В соответствии с пунктом 5 статьи 195-2 Социального кодекса Республики Казахстан утверждены Правила назначения, осуществления, приостановления, возобновления и прекращения выплаты специального профессионального государственного пособия. Обращение за назначением пособия, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 статьи 195-1 Кодекса, осуществляется в любое время после возникновения права на пособие, через: 1) Государственную корпорацию; 2) проактивную услугу. Заявитель может одновременно с пособием обратиться за назначением пенсионной выплаты, сформированной за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов из Единого накопительного пенсионного фонда. Для назначения пособия недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам, заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями. Заявление для назначения пособия третьими лицами подается по доверенности, выданной в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Лица, имеющие право на получение пособия, представляют в Государственную корпорацию заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам и документ, удостоверяющий личность в соответствии с подпунктами 1) - 4) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность». Специалист Государственной корпорации, принимающий документы, формирует запросы в соответствующие информационные системы (далее - ИС) через шлюз «электронного правительства»: в ИС Государственная база данных «Физические лица» - по документам, удостоверяющим личность заявителя и подтверждающим регистрацию по постоянному месту жительства; в ИС «Е-Попечительство» - по документам об установлении опеки (попечительства); в ЕСУТД - для уточнения сведений о прекращении трудовой деятельности работника, занятого на работах с вредными условиями труда, или о переводе на другую работу, исключающую воздействие вредных факторов; в АИС «Организация обработки платежей» - для установления периода осуществления уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и при отсутствии сведении в ЕСУТД - для установления факта прекращения уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов; в АИС «Е-макет» - для уточнения сведений о наличии у заявителя факта назначения или подачи заявления на назначение пенсионных выплат по возрасту и пособия; в БВУ - для получения сведений о наличии банковского счета. Заявление, поданное на бумажном носителе, подписывается заявителем. Полученные сведения из ИС прилагаются к заявлению. При несоответствии (отсутствии) сведений в ИС к заявлению прилагаются соответствующие документы. Перечень основных требований к оказанию государственной услуги регламентирован согласно приложению 2 к настоящим Правилам в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуги. Документы предоставляются в подлинниках, кроме случаев, когда копии документов засвидетельствованы в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О нотариате», сканируются специалистом Государственной корпорации и возвращаются заявителю. Специалист Государственной корпорации, принимающий заявление, проверяет полноту представленного пакета документов для назначения пособия, а также сведения, полученные из ИС государственных органов и (или) организаций, обеспечивает качество сканирования и соответствие электронных копий документов оригиналам. Специалистом Государственной корпорации, принявшим заявление, заявителю вручается расписка о принятии документов. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 195-4 Кодекса, заявителю выдается расписка об отказе в приеме заявления на назначение пособия по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. Заявление о назначении пособия в отделении Государственной корпорации регистрируется в электронном журнале регистрации заявлений (заявок) граждан о назначении пособия по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Проактивная услуга предоставляется при возникновении у лица права на назначение пособия, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 статьи 195-1 Кодекса, при регистрации телефонного номера абонентского устройства сотовой связи заявителя на портале. Предоставление заявления при назначении пособия через проактивую услугу не требуется. После поступления сведений из ЕСУТД о прекращении трудового договора либо об изменениях условий трудового договора, АИС «Е-макет» автоматически осуществляет проверку на подтверждение факта назначения, выплаты или подачи заявления на назначение пенсионных выплат по возрасту или пособия, а также на соответствие условиям статьи 195-1 Социального Кодекса Республики Казахстан для назначения пособия, и формирует запросы в соответствующие ИС и (или) организации через шлюз «электронного правительства»: в ИС Государственная база данных «Физические лица» - по документам, удостоверяющим личность заявителя и подтверждающим регистрацию по постоянному месту жительства; в АИС «ООП» - для установления периода осуществления уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд; в Базу мобильных граждан (далее - БМГ) - для подтверждения сведений о регистрации телефонного номера абонентского устройства сотовой связи услугополучателя на портале. При получении из ИС сведений, подтверждающих факт назначения, выплаты или подачи заявления на назначение пенсионных выплат по возрасту или пособия, процесс оказания проактивной услуги завершается и направляется информация с указанием причины в ЭБТ для уведомления работодателя и работника в личном кабинете. Посредством АИС «Е-макет» в автоматизированном режиме инициируется сообщение заявителю на номер его абонентского устройства сотовой связи о возможности получения пособия, принятия обязательств и условий, предусмотренных в бланке заявления согласно приложению 1 к настоящим Правилам и выбора банковского счета из предложенного списка БВУ, с которыми реализована интеграция с АИС «Е-макет». Для подтверждения согласия на получение проактивной услуги и принятия обязательств заявитель выбирает банковский счет из предложенного списка БВУ и отправляет ответное сообщение, набрав комбинацию цифр, предлагаемых АИС «Е-макет». При отсутствии ответа заявителя в течение трех календарных дней АИС «Е-макет» направляет заявителю: посредством объектов информатизации БВУ PUSH уведомление о праве на пособие и предоставления согласия для осуществления пособия; через единый контакт центр по вопросам социально-трудовой сферы уведомление о праве на пособие и предоставления ответа на полученное sms-сообщение; информацию с указанием причины в ЭБТ для уведомления работодателя и работника в личном кабинете. При получении ответного сообщения с согласием на оказание проактивной услуги происходит автоматическая регистрация заявки в электронном журнале регистрации заявлений (заявок) граждан на назначение пособия в АИС «Е-макет». Поступившие заявления о назначении пособия, в том числе электронные, регистрируются в день поступления в течение рабочего дня, а в случае поступления вне времени рабочего дня - в первый рабочий день после даты поступления заявления в электронном журнале регистрации и учета заявлений (заявок) граждан на назначение пособия, согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Заявителю направляется уведомление о принятии заявки на назначение пособия на абонентское устройство сотовой связи. Днем обращения за назначением пособия через Госкорпорацию считается день регистрации заявления, через проактивную услугу - в день регистрации заявки, отраженной в электронном журнале, при этом полноту, подлинность, достоверность, не искаженность и своевременность передаваемых данных обеспечивают администраторы ИС, передающих информацию. В случае несоответствия условиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 195-1 Кодекса, АИС «Е-Макет» направляет информацию в ЭБТ с указанием причины для уведомления работодателя и работника в личном кабинете. Приказ вводится в действие с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию. |