|
|
|
Постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2023 года № 100-П
Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф., рассмотрев в открытом заседании обращение Чашкина А.С.,
установил:
В Конституционный Суд Республики Казахстан (далее - Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие пункту 4 статьи 4, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция) статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - Налоговый кодекс). Из обращения следует, что определением специализированного межрайонного административного суда Павлодарской области от 17 мая 2023 года № 5594-23-00-4/277 со ссылкой на статью 137 Налогового кодекса субъекту обращения было отказано в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с материалами с пометкой «ДСП», представленными ответчиком (РГУ «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан»). Постановлением судебной коллегии по административным делам Павлодарского областного суда от 12 сентября 2023 года № 5599-23-00-4а/233 указанное определение суда оставлено без изменения. Субъект обращения считает, что конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, предусмотренная статьей 137 Налогового кодекса, нарушает право граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на ознакомление с затрагивающими их права и интересы документами, решениями и источниками информации. Согласно пункту 3 статьи 19 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Гражданин, кандас при совершении сделок, связанных с его предпринимательской деятельностью, должен указывать, что он действует в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, действующее законодательство Республики Казахстан разграничивает правовое положение граждан и индивидуальных предпринимателей, предусматривая для них разные правовые режимы при занятии определенными видами деятельности, привлечении к юридической ответственности, решении других вопросов. В рассматриваемом случае поводом для обращения явилось участие субъекта обращения в налоговых правоотношениях в связи с осуществлением им индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно пункту 3 статьи 72 Конституции, подпункту 3) пункта 4 статьи 23, статье 43 и пункту 1 статьи 45 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года «О Конституционном Суде Республики Казахстан» (далее - Конституционный закон) Конституционный Суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Казахстан. Обращение в Конституционный Суд субъектов предпринимательства Конституцией и Конституционным законом не предусмотрено. В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 48 Конституционного закона в принятии обращения к конституционному производству отказывается, если обращение исходит от ненадлежащего субъекта. На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 1) пункта 3 статьи 48 Конституционного закона, Конституционный Суд Республики Казахстан
постановляет:
Отказать в принятии к конституционному производству обращения о рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Конституционный Суд Республики Казахстан
Конституционный Суд Республики Казахстан г. Астана, ул. Мәнгілік Ел, 13
Обращение о признании неконституционной статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, в связи с их противоречием пункту 4 статьи 4, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан
Субъект обращения и его право на обращение в Конституционный Суд
1. Субъект обращения является гражданином Республики Казахстан. 2. Поводом для настоящего обращения явилось участие субъекта обращения в налоговых правоотношениях в связи осуществлением им индивидуальной предпринимательской деятельности. 3. В соответствии с нормами статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан, статьи 30 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность гражданина - это деятельность, осуществляемая в порядке реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности, прямо установленного пунктом 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан (именуемой далее по тексту - «Конституция»). 4. Конституция предусматривает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (статья 35 Конституции); каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики (пункт 1 статьи 34 Конституции). Налоговые правоотношения носят публично-правовой характер, а налоговое законодательство, основанное на Конституции Республики Казахстан, состоящее из Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», именуемого далее по тексту - «Налоговый кодекс», а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, регулирует властные отношения по установлению, введению, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налоговых обязательств. 5. При изложенных условиях и осуществление гражданином предпринимательской деятельности, и участие гражданина в налоговых правоотношениях - есть реализация общегражданских конституционных прав и обязанностей гражданина.
Обстоятельства, ставшие поводом для обращения в Конституционный Суд
6. 17 мая 2023 года судья специализированного межрайонного административного суда Павлодарской области Рахматулина Г.Б., рассматривая административное дело № 5594-23-00-2/277 по иску Чашкина Александра Семёновича к РГУ «Управление государственных доходов по городу Павлодар Департамента государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», РГУ «Департамент государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, РГУ «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» о совершении действия, вынес определение (далее по тексту - «Определение суда») об отказе истцу в ходатайстве об ознакомлении с представленными ответчиком материалами административного дела, мотивируя отказ нормами статьи 137 Налогового кодекса Республики Казахстан, устанавливающими, что критерии риска и порядок применения системы управления рисками определяются налоговым органом и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению (в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска).
Допустимость и основания обращения в соответствии с нормами Конституционного закона Казахстана «О Конституционном Суде»
7. Согласно пункту 3 статьи 72 Конституции, пункту 1 статьи 45 Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде», именуемого далее по тексту - «Конституционный закон», Конституционный Суд по обращению граждан рассматривают на соответствие Конституции нормативные правовые акции Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закреплённые Конституцией. Порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд определяются Конституционным законом. В настоящем обращении обосновано, что оспариваемая норма применена судом, а также непосредственно затрагивает права и свободы субъекта обращения, закреплённые Конституцией. 8. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Конституционного закона обращение гражданина допустимо, если: 1) оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием гражданина и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу; 2) обращение подано в срок не позднее одного года после принятия судебного акта, предусмотренного подпунктом 1) настоящего пункта. В рассматриваемом случае: 8.1. Определение суда применяет оспариваемый закон (статья 137 Налогового кодекса в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, определяемых налоговым органом); 8.2. Определение суда издано в конкретном деле с участием гражданина, являющегося субъектом обращения; 8.3. Определение суда имеет законную силу и не подлежит апелляционному обжалованию; 8.4. Пресекательный годичный срок подачи обращения, установленный подпунктом 2) пункта 2 статьи 45 Конституционного закона не наступил. 9. Необходимо подчеркнуть императивность оспариваемых положений статьи 137 Налогового кодекса. В связи с этим, в силу пункта 4 статьи 45 Конституционного закона настоящее обращение допустимо и без предварительного обращения гражданина в суд.
Сущность обращения, позиция лица, подающего обращение, и его правовое обоснование
Субъект обращения полагает, что нормы статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.05.2023 г.), опубликован: «Казахстанская правда» от 26 декабря 2017 г. № 247 (28626); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 28 декабря 2017 года; Ведомости Парламента РК, 2017 год, декабрь, №№ 22-II (а), 22-II (б) (2744), ст. 107 (вышло из печати 19.01.2018 г.) в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, не соответствуют Конституции. Это обусловлено следующим: 10. В соответствии со статьями 136, 137 Налогового кодекса существует и применяется налоговыми органами система управления рисками, основанная на оценке степени (уровня) рисков. При этом оценка степени (уровня) риска производится по совокупности признаков, именуемых критерии риска. В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 137 Налогового кодекса критерии риска и порядок применения системы управления рисками определяются налоговым органом и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению (в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска), за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 указанной статьи. 11. Применение налоговыми органами критериев риска и системы управления рисками оказывает непосредственное влияние на права и обязанности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Например, отнесение индивидуального предпринимателя к категории высокой степени риска при категорировании налогоплательщиков (налоговых агентов), влечет следующие изменения прав и обязанностей по сравнению с налогоплательщиком низкой степени риска: - лишение предпринимателя права прекратить деятельность в упрощенном порядке (пп.6 п.2 ст.67 Налогового кодекса); - лишение налогоплательщика права подать заявление о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (п.2 ст.82, п.1 ст.83 Налогового кодекса); - лишение налогоплательщика права продлять срок налоговой отчетности (п.6 ст.212 Налогового кодекса); - лишение налогоплательщика права приостановить представление налоговой отчетности (пп.4 п.7 ст.213 Налогового кодекса); - лишение налогоплательщика возможности изменить срок уплаты косвенных налогов по импортируемым товарам (п.9 ст.49 Налогового кодекса); - создание возможности применения к налогоплательщику мер обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, за исключением начисления пени (п.2 ст.116 Налогового кодекса); - создание возможности применения к налогоплательщику мер принудительного взыскания налоговой задолженности (ст.ст. 121 - 124 Налогового кодекса); - установление возможности направления налогоплательщику уведомлений о погашении налоговой задолженности (пп.7 п.2 ст.114 Налогового кодекса); - уменьшение в 4 - 15 раз сроков исполнения уведомления о погашении налоговой задолженности до наступления негативных последствий (п.1 ст.119, п.1 ст.120, п.1 ст.122 Налогового кодекса). Результаты применения системы управления рисками, также, влияют на необходимость тратить ресурсы налогоплательщика на исполнение обязанностей налогоплательщика при проведении налоговой проверки, на необходимость реагирования на результаты камерального контроля, на другие аспекты взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. 12. Согласно пункту 4 статьи 4 Конституции официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Такие же правила установлены и нормами основанного на Конституции отраслевого законодательства. Так, согласно статье 10 Налогового кодекса нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию. Нормами статьи 10 Предпринимательского кодекса установлен принцип прозрачности деятельности государственных органов и доступности информации, в силу которого деятельность государственных органов должна быть публичной и открытой в пределах, установленных законами Республики Казахстан, государственные органы обязаны обеспечивать прозрачность своей деятельности по принятию решений, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. Вопреки этим положениям вследствие применения рассматриваемых норм статьи 137 Налогового кодекса нормативные правовые акты налогового органа, устанавливающие критерии риска и порядок применения системы управления рисками, непосредственно касающиеся прав и обязанностей предпринимателей, применяются без их официального опубликования. Вследствие конфиденциального характера критериев риска предприниматель не может знать: По каким причинам ему установлен повышенный уровень риска? Какие решения или действия ему следует совершить для снижения уровня риска? 13. Согласно пункту 3 статьи 18 Конституции государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. Вопреки этому положению вследствие установленного статьей 137 Налогового кодекса запрета на разглашение, граждан, осуществляющий предпринимательскую деятельность, не имеет возможность ознакомиться с документами налогового органа, определяющими критерии риска и порядок применения системы управления рисками и непосредственно затрагивающими его права и интересы. 14. Согласно пункту 1 статьи 39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Вопреки этому положению Конституции статьей 137 Налогового кодекса в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, определяемых налоговым органом, ограничиваются права граждан - предпринимателей, при условии, что такое ограничение не является необходимым ни в целях защиты конституционного строя, ни в целях охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 15. Изложенное выше свидетельствует, что статья 137 Налогового кодекса в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, определяемых налоговым органом, не соответствует пункту 4 статьи 4, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан.
Дополнительная информация в порядке устранения «недостатков» обращения, указанных Аппаратом Конституционного Суда
16. 25.08.2023 субъект обращения направил в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан запрос о предоставлении информации (расшифровки сработавших критериев оценки степени риска) или разрешения руководителя организации, в ведении которого находятся указанные документы, в соответствии с пунктом 48 «Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней» от 24 июня 2022 года № 429. 15.09.2023 решением Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан № ЖТ-2023-01633885 запрос оставлен без удовлетворения. 17. 12.09.2023 судебная коллегия по административный делам Павлодарского областного суда постановлением № 5599-23-00-4а/233 оставила без удовлетворения ходатайство об обращении в Конституционный Суд с представлением о признании статьи 137 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» неконституционной. При этом указанным постановлением судебная коллегия разъяснила право субъекта обращения самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Республики Казахстан со статьей 45 Конституционного закона. 18. Полагаю неверным приведенное в письме Аппарата Конституционного Суда утверждение, что оспариваемая субъектом обращения «норма Налогового кодекса не носит императивного характера», сделанное как обоснование невозможности рассмотреть обращение на основании пункта 4 статьи 45 Конституционного закона. 19. Оспариваемые настоящим Обращением положения статьи 137 Налогового кодекса являются императивными, поскольку сформулированы в совершенно категоричной форме и не могут быть изменены ни по инициативе налогового органа, ни по инициативе налогоплательщика. Императивный характер оспариваемых норм подчеркнут в разделе 9 настоящего Обращения. На основании изложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 43-45 Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан», ПРОШУ: Принять настоящее обращение к производству Конституционного Суда Республики Казахстан. Признать неконституционной статью 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, в связи с их противоречием пункту 4 статьи 4, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан.
Приложения: 1) копия удостоверения личности; 2) копии текстов актов, подлежащих проверке; 3) копия определения судьи специализированного межрайонного административного суда Павлодарской области Рахматулиной Г.Б. от 17 мая 2023 года по административному делу № 5594-23-00-2/277; 4) копия письма Аппарата Конституционного Суда от 16.08.2023; 5) копия запроса в Комитет государственных доходов от 25.08.2023; 6) копия ответа Комитета государственных доходов МФ РК от 15.09.2023; 7) копия постановления судебной коллегии по административным делам Павлодарского областного суда № 5599-23-00-4а/233 от 12.09.2023.
Конституционный Суд Республики Казахстан г. Астана, ул. Мәнгілік Ел, 13
Требование о принятии решения по вопросу Конституционным Судом (в порядке п.3 ст.47 Конституционного закона РК «О Конституционном Суде»)
20 октября 2023 года я направил в Конституционный Суд Республики Казахстан обращение о признании неконституционной статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» в части, устанавливающей конфиденциальность критериев риска и порядка применения системы управления рисками, в связи с их противоречием пункту 4 статьи 4, пункту 3 статьи 18, пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан (далее по тексту - «Обращение», регистрационный номер в системе eOtinish.kz ЖТ-2023-02121393 - прилагается). 27 октября 2023 года руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Казахстан письмом исх. номер 07-01-01/ЖТ-Ч-3624/1 (далее по тексту - «Письмо», прилагается) возвратил мне обращение, мотивируя такое действие подпунктом 3) пункта 2 статьи 47 Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» (далее по тексту - «Закон»). В силу пункта 3 статьи 47 Закона лицо, направившее обращение, вправе потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу. Настоящим требую принятия Конституционным Судом решения по вопросу принятия моего Обращения к конституционному производству, в связи со следующими обстоятельствами: Полагаю несостоятельным вывод «Письма» (цитирую): «Индивидуальные предприниматели... выступают в правовых отношениях в сфере предпринимательской деятельности не как граждане, а именно как индивидуальные предприниматели...». Как я указывал в Обращении предпринимательская деятельность гражданина - это деятельность, осуществляемая гражданином в порядке реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности, прямо установленного пунктом 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан. Осуществляя предпринимательскую деятельность гражданин не утрачивает свой общегражданский статус. Если следовать логике Письма, то из компетенции Конституционного Суда следует исключить, к примеру, обращения собственников недвижимого имущества, поскольку после государственной регистрации прав на недвижимое имущество соответствующие правомочия таких граждан исполняются в соответствии со специальным правовым статусом собственника недвижимого имущества, работников, поскольку после заключения трудового договора соответствующие правомочия таких граждан исполняются в соответствии со специальным правовым статусом работника в трудовых отношениях, а не гражданина, военнослужащих, поскольку после принятия присяги соответствующие правомочия такого граждан, защищающих Отечество, исполняются в соответствии со специальным правовым статусом военнослужащих, а не гражданина, осужденных, поскольку после вступления в законную силу обвинительного приговора, соответствующие правомочия таких граждан, исполняются в соответствии со специальным правовым статусом осужденных, и так далее, и тому подобное.
Убедительно прошу Конституционный Суд принять Обращение к конституционному производству.
Приложения: 1. Обращение в Конституционный Совет от 20 октября 2023 года 1.1. копия удостоверения личности; 1.2. копии текстов актов, подлежащих проверке; 1.3. копия определения судьи специализированного межрайонного административного суда Павлодарской области Рахматулиной Г.Б. от 17 мая 2023 года по административному делу № 5594-23-00-2/277; 1.4. копия письма Аппарата Конституционного Суда от 16.08.2023; 1.5. копия запроса в Комитет государственных доходов от 25.08.2023; 1.6. копия ответа Комитета государственных доходов МФ РК от 15.09.2023; 1.7. копия постановления судебной коллегии по административным делам Павлодарского областного суда № 5599-23-00-4а/233 от 12.09.2023; 2. письмо Аппарата Конституционного Суда Республики Казахстан от 27.10.2023 г. № 07-01-01/ЖТ-Ч-3624/1.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |