|
|
|
Выписка из протокола очного заседания Совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» от 9 декабря 2021 года № 190
Кворум для проведения заседания Совета директоров имеется.
Повестка дня:
16. Об утверждении Правил проведения контроля за осуществлением закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (докладчик - Айтенов М.Д.).
Рассмотрение вопросов по Повестке дня
По шестнадцатому вопросу повестки дня. В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», подпунктом 20) пункта 3 статьи 8 и пунктом 5 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния», подпунктом 20) пункта 57 Устава АО «Самрук-Қазына», пунктом 38-12 Перечня документов, регулирующих внутреннюю деятельность АО «Самрук-Қазына», утверждение которых относится к исключительной компетенции Совета директоров АО «Самрук-Қазына», утвержденного решением Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 26 мая 2012 года № 80, решением Правления АО «Самрук-Қазына» от 12 ноября 2021 года № 51/21, Совет директоров АО «Самрук-Қазына» РЕШИЛ: 1. Внести в Перечень документов, регулирующих внутреннюю деятельность АО «Самрук-Қазына», утверждение которых относится к исключительной компетенции Совета директоров АО «Самрук-Қазына», утвержденный решением Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 26 мая 2012 года № 80, следующее изменение: пункт 38-12 изложить в следующей редакции: «38-12. Правила проведения контроля за осуществлением закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления;». 2. Утвердить Правила проведения контроля за осуществлением закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления согласно Приложению № 14 к настоящему Протоколу и ввести их в действие с 1 января 2022 года. 3. Признать утратившими силу с 1 января 2022 года Правила контроля осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденные решением Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 23 декабря 2019 года № 166. 4. Председателю Правления АО «Самрук-Қазына» Саткалиеву A.M. в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принять меры, вытекающие из настоящего решения.
к Протоколу Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 9 декабря 2021 года № 190
Правила проведения контроля за осуществлением закупок
IV. Права и обязанности проверяющих V. Права и обязанности должностных лиц организаций Фонда (объектов контроля) VI. Порядок проведения плановых проверок VIII. Меры реагирования по результатам контроля
1. Настоящие Правила проведения контроля за осуществлением закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее – Правила контроля), разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора». 2. Настоящие Правила контроля определяют порядок осуществления контроля за соблюдением АО «Самрук-Қазына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, требований, установленных Порядком осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее – Порядок). 3. В настоящих Правилах контроля используются следующие понятия: 1) Фонд – АО «Самрук-Қазына»; 2) организации Фонда – юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду на праве собственности или доверительного управления. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему юридическому лицу пятидесяти и более процентов голосующих акций (долей участия) иного юридического лица на праве собственности или доверительного управления; 3) акт плановой проверки – обязательный для исполнения акт, содержащий рекомендации по устранению выявленных нарушений и причин их возникновения; 4) должностные лица объекта контроля – руководители Фонда и организаций Фонда (объекта контроля) или уполномоченные ими лица, а равно работники, курирующие вопросы закупок и другие лица, ответственные за осуществление процедур, описанных в корпоративных документах по закупкам; 5) Централизованная служба по контролю за закупками Фонда и организаций Фонда (Централизованная служба) – структурное подразделение Фонда, осуществляющее контроль в соответствии с настоящими Правилами контроля; 6) Уполномоченный орган в сфере закупок – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в сфере закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора; 7) Уполномоченное лицо Фонда – уполномоченный работник Фонда, в обязанности которого входят полномочия по координации деятельности осуществления закупок в Фонде и организациях Фонда; 8) контроль – деятельность Централизованной службы по проверке и наблюдению за соблюдением Фондом и организациями Фонда требований корпоративных документов по закупкам; 9) корпоративные документы по закупкам – совокупность Порядка и принимаемых в соответствии с ним документов (актов), детализирующих применение норм Порядка; 10) материалы контроля – документы, составленные по результатам контроля; 11) веб-портал закупок – информационная система Фонда, обеспечивающая проведение закупок в электронном формате в соответствии с корпоративными документами по закупкам. 12) мониторинг – один из видов плановой проверки, предусматривающий изучение закупок на предмет соответствия требованиям корпоративных документов по закупкам; 13) нарушения – действия или бездействия заказчика / организатора закупок, тендерной комиссии / экспертной комиссии по закупкам / эксперта по закупкам / оператора информационной системы электронных закупок, не соответствующие корпоративным документам по закупкам и влияющие на итоги закупок, которые возможно устранить до момента заключения договора; 14) объект контроля – заказчик, организатор закупок, тендерная комиссия, экспертная комиссия по закупкам, эксперт по закупкам, потенциальный поставщик, поставщик, а также лица, привлекаемые ими в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, в пределах предмета проводимых закупок, оператор информационной системы электронных закупок. 15) планы проведения проверок – документы, утверждаемые приказом Уполномоченного лица Фонда, содержащие информацию о проверках. 16) проверяющий – работник Централизованной службы, осуществляющий контроль; 17) рейтинг корпоративного управления – стратегический показатель, отражающий уровень корпоративного управления в организации Фонда (объекта контроля), оцениваемый в соответствии с Методикой диагностики корпоративного управления в юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына»; 18) уведомление об устранении нарушений – документ Централизованной службы, составленный по результатам контроля, содержащий указание на нарушения и решения Централизованной службы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 19) упущения - действие/ бездействие заказчика/ организатора закупок, тендерной комиссии / экспертной комиссии по закупкам / эксперта по закупкам / оператора информационной системы электронных закупок, не соответствующие корпоративным документам по закупкам не являющиеся нарушением.
4. Основаниями для проведения контроля являются: 1) письменное обращение либо обращение, поступившее по общедоступным информационным системам и соответствующее требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, потенциального поставщика или поставщика, принимающего (принявшего) участие в тендере либо аукционе, либо его уполномоченного представителя с жалобой на действия (бездействие), решения заказчика, организатора закупок либо тендерной комиссии (аукционной комиссии), экспертной комиссии по закупкам, эксперта по закупкам, оператора информационной системы электронных закупок; 2) поступившие постановления правоохранительных органов; 3) план проведения проверок Централизованной службы по контролю за закупками. 5. Контроль проводится Централизованной службой, которая подчиняется Уполномоченному лицу Фонда. 6. В необходимых случаях контроль может проводиться с привлечением специалистов государственных органов и специализированных организаций, институтов и лабораторий, работников Фонда и организаций Фонда, аудиторских компаний, экспертов и других лиц, обладающих специальными научными знаниями в той или иной сфере. 7. Контроль основывается на следующих принципах: 1) беспристрастность; 2) объективность; 3) справедливость; 4) ответственности за принимаемые решения; 5) соблюдение законности и порядка.
8. В целях обеспечения объективности и независимости запрещается проведение контроля проверяющими: 1) являющимися близкими родственниками, супругами, свойственниками или доверенными лицами должностных лиц или иного лица, осуществлявшего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта контроля; 2) работавшими в объекте контроля либо являвшимися близкими родственниками, супругами, свойственниками или доверенными лицами должностных лиц или иного лица, осуществлявшего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта контроля в проверяемый период; 3) из числа учредителей, участников или акционеров, должностных лиц объекта контроля, имеющих в нем личные имущественные интересы. Примечание. В настоящих Правилах контроля под близкими родственниками понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками - полнородные и неполнородные братья и сестры, родители и дети супруга (супруги). 9. При возникновении любого конфликта интересов, включая, но не ограничиваясь изложенным в пункте 8 настоящих Правил контроля, проверяющие обязаны письменно сообщить об этом руководителю Централизованной службы в соответствии с Политикой по урегулированию конфликта интересов АО «Самрук-Қазына». 10. В случае возникновения конфликта интересов, руководитель Централизованной службы принимает меры по устранению конфликта интересов в соответствии Политикой по урегулированию конфликта интересов АО «Самрук-Қазына».
IV. Права и обязанности проверяющих
11. Проверяющие при проведении контроля вправе: 1) при предъявлении документов, подтверждающих их полномочия на проведение контроля, получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта контроля; 2) запрашивать необходимую документацию, информацию, а также доступ к информационным системам в рамках контроля; 3) в соответствии с задачами и предметом контроля, для подготовки материалов контроля запрашивать акты и документы, принятые по результатам прошлых проверок, в том числе государственных уполномоченных органов и внутреннего аудита; 4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объекта контроля представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленным при проведении контроля, а также копий необходимых документов; 5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контроля необходимой документации, информации в рамках контрольной проверки; 6) в пределах своей компетенции требовать приостановления заключения договоров о закупках до окончания срока проведения контроля; 7) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами контроля и корпоративными документами по закупкам. 1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан, настоящих Правил контроля, корпоративных документов по закупкам и внутренних нормативных документов объекта контроля; 2) не нарушать права и законные интересы объектов контроля; 3) не препятствовать установленному режиму работы объекта контроля; 4) проводить контроль в соответствии с настоящими Правилами контроля; 5) соблюдать требования служебной и профессиональной этики; 6) не препятствовать руководителю (должностным лицам) объекта контроля присутствовать при проведении контроля и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля; 7) не разглашать сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне; 8) сообщать об условиях, способствующих конфликту интересов; 9) основывать результаты контроля исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе контроля; 10) осуществлять контроль за своевременным исполнением объектами контроля уведомлений об устранении нарушений, направленных Централизованной службой; 11) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 13. Проверяющие и руководитель Централизованной службы несут персональную ответственность за нарушение требований Правил контроля при осуществлении контроля.
V. Права и обязанности должностных лиц организаций Фонда (объектов контроля)
14. Должностные лица объекта контроля вправе: 1) ознакомиться с целью, продолжительностью контрольных мероприятий, его результатами, выводами и рекомендациями; 2) ознакомиться с принимаемыми мерами реагирования контрольных мероприятий; 3) не допускать к проверке проверяющих, не представивших документы о назначении контрольной проверки; 4) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан и корпоративными документами по закупкам. 15. Должностные лица объекта контроля обязаны: 1) обеспечить проверяющих рабочими местами и создать условия, необходимые для проведения проверяющими контрольных мероприятий, а также обеспечение служебным транспортом в случае отдаленности объекта контроля от места дислокации проверяющих; 2) обеспечить своевременность, достоверность, объективность и полноту запрашиваемых Централизованной службой, в том числе проверяющими данных; 3) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения контрольных мероприятий; 4) не вмешиваться в действия проверяющих и не препятствовать проведению контрольных мероприятий; 5) исполнять требования и поручения Централизованной службы, в том числе проверяющих; 6) своевременно предоставлять информацию об исполнении уведомления об устранении нарушений, направленного Централизованной службой; 7) предоставлять необходимые материалы (доказательства): справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с контрольными мероприятиями, а также документацию и информацию, необходимую для формирования плана проведения проверок, для подготовки отчетов по закупкам и контролю; 8) предоставить в соответствии с законодательством Республики Казахстан и корпоративными документами по закупкам доступ к информационным системам, необходимым для проведения контрольных мероприятий; 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и корпоративными документами по закупкам. 16. Требуемая информация предоставляется в Централизованную службу, в том числе проверяющим, в запрашиваемых формах, порядке, а также в сроки, установленные Централизованной службой.
VI. Порядок проведения плановых проверок
17. Плановые проверки осуществляются Централизованной службой в соответствии с утвержденным планами проведения проверок. Планы проверок делятся на следующие виды: 1) План проверок в отношении отдельных субъектов контроля, содержащий сведения о наименовании объекта контроля, предмете и сроке проведения плановой проверки; 2) План проверок в отношении отдельных закупок (мониторинг), содержащий идентификационные сведения закупок, подлежащих мониторингу. 18. Планы проверок утверждаются приказом Уполномоченного лица Фонда. План проведения проверок в отношении отдельных объектов контроля на соответствующий календарный год составляется с учетом уровня корпоративного управления организаций Фонда, анализа их деятельности в сфере закупок за предыдущий период работы, в том числе с учетом выявленных нарушений и упущений по результатам проведенного мониторинга, рассмотрения обращений, по поручению Уполномоченного лица Фонда. 19. Объектами плановых контрольных проверок в отношении отдельных объектов контроля являются объекты контроля, за исключением организаций Фонда, рейтинг корпоративного управления которых равен «AAA». 20. Централизованная служба не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня начала плановой проверки в отношении отдельных субъектов контроля направляет в адрес объекта контроля письмо о предстоящей плановой проверке с указанием сведений о проверяющих, перечне необходимых документов, дате начала проверки и с приложением выписки из утвержденного плана проведения проверок. Документы, указанные в письме Централизованной службы должны быть предоставлены проверяющим в день начала проверки. 21. Срок проведения плановых проверок в отношении отдельных объектов контроля не должен превышать 40 (сорока) календарных дней с даты начала проверки. 22. При наличии обоснованных причин срок проведения плановых проверок в отношении отдельных объектов контроля может быть продлен по решению Уполномоченного лица Фонда, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней, о чем сообщается объекту контроля. 23. Количество проверяющих, привлекаемых для плановой проверки, в отношении отдельных объектов контроля должно составлять не менее 2 (двух) работников Централизованной службы. Не допускается привлекать к проверке работников Централизованной службы, которые проводили плановую контрольную проверку в отношении того же объекта контроля в предыдущий раз. 24. По завершению плановых проверок в отношении отдельных субъектов контроля составляется заключение по итогам проверки с указанием: 1) места проведения проверки, даты составления акта и сроков проведения плановых проверок; 2) вида проверки; 3) фамилии, имени, отчества, должности проверяющих; 4) наименования объекта контроля; 5) периода, за который проводилась проверка; 6) реквизитов документов, послуживших основанием для проведения плановых проверок; 7) материалов, относящихся к предмету плановых проверок; 8) результатов проверки; 9) наличия либо отсутствия фактов нарушений (с приложением актов проверок и/или уведомлений), упущений и недостатков; 10) наличия нарушений, упущений и недостатков, выявленных предыдущими плановыми контрольными проверками, в случаях, когда объектами контроля не было принято надлежащих мер для устранения этих нарушений и недостатков, или, когда эти нарушения и недостатки носят систематический характер. 25. Заключение по итогам проверки подписывается проверяющими и руководителем Централизованной службы и направляется объекту контроля сопроводительным письмом. 26. Руководитель объекта контроля или лицо его замещающее, должен ознакомиться и собственноручно подписать заключение по итогам проверки в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня его получения. После подписания, электронная копия подписанного заключения по итогам проверки направляется в Централизованную службу, а оригинал остаётся на хранении у объекта контроля. 27. В случае непредставления в сроки, определенные пунктом 26 настоящих Правил контроля электронной копии подписанного заключения по итогам проверки, проверяющие составляют и подписывают акт об отказе от подписания объектом контроля заключения по итогам проверки, электронная копия которого направляется объекту контроля сопроводительным письмом за подписью руководителя Централизованной службы. При этом, о данном факте Централизованная служба уведомляет Уполномоченное лицо Фонда. 28. Датой завершения плановой проверки в отношении отдельных субъектов контроля считается дата поступления объекту контроля заключения по итогам проверки. 29. Плановые проверки в отношении отдельных закупок (мониторинг) осуществляется дистанционно, на условиях определенных в плане проверок в отношении отдельных закупок.
VII. Порядок проведения контроля в рамках поступивших обращений и постановлений правоохранительных органов
30. Рассмотрение обращений физических и (или) юридических лиц, правоохранительных органов и осуществление мероприятий по результатам их рассмотрения в отношении объектов контроля осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами контроля. Обращения рассматриваются в пределах заявленных требований (доводов). 31. В случае поступления ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения обращения, в рамках которого был приостановлен процесс заключения договора, Централизованная служба возобновляет процесс заключения договора, за исключением случаев, когда Централизованной службой осуществляется контроль по иным основаниям, в том числе другим обращениям, требующим приостановления процесса заключения договора. 32. В случае, если по окончанию рассмотрения обращения, в рамках которого был приостановлен процесс заключения договора, и Централизованной службой не выявлены нарушения, процесс заключения договора возобновляется, за исключением случаев, когда Централизованной службой осуществляется контроль по иным основаниям, в том числе другим обращениям, требующим приостановления процесса заключения договора.
VIII. Меры реагирования по результатам контроля
33. В случае выявления нарушений корпоративных документов по закупкам, Централизованная служба направляет объекту контроля уведомление об устранении нарушений. В случае выявления упущений требований корпоративных документов по закупкам, Централизованная служба уведомляет объект контроля о выявленных упущениях. Объект контроля обязан применить меры дисциплинарного воздействия к виновным лицам не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения уведомления с предоставлением подтверждающих документов в Централизованную службу. Срок применения дисциплинарного воздействия может быть продлен с учетом требований Трудового кодекса Республики Казахстан. 34. В случае выявления нарушений, требующих незамедлительного устранения, при осуществлении плановых проверок, проверяющими составляется обязательный для исполнения объектом контроля акт плановой проверки, содержащий рекомендации по устранению выявленных нарушений и причин их возникновения, который вручается (направляется) объекту контроля в течении 1 (одного) рабочего дня со дня выявления нарушений, который должен быть исполнен объектом контроля в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения акта плановой проверки. В случае неисполнения объектом контроля акта плановой проверки, проверяющие сообщают об этом руководителю Централизованной службы способом электронной почты. Руководитель централизованной службы в течении 3 (трех) рабочих дней принимает решение о направлении объекту контроля уведомления об устранении нарушений с приложением акта плановой проверки. В случае решения об отмене акта плановой проверки, проверяющие отзывают свой акт проверки. При проведении плановой проверки в отношении отдельных закупок (мониторинг) акты плановых проверок составляются и направляются посредством веб-портала закупок. 35. В материалах контроля Централизованной службы/проверяющих должны содержаться обязательные требования о принятии мер к лицам, виновным в совершении нарушений и/или упущений, за исключением случаев привлечения к ответственности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. В случае неисполнения данных требований объектом контроля, о данном факте уведомляется Уполномоченное лицо Фонда для принятия дальнейших решений. 36. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в уведомлении об устранении нарушений должно содержаться решение Централизованной службы об отмене и (или) пересмотре итогов закупок. 37. При выявлении по результатам контроля факта совершения объектом контроля действия (бездействия), содержащего признаки состава уголовного правонарушения, Централизованная служба обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня выявления такого факта передать информацию о совершении указанного действия (о бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы. 38. В случае установления факта предоставления потенциальным поставщиком или поставщиком недостоверной информации, Централизованная служба не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня установления такого факта письменно уведомляет об этом: 1) заказчика, если такой факт установлен после подведения итогов закупок; 2) заказчика, организатора закупок, если такой факт установлен до подведения итогов закупок. При этом к письменному уведомлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих данный факт. 39. В случае направления Централизованной службой уведомления об устранении нарушений объект контроля обязан устранить указанные в уведомлении нарушения в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения уведомления. 40. В случае неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам контроля, в срок, указанный в пункте 38 настоящих Правил контроля, Централизованная служба передает материалы в Уполномоченный орган в сфере закупок. 41. Уведомления об устранении нарушений не направляются в Уполномоченный орган в сфере закупок в случае самостоятельного устранения объектом контроля нарушений, выявленных по результатам контроля, проведенного Централизованной службой, в течение срока, установленного в уведомлении об устранении нарушений.
42. Централизованная служба систематически анализирует итоги проводимых/проведенных контрольных мероприятий, по поручению Уполномоченного лица Фонда предоставляет заинтересованным лицам информацию о результатах, проводимых/проведенных контрольных мероприятиях, обобщает и исследует причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в закупочной деятельности объектов контроля. 43. По итогам проведенного анализа Централизованная служба разрабатывает предложения по совершенствованию корпоративных документов по закупкам. 44. Контроль, начатый до введения в действие настоящих Правил контроля, осуществляется в соответствии с Правилами контроля, действовавшими на дату начала контроля закупочной деятельности (контрольных мероприятий).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |