| ||||||||||||||||||||
|
|
|
17.08.2015 Труба, чтобы ловить рыбу
Казахстанские металлурги близки к тому, чтобы освоить новейшее ноу-хау - технологию, которой сейчас в мире располагают лишь несколько ведущих держав. В то время как Казахстан стремится войти в число 30 наиболее конкурентноспособных стран, эксперты утверждают: что касается металлургии, наша страна уже входит в лидирующую группу, а если ориентироваться не только на объемы продукции, но и ее качество, а также используемые технологии - то и вовсе в топ-10
Колонна павлодарского ордера
Упомянутая технология - последнее поколение резьбового соединения стальных труб. Его еще называют соединение класса «Премиум». Дело в том, что уменьшение легкоизвлекаемых запасов углеводородов и, соответственно, необходимость бурить скважины в труднейших условиях - на шельфе, в Арктике и т.п. - предъявляет все больше требований к так называемым трубным колоннам (по которым нефть или газоконденсат и поступает из недр земли на поверхность). Они становятся длиннее, от 6 тысяч метров и больше, порой скважины приходиться бурить под наклоном, а то и вовсе горизонтально. Плюс агрессивная среда и экстремально низкие температуры. Вследствие чего у нефтяников появился спрос на трубы с особо прочным и герметичным резьбовым соединением. И металлурги отреагировали на спрос, создав настоящий шедевр научно-технической мысли. Правда, делается такая труба много дольше, да и стоит в 3, а то и в 5 раз дороже обыкновенной. (Продукт наукоемкий, и каждое изобретение, используемое при его производстве, защищено патентом). Есть лишь несколько государств, научно-производственный потенциал которых позволяет выпускать столь высокотехнологичный товар. Разумеется, они не заинтересованы делиться технологией, предлагая другим странам покупать, что называется, «рыбу, а не удочку». Тем более заслуживает уважения тот факт, что после 4 лет скрытого противодействия, технической, а порой и дипломатической работы Павлодарскому предприятию KSP steel удалось убедить зарубежных партнеров, а по сути, конкурентов продать ноу-хау. То есть, возвращаясь к известной метафоре - «удочку, а не рыбу». Устанавливать необходимое оборудование будут японцы. А после того как продукция нового поколения появится на отечественном рынке, нефтяные компании получат возможность закупать трубы для сложнейшего бурения на каспийском шельфе не втридорога за границей, а казахстанского производства. И потому (из-за более дешевой логистики) - доступнее по цене. Да и патриотизм кое-что значит, не так ли?
Металлургический кластер
Несмотря на иностранное название, KSP steel - производство стопроцентно отечественное, построенное казахстанским промышленником Рашитом Сарсеновым. Но, разумеется, тот факт, что предприятие - казахстанское, не мешает ему использовать современное оборудование от лучших производителей планеты. Так, например, прошивной стан - сердце комбината, на котором изготавливают трубы - произведен, поставлен и налажен прославленной итальянской фирмой Danieli, одной из трех ведущих мировых компаний в отрасли. Вообще, в техническом плане завод, создание которого обошлось в 1,3 миллиарда долларов, уникален и не имеет аналогов не только в Казахстане, но и в СНГ. И, кстати, не случайно располагается он в Павлодаре. Этот город еще в советские времена пользовался славой индустриального центра, эдакой всеказахстанской кузницы. А среди других предприятий больше всех был известен - на весь Союз - Павлодарский тракторный завод. И хотя в новую эпоху гигант социндустрии так и не вписался, и тракторов здесь больше не производят, завод обрел новую жизнь. Благодаря в том числе и KSP steel: ведь именно на территории бывшего тракторного в 2007 году и появился новый завод. Впрочем, появление иного производства в этих цехах - не прецедент. Еще в начале века здесь разместился сталелитейный завод «Кастинг», принадлежащий, к слову, тому же владельцу. Сейчас два предприятия, рядом, через фабричную дорогу расположившиеся на месте бывшего тракторного, представляют собой единый технологический цикл, образуя, как теперь принято выражаться, кластер. Сталелитейный «Кастинг» работает, обращает внимание Рашит Сарсенов, на вторсырье и в год способен производить 1,2 миллиона тонн продукции: квадрат и круг разного сечения, проволоку, арматуру для строительства и прочий обыкновенный сортовой металлопрокат. Однако есть среди всего этого и особая продукция - трехметровые стальные чушки. Это - сырье для предприятия-побратима через дорогу.
«Железный занавес» для казахстанской промышленности
Видели вы когда-нибудь, как делается труба? Процесс, надо сказать, впечатляющий. Раньше трубы изготовляли из сгибаемого спиралью железного листа или двух половинок-колодок, сваривая их швами. Но в том-то и фокус, что Павлодарский завод называется KSP steel - то есть Kazakhstan Seamless Pipe steel, Казахстанский завод бесшовных стальных труб. ...Трехметровая железная цилиндрическая чушка-заготовка нагревается в печи до алого цвета и подается на главный заводской агрегат, так называемый прошивной стан. Именно здесь и совершается метаморфоза: заготовка сжимается со всех сторон, одновременно в нее втыкается вертящийся стержень, и светящийся металл, выдавливаясь и стремительно накручиваясь на него, за десяток-другой секунд из цельной болванки превращается в полую гильзу, а затем и в тридцатиметровую трубу (удлиняясь то есть по сравнению с заготовкой в десять раз). Она имеет жизнерадостный апельсиновый цвет, но итальянцы, монтировавшие оборудование, называют ее тем не менее «зеленой», то есть «незрелой» трубой. Вообще последовательность превращений такова: заготовка, гильза, зеленая труба, черновая труба. Пока, наконец, пройдя через все следующие по циклу станы, печи и пилы, приобретя требуемый заказчиком диаметр, толщину стенки, длину и прочая и прочая, труба не получит окончательный, товарный вид… Но сейчас у отечественных металлургов, как впрочем, и других производственников - непростые времена. Традиционные покупатели казахстанских труб - Россия, Иран, Афганистан, наши ближайшие соседи по Центральной Азии, ну и, конечно, Китай. А также, разумеется, отечественные предприятия. Таким был расклад еще недавно. Но вмешался кризис, ударили антироссийские санкции - и вот из-за падения рубля и удешевления российских товаров рынок северного соседа стал практически непроницаем, констатирует владелец KSP steel Рашит Сарсенов. Китай, который еще несколько лет назад мог, казалось, проглотить все и в любых объемах, теперь сам обеспечивает себя трубами, а даже готов их экспортировать и отбивает центрально-азиатских покупателей. А перспективный Иран - и тоже из-за санкций - не способен пока полноценно заменить российский рынок. Такой вот получается, ни много ни мало, «железный занавес» - на новый лад. И металлургам остается собственно Казахстан. Впрочем, и это немало. И раз возникают проблемы с реализацией своего традиционного экспорта за рубеж - что ж, надо изучать конъюнктуру, меняться и отечественными товарами замещать традиционный импорт. Казахстанская продукция класса «Премиум» и должна стать рычагом, чтоб перевернуть сложившийся порядок. А что на нее найдутся покупатели, можно не сомневаться. 270 тысяч тонн прессованных бесшовных труб высшего качества - такое количество может выпускать казахстанский завод. Тогда как потребность в такого рода продукции уже сейчас превышает в Казахстане полмиллиона тонн. И цифра эта - с разведкой в стране новых углеводородных месторождений и особенно дальнейшим освоением каспийского шельфа - будет только расти. ***
Нередко от скептиков приходится слышать, что в Казахстане ничего не производится. Что наше общество сугубо потребительское, что мы только покупаем импортное: продукты питания, одежду, машины… И не только те машины, которые - ширпотреб, но и станки, оборудование! А деньги в стране только потому еще и водятся, что продаем за рубеж нефть и прочее сырье. Так вот, мол, и живем. Как любое крайнее, радикальное суждение, оно справедливо лишь отчасти. Тогда как мне, немало путешествующему по республике, хочется рассказать о примерах, свидетельствующих о совершенно обратном. О новых предприятиях, мастерах своего дела, о смелых идеях и серьезных, вкладываемых в будущее деньгах. Короче, о позитиве. Так что ждите продолжения в рубрике: «Что делается в Казахстане». В следующий раз я расскажу о высокотехнологичном нефтехимическом производстве, созданном и принадлежащим еще одному промышленнику-энтузиасту, и расположенном совсем в другом регионе, на далеком каспийском западе Казахстана.
Влад Верховцев
Источник: Сетевое, интернет-издание, ИА, портал ZAKON.KZ (https://www.zakon.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |