|
Досье на проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (февраль 2025 года) 1. Проект Кодекса РК (сентябрь 2024 г.) 2. Проект Кодекса РК (июль 2024 г.) 3. Проект Кодекса РК (июнь 2024 г.) 4. Консультативный документ регуляторной политики к проекту (сентябрь 2023 года) 5. Консультативный документ регуляторной политики к проекту (март 2024 года) 6. Письмо АО «Институт экономических исследований» от 5 июля 2024 года № 39-15/476 7. Заключение научной экономической экспертизы проекта 8. Заключение научной правовой экспертизы проекта 9. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта 10. Справочный лист к проекту 11. Пояснительная записка к проекту 12. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия проекта 13. Заключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта 14. Постановление Правительства РК от 28 августа 2024 года № 697 «О проекте Налогового кодекса Республики Казахстан» 15. Рекомендации выездного заседания Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК от 23 декабря 2024 года № 6-18-10-351 16. Поправки, направленные письмом Правительства РК от 20 февраля 2025 года № 12-13/729 дп в Мажилис Парламента РК 17. Письмо Премьер-Министра Республики Казахстан от 25 февраля 2025 года № 12-13/565 дз «Реформа фискальной политики и повышение ставки НДС» 18. Письмо Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 марта 2025 года № 12-13/730 дз «Касательно налогообложения бизнеса в проекте НК» СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА по внесению изменений и дополнений в проект Налогового кодекса (февраль 2025 года) Направлена письмом Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2025 года № 12-13/729 дп в Мажилис Парламента Республики Казахстан № | Структурный элемент | Редакция проекта Налогового кодекса в Мажилисе Парламента | Предлагаемая редакция | Обоснование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Проект нового Налогового кодекса, внесенный в Мажилис Парламента РК | 1. | Статья 71 | Статья 71. Общие положения исполнения налогового обязательства при ликвидации, реорганизации и прекращении деятельности … 2. Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым лицо, прекращающее деятельность, является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором возникло обязательство по представлению ликвидационной налоговой отчетности, до даты представления в налоговый орган такой отчетности. Если срок представления очередной налоговой отчетности за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, в котором представлено заявление о прекращении деятельности в регистрирующий орган, наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности. Отсутствует. … | Статья 71. Общие положения исполнения налогового обязательства при ликвидации, реорганизации и прекращении деятельности … 2. Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым лицо, прекращающее деятельность, является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором возникло обязательство по представлению ликвидационной налоговой отчетности, до даты представления в налоговый орган такой отчетности. Если срок представления очередной налоговой отчетности за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, в котором представлено заявление о прекращении деятельности в регистрирующий орган, наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности. Особенности представления ликвидационная налоговой отчетности реорганизуемого юридического лица установлены статьей 174 настоящего кодекса. … | 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства Главой государства одобрены подходы по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части дифференциации ставок НДС. Предлагаемые поправки связаны с налоговым администрированием и разработаны в целях исключения злоупотреблений налогоплательщиками, применяющими пониженные ставки НДС. | 2. | Статья 74 | Статья 74. Особенности исполнения налогового обязательства при реорганизации юридического лица и при передаче постоянным учреждением без открытия структурного подразделения юридического лица-нерезидента прав и обязанностей в связи с наличием места эффективного управления (места нахождения фактического органа управления) в Республике Казахстан 1. Исполнение налогового обязательства: 1) реорганизуемого юридического лица, за исключением представления ликвидационной налоговой отчетности при реорганизации путем разделения и выделения, возлагается на его правопреемника. Установление правопреемника, а также доли его участия в погашении налоговой задолженности реорганизуемого юридического лица осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; 2) постоянного учреждения нерезидента, передавшего права и обязанности иностранному юридическому лицу-резиденту, возлагается на иностранное юридическое лицо-резидента. Для целей настоящей статьи: под постоянным учреждением нерезидента понимается постоянное учреждение без открытия филиала (представительства) юридического лица-нерезидента; под иностранным юридическим лицом-резидентом понимается юридическое лицо, созданное по законодательству иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которого находится в Республике Казахстан. 2. Реорганизация юридического лица, а также передача прав и обязанностей постоянным учреждением нерезидента иностранному юридическому лицу-резиденту не являются основанием изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, платежей в бюджет правопреемником. 3. Излишне (ошибочно) уплаченные реорганизуемым юридическим лицом или постоянным учреждением нерезидента, передающим права и обязанности иностранному юридическому лицу-резиденту, суммы налогов, платежей в бюджет и пени, штрафов, а также таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени, взимаемых таможенными органами, подлежат зачету в счет погашения задолженности такого лица, а оставшаяся часть возврату в порядке и с учетом условий, установленных законодательством Республики Казахстан: 1) правопреемнику реорганизуемого юридического лица пропорционально доле в имуществе, полученном им при реорганизации; 2) иностранному юридическому лицу-резиденту, которому переданы права и обязанности постоянного учреждения нерезидента. 4. Основанием для представления реорганизуемым юридическим лицом разделительного баланса в налоговый орган по месту своего нахождения является одновременное соблюдение следующих условий: 1) отсутствие налоговой задолженности, задолженности по социальным платежам, в том числе после проведенного налогового администрирования; 2) возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов, платежей в бюджет, пени и штрафов, таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени в порядке и в случаях, определенных законодательством Республики Казахстан. 5. Налоговый орган после получения сведений реестров номеров о реорганизации юридического лица передает сальдо по лицевым счетам юридических лиц в соответствующий налоговый орган. 6. Отсутствует. | Статья 74. Особенности исполнения налогового обязательства при реорганизации юридического лица и при передаче постоянным учреждением без открытия структурного подразделения юридического лица-нерезидента прав и обязанностей в связи с наличием места эффективного управления (места нахождения фактического органа управления) в Республике Казахстан 1. Исполнение налогового обязательства: 1) реорганизуемого юридического лица, за исключением представления ликвидационной налоговой отчетности, возлагается на его правопреемника. Установление правопреемника, а также доли его участия в погашении налоговой задолженности реорганизуемого юридического лица осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; 2) постоянного учреждения нерезидента, передавшего права и обязанности иностранному юридическому лицу-резиденту, возлагается на иностранное юридическое лицо-резидента. Для целей настоящей статьи: под постоянным учреждением нерезидента понимается постоянное учреждение без открытия филиала (представительства) юридического лица-нерезидента; под иностранным юридическим лицом-резидентом понимается юридическое лицо, созданное по законодательству иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которого находится в Республике Казахстан. 2. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации путем слияния, присоединения, выделения письменно сообщает об этом налоговому органу по месту нахождения. В течение трех рабочих дней со дня утверждения передаточного акта или разделительного баланса юридическое лицо, реорганизуемое путем слияния, присоединения представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно: 1) ликвидационную налоговую отчетность; 2) передаточный акт или разделительный баланс; 3) налоговое заявление о проведении налоговой проверки по вопросу подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость - при наличии суммы превышения налога на добавленную стоимость в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемого лица путем слияния, присоединения. Форма передаточного акта и разделительного баланса утверждается уполномоченным органом. 3. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации путем разделения письменно сообщает об этом налоговому органу по месту нахождения. Юридическое лицо при реорганизации путем разделения в течение трех рабочих дней со дня утверждения разделительного баланса одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения: 1) налоговое заявление о проведении налоговой проверки; 2) ликвидационную налоговую отчетность. 4. Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым юридическое лицо, реорганизуемое путем слияния, присоединения, разделения является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором возникло обязательство по представлению такой отчетности, до даты ее представления в налоговый орган. Обязательство по представлению ликвидационной налоговой отчетности при реорганизации путем слияния возлагается на каждое юридическое лицо, вошедшее в состав вновь возникшего юридического лица, при реорганизации путем присоединения - на присоединившееся юридическое лицо, при реорганизации путем разделения - на реорганизуемое юридическое лицо. В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности. 5. Налоговая проверка должна быть начата налоговым органом не позднее двадцати рабочих дней после получения им налогового заявления реорганизуемого юридического лица. После завершения налоговой проверки при реорганизации путем разделения реорганизуемое юридическое лицо представляет разделительный баланс в налоговый орган по месту нахождения. При наличии суммы превышения налога на добавленную стоимость в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемого лица путем слияния, присоединения, сальдо по лицевым счетам юридических лиц по налогу на добавленную стоимость после подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость по результатам налоговой проверки. 6. Не подтвержденная по результатам налоговой проверки сумма превышения налога на добавленную стоимости подлежит начислению реорганизуемому лицу путем слияния, присоединения | 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства Главой государства одобрены подходы по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части дифференциации ставок НДС. Предлагаемые поправки связаны с налоговым администрированием и разработаны в целях исключения злоупотреблений налогоплательщиками, применяющими пониженные ставки НДС. | 3. | Статья 93 | Статья 93. Общие положения по постановке на регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость … 4. Для целей постановки на регистрационный учет плательщика налога: 1) оборот определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 440 настоящего Кодекса с нарастающим итогом с даты, установленной статьей 95 настоящего Кодекса; 2) предельный порог оборота - оборот равный 20 000-кратному размеру месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года. … | Статья 93. Общие положения по постановке на регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость … 4. Для целей постановки на регистрационный учет плательщика налога: 1) оборот определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 440 настоящего Кодекса с нарастающим итогом с даты, установленной статьей 95 настоящего Кодекса; 2) предельный порог оборота - оборот равный 3 800-кратному размеру месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года. … | В настоящее время проводится налогово-бюджетная реформа, в рамках которой, в том числе предусмотрено исполнение поручений Главы государства. Сегодня, из более 2 млн 300 тыс. зарегистрированных налогоплательщиков, плательщиками НДС являются только 137,7 тыс. субъектов бизнеса. Это 6% от всех. Из них фактически оплачивают НДС лишь 88 тысяч или 4% от всего количества налогоплательщиков. Одна из причин - высокий порог для постановки на учет по НДС - 20 тыс. МРП (78 млн тенге). В рамках реформы предлагается снизить порог по НДС до 3 800 МРП (15 млн. тенге). В этих пределах на сегодня работает 80% МСБ, поэтому серьезного влияния это на большинство МСБ не окажет. В странах ОЭСР порог еще ниже, а в некоторых ведущих экономиках он нулевой. В Беларуси 30 млн. тенге, в Кыргызстане 47 млн. тенге. Это увеличит количество плательщиков НДС и даст возможность удлинить цепочку НДС. | 4. | Статья 197 | Статья 197. Правила налогового учета … 2. Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента. Отсутствует. | Статья 197. Правила налогового учета … 2. Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента. Кассовый метод является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются со дня получения или выплаты денег или их эквивалента. | Данные поправки разработаны в связи поправками по СНР. Поправки предусматривают определение дохода налогоплательщиками, применяющими СНР на основе упрощенное декларации, осуществлять по кассовому методу. | 5. | Статья 250 | Статья 250. Общие положения … 4. Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. По товарам, работам, услугам, приобретенным у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, вычеты производятся при обязательном наличии одного из следующих документов: 1) счета-фактуры в электронной форме или счета-фактуры на бумажном носителе при отсутствии по месту нахождения налогоплательщика в границах административно-территориальных единиц Республики Казахстан сети телекоммуникаций общего пользования; 2) чека контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных; 3) чека специального мобильного приложения, содержащего идентификационный номер покупателя товаров, работ, услуг. При этом дата признания расходов определяется в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи, независимо от даты выписки счета-фактуры. | Статья 250. Общие положения … 4. Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Исключить. | В связи с изменениями в статью 710 проекта | 6. | Статья 279 | Статья 279. Затраты, не подлежащие вычету Вычету не подлежат: … 17) расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у взаимосвязанных сторон, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. | Статья 279. Затраты, не подлежащие вычету Вычету не подлежат: … 17) расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. | В связи с изменениями в статью 710 проекта | 7. | Статья 465 | Статья 465. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан: … 28) лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства - в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования. Перечень товаров, указанных в настоящем подпункте части первой настоящей статьи, утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом; … 46) отсутствует; … | Статья 465. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан: … 28) исключить; 46) сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) производителем такой продукции и (или) сельскохозяйственным кооперативом, а также произведенной членами такого кооператива; … | 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства Главой государства одобрены подходы по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части повышения ставки НДС. В связи с чем, предлагается повышение ставки НДС с 12% до 16% с освобождением от НДС сфер средств массовой информации и агропромышленного комплекса и установление пониженной ставки в размере 10% для фарминдустрии, медицинских услуг и социально значимых продовольственных товаров. | 8. | Статья 481 | Статья 481. Дополнительная сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет 1. Следующие лица вправе относить в зачет дополнительную сумму налога на добавленную стоимость: 1) производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), включая крестьянские или фермерские хозяйства, - по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке указанной продукции собственного производства; 2) юридические лица - по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления переработки сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства или промыслового рыболовства. К переработке сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства относятся следующие виды деятельности, за исключением деятельности в сфере общественного питания: переработка и консервирование мяса и производство мясной продукции; переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков; переработка и консервирование фруктов и овощей; производство растительных и животных масел и жиров; переработка молока и производство сыра; производство мукомольно-крупяных продуктов; производство крахмала и продукции из крахмала производство хлеба, булочных изделий, блинов; производство сахара; производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса; производство детского питания и диетических пищевых продуктов; производство дрожжей; производство готовых кормов для животных; дубление и выделка кожи, выделка и крашение меха, подготовка и прядение текстильных волокон, подготовка шерстяного волокна, прядение шерстяного волокна. 3) сельскохозяйственные кооперативы по оборотам по: реализации сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства, а также произведенной членами такого кооператива; реализации продукции, полученной в результате переработки сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства, приобретенной у отечественного производителя такой продукции и (или) произведенной членами такого кооператива; выполнению работ, оказанию услуг по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, членам такого кооператива в целях осуществления ими оборотов, указанных в настоящем подпункте. Положения настоящего пункта не распространяются на обороты по реализации подакцизных товаров и продуктов их переработки. Определение видов деятельности в целях применения настоящего пункта осуществляется в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования. 2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять положения настоящей статьи при условии ведения раздельного учета: оборотов по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности; подлежащих получению (полученных) товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности. Сумма налога на добавленную стоимость по полученным товарам, работам, услугам, используемым одновременно в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности, распределяется на суммы налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет и не разрешенного к отнесению в зачет, определяемые по следующим формулам: НДСрз 1 = НДСзач х О обл / О общ; НДСрз 2 = НДСзач - НДСрз 1, где: НДСрз 1 - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи. Данная сумма может иметь отрицательное значение; НДСзач - сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, с учетом корректировки по товарам, работам, услугам, используемым одновременно в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности. Данная сумма может иметь отрицательное значение; О обл - сумма облагаемого оборота за налоговый период, по которому осуществляется ведение раздельного учета в соответствии с настоящей статьей; О общ - общая сумма оборота, определяемая как сумма оборотов по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности; НДСрз 2 - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, по иной деятельности. Данная сумма может иметь отрицательное значение. При наличии необлагаемых оборотов сумма разрешенного к отнесению в зачет налога на добавленную стоимость по иной деятельности определяется с учетом статей 479 и 480 настоящего Кодекса. По иному обороту такой плательщик налога на добавленную стоимость вправе определять сумму налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, пропорциональным методом в соответствии со статьей 479 настоящего Кодекса. 3. Не вправе применять положения настоящей статьи налогоплательщики, указанные в подпунктах 1) и 3) части первой пункта 1 настоящей статьи, если лицо является иностранцем, юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. 4. Расчет дополнительной суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится по следующей формуле: НДСдз = (НДСобл - НДСрз- НДСпр) х 70%, где: НДСдз - дополнительная сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет; НДСобл - сумма налога на добавленную стоимость, начисленного с облагаемого оборота по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи; НДСрз - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, определенная в соответствии со статьями 479 и 480 настоящего Кодекса. Такая сумма определяется по подлежащим получению (полученным) товарам, работам, услугам, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи; НДСпр - сумма превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом, по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи. Полученное нулевое или отрицательное значение не учитывается при исчислении налога на добавленную стоимость за налоговый период. | Статья 481. Дополнительная сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет 1. Следующие лица вправе относить в зачет дополнительную сумму налога на добавленную стоимость: 1) исключить; 2) юридические лица - по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления переработки сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства или промыслового рыболовства. К переработке сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства относятся следующие виды деятельности, за исключением деятельности в сфере общественного питания: переработка и консервирование мяса и производство мясной продукции; переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков; переработка и консервирование фруктов и овощей; производство растительных и животных масел и жиров; переработка молока и производство сыра; производство мукомольно-крупяных продуктов; производство крахмала и продукции из крахмала производство хлеба, булочных изделий, блинов; производство сахара; производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса; производство детского питания и диетических пищевых продуктов; производство дрожжей; производство готовых кормов для животных; дубление и выделка кожи, выделка и крашение меха, подготовка и прядение текстильных волокон, подготовка шерстяного волокна, прядение шерстяного волокна. 3) сельскохозяйственные кооперативы по оборотам по: исключить; реализации продукции, полученной в результате переработки сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства, приобретенной у отечественного производителя такой продукции и (или) произведенной членами такого кооператива; выполнению работ, оказанию услуг по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, членам такого кооператива в целях осуществления ими оборотов, указанных в настоящем подпункте. Положения настоящего пункта не распространяются на обороты по реализации подакцизных товаров и продуктов их переработки. Определение видов деятельности в целях применения настоящего пункта осуществляется в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования. 2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять положения настоящей статьи при условии ведения раздельного учета: оборотов по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности; подлежащих получению (полученных) товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности. Сумма налога на добавленную стоимость по полученным товарам, работам, услугам, используемым одновременно в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности, распределяется на суммы налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет и не разрешенного к отнесению в зачет, определяемые по следующим формулам: НДСрз 1 = НДСзач х О обл / О общ; НДСрз 2 = НДСзач - НДСрз 1, где: НДСрз 1 - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи. Данная сумма может иметь отрицательное значение; НДСзач - сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, с учетом корректировки по товарам, работам, услугам, используемым одновременно в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности. Данная сумма может иметь отрицательное значение; О обл - сумма облагаемого оборота за налоговый период, по которому осуществляется ведение раздельного учета в соответствии с настоящей статьей; О общ - общая сумма оборота, определяемая как сумма оборотов по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности; НДСрз 2 - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, по иной деятельности. Данная сумма может иметь отрицательное значение. При наличии необлагаемых оборотов сумма разрешенного к отнесению в зачет налога на добавленную стоимость по иной деятельности определяется с учетом статей 479 и 480 настоящего Кодекса. По иному обороту такой плательщик налога на добавленную стоимость вправе определять сумму налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, пропорциональным методом в соответствии со статьей 479 настоящего Кодекса. 3. Не вправе применять положения настоящей статьи налогоплательщики, указанные в подпунктах 1) и 3) части первой пункта 1 настоящей статьи, если лицо является иностранцем, юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. 4. Расчет дополнительной суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится по следующей формуле: НДСдз = (НДСобл - НДСрз- НДСпр) х 70%, где: НДСдз - дополнительная сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет; НДСобл - сумма налога на добавленную стоимость, начисленного с облагаемого оборота по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи; НДСрз - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, определенная в соответствии со статьями 479 и 480 настоящего Кодекса. Такая сумма определяется по подлежащим получению (полученным) товарам, работам, услугам, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи; НДСпр - сумма превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом, по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи. Полученное нулевое или отрицательное значение не учитывается при исчислении налога на добавленную стоимость за налоговый период. | В связи с введением освобождения для с/х продукции. | 9. | Статья 494 | Статья 494. Ставки налога на добавленную стоимость Ставка налога на добавленную стоимость составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта. … | Статья 494. Ставки налога на добавленную стоимость 1. Ставка налога на добавленную стоимость составляет 16 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. 2. Ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов применяется к оборотам по реализации: 1) лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства; Перечень указанных товаров утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом. 2) лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций); изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники; материалов и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций) и изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники; Перечень указанных товаров утверждается уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом. 3) услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию), оказываемых субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности; 4) услуг, оказываемых в области ветеринарии: физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности в области ветеринарии; физическими и юридическими лицами, включенными в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений на осуществление предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии, предусмотренный законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии; государственными ветеринарными организациями, созданными в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии; Ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов применяется при импорте товаров, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 настоящей статьи в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом. … | 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства Главой государства одобрены подходы по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части повышения ставки НДС. В связи с чем, предлагается повышение ставки НДС с 12% до 16% с освобождением от НДС сфер средств массовой информации и агропромышленного комплекса и установление пониженной ставки в размере 10% для фарминдустрии, медицинских услуг и социально значимых продовольственных товаров. | 10. | Статья 702 | Статья 702. Общие положения 1. Если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи, налогоплательщик вправе выбрать один из следующих специальных налоговых режимов при соответствии положениям настоящего пункта и настоящего раздела: № | Виды специальных налоговых режимов | Субъекты | Размер предельного дохода (месячный расчетный показатель на 1 января финансового года) | Ставка, % от дохода | Виды деятельности/наличие земельного участка | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | Специальный налоговый режим для самозанятых | физические лица - граждане Республики Казахстан, кандасы | 4 080 за год | индивидуальный подоходный налог - 0, социальные платежи - 4* | список видов деятельности, по которым разрешено применение специального налогового режима | 2 | Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации | индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан | 600 000 за год | индивидуальный подоходный налог/ корпоративный подоходный налог: 1) 4% (с правом снижения/ повышения ставки до 50% местными представительными органами; 2) 4% по доходам, полученным от производства и реализации товаров собственного производства при осуществлении видов деятельности, относящихся к обрабатывающей промышленности 3) 12% по товарам, работам и услугам, оказанным налогоплательщикам, применяющим общеустановленный порядок налогообложения социальные платежи в установленных размерах* | список видов деятельности, по которым не запрещено применение специального налогового режима | 3 | Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств | крестьянские или фермерские хозяйства | - | 0,5 | при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) в установленных предельных площадях | *Размеры социальных платежей установлены в Социальном кодексе и законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании». | Статья 702. Общие положения 1. Если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи, налогоплательщик вправе выбрать один из следующих специальных налоговых режимов при соответствии положениям настоящего пункта и настоящего раздела: № | Виды специальных налоговых режимов | Субъекты | Размер предельного дохода (месячный расчетный показатель на 1 января финансового года) | Ставка, % от дохода | Виды деятельности/наличие земельного участка | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | Специальный налоговый режим для самозанятых | физические лица - граждане Республики Казахстан, кандасы | 4 080 за год | индивидуальный подоходный налог - 0, социальные платежи - 4* | список видов деятельности, по которым разрешено применение специального налогового режима | 2 | Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации | индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан | 600 000 за год | индивидуальный подоходный налог/ корпоративный подоходный налог в размере 4% (с правом снижения ставки до 50% местными представительными органами). | список видов деятельности, по которым не запрещено применение специального налогового режима | 3 | Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств | крестьянские или фермерские хозяйства | - | 0,5 | при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) в установленных предельных площадях | *Размеры социальных платежей установлены в Социальном кодексе и законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании». | Предлагаемые поправки разработаны в реализацию поручений Главы государства, данных по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года, а также в реализацию подходов по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части пересмотра норм по СНР, одобренных Главой государства 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства. | 11. | Статья 710 | Статья 710. Условия применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации 1. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан (за исключением указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи), доход которых за календарный год не превышает 600 000-кратный размер месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года. При этом в доход за налоговый период включаются все виды доходов, установленные для применения специального налогового режима, а также доходы от деятельности, на которые не распространяется действие специального налогового режима на основе упрощенной декларации. 2. Не вправе применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации бизнеса налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности: 1) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции; 3) реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута; 4) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 5) проведение лотерей; 6) деятельность в сфере игорного бизнеса; 7) деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов; 8) финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; 9) охранная деятельность; 10) деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему; 11) деятельность по цифровому майнингу; 12) недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство); 13) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; 14) деятельность в рамках финансового лизинга; 15) аренда и эксплуатация торгового рынка; 16) сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания; 17) аренда и лизинг автомобилей 18) аренда и лизинг строительных машин и оборудования 19) аренда и лизинг сельскохозяйственных машин и оборудования 20) строительство жилых и не жилых зданий; 21) реализация жилищного фонда; 22) консультационные и (или) маркетинговые услуги; 23) деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; 24) деятельность в области права, юстиции и правосудия. 25) строительство дорог и автомагистралей; 26) деятельность грузового железнодорожного транспорта; 27) строительство железных дорог и метро; 28) строительство нефтяных и газовых магистральных трубопроводов; 29) деятельность в области архитектуры для объектов атомной промышленности и атомной энергетики; 30) строительство мостов и туннелей; 31) строительство стационарных торговых объектов категории 1; 32) деятельность агентств по сбору платежей и кредитных бюро; 33) оптовая торговля рудами черных и цветных металлов; 34) оптовая торговля драгоценными металлами; 35) оптовая торговля сырой нефтью и попутным газом; 36) деятельность грузового воздушного транспорта, подчиняющего расписанию; 37) производство продуктов нефтепереработки; 38) оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов; 39) производство автомобилей, кроме двигателей для автомобилей; 40) производство электроэнергии прочими электростанциями; 41) брокерская деятельность по сделкам с ценными бумагами и товарами; 42) деятельность ломбардов; 43) банковская деятельность; 44) деятельность на рынке ценных бумаг. | Статья 710. Условия применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации 1. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан (за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи), соответствующие следующим условиям: 1) предельный доход которых за календарный год не превышает 600 000-кратный размер месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года; 2) осуществляют исключительно виды деятельности по реализации товаров, работ и услуг физическим лицам (не являющимся индивидуальными предпринимателями), определенных Правительством Республики Казахстан для целей применения данного режима. Для целей определения индивидуальным предпринимателем размера предельного дохода учитываются следующие доходы за календарный год: 1) объект налогообложения, определяемый в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса; 2) доход в виде прироста стоимости, указанный в статье 381 настоящего Кодекса, возникающий в связи с реализацией активов индивидуального предпринимателя; 3) доход индивидуального предпринимателя, облагаемый в общеустановленном порядке налогообложения, определенным в соответствии со статьей 385 настоящего Кодекса. Для целей определения юридическим лицом размера предельного дохода учитываются следующие доходы за календарный год: 1) объект налогообложения, определяемый в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса; 2) совокупный годовой доход, определяемый в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса с учетом уменьшений и корректировок, предусмотренных статьями 248 и 249 настоящего Кодекса. 2. Исключить. | Предлагаемые поправки разработаны в реализацию поручений Главы государства, данных по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года, а также в реализацию подходов по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части пересмотра норм по СНР, одобренных Главой государства 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства. | 12. | Статья 711 | Статья 711. Порядок определения доходов при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации 1. Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, является доход (без учета расходов), подлежащий получению (полученный) за налоговый период по методу начисления. Отсутствует. 2. Доход, определяемый для целей пункта 1 настоящей статьи, состоит из следующих видов доходов, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами (с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи): 1) доход от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе роялти, доход от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества; 2) доход от списания обязательств; 3) доход от уступки права требования; 4) доход от осуществления совместной деятельности; 5) присужденные или признанные должником штрафы, пени и другие виды санкций (кроме возвращенных из бюджета необоснованно наложенных штрафов, если эти суммы были уплачены в период применения специального налогового режима, не предусматривающих отнесение их на вычеты, а также если эти штрафы не были ранее отнесены на вычеты в период, когда налогоплательщик осуществлял расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке); 6) суммы, полученные из средств государственного бюджета на покрытие затрат; 7) излишки материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; 8) доход в виде безвозмездно полученного имущества (кроме благотворительной и гуманитарной помощи), предназначенного для использования в предпринимательских целях; 9) возмещение арендатором расходов индивидуального предпринимателя-арендодателя на содержание и ремонт имущества, переданного в аренду; 10) расходы арендатора на содержание и ремонт арендованного у индивидуального предпринимателя имущества, зачитываемые в счет платы по договору аренды. … 4. Размер доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации определяется: 1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи; 2) индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», - в соответствии с главой 20 настоящего Кодекса, пунктами 5, 6, 7, 8 настоящей статьи и статьи 712 настоящего Кодекса; 3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 230 - 249 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи. … 7. Для целей настоящей главы корректировкой признается увеличение размера дохода отчетного налогового периода или уменьшение размера дохода отчетного налогового периода в пределах суммы ранее признанного дохода. Доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат корректировке в случаях: 1) полного или частичного возврата товаров; 2) изменения условий сделки; 3) изменения цены, компенсации за реализованные или приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги; 4) скидки с цены, скидки с продаж; 5) изменения суммы, подлежащей оплате в национальной валюте за реализованные или приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги, исходя из условий договора; 6) списания требования с юридического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, по требованиям, относящимся к деятельности такого постоянного учреждения, а также с филиала, представительства юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, которая не привела к образованию постоянного учреждения. Корректировка дохода, предусмотренная настоящим подпунктом, осуществляется в сторону уменьшения в случаях: невостребования налогоплательщиком-кредитором требования при ликвидации налогоплательщика-дебитора на день утверждения его ликвидационного баланса; списания налогоплательщиком требования по вступившему в законную силу решению суда. Корректировка, предусмотренная настоящим подпунктом, производится в пределах суммы списанного требования и ранее признанного дохода по такому требованию при наличии первичных документов, подтверждающих возникновение требования. Корректировка, предусмотренная подпунктами 1) - 5) части второй настоящего пункта, производится при наличии первичных документов, подтверждающих наступление случаев для осуществления такой корректировки. Корректировка доходов производится в том налоговом периоде, в котором наступили случаи, указанные в настоящей статье. В случае отсутствия дохода или недостаточности его размера для осуществления корректировки в сторону уменьшения в том периоде, в котором наступили случаи, указанные в настоящей статье, корректировка производится в том налоговом периоде, в котором ранее был признан подлежащий корректировке доход. 8. В случае, если одни и те же доходы могут быть отражены в нескольких статьях доходов, указанные доходы включаются в доход один раз. Дата признания дохода для целей налогообложения определяется в соответствии с положениями настоящей главы. | Статья 711. Порядок определения доходов при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации 1. Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, является доход (без учета расходов), полученный за налоговый период по кассовому методу. При исчислении корпоративного или индивидуального подоходного налога (за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты) объект налогообложения, указанный в абзаце первом настоящего пункта, уменьшается на сумму расходов такого налогоплательщика-работодателя по доходам его работников, при условии, если его доход за налоговый период превышает 24 000-кратный размер месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года. 2. Доход, определяемый для целей пункта 1 настоящей статьи, состоит из доходов, полученных в Республике Казахстан от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. … 4. Размер доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации определяется: 1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи; 2) индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», - в соответствии с главой 20 настоящего Кодекса, пунктами 5, 6, 7, 8 и 9 настоящей статьи и статьи 712 настоящего Кодекса; 3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 230 - 249 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7, 8 и 9 настоящей статьи. … 7. Исключить. 8. Исключить. | Предлагаемые поправки разработаны в реализацию поручений Главы государства, данных по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года, а также в реализацию подходов по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части пересмотра норм по СНР, одобренных Главой государства 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства. | 13. | Статья 712 | Статья 712. Особенности признания в налоговом учете доходов индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» … 2. Если иное не установлено настоящей статьей, доход измеряется по стоимости полученного или подлежащего получению возмещения с учетом суммы любых торговых и оптовых скидок, предоставляемых индивидуальным предпринимателем. Сумма дохода, возникающая от операции, определяется в том числе на основании исполненного договора между индивидуальным предпринимателем и покупателем или пользователем актива. 3. Доход от реализации товаров признается, когда удовлетворяются все перечисленные ниже условия: 1) индивидуальный предприниматель передал покупателю значительные риски и вознаграждения, связанные с правом собственности на товар; 2) индивидуальный предприниматель больше не участвует в управлении в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, и не контролирует проданные товары; 3) сумма дохода может быть надежно измерена; 4) существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные с операцией, поступят индивидуальному предпринимателю; 5) понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надежно измерены. 4. Доход от выполнения работ, оказания услуг признается на основании акта выполненных работ, оказанных услуг или иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг. Доходы от выполнения работ, оказания услуг признаются в том же периоде, в котором подписан акт выполненных работ, оказанных услуг или иной документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг. 5. К доходу от списания обязательств относятся: 1) списание обязательств с налогоплательщика его кредитором; 2) обязательства, не востребованные кредитором на момент прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; 3) списание обязательств в связи с истечением срока исковой давности, установленного законами Республики Казахстан; 4) списание обязательств по вступившему в законную силу решению суда. Сумма дохода от списания обязательств равна сумме обязательств (за исключением суммы налога на добавленную стоимость), подлежавших выплате в соответствии с первичными документами индивидуального предпринимателя на день: 1) представления в налоговый орган налогового заявления о прекращении деятельности в случае, указанном в подпункте 2) части первой настоящего пункта; 2) списания в остальных случаях. Доход от списания обязательств признается в том отчетном налоговом периоде: 1) в котором списано обязательство кредитором в случае, указанном в подпункте 1) части первой настоящего пункта; 2) за который представлена ликвидационная налоговая отчетность в налоговый орган в случае, указанном в подпункте 2) части первой настоящего пункта; 3) в котором истек срок исковой давности в случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта; 4) в котором решение суда вступило в законную силу в случае, указанном в подпункте 4) части первой настоящего пункта. 6. Доход в виде излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, признается в том налоговом периоде, в котором была закончена инвентаризация и составлен инвентаризационный акт с отражением в нем факта наличия таких излишков. Стоимость излишков определяется индивидуальным предпринимателем самостоятельно, исходя из действующих в Республике Казахстан цен и тарифов. 7. Доход в виде штрафов, пени, неустойки и других видов санкций признается в том налоговом периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником. 8. При осуществлении индивидуальным предпринимателем операций, при которых товары, работы или услуги индивидуального предпринимателя обмениваются на товары, работы или услуги другого лица, должен составляться акт приема-передачи товаров, работ или услуг. В акте приема-передачи должна отражаться стоимость переданных и полученных товаров, работ или услуг. Доход от такой операции определяется как положительная разница между стоимостью полученных товаров, работ или услуг, подлежащей отражению в акте приема-передачи, и себестоимостью переданных товаров, работ или услуг. 9. Доходом по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период признается доход, подлежащий получению (полученный) за налоговый период. 10. Доходом от уступки права требования является: 1) для индивидуального предпринимателя, приобретающего право требования, - положительная разница между суммой, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга на дату уступки права требования, и стоимостью приобретения права требования. Такой доход от уступки права требования является доходом того налогового периода, в котором приобретенное требование погашено должником; 2) для индивидуального предпринимателя, уступившего право требования, - положительная разница между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика. Такой доход от уступки права требования является доходом того налогового периода, в котором произведена уступка. 11. Доходом в виде безвозмездно полученного имущества (кроме благотворительной помощи), предназначенного для использования в предпринимательских целях, является стоимость имущества, полученного безвозмездно в собственность индивидуальным предпринимателем, если такое имущество используется индивидуальным предпринимателем для предпринимательских целей в налоговом периоде, в котором такое имущество получено. Доход в виде безвозмездно полученного имущества (кроме благотворительной помощи), предназначенного для использования в предпринимательских целях, признается в том налоговом периоде, в котором такое имущество получено, за исключением недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих государственной регистрации. Доход в виде безвозмездно полученного недвижимого имущества (кроме благотворительной помощи), предназначенного для использования в предпринимательских целях, признается в том налоговом периоде, в котором произведена регистрация права собственности на такое имущество. Доход в виде безвозмездно полученного транспортного средства, подлежащего государственной регистрации (кроме благотворительной помощи), предназначенного для использования в предпринимательских целях, признается в том налоговом периоде, в котором произведена государственная регистрация такого транспортного средства. Стоимостью имущества, полученного безвозмездно в собственность индивидуальным предпринимателем, является рыночная стоимость данного имущества на дату возникновения права собственности на данное имущество, определенная в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности. 12. Доход в виде возмещения арендатором расходов индивидуального предпринимателя-арендодателя на содержание и ремонт имущества, переданного в аренду, признается в том налоговом периоде, в котором такое возмещение получено. Доход индивидуального предпринимателя-арендодателя в виде расходов арендатора на содержание и ремонт арендованного имущества, зачитываемых в счет платы по договору аренды, признается в том налоговом периоде, в котором произведен такой зачет. | Статья 712. Особенности признания в налоговом учете доходов индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» … 2. Если иное не установлено настоящей статьей, доход измеряется по стоимости полученного возмещения с учетом суммы любых торговых и оптовых скидок, предоставляемых индивидуальным предпринимателем. Сумма дохода, возникающая от операции, определяется в том числе на основании исполненного договора между индивидуальным предпринимателем и покупателем или пользователем актива. 3. Доход от реализации товаров признается, когда удовлетворяются все перечисленные ниже условия: 1) индивидуальный предприниматель передал покупателю значительные риски и вознаграждения, связанные с правом собственности на товар; 2) индивидуальный предприниматель больше не участвует в управлении в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, и не контролирует проданные товары; 3) сумма дохода может быть надежно измерена; 4) исключить; 5) понесенные затраты, связанные с операцией, могут быть надежно измерены. 4. Исключить. 5. Исключить. 6. Исключить. 7. Исключить. 8. Исключить. 9. Доходом по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период признается доход, полученный за налоговый период. 10. Исключить. 11. Исключить. 12. Исключить. | Предлагаемые поправки разработаны в реализацию поручений Главы государства, данных по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года, а также в реализацию подходов по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части пересмотра норм по СНР, одобренных Главой государства 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства. | 14. | Статья 713 | Статья 713. Исчисление налогов по специальному налоговому на основе упрощенной декларации 1. Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере: 1) 4 процента - по доходам, полученным (подлежащим получению) за налоговый период в Республике Казахстан и за ее пределами, если иное не предусмотрено подпунктами 2) и 3) настоящего пункта. Местные представительные органы имеют право понижать или повышать размер ставки, установленной подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, не более чем на 50 процентов в зависимости от вида деятельности и места нахождения объекта. При этом запрещается понижение ставки индивидуально для отдельных налогоплательщиков. Такое решение о понижении размера ставки принимается местным представительным органом не позднее 1 декабря года, предшествующего году его введения, вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его принятия, и подлежит официальному опубликованию. 2) 4 процента - по доходам, полученным от производства и реализации товаров собственного производства, при осуществлении видов деятельности, относящихся к обрабатывающей промышленности. 3) 12% по доходам, полученным от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг налогоплательщикам, которые применяют нормы пункта 4 статьи 250 настоящего Кодекса по отнесению сумм расходов на вычеты для исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога. 2. Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, должен вести раздельный налоговый учет по доходам, облагаемым по ставкам, применяемым в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи. | Статья 713. Исчисление налогов по специальному налоговому на основе упрощенной декларации 1. Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 4 процента. Местные представительные органы имеют право понижать размер ставки, установленной абзацем первым настоящего пункта, не более чем на 50 процентов в зависимости от вида деятельности и места нахождения объекта. При этом запрещается понижение ставки индивидуально для отдельных налогоплательщиков. Такое решение о понижении размера ставки принимается местным представительным органом не позднее 1 декабря года, предшествующего году его введения, вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его принятия, и подлежит официальному опубликованию. 2) исключить 3) исключить 2. Исключить. | Предлагаемые поправки разработаны в реализацию поручений Главы государства, данных по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года, а также в реализацию подходов по налогово-бюджетной реформе, в том числе в части пересмотра норм по СНР, одобренных Главой государства 28 января 2025 года на расширенном заседании Правительства. |
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|
|