|
|
|
Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 8 декабря 2017 года № 11
На основе результатов обобщения судебной практики, в целях правильного и единообразного применения судами законодательства Республики Казахстан об ответственности за террористические и экстремистские преступления пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет дать следующие разъяснения. 1. Террористические и экстремистские преступления наносят существенный вред общественной безопасности, подрывают устои государственности, поэтому своевременное и правильное рассмотрение этих категорий дел является одним из важнейших условий обеспечения безопасности государства, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, исполнения Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция), законов и иных нормативных правовых актов, а также международных договоров Республики Казахстан. 2. При рассмотрении дел о террористических и экстремистских преступлениях судам следует руководствоваться нормами Конституции, Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), законов Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416 «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), от 28 августа 2009 года № 191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов), от 18 февраля 2005 года № 31 «О противодействии экстремизму» (далее - Закон о противодействии экстремизму), иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, ратифицированных Республикой Казахстан. 3. Согласно статьи 255 УК и подпункту 6) статьи 1 Закона о противодействии терроризму актом терроризма является совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, провокации войны либо осложнения международных отношений, а также посягательство на жизнь человека, совершенное в тех же целях, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, либо посягательство на жизнь человека, сопряженное с нападением на лиц и организации, пользующихся международной защитой, здания, сооружения, захватом заложника, зданий, сооружений, средств сообщения и связи, угоном, а равно с захватом воздушного или водного судна, железнодорожного подвижного состава либо иного общественного транспорта. 4. Перечень террористических и экстремистских преступлений изложен в пунктах 30), 39) статьи 3 УК. Необходимо иметь в виду, что деяния, предусмотренные статьями 184 (диверсия), 258 (финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму), 259 (вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности), 260 (прохождение террористической или экстремистской подготовки) УК, отнесены и к экстремистским, и к террористическим преступлениям. 5. Субъектом террористических и экстремистских преступлений, предусмотренных статьями 173, 174, 177, 178, 184, 255, 256, 257 (частями первой и второй), 258, 261, 269 УК, может являться лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления. За совершение других видов преступлений террористической и экстремистской направленности уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста. Согласно части третьей статьи 15 УК несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, если вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения уголовного правонарушения не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. 6. Субъективная сторона акта терроризма характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Специальными целями акта терроризма (далее - специальные цели) являются: нарушение общественной безопасности; устрашение населения; оказание воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей или из мести за такую деятельность; провокация войны; осложнение международных отношений. При рассмотрении дел об актах терроризма необходимо всегда выяснять наличие у субъекта специальной цели как составной части субъективной стороны преступления. При этом для признания деяния актом терроризма достаточно наличия у виновного одной из перечисленных специальных целей. Если ни одна из целей совершения деяний не установлена, виновные несут ответственность по другим соответствующим статьям УК. 7. Под общественной безопасностью как объектом терроризма в соответствии с подпунктом 1) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» понимается состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность. Устрашающими население должны признаваться такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и другое. Оказание воздействия на государственные органы Республики Казахстан, иностранные государства, международные организации, государственных либо общественных деятелей может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к принятию определенных решений либо к воздержанию от их принятия. 8. Совершение взрыва, поджога или иных действий влечет уголовную ответственность по статье 255 УК в тех случаях, когда установлено, что указанные действия имели устрашающий для населения характер и создавали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. При этом опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и тому подобное). Под совершением иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, указанных в статье 255 УК, следует понимать умышленные действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом (организация аварий, крушений, разрушение дамб, повреждения водопроводной системы, линий электропередач и других объектов жизнеобеспечения населения, распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию, радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности, вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных, специальных или иных государственных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений). При решении вопроса о том, является ли имущественный ущерб значительным, судам следует исходить из стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей, а также из фактических расходов, необходимых для восстановления (ремонта) поврежденного имущества. Причинение в результате акта терроризма значительного имущественного ущерба квалифицируется по части первой статьи 255 УК (при отсутствии других квалифицирующих признаков статьи 255 УК) и дополнительной квалификации по статьям 202 и 203 УК не требует. Применительно к части первой статьи 255 УК к иным общественно опасным последствиям могут относиться, в частности, причинение средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений), дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, существенное ухудшение экологической обстановки (например, загрязнение вод, атмосферы, деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, требующие весомых материальных затрат и длительного времени для устранения их последствий). Решая вопрос о том, явилось ли нарушение работы предприятия или учреждения длительным, судам следует исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая продолжительность приостановления работы, специфику их деятельности, размер причиненных убытков и другие обстоятельства. 9. Под угрозой совершения акта терроризма понимаются сопровождаемые решительным заявлением действия, свидетельствующие о явно выраженных намерениях виновного совершить взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, в специальных целях. Критерием оценки реальности угрозы является наличие достаточных оснований опасаться осуществления этой угрозы. Угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека или нескольких лиц, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий относится к формальному составу и считается оконченным преступлением в момент доведения угрозы совершения указанных действий до адресата при условии, если им угроза воспринималась как реальная. Угроза может быть обращена к органам государственной власти, местного самоуправления, организациям, государственным или общественным деятелям, являться открытой или анонимной. Угроза может быть выражена различными способами, к примеру, устное высказывание, письменное обращение, сообщение по телефону, распространение с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, средств массовой информации, компьютерных технологий. Судам следует иметь в виду, что угроза акта терроризма отличается от заведомо ложного сообщения об акте терроризма (статья 273 УК), тем, что ложным сообщением об акте терроризма является информация, поступившая по каналам связи правоохранительных органов и служб экстренного реагирования о заведомо несуществующей угрозе акта терроризма, то есть при ложном сообщении не существует угрозы акта терроризма. Тогда как при угрозе акта терроризма виновный преследует специальные цели. 10. Если виновный с целью совершения акта терроризма попытался произвести взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, но по независящим от него обстоятельствам не смог совершить эти действия, содеянное надлежит квалифицировать как покушение на совершение акта терроризма. Исходя из части второй статьи 24 УК, следует учесть, что уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению, а также за приготовление к террористическому преступлению. Неоднократное совершение акта терроризма предполагает совершение террористического преступления не менее двух раз, за которые лицо не было осуждено и не было освобождено от уголовной ответственности. При совершении в одном случае оконченного акта терроризма, а в другом - покушения на акт терроризма, либо когда при совершении одного уголовного правонарушения виновный был его исполнителем, а при совершении других - организатором, подстрекателем или пособником, действия виновного должны квалифицироваться с учетом разъяснений нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 11 «О квалификации неоднократности и совокупности уголовных правонарушений». 11. При решении вопроса о наличии (отсутствии) квалифицирующего признака преступления, такого как «совершение с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств», следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года № 339-І «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» оружие - это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подачи сигналов. Предметами, используемыми в качестве оружия, могут быть признаны любые предметы, применяемые лицом для убийства, причинения вреда здоровью или устрашения населения. Судам при признании предметов, используемых в качестве оружия, необходимо учесть содержание пункта 21 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 8 «О судебной практике по делам о хищениях». Взрывчатые вещества - это химические вещества и их смеси, обладающие способностью к взрывным реакциям. Под взрывчатыми веществами следует понимать порох, тротил, нитроглицерин, пироксилин, аммонал и другие химические вещества и их смеси, обладающие способностью к взрывным реакциям. Взрывными устройствами следует признавать предметы, конструктивно предназначенные для производства взрыва. При этом оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства могут быть как заводского производства, так и самодельные. Если в процессе совершения акта терроризма были использованы незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 255, 287, 288 УК. 12. Общественная опасность преступления, предусмотренного пунктом 1) части третьей статьи 255 УК, заключается в том, что совершение акта терроризма с применением или угрозой применения оружия массового поражения, радиоактивных материалов и совершения или угрозой совершения массовых отравлений, распространения эпидемий или эпизоотий, а равно иных действий, способных повлечь массовую гибель людей, создает угрозу массовой гибели людей, уничтожения объектов жизнеобеспечения населения, заражения или уничтожения животного или растительного мира, а также может привести к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям. В соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 300 «Об экспортном контроле», оружие массового поражения - это химическое, бактериологическое (биологическое), радиологическое, ядерное и токсинное оружие. 13. При определении видов оружия массового поражения следует учесть пункт 1 статьи 2 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (г. Париж, 13 января 1993 года), ратифицированной Законом Республики Казахстан от 24 июня 1999 года № 398. Согласно подпункту 24) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года № 442-V «Об использовании атомной энергии», а также части 1 статьи 1 Международной Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (г. Нью-Йорк, 14 сентября 2005 года), ратифицированной Законом Республики Казахстан от 14 мая 2008 года № 33-IV, радиоактивным материалом является ядерный материал и другие радиоактивные вещества (любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии), содержащие радионуклиды, распадающиеся самопроизвольно, и которые могут в силу своих радиологических свойств или свойств своего деления причинить смерть, серьезное увечье либо существенный ущерб собственности или окружающей среде. Если при совершении акта терроризма были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся радиоактивные вещества, то действия лица подлежат квалификации по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 255 и 283 УК. 14. Понятия «эпидемия» и «эпизоотия» определены в статье 1 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также в статье 1 Закона Республики Казахстан от 10 июля 2002 года № 339-II «О ветеринарии» соответственно. Под иными действиями, указанными в пункте 1) части третьей статьи 255 УК, следует понимать такие действия, которые способны повлечь массовую гибель людей. 15. В случае, если акт терроризма повлек неосторожное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), то такие действия охватываются пунктом 2) части третьей статьи 255 УК и дополнительной квалификации по статьям 99, 104 УК не подлежат. Умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам) подлежит квалификации по части четвертой статьи 255 УК. Судам необходимо иметь в виду, что посягательство на жизнь человека путем производства взрыва, поджога или другими общеопасными способами, не преследующее специальные цели акта терроризма, следует квалифицировать не как терроризм, а как убийство определенного лица, совершенное способом, опасным для жизни многих людей, то есть по пункту 6) части второй статьи 99 УК. При посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего, а также лица, осуществляющего правосудие или досудебное расследование, совершенном указанными способами, но при отсутствии специальной цели, характерной для терроризма, действия виновного подлежат квалификации по статьям 380-1, 408 УК. 16. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Конституции не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Согласно подпункту 5) статьи 1 Закона о противодействии терроризму, терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству. Под пропагандой терроризма следует понимать распространение любым способом материалов или информации, содержащих идеологию насилия и практику терроризма, посредством воздействия на сознание и волю человека (людей) с целью возбуждения в нем (них) стремления к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Пропаганда терроризма образует состав оконченного уголовного правонарушения с момента совершения действий по распространению идеологии насилия и практики терроризма. Способ распространения не имеет значения для привлечения лица к уголовной ответственности за пропаганду терроризма. Пропаганда может осуществляться посредством устных выступлений либо распространения письменных или печатных материалов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций. 17. Уголовная ответственность наступает за экстремистские преступления, указанные в пункте 39) статьи 3 УК. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 1) статьи 1 Закона о противодействии экстремизму, экстремизм - это организация и (или) совершение физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими; физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, направленных на: насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организацию вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм); разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм); разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм). 18. Под публичными призывами к совершению акта терроризма в части первой статьи 256 УК следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной) обращения. Призывы должны носить публичный характер. Публичные призывы к совершению акта терроризма следует считать оконченным уголовным правонарушением с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения, независимо от того, удалось ли побудить других граждан к осуществлению данного акта. Вопрос о публичности призывов к совершению акта терроризма должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела, к примеру, обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, распространение обращений путем массовой рассылки электронных сообщений. Если публичные призывы к осуществлению акта терроризма совершены с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций (периодического печатного издания, теле-радиоканала, интернет-ресурсов и других средств), то содеянное следует квалифицировать по части второй статьи 256 УК. При совершении публичных призывов к осуществлению акта терроризма путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, преступление следует считать оконченным с момента размещения обращений в указанных сетях общего пользования (например, на сайтах, форумах или в блогах), отправления сообщений другим лицам. Решая вопрос об использовании средств массовой информации и объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры для совершения пропаганды терроризма или публичных призывов к совершению акта терроризма, необходимо учитывать нормы Законов Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-І «О средствах массовой информации» и от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации». 19. Согласно подпункту 14-1) статьи 1 Закона о противодействии терроризму, террористические материалы - любые информационные материалы, содержащие информацию о способах и средствах совершения акта терроризма, а также признаки и (или) призывы к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. В соответствии с подпунктом 7) статьи 1 Закона о противодействии экстремизму, любые информационные материалы, призывающие к осуществлению экстремистских действий либо обосновывающие или оправдывающие необходимость их совершения, являются экстремистскими материалами. Под распространением материалов, содержащих пропаганду терроризма, следует понимать совершение действий, направленных на передачу любыми способами таких материалов другому лицу (лицам) с целью побудить к осуществлению террористической деятельности. Судам надо иметь в виду, что к террористическим материалам не относится информация, содержащая сведения общего характера, разъясняющие суть явления, и в которых отсутствуют признаки пропаганды терроризма и (или) призывов к совершению акта терроризма. 20. Разъяснить, что при досудебном расследовании и рассмотрении судами дел, связанных с терроризмом и экстремизмом, могут быть использованы специальные знания. При необходимости для отнесения материалов к террористическим и (или) экстремистским, а также определения уровня психического развития субъектов уголовного правонарушения и способности их понимать суть распространяемых материалов как террористических и (или) экстремистских, особенно несовершеннолетних с ограниченной вменяемостью, могут назначаться и проводиться соответствующие экспертизы. При этом необходимо руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством, а также разъяснениями нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 16 «О судебной экспертизе по уголовным делам». 21. В соответствии с пунктом 31) статьи 3 УК (пунктом 40) статьи 3 УК), подпунктом 15) статьи 1 Закона о противодействии терроризму (подпунктом 8) статьи 1 Закона о противодействии экстремизму), террористической (экстремистской) группой (далее - группа) является организованная группа, преследующая цель совершения одного или нескольких террористических (экстремистских) преступлений. Создание террористической (часть первая статьи 257 УК), экстремистской (часть первая статьи 182 УК) группы считается оконченным преступлением с момента фактического образования группы, то есть с момента объединения нескольких лиц в группу. Руководство группой заключается в осуществлении управленческих функций в отношении группы, а также - отдельных ее участников в целях обеспечения деятельности группы. Руководство группой может выражаться, в частности, в утверждении планов террористической и (или) экстремистской деятельности, распределении преступных обязанностей в группе, руководстве членами группы при совершении отдельных актов терроризма и (или) экстремизма, а также в совершении иных действий, направленных на достижение определенных целей (например, в организации материально-технического обеспечения, в принятии мер безопасности в отношении членов группы). Уголовная ответственность по части второй статьи 257 УК (по части второй статьи 182 УК) за участие в террористической (экстремистской) группе наступает в случаях, когда участники этой группы осознают ее незаконность и свою принадлежность к ней и действуют для реализации террористических (экстремистских) целей. Под участием в деятельности группы следует понимать вступление в состав группы (например, принятие присяги, членство в организации, занимающейся террористической и (или) экстремистской деятельностью, выполнение заданий и поручений руководителя группы). Уголовное правонарушение в форме участия лица в группе считается оконченным с момента вступления в состав группы с намерением участвовать в осуществлении террористической и (или) экстремистской деятельности либо в подготовке или совершении одного или нескольких уголовных правонарушений террористической и (или) экстремистской направленности. При совершении участниками террористической группы, незаконного вооруженного формирования конкретного террористического преступления их действия должны квалифицироваться по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных частью второй статьи 257, частью второй статьи 267 УК и соответствующими статьями УК (например, статьями 255, 256, 259 УК). 22. Разъяснить, что для обеспечения полноты следствия орган, ведущий уголовный процесс, может использовать единые списки организаций и информационных материалов, признанных судом в соответствии со статьей 12-1 Закона о противодействии терроризму террористическими, размещенные на интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов. 23. В соответствии со статьей 258 УК, а также подпункту 12) статьи 1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов и подпункту 3) статьи 1 Закона о противодействии экстремизму, финансированием терроризма и экстремизма является предоставление или сбор денег и (или) иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера, а также дарение, мена, пожертвования, спонсорская и благотворительная помощь, оказание информационных и иного рода услуг либо оказание финансовых услуг физическому лицу либо группе лиц, либо юридическому лицу, совершенные лицом, заведомо осознавшим террористический и экстремистской характер их деятельности либо то, что предоставленное имущество, оказанные информационные, финансовые и иного рода услуги будут использованы для осуществления террористической или экстремистской деятельности либо обеспечения террористической или экстремистской группы, террористической или экстремистской организации, незаконного военизированного формирования. Финансированием терроризма и экстремизма следует признавать также предоставление или сбор материальных средств, например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи, лекарственных препаратов, жилых либо нежилых помещений, транспортных средств. Преступление признается оконченным с момента сбора, передачи (направления) денег, иного имущества или оказания услуг. При этом фактического использования указанных активов в целях, изложенных в диспозиции статьи 258 УК, не требуется. 24. Вербовкой (часть первая статьи 259 УК) следует считать умышленные действия, направленные на организацию террористической либо экстремистской деятельности по формированию у определенного лица (группы лиц) желания (намерения, стремления) и готовности участвовать в совершении террористического либо экстремистского преступления. В частности, поиск и вовлечение лиц в террористическую либо экстремистскую деятельность, проведение агитационной работы, включение в список для подготовки к обучению и другое. При этом действия вербующего должны носить активный характер и могут сопровождаться применением психического или физического воздействия. Вербовка может осуществляться различными способами, к примеру, уговоры, убеждение, просьбы, предложения, угрозы, запугивания, побои, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти и других низменных побуждений, уверения в безнаказанности, обещание платы за совершенные акты терроризма. Вербовку следует считать оконченным уголовным правонарушением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли данное лицо преступление террористической и (или) экстремистской направленности. Подготовка заключается в обучении завербованных лиц правилам обращения с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами, взрывчатыми веществами, радиоактивными веществами, ядерными материалами, боевой техникой, средствами связи, правилам ведения боевых действий, а также в проведении соответствующих инструктажей, тренировок, стрельб, учений и других действий с целью организации террористической либо экстремистской деятельности в любой форме. Под вооружением в части первой статьи 259 УК понимается обеспечение лиц оружием любого вида для участия в террористической либо экстремистской деятельности. 25. Разъяснить, что нападением на здания, сооружения, средства сообщения и связи, иные коммуникации, согласно статье 269 УК, следует признавать совершение лицом насильственных действий, направленных на завладение указанными объектами. Под захватом в соответствии с частью первой статьи 269 УК надлежит понимать противоправное завладение зданием, сооружением, средством сообщения и связи, иных коммуникаций. Захват может осуществляться как тайно, так, и открыто, с применением насилия или без насилия. Следует иметь в виду, что понятия «здания» и «сооружения» определены в статье 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Кроме того, в соответствии с подпунктом 57) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 567-II «О связи» под средствами телекоммуникаций (средствами связи) понимаются технические устройства, оборудование, системы и программные средства, позволяющие формировать, передавать, принимать, хранить, обрабатывать, коммутировать электромагнитные или оптические сигналы или управлять ими. 26. В отношении лиц, признанных виновными в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 170, 171, 173, 182, 184, 255, 256, 257, 258, 259, 270 УК, суду в соответствии с пунктами 1), 2), 3) части второй статьи 48 УК необходимо решать вопрос о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения указанных преступлений, и любых доходов от этого имущества; денег, ценностей и иного имущества, в которые это имущество и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы; денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремизма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Исходя из положения пункта 4) части второй статьи 48 УК судом должно быть принято решение о конфискации принадлежащих подсудимому орудий или иных средств совершения уголовного правонарушения. В целях пресечения финансирования терроризма и экстремизма в необходимых случаях следует принимать меры, предусмотренные главой 71 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК). 27. Санкции статей УК, устанавливающие наказания за совершение некоторых видов террористических и экстремистских преступлений, предусматривают в качестве дополнительного наказания - лишение гражданства Республики Казахстан. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 50-1 УК под лишением гражданства Республики Казахстан понимается принудительное прекращение государством устойчивой политико-правовой связи с осужденным, выражающей совокупность их взаимных прав и обязанностей. При обсуждении вопроса о назначении или неназначении указанного вида дополнительного наказания судам необходимо принять во внимание все обстоятельства дела, наступившие от террористических и (или) экстремистских преступлений последствия и данные о личности виновного. Решение суда в этой части должно быть мотивировано. Следует учесть, что лишение гражданства Республики Казахстан не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет. 28. Примечания к статьям 182, 255, 258, 260, 261 УК предусматривают условия освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно прекративших участие в терроризме и (или) в экстремистской деятельности, если в их действиях не содержится иного состава уголовного правонарушения. Под добровольным прекращением участия понимается прекращение лицом преступной деятельности при осознании им возможности ее продолжения, что может выражаться, например, в выходе из состава экстремистской группы, невыполнении распоряжений их руководителей, отказе от совершения уголовных правонарушений, а также в иных действиях, способствующих деятельности террористической и (или) экстремистской группы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |