<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Выездная налоговая проверка и обжалование её результатов (Узбекистан) (Юридическая фирма Ryskiyeva & Partners)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Выездная налоговая проверка и обжалование её результатов (Узбекистан)

 

Выездная налоговая проверка - это проверка налогоплательщика на предмет исполнения им отдельных обязанностей в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством Республики Узбекистан, при которой проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика. Данная проверка проводиться по месту расположения (на территории) налогоплательщика.

 

В рамках проведения данной проверки обмен документами между налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется следующим образом:

-   в персональный кабинет налогоплательщику направляются соответствующие документы в электронной форме. Направленные документы считаются полученными налогоплательщиком после их прочтения, но не позднее 3 (трех) дней с даты отправления;

-   при отсутствии персонального кабинета налогоплательщика документы направляются по почте заказным письмом и считаются полученными через 5 (пять) дней после их отправления;

-   документы могут быть вручены налогоплательщику или его представителю лично под подпись с указанием даты получения указанных документов.

 

Не всегда проверяемые лица (юридические лица и индивидуальные предприниматели) согласны с результатами (итогами) налоговой проверки. Ниже опишем этапы начала, проведения и обжалования результатов выездной налоговой проверки.

 

ПЕРВОЕ, необходимо понять в каких случаях может проводиться выездная налоговая проверка. Проверка проводится при наличии следующих оснований:

- наличие риска совершения налогоплательщиком нарушения налогового законодательства, установленного системой управления налоговыми рисками;

- поступление обращений физических или юридических лиц о фактах нарушения налогового либо валютного законодательства со стороны налогоплательщика, в том числе о фактах необоснованного завышения цен на товары и услуги, незаконной предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров легковыми автотранспортными средствами;

- публикация в СМИ сведений о налоговых и валютных правонарушениях;

- возникновение необходимости получения от налогоплательщика дополнительных сведений в целях объективного осуществления проводимой камеральной налоговой проверки;

- возникновение необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в процессе постановки плательщиков НДС на специальный регистрационный учет по НДС в налоговых органах;

- непредставление либо неполное представление налогоплательщиком сведений и/или документов на запрос налогового органа, отправленный в процессе осуществления мониторинга за обоснованностью проведения валютных операций;

- информация, поступившая из судебных, правоохранительных органов, а также других государственных органов и организаций, свидетельствующая о налоговых и валютных правонарушениях;

- выявление налоговыми инспекторами в процессе осуществления своих служебных обязанностей фактов фальсификации и контрафакта товаров, а также нарушений правил маркировки в отношении товаров, подлежащей обязательной цифровой маркировке.

 

Выездная налоговая проверка не проводится:

- у действующих субъектах предпринимательства, относящихся к категории «ААА» по рейтингу стабильности (устойчивости) субъектов предпринимательства;

- у коммерческих организаций, не осуществлявших финансово-хозяйственную деятельность с момента государственной регистрации, и не имеющих налоговой задолженности.

 

Однако, налоговые проверки могут проводиться без каких-либо ограничений у любых государственных предприятий и юридических лиц с государственной долей в уставном капитале 50 % и более.

 

Рейтинг стабильности субъектов предпринимательства формируется автоматически (онлайн) на электронной платформе «Рейтинг устойчивости предпринимателей» и публикуется на сайте Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан (https://chamber.uz).

 

ВТОРОЕ, для инициирования проверки издаётся приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Далее, данный приказ должен быть зарегистрирован в Единой системе электронной регистрации проверок.

 

ТРЕТЬЕ, до начала налоговой проверки юридического лица налоговый орган в обязательном порядке уведомляет Бизнес-омбудсмана - Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Само проверяемое лицо не уведомляется заранее о выездной налоговой проверке.

 

ЧЕТВЕРТОЕ, в день начала выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа (т.е. проверяющие) обязаны:

- ознакомить проверяемого налогоплательщика (или его представителя) с целью налоговой проверки, предъявить ему свое служебное удостоверение;

- вручить налогоплательщику копию приказа о назначении налоговой проверки;

- разъяснить права и обязанности налогоплательщика, связанные с проведением налоговой проверки.

 

ПЯТОЕ, далее проводиться сама налоговая проверка, в процессе которой проверяющие и проверяемые лица имеют установленные законодательством права и обязанности.

 

Проверяемый налогоплательщик вправе (кроме прочего):

- не допускать на свою территорию и в помещения для проведения проверки должностных лиц налогового органа в случаях, если:

- приказ о проведении выездной налоговой проверки не оформлен в установленном порядке и налогоплательщику не вручена копия приказа, за исключением случаев отказа налогоплательщика от ее получения;

- проверяющее должностное лицо не указано в приказе о назначении проверки, и/или не предъявило свое служебное удостоверение;

- сроки налоговой проверки, указанные в приказе, не наступили или истекли.

- не выполнять требования должностных лиц налоговых органов, не относящиеся к вопросам налоговой проверки;

- участвовать лично или через своего представителя при проведении налоговой проверки;

- представлять в налоговые органы, проводящие налоговую проверку, пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;

- не представлять налоговому органу истребуемые документы, если эти документы или их копии ранее представлялись налоговым органам при проведении предыдущих камеральных или выездных налоговых проверок либо при проведении налогового мониторинга;

- заявлять отвод эксперту, назначенного налоговым органом, и просить о назначении эксперта из числа лиц, указанных налогоплательщиком;

- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта;

- знакомиться с материалами налоговой проверки и по итогам проверки получить акт выездной налоговой проверки;

- обжаловать незаконные действия должностных лиц налоговых органов, совершенные в ходе налоговой проверки;

- в качестве обоснования во время проведения налоговой проверки или по её результатам представить отчет и/или заключение организации налоговых консультантов по налоговому консультированию, которые относятся к проверяемому периоду.

 

В зависимости от вида деятельности проверяемого лица, должностные лица налогового органа в ходе выездной налоговой проверки вправе (кроме прочего):

- проводить проверки соблюдения налогоплательщиками правил торговли и оказания услуг, в том числе контроль за применением контрольно-кассовой техники (ККМ) и платежных терминалов при осуществлении расчетов с населением;

- проводить проверки по выявленным фактам фальсификации и контрафакта товаров, а также нарушениям правил маркировки в отношении товаров, подлежащей обязательной цифровой маркировке, без уведомления субъектов предпринимательства и с уведомлением в день проверки Бизнес Омбудсмана - Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

- проводить налоговые проверки в отношении субъектов предпринимательства, занимающихся розничной торговлей товаров, подлежащей обязательной цифровой маркировке;

- осуществлять профилактические мероприятия;

- истребовать и изучать учетную документацию и информацию налогоплательщика, имеющую отношение к проверке, в том числе хранящуюся на электронных носителях информации;

- производить осмотр территорий и помещений, а также документов и предметов налогоплательщика и других мест, используемых налогоплательщиком для получения извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

- самостоятельно осуществлять контрольную закупку с обязательным использованием устройства для проведения видеосъемки;

- проводить инвентаризацию основных средств, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), денежных средств и расчетов;

- осуществлять налоговый контроль постановки на учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

- проводить хронометражные обследования;

- проводить проверку искусственного завышения или снижения цен на реализуемые товары и услуги;

- проводить проверку соответствия фактической численности работников налогоплательщика с численностью работников, отраженной в налоговой отчетности;

- проводить проверку соблюдения налогового законодательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств;

- проводить проверку фактически добытого налогоплательщиками недропользователями объема полезных ископаемых;

- проводить проверку своевременности исполнения банками платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов;

- осуществлять проверки соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства о валютном регулировании;

- проводить инвентаризацию активов и обязательств;

- проводить проверку наличия оформленных в установленном порядке товарно-сопроводительных документов на товары, перевозимые автотранспортными средствами.

 

При проведении выездной налоговой проверки не допускается истребование у налогоплательщика документов (сведений), не связанных с предметом выездной налоговой проверки.

 

ШЕСТОЕ, выездная налоговая проверка проводиться в течение 10 (десяти) дней (т.е. это максимальный срок проведения проверки). При этом срок проведения данной проверки продлевать нельзя.

 

При необходимости и по отдельному решению должностного лица налогового органа к налоговым проверкам могут привлекаться свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и понятые, а также может быть назначена экспертиза.

 

СЕДЬМОЕ, после завершения выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа (проверяющий) составляет акт выездной налоговой проверки (в двух экземплярах). К данному акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, которые были выявлены в ходе налоговой проверки. При отсутствии нарушения налогового законодательства, в акте выездной налоговой проверки должна быть сделана соответствующая запись. Один экземпляр акта выездной проверки, подписанный всеми проверяющими лицами, в день завершения проверки вручается (передается) налогоплательщику.

 

Акт и другие документы, подтверждающие осуществление действий в рамках выездной налоговой проверки, могут быть составлены в электронной форме при помощи планшета или компьютера. Акт, составленный в электронной форме, направляется налогоплательщику через персональный кабинет налогоплательщика не позднее дня проверки. Днем завершения выездной налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику или направления ему акта выездной налоговой проверки.

 

ВОСЬМОЕ, в случае несогласия с доводами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, и/или с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям в течение 10 дней со дня получения акта выездной проверки. При этом рекомендуется приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

 

ДЕВЯТОЕ, руководитель налогового органа (его заместитель) должен рассмотреть акт выездной налоговой проверки и письменное возражение налогоплательщика (при его наличии) в течение 15-20 дней и принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом.

 

Решение налогового органа должно быть передано (вручено) налогоплательщику в течение 2 дней после его принятия. Решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его передачи (вручения) налогоплательщику.

 

ДЕСЯТОЕ, после принятия решения по итогам выездной налоговой проверки, не дожидаясь вступления его в силу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе издать дополнительное (отдельное) решение для принятия мер, направленные на обеспечение возможности исполнения своего решения (обеспечительные меры). Обеспечительные меры принимаются, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и/или взыскание налоговой задолженности, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Обеспечительными мерами могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке.

 

ОДИННАДЦАТОЕ, в случае согласия с выявленными нарушениями, налогоплательщик должен уплатить доначисленные налоги, финансовые штрафы, административные и/или уголовные санкции.

 

С момента получения налогоплательщиком решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать данное решение в:

- вышестоящем налоговом органе - в течение 30 дней; или

- административном суде - в течение 10 дней.

 

Вышестоящий налоговый орган праве оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика на решение по итогам выездной налоговой проверки если:

- жалоба не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

- жалоба подана после истечения установленного срока подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

- до принятия решения по жалобе от подавшего ее лица поступило заявление об ее отзыве полностью или частично;

- ранее уже была подана жалоба по тем же основаниям;

- жалоба подана на решение налогового органа, которое ранее уже было обжаловано;

- жалоба подана с нарушением установленного порядка;

- жалоба не оформлена в соответствии с требованиями к форме и содержанию;

- жалоба подана в рамках возбужденного уголовного дела или при обращении налогоплательщика в суд.

 

В зависимости от того, что именно налогоплательщик хочет оспорить по итогам выездной налоговой проверки, будет зависеть в какой суд необходимо обратиться для урегулирования спора - экономический или административный суд Узбекистана.

 

Любые незаконные действия или требования работников налоговых органов, связанные с налоговой проверкой, можно обжаловать, и при необходимости привлечь их к установленной законодательством ответственности.

 

Согласно статье 13 Налогового кодекса РУз. все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. Однако, не смотря на данный принцип презумпции правоты налогоплательщика, на практике часто Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан (ГНК) и суды больше защищают сторону налогового органа.

 

По общим правилам подведомственности и подсудности налоговые споры рассматриваются межрайонными, районными (городскими) судами в качестве суда первой инстанции (за исключением дел, подсудных Верховному суду Республики Узбекистан, областным и приравненным к ним судам).

 

Следующие дела подведомственны экономическим судам:

- споры по делам о взыскании налоговой задолженности (налоговый орган подает в данный суд для принудительного взыскания налоговой задолженности);

- споры о возврате из бюджета денежных средств налогоплательщиков по исполнительным или иным документам (налогоплательщик подает в данный суд для возврата средств из бюджета);

- дела о применении мер правового воздействия.

 

Следующие дела подведомственны административным судам:

- дела об оспаривании решений налоговых органов (налогоплательщик подает в данный суд для обжалования решения налогового органа);

- дела об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов (налогоплательщик подает в данный суд для обжалования действий (бездействий);

- дела об отказе в регистрации налоговым органом договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (налогоплательщик подает в данный суд для обжалования отказа в регистрации).

 

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия налогового органа (в том числе взыскание доначисленных налогов и сборов, а также применение финансовых санкций), до принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом или до вступления в законную силу решения суда. В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд, налогоплательщик должен письменно уведомить налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностного лица которого обжалуются. К своему уведомлению необходимо приложить копию жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд.

 

ДВЕНАДЦАТОЕ, если в ходе выездной налоговой проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства, за которые физические лица или должностные лица юридических лиц подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, составляет протокол об административном правонарушении в рамках своих полномочий. Обжалование решения о привлечении налогоплательщика (т.е. руководства юридического лица) к административной ответственности за совершение налогового правонарушения осуществляется через районные, городские уголовные суды.

 

Например, в ходе выездной налоговой проверки и после её завершения на налогоплательщика и его должностных лиц могут быть наложены санкции за воспрепятствование проверке и нарушения налогового законодательства. Причем наказание за нарушение процедуры проведения налоговой проверки налоговые инспекторы могут применить, не дожидаясь её окончания и результатов.

 

К таким санкциям относятся:

а) приостановка операций по банковским счетам предприятия на срок до 10 дней (на более длительный срок - только по решению суда), если налогоплательщик:

- безосновательно не допустил налоговых инспекторов на свою территорию, за исключением жилых помещений;

- отсутствует по адресу, указанному в сведениях о государственной регистрации;

- отказался представить проверяющим истребуемые ими документы;

 

б) административные штрафы за нарушения, предусмотренные статьями 174, 175, 175-1, 175-2, 175-3, 175-4, 175-5, 175-6 Кодекса об административной ответственности;

 

в) санкции за правонарушения, предусмотренные статьями 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227 Налогового кодекса. По этим налоговым нарушениям штрафом может быть как фиксированная сумма, так и процентное соотношение от суммы выявленного нарушения.

 

Если будет выявлено нарушение, предусмотренное уголовным законодательством, а именно статьями 184, 184-1 Уголовного кодекса, то возбуждается уголовное дело как по факту нарушения, так и в отношении конкретных виновных лиц.

 

 

Юридическая фирма Ryskiyeva & Partners

info@ryskiyeva.com

www.ryskiyeva.com