|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
ГЛАВА 24. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 24 КоАП, является общественная безопасность и здоровье населения. Понятие общественной безопасности, которое следует учитывать при комментировании статей главы 24, дано в законе Республики Казахстан от 6 января 2012 г. «О национальной безопасности Республики Казахстан». Под общественной безопасностью, как разновидности национальной безопасности в этом законе, понимается состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность (статья 4). Здоровье населения, несмотря на то, что оно тоже охватывается общественной безопасностью, выделяется как самостоятельный родовой объект правонарушений, указанных в главе 24. В Кодексе Республики Казахстан от 18 сентября «О о здоровье народа и системе здравоохранения имеется понятие общественного здоровья - комплексная характеристика психического, физического и социального благополучия населения, отражающая усилия общества по ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание, по профилактике заболеваний и травм, а также по предотвращению влияния неблагоприятных факторов среды обитания (пп. 63 п.1 статьи 1). Данное понятие наиболее созвучно с понятием здоровья населения, охраняемго главой 24. Для обеспечения общественной безопасности и здоровья населения государство принимает многочисленные правила, устанавливает требования в разных сферах жизнедеятельности. В частности в главе 24 речь идет о сферах пожарной, санитарно-эпидемиологической, радиационной безопасности, безопасности на водоёмах и безопасности отдельных видов продукции; технического регулирования, оценки соответствия и единства измерений; оборота и рекламы наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, содержания наркосодержащих посевов; медицинской и фармацевтической деятельности. Следует иметь ввиду, что некоторые составы правонарушений, которые по объекту схожи с указанными в главе 24, могут находиться в других главах Особенной части КоАП (нарушение правил по безопасному ведению работ (статья 298), нарушение правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах (статья 367). Справедливости ради надо заметить, что в главе 24 также имеются составы, вызывающие вопросы с точки зрения помещения их в данную главу: нарушение национальных стандартов, предъявляемых к Государственному Флагу Республики Казахстан и Государственному Гербу Республики Казахстан (статья 418); нарушение законодательства об обеспечении единства измерений (статья 419). Непосредственным объектом правонарушений, указанных в главе 24 могут являться как непосредственно общественная безопасность в различных сферах и здоровье населения, так и различные правила и порядки, установленные государством. Но несоблюдение этих правил и порядков может угрожать общественной безопасности и здоровью населения, поэтому так или иначе они связаны с родовым объектом.
Статья 410. Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности, за исключением требований, установленных техническими регламентами 1. Нарушение или невыполнение в организациях, зданиях, сооружениях, строениях, жилых домах, общественных местах, сельскохозяйственных угодьях, на технологических установках, оборудовании, агрегатах и ином имуществе требований пожарной безопасности, установленных законодательством Республики Казахстан, за исключением требований, установленных техническими регламентами, - влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. 3. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, которое повлекло возникновение пожара, причинившего вред здоровью человека или значительный ущерб, при отсутствии состава уголовного правонарушения, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Примечание. Применительно к данной статье значительным размером ущерба признается сумма, превышающая пятьдесят месячных расчетных показателей на момент совершения административного правонарушения.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушения предусмотренного статьей 410 является пожарная безопасность (как один из видов общественной безопасности), правила которой содержатся в различных нормативных правовых актах. В соответствии со статьей 61 Закона РК от 11 апреля 2014 г. «О гражданской защите», обязательные для исполнения требования пожарной безопасности содержатся в технических регламентах, правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан. Например, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2014 г. № 1077 были утверждены Правила пожарной безопасности. Приказами Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 июня 2017 г. № 438 и № 439 утверждены соответственно технические регламенты «Требования к безопасности пожарной техники для защиты объектов» и «Общие требования к пожарной безопасности». Следует учитывать, что нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные техническими регламентами, не охватываются данной статьей, в том числе в случаях, когда требования противопожарной безопасности содержатся одновременно в технических регламентах и других нормативных правовых актах. Объективной стороной являются противоправные действия (бездействия), связанные с нарушением требований, предусмотренных в различных нормативных правовых актах, за исключением технических регламентов. В качестве факультативного элемента объективной стороны выступает место: организации, общественные места, складские помещения, сельскохозяйственные угодья, общежития, жилые дома. Под общественными местами, в соответствии с Приказом Генерального Прокурора РК от 19 сентября 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований» понимаются специально оборудованные места общего пользования в черте или вне городов и населенных пунктов, предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан. К общественным местам относятся: 1) организации образования и отдыха; 2) организации здравоохранения; 3) пункты общественного питания; 4) кинотеатры, театры, цирки, концертные, смотровые и выставочные залы, спортивные арены и другие крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки; 5) музеи, библиотеки и лектории; 6) поезда местного и дальнего сообщения, суда воздушного, морского и речного транспорта, салоны городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта; 7) здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов, перроны железнодорожных вокзалов и метрополитены; 8) помещения государственных органов и организаций, не использующих пропускной режим; 9) помещения, являющиеся рабочими местами, на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы в случаях совершения хулиганства; 10) подъезды домов. Субъективная сторона выражается в форме умысла либо неосторожности. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные или юридические лица, допустившие нарушения или невыполнение правил пожарной безопасности. Часть 2 предусматривает более строгую ответственность за действие (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания. Часть 3 предусматривает еще более строгую административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, предусмотренное частью первой статьи 410, если это повлекло возникновение пожара, причинившего вред здоровью человека или значительный ущерб, при отсутствии состава уголовного правонарушения. Таким образом, помимо действия (бездействия) в объективную сторону правонарушения в данном случае (при квалификации по ч. 3) входят последствия, выражающиеся в причинении вреда здоровью человека или причинении значительного ущерба, а также причинная связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями. Значительным размером ущерба признается сумма, превышающая пятьдесят месячных расчетных показателей на момент совершения административного правонарушения. Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 410, имеют право составлять уполномоченные должностные лица уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (ч. 3 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 410 рассматривает уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (ч. 1 статьи 686).
Статья 410-1. Нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аудита в области пожарной безопасности 1. Непредставление либо несвоевременное представление экспертной организацией в территориальное подразделение уполномоченного органа в сфере гражданской защиты копии заключения по результатам проведенного аудита в области пожарной безопасности – влечет штраф на экспертную организацию в размере тридцати месячных расчетных показателей. 2. Представление экспертной организацией заключения по результатам проведения аудита в области пожарной безопасности, содержащего недостоверную информацию о соответствии (несоответствии) объекта требованиям пожарной безопасности, – влечет штраф на экспертную организацию в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 3. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, а также представление экспертной организацией заведомо ложного заключения по результатам проведения аудита в области пожарной безопасности – влекут штраф на экспертные организации в размере ста месячных расчетных показателей с лишением аттестата аккредитации.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 410-1, является установленный порядок предоставления в государственный орган в сфере гражданской защиты заключений в области пожарной безопасности по результатам проведенного аудита. Порядок проведения экспертными организациями аудита в области пожарной безопасности определяется Правилами проведения аудита в области пожарной безопасности, утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 3 апреля 2017 г. № 240. В соответствии с пунктом 9 этих Правил, в течение пяти рабочих дней после утверждения заключения, экспертная организация представляет копию заключения в территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты. Объективная сторона деяния, предусмотренного в части 1 статьи 410-1 проявляется в противоправном действии (бездействии), выраженным либо в непредставлении копии заключения по результатам аудита либо в несвоевременном представлении такого заключения в соответствующий государственный орган. Субъективная сторона может быть в форме умысла или неосторожности. Субъектами данного правонарушения могут быть юридические лица- экспертные организации. В соответствии с пп. 61-1 статьи 1 Закона РК от 11 апреля 2014 г. «О гражданской защите», под экспертными организациями понимаются организации, аккредитованные в установленном порядке на осуществление деятельности по аудиту в области пожарной безопасности. Аккредитацию проводит Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, выражается в действии - представлении экспертной организацией заключения по результатам проведения аудита в области пожарной безопасности, содержащего недостоверную информацию о соответствии (несоответствии) объекта требованиям пожарной безопасности. В соответствии с указанными выше Правилами проведения аудита в области пожарной безопасности, по результатам аудита составляется заключение по форме, установленной Правилами. Предполагается, что вся информация, содержащаяся в заключении, должна реально и обьективно оценивать объект на предмет соответствия или несоответствия требованиям пожарной безопасности. Субъективная сторона может быть в форме умысла или неосторожности. Субъектами правонарушения могут быть юридические лица - экспертные организации. Часть 3 предусматривает более строгую ответственность за действие (бездействие), предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. Кроме того, в части третьей сформирован самостоятельный состав правонарушения, объективной стороной которого является представление экспертной организацией заведомо ложного заключения по результатам проведения аудита в области пожарной безопасности. Субъективная сторона в данном случае выражается только в форме умысла. Субъектом, так же как в других частях, является экспертная организация. Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 410-1, имеют право составлять уполномоченные должностные лица уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (пп.2 ч. 1 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 410-1 рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ч. 1 статьи 684).
Статья 411. Выпуск и реализация взрывопожароопасной и пожароопасной продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности Выпуск и реализация взрывопожароопасной и пожароопасной продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности, за исключением требований, установленных техническими регламентами, если это не повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и (или) крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству, - влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. Примечание. Применительно к данной статье настоящего Кодекса под крупным ущербом признается сумма, превышающая сто месячных расчетных показателей на момент совершения административного правонарушения.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 411, являются пожарная безопасность при выпуске и реализации взрывопожароопасной и пожароопасной продукции. В соответствии с п. 3 статьи 61 Закона РК от 11 апреля 2014 г. «О гражданской защите», требования пожарной безопасности к продукции и (или) процессам ее жизненного цикла устанавливаются в технических регламентах. Однако, нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные техническими регламентами, не охватываются данной статьей. Объективная сторона состава правонарушения проявляется в действиях (бездействии) нарушающих требования пожарной безопасности при выпуске и реализации взрывопожароопасной и пожароопасной продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности, к примеру, ненанесение защитного слоя на продукцию в процессе ее изготовления, торговля продукцией, не отвечающей соответствующим нормативным требованиям. Для привлечения к ответственности нет необходимости доказывать наступление общественно опасных последствий, хотя допускается, что в результате правонарушения может причиняться легкий вред здоровью или ущерб, не являющийся крупным. Под крупным ущербом признается сумма, превышающая сто месячных расчетных показателей на момент совершения административного правонарушения. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и (или) крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству в результате правонарушения влечет уголовную ответственность. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица (субъекты предпринимательства). Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 411, имеют право составлять должностные лица уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (ч. 3 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 411 рассматривает уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (ч. 1 статьи 686).
Статья 412. Нарушение или невыполнение правил безопасности на водоемах Нарушение или невыполнение правил безопасности на водоемах, совершенное лицом, ответственным за их соблюдение при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет штраф на физических лиц в размере семи, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 412, является безопасность на водоемах и здоровье граждан. Правила безопасности на водоемах утверждены Приказом Министра внутренних дел от 19 января 2015 г. № 34. В объективную сторону входят действия и бездействия, нарушающие указанные выше Правила, например, открытие пляжей без спасательных постов, необозначение мест, отведенных для купания, выставление щитов со спасательными кругами и спасательными средствами с несоблюдением установленных нормативов и др. Условием привлечения к административной ответственности является отсутствие в указанных действиях и бездействии признаков уголовно наказуемого деяния. Кодекс не требует наступления общественных последствий, поэтому для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения правил безопасности на водоемах. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъект правонарушения – физическое лицо, должностное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (субъект предпринимательства), ответственное за соблюдение правил безопасности на водоемах. Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 412, имеют право составлять должностные лица уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (ч. 3 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 412 рассматривает уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (ч. 1 статьи 686).
Статья 413. Нарушение требований радиационной безопасности при использовании атомной энергии 1. Необоснованный или преднамеренный выброс радиоактивных веществ в атмосферу, водную среду и недра в количествах, превышающих уровни, установленные уполномоченными государственными органами; нарушение требований по обеспечению учета и контроля радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере сорока пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей либо приостановление лицензии в области использования атомной энергии. 2. Вовлечение в хозяйственный оборот в целях использования и потребления населением продукции и материалов, подвергшихся облучению или содержащих радиоактивные вещества, без разрешения на то уполномоченных государственных органов, допуск к работе на объекте использования атомной энергии лиц, не прошедших соответствующую подготовку либо не имеющих документа, удостоверяющего их квалификацию, а также лиц, не достигших восемнадцати лет или имеющих медицинские противопоказания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере сорока пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей либо лишение лицензии в области использования атомной энергии.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 413, является радиационная безопасность как разновидность общественной безопасности. Вопросы использования атомной энергии и радиационной безопасности регулируются Законом РК от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии» и Законом РК от 23 апреля 1998 года «О радиационной безопасности населения». В соответствии с пп. 21 ст. 1 Закона об использовании атомной энергии, под радиационной безопасностью понимается состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 г. № 155 утверждены Гигиенические нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», предназначенные для юридических и физических лиц независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности организационно-правовых форм, а также для местных исполнительных органов власти, граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Казахстан деятельность которых связана с обращением источников ионизирующего излучения, для обеспечения радиационной безопасности. Также Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 г. № 261 утверждены Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности при выборе земельного участка, при проектировании, вводе в эксплуатацию и содержании радиационных объектов, выводе из эксплуатации радиационных объектов, обращении с источниками ионизирующего излучения (закрытыми и открытыми радионуклидными источниками, радиоактивными веществами, радиоизотопными приборами, устройствами, генерирующими ионизирующее излучение), обращении с радиоактивными отходами, применении материалов и изделий, загрязненных или содержащих радионуклиды, осуществлении производственного радиационного контроля на объектах, в том числе нефтегазового комплекса и металлолома, применении средств индивидуальной защиты и личной гигиены, при медицинском облучении, воздействии природных источников излучения и радиационных авариях. Уполномоченными органами также приняты многочисленные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения радиацинной безопасности (правила, технические регламенты) Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 413, включает такие действия как: - необоснованный или преднамеренный выброс радиоактивных веществ в атмосферу, водную среду и недра в количествах, превышающих уровни, установленные уполномоченными государственными органами. Соответствующие уровни установлены в указанных выше Гигиенических нормативах и Санитарных правилах; - нарушение требований по обеспечению учета и контроля радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. Отдельные положения об учете и контроле радиоактивных материалов содержатся в Санитарных правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», утвержденных Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 261. Кроме того, в Казахстане действуют Правила государственного учета ядерных материалов утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 9 февраля 2016 г. № 44. Но следует учитывать, что нарушение правил по обеспечению учета и контроля ядерных материалов квалифицируется по статье 414 КоАП. Правила государственного учёта источников ионизирующего излучения утверждены Приказом и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 12 февраля 2016 года № 59. Условием привлечения к административной ответственности является отсутствие в указанных действиях признаков уголовно наказуемого деяния (см. статьи 276, 283, 285 УК). Субъективная сторона характеризуется умыслом (преднамеренный сброс) или неосторожностью. Субъектом правонарушения являются физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные либо юридические лица (субъекты предпринимательства). Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 413, включает такие действия как: - вовлечение в хозяйственный оборот в целях использования и потребления населением продукции и материалов, подвергшихся облучению или содержащих радиоактивные вещества, без разрешения на то уполномоченных государственных органов; - допуск к работе на объекте использования атомной энергии лиц, не прошедших соответствующую подготовку либо не имеющих документа, удостоверяющего их квалификацию, а также лиц, не достигших восемнадцати лет или имеющих медицинские противопоказания. В соответствии с п. 4 статьи 20 Закона об использовании атомной энергии, физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, запрещается допускать к трудовой деятельности на объектах использования атомной энергии работников, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) имеющих медицинские противопоказания к заявленному виду работ. Условием привлечения к административной ответственности, также как и в случае с частью первой, является отсутствие в указанных действиях признаков уголовно наказуемого деяния. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектом правонарушения являются физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные либо юридические лица (субъекты предпринимательства). Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 413, имеют право составлять должностные лица органов санитарно-эпидемиологического надзора (пп. 22 ч. 1 статьи 804) и уполномоченного органа в области использования атомной энергии (пп. 43 ч. 1 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 413 рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ч. 1 статьи 684).
Статья 413-1. Нарушение юридическими лицами требований технических регламентов в области использования атомной энергии 1. Нарушение юридическими лицами требований технических регламентов в области использования атомной энергии - влечет штраф в размере шестидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением отдельных видов деятельности либо без такового. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей с запрещением отдельных видов деятельности либо без такового. Примечание. Под юридическими лицами в настоящей статье понимаются субъекты, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 413-1, является установленный порядок использования атомной энергии в соответствии с требованиями технических регламентов. Министерством энергетики Республики Казахстан утверждены следующие технические регламенты: - «Ядерная и радиационная безопасность» (Приказ от 20 февраля 2017 г. № 58); - «Ядерная и радиационная безопасность исследовательских ядерных установок» (Приказ от 20 февраля 2017 г. № 59); - «Ядерная и радиационная безопасность атомных станций» (Приказ от 20 февраля 2017 г. № 60). Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 413-1, включает действия или бездействия, нарушающие требования технических регламентов. Так в указанных выше регламентах предусмотрено большое количество требований к проектированию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, обращению, выводу из эксплуатации ядерных, радиационных и электрофизических установок, соответствующих материалов и оборудования. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектом правонарушения являются только юридические лица, причем только те, которые осуществляют деятельность в области использования атомной энергии с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности. Категории радиационной опасности установок предусмотрены в статье 10 Закона РК от 12 января 2016 г. «Об использовании атомной энергии». Часть 2 предусматривает более строгую ответственность за действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания. Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 413, имеют право составлять должностные лица уполномоченного органа в области использования атомной энергии (пп. 43 ч. 1 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 413-1 рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ч. 1 статьи 684).
Статья 414. Нарушение требований режима нераспространения ядерного оружия Нарушение установленного порядка ядерного экспорта и импорта; нарушение требований по обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения; нарушение требований по обеспечению учета и контроля ядерных материалов или источников ионизирующего излучения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства в размере – семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей либо лишение лицензий, специальных разрешений на деятельность в сфере использования атомной энергии.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 414, является режим нераспространения ядерного оружия, установленный порядок обращения, учета и контроля ядерных материалов и установок, источников ионизирующего излучения, несоблюдение которого может серьезно угрожать общественной безопасности и здоровью населения. Республика Казахстан являясь участником Договора о нераспространении ядерного оружия (1968), ратифицированного Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 13 декабря 1993 г. взяла на себя ряд обязательств, закрепленных в указанном договоре. В национальном законодательстве на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия направлен Закон РК от 12 января 2016 г. «Об использовании атомной энергии» (в дальнейшем «Закон об использовании атомной энергии). В объективную сторону состава правонарушения входят такие действия и бездействия как: - нарушение установленного порядка ядерного экспорта и импорта. Осуществлению экспорта и импорта в области использования атомной энергии посвящена статья 15 Закона об использовании атомной энергии. В частности в ней говорится, что такой экспорт и импорт осуществляются на основе лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в области экспортного контроля, по согласованию с уполномоченным органом. Запрещается экспорт продукции, если экспортеру достоверно известно, что такая продукция будет использована в разработке, создании, испытаниях и поставке ядерного оружия или его компонентов; - нарушение требований по обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения. Соответствующие требования содержатся в Правилах физической защиты ядерных материалов и ядерных установок, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 8 февраля 2016 года № 40 и в Правилах физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 9 февраля 2016 года № 52; - нарушение требований по обеспечению учета и контроля ядерных материалов или источников ионизирующего излучения. Требования содержатся в Правилах государственного учета ядерных материалов, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 9 февраля 2016 года № 44 и в Правилах государственного учета источников ионизирующего излучения, утвержденных Приказом и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 12 февраля 2016 года № 59. Условием привлечения к административной ответственности является отсутствие в указанных действиях признаков уголовно наказуемого деяния (см. статьи 162, 276, 283, 285 УК). Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектом правонарушения являются физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные либо юридические лица (субъекты предпринимательства). Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 413, имеют право составлять должностные лица уполномоченного органа в области использования атомной энергии (пп. 43 ч. 1 статьи 804). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 414 рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ч. 1 статьи 684).
Статья 415. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования 1. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, совершенное в виде: 1) выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными правовыми актами;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |