|
|
|
Новые требования для регистрации ТОО для граждан из стран ЕАЭС
Айгерим Масатбаева, Юридический консультант юридической фирмы Qazlegal Consult
С 28 мая 2024 года вступают в силу изменения и дополнения [1] в Закон «О миграции населения», которые усложняют процесс регистрации ТОО для граждан из стран ЕАЭС (Россия, Кыргызстан, Армения и Белоруссия) и Азербайджана и Таджикистана. [2] Так, в предыдущей статье, автор описывал практические проблемы, связанные с регистрацией ТОО гражданами ЕАЭС, без получения визы С5 для бизнес-иммигранта. В статье была описана судебная практика, когда налоговые органы подавали иски на учредителей ТОО- граждан Белоруссии, России, не получивших визу С5 до регистрации ТОО либо до вхождения в состав учредителей уже зарегистрированного ТОО. Хотя, на практике миграционные органы не выдавали виз С5 для граждан ЕАЭС, ссылаясь на Соглашение от 30 ноября 2000 года, заключенному между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, согласно ст.1 «Граждане государств Сторон независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз». Вы можете ознакомится с предыдущей статьей здесь. Теперь данный вопрос окончательно урегулирован законодательством. Согласно новым правилам: «Запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд или разрешение на временное проживание в качестве бизнес-иммигрантов, за исключением иммигрантов, имеющих вид на жительство иностранца или удостоверение лица без гражданства» (вводятся в действие с 28 мая 2024 года).[3] Таким образом, гражданин ЕАЭС, прибывший в Казахстан, и желающий зарегистрировать ТОО теперь, перед регистрацией должен получить РВП бизнес-иммигранта. Следует отметить, что на практике, что при онлайн регистрации юридического лица на портале ЕГОВ не предусмотрена проверка наличия визы С5 либо РВП бизнес-иммигранта. Однако в дальнейшем регистрация без визы С5 и РВП бизнес-иммигранта может привести к аннулированию регистрации юридического лица. В законе также четко прописали, что иностранцы, имеющие вид на жительство, могут регистрировать юридическое лицо без получения РВП для бизнес-иммигранта. Для получения РВП бизнес-иммигранта необходимо будет предоставить в ЦОН, миграционную службу, либо через портал EGOV документ, выданный акиматом (по вопросам предпринимательства).[4] Скорее всего в г. Алматы это будет Управление предпринимательства и инвестиций города Алматы, так как по самому названию Управление курирует вопросы предпринимательства. Таким образом, акимат будет выдавать своеобразную авторизацию на регистрацию ТОО. Как механизм будет работать, покажет практика. Следует отметить, что согласно Договору о ЕАЭС, учреждение — это создание и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории, которого такое юридическое лицо создается или учреждается. Каждое государство - член предоставляет лицам любого государства-члена в отношении учреждения и деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории. [5] Тогда как, согласно ст.2 Закона «О миграции населения» «Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора». Требование получения документа позволяющего зарегистрировать ТОО не распространяется на граждан РК. Миграционный контроль. Закон «О Миграции населения» дополнен нововведением- механизмом контроля за нарушением миграционного законодательства юридическими и физическими лицами, которые вступают в силу с 17 июля 2024 года. Контроль за соблюдением миграционного законодательства возложен на территориальный орган внутренних дел, то есть на миграционные службы. Миграционный контроль в виде внеплановых проверок может быть произведен в отношении физических и юридических лиц, принимающих иностранцев и лиц без гражданства и (или) использующих иностранную рабочую силу. [6] Проверка назначается по решению руководителя территориального органа внутренних дел по заявлению граждан, юридических лиц либо государственных органов с правом беспрепятственного доступа на территорию проверяемого лица с правом получения документов как в бумажном, виде так и на электронных носителях. То есть, на практике может быть проверено место проживание иностранца по месту регистрации либо офис Компании, где работают иностранные граждане. Срок проведения проверки не должен превышать 7 рабочих дней, с правом продления на 15 календарных дней в определенных случаях. На акт проверки могут быть составлены замечания и/или возражения, на которые проворящий орган должен дать в течении 10 рабочих дней мотивированный ответ о принятых мерах. Либо проверяемое лицо вправе отказаться от подписания протокола проверки, дав письменное объяснение о причине отказа. В случае отсутствия нарушений, об этом делается отметка в акте проверки. В случае обнаружения административных или уголовных правонарушений применяются соответствующие меры, согласно кодексу об административных правонарушениях и уголовному кодексу. [7] Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, государство ужесточает контроль в отношении соблюдения законодательство в области миграции. Скорее всего это связано с геополитической ситуацией, когда за последние два года в Казахстан прибывает большое количество мигрантов. Мы видим, что правила введения бизнеса посредствам регистрации ТОО для граждан ЕАЭС, также ужесточается в плане контроля со стороны государства. Так с февраля 2024 года иностранные граждане не могут получать ИИН по доверенности, только при личном присутствии заявителя. Теперь мы видим, что для регистрации ТОО гражданином ЕАЭС необходимо получение РВП бизнес-иммигранта до регистрации ТОО. То есть удаленная регистрации ТОО с этого года стала невозможна. Все выводы и предложения, отраженные в настоящей статье, носят исключительно рекомендательный характер и не влекут обязательств по совершению третьим лицом каких-либо определенных действий. В случае возникновения каких-либо вопросов, пожалуйста, обращайтесь (WhatsApp: +77715804141, электронная почта: Masatbaeva.a@qazlegalconsult.kz).
[1] Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах миграции населения и уголовно-исполнительной системы» 16 мая 2024 года № 82-VIII ЗРК. [2] Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, 30 ноября 2000 года. [3] Закон Республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV ЗРК (далее-Закон «О Миграции населения»). [4] П. 6) ст. 6-1 Закона «О Миграции населения», Приложение №2 к Приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 992. Об утверждении Правил выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Казахстан. [5] Подпункт 24) пункта 6 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее - Протокол). [6] П.1, 2 ст.58-1 Закона «О миграции населения». Изменения вступают в силу я с 17 июля 2024 года. [7] Ст. 58-2 Закона «О Миграции населения». Изменения вступают в силу с 17 июля 2024 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |