|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРАХ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В главе 20 КоАП определены составы административных правонарушений, посягающих на установленные нормы и правила в сфере архитектурной, градостроительной, строительной деятельности и жилищных отношений. Вышеуказанный вид административного правонарушения нарушает как государственные интересы в части градостроительства, обеспечения безопасности выполняемых строительно-монтажных работ, охраны окружающей среды, так и затрагивают права и законные интересы частных лиц. Санкции предусмотрены не только за нарушение требований законодательства в сфере архитектурной, градостроительной, строительной деятельности и жилищных отношений, но и государственных нормативов. Следует отметить особую роль нормативных технических документов (СНиП, СН, СП, РДС, ГОСТ, СТ и т.д.) в строительной отрасли. Согласно Концепции по реформированию нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1509, нормативная база в области строительства состоит из более двух с половиной тысяч единиц[1097]. Как следствие из пятнадцати статей главы 20 семь статей посвящены нарушениям в сфере строительства (статьи 312 – 316, 318, 319), три статьи (статья 317, 317-1, 321) – экспертным и инжиниринговым услугам, и по одной статье на: аттестацию ИТР; долевое строительство и жилищные отношения; переоборудование и перепланировку; эксплуатацию объектов; невыполнение возложенных обязательств уполномоченными лицами. В первоначальной редакции глава 20 включала двенадцать статей, однако Законом РК от 28 октября 2015 года № 366-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» была дополнена статьями 317-1, 317-2, 323-1. Основными субъектами правонарушений являются субъекты предпринимательства, выполняющие проектные, строительно-монтажные работы, производящие строительные материалы, конструкции изделия, являющиеся заказчиком или подрядчиком в строительстве. Также субъектом правонарушения выступает должностное лицо, например, по статье 323-1, должностные лица местного исполнительного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, а также государственного архитектурно-строительного контроля являются единственными субъектами. Вместе с тем, нарушителями по главе 20 могут быть не только должностные лица и субъекты предпринимательства, но и физические лица – граждане. Наиболее распространённым видом административного взыскания по главе 20 являются штрафы. При этом статьи 313, 314, 316, 317, 320 дополнительно предусматривают приостановление действия разрешений и работ, статьи 312, 313, 314, 317-1, 317-2 - лишение свидетельства, а статья 319 - принудительный снос незаконно построенного объекта. Перечисленные меры являются наиболее эффективным взысканием, так как обладают элементами экономического воздействия на нарушителей законодательства. Дела об административных правонарушениях по настоящей главе рассматриваются органами, осуществляющими государственный архитектурно-строительный контроль и надзор за качеством строительства объектов (статья 718), а также судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов (статья 684). Строительство является одной из самых инвестиционно-привлекательных отраслей экономики, однако несовершенство законодательства и правоприменительной практики значительно снижает объем вложения в нее.
Статья 312. Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ с нарушением требований законодательства Республики Казахстан и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением требований, установленных техническими регламентами 1. Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ с нарушением требований законодательства Республики Казахстан и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением требований, установленных техническими регламентами, – влекут штраф на должностных лиц в размере шестидесяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семисот месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на должностных лиц в размере ста двадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тысячи четырехсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение требований как законодательства, так и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности за исключением технических регламентов при выполнении предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ. Основным формирующим законодательным актом в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности является Закон РК от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». В соответствии с подпунктом 23-16) статьи 20 данного Закона, уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства разрабатывает, утверждает, вводит в действие и отменяет государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства. Архитектурный, градостроительный и строительный каталог «Перечень нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории Республики Казахстан» одобрен протоколом Научно-технического совета КДСиЖКХ МИИР РК от 11.01.2019 № 30-02/3 и составлен в соответствии с Приложением 1 «Структура государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства» Правил разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22.12.2017 № 890 и сформирован в соответствии с Правилами формирования и ведения архитектурных, градостроительных и строительных каталогов, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19.11.2015 № 701. Объектом данного административного правонарушения является порядок проведения предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, обеспечивающих надежность объекта строительства. Использование земельных участков для изыскательских работ в том числе для целей строительства регламентируется статьей 71 Земельного кодекса. Согласно пункту 26 Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, разработка предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации осуществляется физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на соответствующие виды работ. В части требований к строительно-монтажным работам пункт 71 указывает, что до начала производства строительно-монтажных работ заказчик уведомляет органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль и надзор о начале производства строительно-монтажных работ. Строительство объектов, за исключением случаев, предусмотренных Законом, осуществляется: с обязательным сопровождением авторского и технического надзоров; в соответствии с прошедшей в установленном порядке экспертизу проектной (проектно-сметной) документацией. Объективная сторона состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования: 1) Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», а также нормативных правовых актов, принятых в его реализацию; 2) государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной, за исключением технических регламентов. Нарушение происходят на следующих стадиях: предпроектные работы - работы, которые выполняются до начала процесса проектирования для определения градостроительных решений. изыскательские проекты - проводимые перед началом проектирования и строительства изыскательские работы, включающие в себя различные исследования, выполняемые на земельном участке, где планируется проведение строительных работ; проектные работы – виды работ по разработке проектных решений и проектной документации для строительства зданий и сооружений; строительно-монтажные работы - виды работ по строительству новых, реконструкции и ремонту зданий и сооружений. В соответствии с примечанием к ст. 322 КоАП, под проектными работами понимаются работы по предпроектной (обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования) и проектной (проект, рабочий проект и другие виды проектов) документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт и другие виды работ зданий и сооружений. Оконченным это правонарушение считается с момента совершения любого из деяний, являющимся нарушением законодательства или государственного норматива. В ряде случаев данное правонарушение совершается и в результате бездействия (например, если не соблюдаются требования норматива). Субъектами правонарушения являются: должностные лица; субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства. Субъективная сторона выражается в умышленной или неосторожной формой вины. Согласно части 1 статьи 718 КоАП дела по части первой рассматриваются органами, осуществляющими государственный архитектурно-строительный контроль и надзор за качеством строительства объектов. Часть вторая, в отличие от первой части комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет повторность, то есть совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по первой части. Согласно пунктам 2), 22), 32), 34) части 1 статьи 804 КоАП протокол по данному правонарушению составляется уполномоченными на то должностными лицами следующих органов: уполномоченный орган в сфере гражданской защиты; органы санитарно-эпидемиологического надзора; уполномоченный орган в области промышленной безопасности; органы, являющиеся лицензиарами или уполномоченных на выдачу разрешений второй категории в соответствии с законодательством. На основании статьи 684 КоАП дела по ним рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
Статья 313. Нарушение требований утвержденных строительных норм и проектных документов при производстве строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, за исключением требований, установленных техническими регламентами 1. Нарушение требований утвержденных строительных норм и проектных документов при производстве строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, за исключением требований, установленных техническими регламентами, повлекшее за собой ухудшение эксплуатационных качеств, снижение прочности, устойчивости зданий, строений, их частей, – влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии. 2. Совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, повлекшее за собой потерю прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов, – влечет штраф на должностных лиц в размере восьмидесяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тысячи четырехсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1 статьи устанавливает ответственность за нарушение требований строительных норм и проектных документов за исключением требований технических регламентов. Согласно пункту 2 статьи 28 Закона РК от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» государственная система нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства включает: 1) нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к организации деятельности и регулирующие взаимоотношения субъектов в области архитектуры, градостроительства и строительства: государственные градостроительные нормативы и регламенты; технические регламенты по проектированию и строительству объектов (зданий, сооружений, их комплексов, коммуникаций); нормативы государственного архитектурно-строительного контроля; ведомственные нормативы иных органов государственного контроля в строительстве; руководящие документы в строительстве; 2) нормативные технические документы, устанавливающие обязательные требования безопасности к отдельным видам продукции и (или) процессам их жизненного цикла в соответствии с требованиями технических регламентов (зданий, сооружений, их комплексов, коммуникаций): строительные нормы; строительные нормы и правила (на период параллельного действия со сроком действия, определяемым уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства); технологические карты; нормативные документы по ценообразованию в строительстве; 3) нормативные технические документы добровольного применения: своды правил по проектированию и строительству; нормативно-технические пособия; нормы технологического проектирования; документы по стандартизации в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности; пособия и методические рекомендации, которые устанавливают проверенные практикой положения в развитие и обеспечение обязательных требований технических регламентов и строительных норм или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами. Государственная система нормативных документов также включает введенные в действие на территории Республики Казахстан в соответствии с международными договорами: 1) межгосударственные строительные нормы; 2) межгосударственные стандарты в строительстве; 3) межгосударственные своды правил по проектированию и строительству. Объектом административного правонарушения является установленный порядок проведения строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, обеспечивающих эксплуатационные качества, прочность, устойчивость строительных объектов. Объективная сторона состоит в том, что виновный при производстве строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ допускает нарушение обязательных требований: 1) строительных норм, за исключением технических регламентов; 2) проектных документов. При этом строительно-монтажные работы - строительная деятельность, включающая: земляные работы и специальные работы в грунтах, возведение несущих и (или) ограждающих конструкций зданий и сооружений (в том числе мостов, транспортных эстакад, тоннелей и метрополитенов, путепроводов, трубопроводов, иных искусственных строений), специальные строительные и монтажные работы по прокладке линейных сооружений; устройство наружных инженерных сетей и сооружений, а также внутренних инженерных систем; работы по защите и отделке конструкций и оборудования; строительство автомобильных и железных дорог; монтаж (демонтаж) технологического оборудования, пусконаладочные работы; подготовительные работы, связанные со сносом существующих зданий и сооружений, с устройством временных инженерных сетей, дорог, складских площадок, а также вертикальной планировкой территории (Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 декабря 2011 года № 536). Ремонтно-восстановительные работы – работы по восстановлению изношенных, разрушенных или деформированных конструкций. Оконченным это правонарушение считается с момента совершения любого из деяний, являющимся нарушением технических условий различных строительных норм и проектной документации (например, ПСД конкретного здания). В ряде случаев данное правонарушение совершается и в результате бездействия (например, если не соблюдаются требования СНИП; проектной документации). В отличие от объективной стороны состава статьи 312 КоАП вследствие нарушений требований строительных норм и проектных документов в качестве обязательного условия должны иметь место следующие последствия: ухудшение эксплуатационных качеств зданий, строений и их частей; снижение прочности, устойчивости зданий, строений и их частей. Субъектами правонарушения являются: должностные лица; субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, чаще неосторожной формой вины. Часть 2 отличается от части 1 последствиями, повлекшие совершения правонарушения. Так, в случае если несоблюдение или игнорирование требований строительных норм и проектных документов повлекло не просто снижение, а потерю прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов, то применяется санкция части 2. Последствия, выраженные потерей несущей способности сооружений, прочностных параметров конструкций и т.д. приводит к аварийности объекта, так как сооружение неспособно выдерживать нормативные нагрузки, давление или температуры. Согласно пунктам 21), 34) части 1 статьи 804 КоАП протокол по данному правонарушению составляется уполномоченными на то должностными лицами следующих органов: органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора; органы, являющиеся лицензиарами или уполномоченных на выдачу разрешений второй категории в соответствии с законодательством. На основании статьи 684 КоАП дела рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
Статья 314. Производство строительных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ при возведении и реконструкции объектов без утвержденной в установленном порядке проектной документации, за исключением требований, установленных техническими регламентами 1. Производство строительных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ при возведении и реконструкции объектов без утвержденной в установленном порядке проектной документации, за исключением требований, установленных техническими регламентами - влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей с приостановкой производимых работ. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на должностных лиц в размере восьмидесяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере четырехсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи двухсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии и приостановкой производимых работ.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за проведение строительных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ при возведении и реконструкции объектов без утвержденной проектной документации. Согласно пункту 6 статьи 64-1 Закона РК от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» утверждение и дальнейшая реализация проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации), подлежащих обязательной комплексной вневедомственной экспертизе, без ее положительного заключения не допускаются. Порядок проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299. По статье 60 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять: 1) строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства индивидуальных жилых домов выше двух этажей, расположенных в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при их реализации; 2) возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства; 3) реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых домах (жилых зданиях), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации; 4) изменения других технически не сложных строений, предназначенных для личного пользования граждан. Объектом данного административного правонарушения является производство строительных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ при возведении и реконструкции объектов. Объективная сторона состоит в том, что при возведении и реконструкции объектов виновный осуществляет строительные, строительно-монтажные, ремонтно-восстановительные работы без утвержденной в установленном порядке проектной документации. Согласно подпункту 13) статьи 1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» проектная документация включает: проекты озеленения территории, ее внешнего оформления, размещения и установки (возведения) произведений монументального или декоративного искусства; градостроительные проекты - проекты, содержащие замысел комплексного градостроительного планирования организации, развития и застройки территорий и населенных пунктов или их частей (генеральная схема организации территории Республики Казахстан, межрегиональные схемы территориального развития, комплексные схемы градостроительного планирования территорий, генеральные планы населенных пунктов, проекты детальной планировки, проекты планировки промышленной зоны, проекты застройки, генеральные планы объектов и комплексов, проекты благоустройства и озеленения, иные планировочные проекты); проект строительства (строительный проект) - проектную (проектно-сметную) документацию, содержащую объемно-планировочные, конструктивные, технологические, инженерные, природоохранные, экономические и иные решения, а также сметные расчеты для организации и ведения строительства, инженерной подготовки территории, благоустройства. К проектам строительства также относятся проекты консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс; архитектурный проект, содержащий архитектурный замысел, - самостоятельный проект возведения сооружения (монумента), в проектировании которого необходимо участие архитектора, или часть проектной (проектно-сметной) документации, включающую архитектурно-художественные, композиционные и объемно-планировочные решения объекта, учитывающую социальные, экономические, функциональные, технологические, инженерно-технические, противопожарные, противо-взрывные, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования и выполненную в объеме, необходимом для разработки проекта строительства или иной документации на строительство объекта. Следует заметить о совпадение предмета статьи 312 и настоящей статьи. Так, статья 312 предусматривает санкцию за выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ с нарушением требований законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением требований, установленных техническими регламентами. При этом статья 314 основана на том, что санкция предусматривается за нарушение пункта 6 статьи 64-1 Закона РК от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», то есть за выполнение строительно-монтажных работ с нарушением требований законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Субъектами правонарушения являются: должностные лица; субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства. Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины. Часть 2, в отличие от первой части комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет повторность, то есть совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по первой части. Согласно пунктам пунктам 2), 22), 32), 34) части 1 статьи 804 КоАП протокол по данному правонарушению составляется уполномоченными на то должностными лицами следующих органов: уполномоченного органа в сфере гражданской защиты; органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора; органов санитарно-эпидемиологического надзора; уполномоченного органа в области промышленной безопасности; органы, являющиеся лицензиарами или уполномоченных на выдачу разрешений второй категории в соответствии с законодательством. На основании статьи 684 КоАП дела рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Санкция не ограничивается штрафом. Согласно пункту 11 нормативного постановления Верховного Суда РК от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» санкцией статьи 314 КоАП предусматривается дополнительное взыскание в виде приостановки производимых работ. Данная мера взыскания подлежит применению в соответствии со статьей 48 КоАП. По части 2 санкция включает в том числе лишение лицензии.
Статья 315. Нарушение правил оформления исполнительной технической документации, предусмотренной нормативными документами, при производстве строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ по возведению и реконструкции объектов, изготовлению строительных материалов, изделий и конструкций, за исключением требований, установленных техническими регламентами Нарушение правил оформления исполнительной технической документации, предусмотренной нормативными документами, при производстве строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ по возведению и реконструкции объектов, изготовлению строительных материалов, изделий и конструкций, за исключением требований, установленных техническими регламентами - влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Статья предусматривает административную ответственность за нарушение правил оформления исполнительной технической документации. Согласно приказу Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 декабря 2011 года № 536 исполнительная документация представляет собой комплект рабочих чертежей на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанным лицами, ответственными за производство работ, сертификаты, технические паспорта и др. документы, удостоверяющие качество материалов, акты об освидетельствовании скрытых работ, журналы работ, акты промежуточной и окончательной приемки, проведенных испытаний систем и др. В целом такой вид документации оформляется в процессе строительства и фиксирующая процесс производства строительно-монтажных работ, а также технического состояния объекта. Также приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 декабря 2011 года № 536 утверждается Перечень исполнительной документации, оформляемой при строительстве. Обязательность составления, формы и содержание конкретной исполнительной технической документации, правила ее ведения устанавливаются требованиями СНиП и других действующих нормативных документов, а в некоторых случаях указаниями участников строительства. Своевременное и правильное оформление исполнительной технической документации, фиксирующей процесс производства строительных и монтажных работ и техническое состояние строительного объекта, способствует повышению качества работ. Поэтому в процессе строительства исполнителям работ необходимо оформлять исполнительную техническую документацию, отражающую фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение зданий, сооружений и их элементов на всех стадиях строительства по мере завершения определенных этапов работ[1098]. Отметим, что после ввода в эксплуатацию законченного строительного объекта возникает необходимость в его ремонте. При этом главными документами, на основании которых принимаются конкретные решения по реконструкции или модернизации является исполнительная техническая документация. Поэтому от полноты и качественного составления зависит эффективность принимаемых проектных решений. То есть чем точнее исполнительная документация отражает реальное состояние строительного объекта, тем более правильное решение может быть принято по объекту в дальнейшем. Объектом данного административного правонарушения являются правила оформления исполнительной технической документации, предусмотренной нормативными документами. Объективная сторона состоит в том, что виновный при производстве строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ по возведению и реконструкции объектов, изготовлению строительных материалов, изделий и конструкций, за исключением требований, установленных техническими регламентами, не соблюдает правила оформления исполнительной технической документации, предусмотренной нормативными документами. Оконченным это правонарушение считается с момента совершения любого из деяний, являющимся нарушением оформления исполнительной документации. В ряде случаев данное правонарушение совершается в результате бездействия (например, если не соблюдаются требования нормативных документов). Субъектами правонарушения являются: должностные лица; субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства. Субъективная сторона выражается в умышленной или неосторожной формой вины. Согласно части 1 статьи 718 КоАП дела по настоящей статье рассматриваются органами, осуществляющими государственный архитектурно-строительный контроль и надзор за качеством строительства объектов.
Статья 316. Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу, за исключением требований, установленных техническими регламентами 1. Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу, по которой требуется ее проведение, за исключением требований, установленных техническими регламентами - влечет штраф на физических лиц в размере ста двадцати, на должностных лиц - в размере ста шестидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере трехсот восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот восьмидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, повлекшего привлечение к административной ответственности, - влекут штраф на физических лиц в размере ста шестидесяти, на должностных лиц - в размере двухсот, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением работ.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за реконструкцию, реставрацию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, капитальный ремонт объектов и их комплексов без соответствующей проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, которая не имеет положительное заключение вневедомственной экспертизы, если такая экспертиза необходима, за исключением требований, установленных техническими регламентами. Согласно статье 64-1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» комплексная вневедомственная экспертиза проектов в области строительства объектов проводится экспертными организациями и осуществляется экспертами, аттестованными по соответствующим разделам (частям) технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |