля 2024 года Конституционным Судом принято очередное нормативное постановление за № 49-НП о признании подпункта 11) пункта 2 статьи 91 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс) не соответствующим Конституции. В связи с чем, хотелось бы отметить, несколько очень важных фактов. Во-первых, редакция подпункта 11) пункта 2 статьи 91 Кодекса гласила, что лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке, но фактически воспитывающие ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав, имеют право усыновлять ребенка, т.е. право усыновления у отдельных лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке уже было. Является дискриминационным, что во всех иных случаях, такое право для мужчин ограничено, если они не состоят в браке, поскольку для женщин подобных ограничений не имеется. Стоит отметить, что до принятия Кодекса в 2011 году, в признанном утратившим силу Законе «О браке и семье» такого ограничения, установленного в отношении мужчин, не состоящих в зарегистрированном браке, не существовало. Официальная статистика уполномоченного органа свидетельствует о том, что за период с 1999 по 2023 год, число неженатых мужчин, желающих усыновить ребенка, равно нулю даже в период отсутствия такого ограничения. Законодательство зарубежных стран Центральной Азии, России и других государств евразийского пространства, ограничений на усыновление по признаку пола ни в каких случаях не предусматривает. В связи с чем, Конституционный Суд, признавая эту норму неконституционной, исходил из положений Конституции, предоставляющих равные права всем гражданам, вне зависимости от их половой принадлежности. Обеспечение защиты этого принципа является необходимой составляющей правового государства. Во-вторых, Конституционный Суд обращает внимание на четко определенные законодателем цели усыновления детей: только в их интересах с учетом возможностей обеспечения полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития (статья 84 Кодекса), что соответствует Конституции и означает, что первостепенным при усыновлении является не потребность или желание усыновителей иметь ребенка, а право последнего на полноценное развитие и воспитание в семейном окружении. При этом, отдельно отмечается, что приоритет должен отдаваться передаче ребенка в полную семью, а также должны учитываться психоэмоциональная связь и привязанность между усыновителями и усыновляемым. Будучи усыновленным, ребенок не должен попасть в худшие социальные и иные условия, чем это было до усыновления или чем его могут обеспечить в рамках других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (опека и попечительство, приемная семья, патронатное воспитание, гостевая семья). Требуется постоянное совершенствование системы усыновления, отбора усыновителей и последующего контроля за судьбой усыновленных детей в целях наилучшего обеспечения их интересов. Указанная позиция Конституционного Суда полностью коррелируется с положениями Конвенции о правах ребенка о том, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, устанавливает, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, в том числе на его усыновление. Государства-участники, признающие и (или) разрешающие усыновление, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке (статьи 20 и 21 Конвенции). В-третьих, у отдельных субъектов создалось впечатление, что теперь детей смогут усыновлять педофилы, психически больные люди, что в корне является неверным. Так, Конституционный Суд в целом поддерживает подход законодателя по установлению условий и ограничений права на усыновление, указывая, что это согласуется с конституционно обозначенной задачей защиты государством детства и принятыми обязательствами наилучшего обеспечения интересов детей. В связи с чем, пункт 2 статьи 91 Кодекса сохраняет ряд ограничений, установленных для лиц, желающих усыновить детей, а именно, усыновителями не могут быть: 1) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) лица, лишенные судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 4) лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законами Республики Казахстан обязанностей; 5) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; 6) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; 7) лица, не имеющие постоянного места жительства; 8) лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации; 9) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент усыновления, а также лица, указанные в подпункте 14) настоящего пункта; 10) лица без гражданства; 11) лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан; 13) лица, состоящие на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах; 14) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми; 15) граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, не прошедшие психологическую подготовку в порядке, установленном пунктом 4 статьи 91 Кодекса (за исключением близких родственников ребенка). В-четвертых, граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, желающие усыновить детей, обязаны подать в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, по месту нахождения ребенка заявление о желании усыновить ребенка, а также представить справки о размере совокупного дохода, семейном положении, состоянии здоровья, об отсутствии судимости, сертификат о прохождении психологической подготовки и лично выбрать ребенка, иметь с ним непосредственные контакты не менее двух недель. Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, иностранцы, претендующие на усыновление ребенка, подают в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан письменное заявление о желании усыновить ребенка, а также справки о доходах, семейном положении, состоянии здоровья, в том числе об отсутствии психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, об отсутствии судимости, о личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемые специально уполномоченными иностранными государственными органами и организациями по усыновлению. После предоставления документов в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан и при согласии усыновителя на усыновление ребенка усыновитель должен иметь с ребенком непосредственный контакт не менее четырех недель. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится только судом в порядке особого производства, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, а также прокурора. В необходимых случаях суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) или иных законных представителей усыновляемого ребенка, его родственников и других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста десяти лет. При наличии у ребенка родителей их согласие является обязательным условием усыновления. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в нотариально удостоверенном заявлении, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка. Таким образом, важно понимать, что признание подпункта 11) пункта 2 статьи 91 Кодекса неконституционным, предоставляет равные права всем гражданам, т.е. и мужчинам, и женщинам, но это не означает, что любой мужчина теперь автоматически станет усыновителем, поскольку законодатель для всех лиц, желающих усыновить детей, предусмотрел единый порядок и ряд условий усыновления (удочерения), в том числе всестороннюю оценку личности усыновителя, обязательность рассмотрения данного вопроса только судом, с правом обжалования решения суда в течение месяца.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |