|
|
|
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 года № 19
В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, Высший Евразийский экономический совет решил: Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. № 19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В настоящих Основных направлениях определены ключевые векторы и практические приоритеты международной деятельности Евразийского экономического союза (далее - Союз) на 2020 год. Документ подготовлен на основании предложений государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены), в том числе инициатив их председательства в органах Союза, а также с учетом выводов доклада о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год. В соответствии с Декларацией о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года реализация настоящих Основных направлений должна обеспечить формирование Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества как между государствами-членами, так и с зарубежными партнерами, и выстраивание новых форматов взаимодействия, в том числе в развитие идеи «интеграции интеграций» и Большого евразийского партнерства, составными частями которого являются реализация проектов по линии сопряжения развития Союза и китайской инициативы «Один пояс - один путь», а также углубление взаимодействия с ключевыми региональными экономическими объединениями и крупнейшими национальными экономиками Евразии. Успешной реализации целей и задач международной деятельности Союза будет способствовать вовлечение государств-членов в мировую архитектуру экономических отношений, в том числе путем расширения географии и объемов экспорта, встраивания субъектов хозяйствования государств-членов в международные производственные цепочки, создания новых кооперационных связей, привлечения иностранных инвестиций и технологий в целях экономического развития государств-членов. При осуществлении Союзом международной деятельности в 2020 году приоритетными будут следующие направления: углубление сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств; выстраивание системного диалога, предусматривающего поступательное и взаимовыгодное налаживание сотрудничества, с Европейским союзом (ЕС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), иными ключевыми региональными экономическими объединениями и крупнейшими национальными экономиками Евразии; развитие сотрудничества с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями, взаимодействие с которыми представляет взаимный экономический интерес, в том числе путем заключения преференциальных и непреференциальных соглашений, а также меморандумов; расширение присутствия экспортеров государств-членов на рынках третьих стран, на которых товары и услуги государств-членов недостаточно представлены.
I. Взаимодействие с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями
В 2020 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества: с международными организациями: организациями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе с региональными комиссиями - Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и Социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), специализированными учреждениями ООН - Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как органом Генеральной Ассамблеи ООН и другими организациями с целью реализации положений меморандумов и совместных заявлений о сотрудничестве; Всемирной торговой организацией (ВТО) посредством участия в работе рабочих органов ВТО, рабочих групп и регулярных комитетов, в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза, в первую очередь по мерам защиты внутреннего рынка Союза в соответствии с разделением национальной и наднациональной компетенции в рамках Союза, а также посредством продолжения работы по получению Союзом статуса наблюдателя в отдельных органах ВТО в рамках компетенции Союза в соответствии с решениями Совета Евразийской экономической комиссии; Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в деятельности ее рабочих и управляющих органов, в мероприятиях, проводимых ВТамО, а также в рамках диалога о полноформатном участии Союза в работе этой организации при поддержке государств-членов; Международным торговым центром в целях реализации основных положений Программы сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Международным торговым центром на 2019 - 2020 годы; Международной организацией по миграции (МОМ) в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Международной организацией по миграции от 12 апреля 2013 года посредством проведения совместных мероприятий и экспертных консультаций с целью выработки предложений по разрешению конкретных проблемных аспектов в сфере миграции, разработке нормативных документов и изучению передового опыта правового регулирования процессов трудовой миграции, а также обмена информационными и аналитическими материалами; Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) в рамках реализации Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной организацией здравоохранения животных от 10 января 2014 года и пилотной программы мероприятий по его реализации на 2018 - 2020 годы; Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов от 20 февраля 2018 года посредством участия в пределах компетенции Союза в деятельности рабочих групп МАПСФ, а также в мероприятиях по линии данной ассоциации; Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение (ВКП) в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение от 25 декабря 2013 года посредством осуществления взаимодействия с целью создания условий для эффективного регулирования социально-трудовой сферы государств-членов; международными организациями в сферах стандартизации, аккредитации и метрологии в рамках заключенных меморандумов и иных форм взаимодействия с целью дальнейшего развития механизмов сотрудничества; с региональными интеграционными объединениями: Содружеством Независимых Государств в соответствии с Меморандумом о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 17 декабря 2012 года и Меморандумом об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 27 ноября 2018 года; Союзным государством в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Постоянным Комитетом Союзного государства от 13 декабря 2012 года; Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Генеральным секретариатом Андского сообщества, Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) и Тихоокеанским Альянсом (ТА) в рамках реализации меморандумов (декларации) о взаимопонимании (сотрудничестве); с третьими странами: Республикой Молдова в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Республикой Молдова от 3 апреля 2017 года, а также с учетом статуса Республики Молдова как государства - наблюдателя при Союзе; правительствами Народной Республики Бангладеш, Греческой Республики, Иорданского Хашимитского Королевства, Республики Индонезии, Королевства Камбоджа, Республики Куба, Королевства Марокко, Монголии, Республики Перу, Республики Сингапур, Королевства Таиланд, Фарерских островов и Республики Чили в рамках реализации меморандумов (декларации) о сотрудничестве (взаимопонимании) с акцентом на развитие практики проведения совместных рабочих групп, формируемых и функционирующих в соответствии с данными меморандумами, а также на подключение к их работе представителей органов исполнительной власти государств-членов, Делового совета Евразийского экономического союза, а также бизнес-сообществ государств-членов, в том числе в целях активизации отраслевого сотрудничества с учетом компетенции Евразийской экономической комиссии. Государства-члены будут оказывать поддержку проводимым в рамках заключенных меморандумов форумам, конференциям, круглым столам и т. п. посредством информационного сопровождения и содействия в формировании делегаций представителей бизнес-сообществ и органов исполнительной власти государств-членов; Китайской Народной Республикой в соответствии с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года и Соглашением об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, от 6 июня 2019 года; Социалистической Республикой Вьетнам в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года; Республикой Сербией в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны (подписание планируется в 2019 году); Республикой Сингапур в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны (подписание планируется в 2019 году), а также в рамках двусторонних соглашений о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций, планируемых к заключению между государствами-членами и Республикой Сингапур; Исламской Республикой Иран в соответствии с Временным соглашением, ведущим к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года. Будет продолжено взаимодействие с представителями третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении этих стран, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, а также с представителями третьих стран, региональных интеграционных объединений и международных организаций по тематике применения мер защиты внутреннего рынка; с третьими странами в межведомственном формате: Аргентинской Республикой в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительственным Секретариатом по агроиндустрии Министерства производства и труда Аргентинской Республики о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 1 августа 2019 года; Венгрией в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством сельского хозяйства Венгрии о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 26 сентября 2016 года; Республикой Корея в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Службой по государственным закупкам Республики Корея от 22 октября 2015 года; Монголией в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Главным управлением Специализированной инспекции Монголии в области ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер от 4 октября 2017 года и Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Агентством по стандарту и метрологии Монголии в области технического регулирования и аккредитации от 4 октября 2017 года; Республикой Эквадор в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством внешней торговли и инвестиций Республики Эквадор о торгово-экономическом сотрудничестве от 24 ноября 2017 года, в том числе в рамках деятельности Совместного комитета по взаимодействию между Евразийской экономической комиссией и Министерством внешней торговли и инвестиций Республики Эквадор.
II. Сотрудничество с потенциальными партнерами,
Будет продолжена работа по формированию институциональной основы для развития взаимодействия: с третьими странами: Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и другими странами, сотрудничество с которыми представляет взаимный экономический интерес, в частности в рамках переговорного процесса с целью заключения меморандумов о сотрудничестве, принимая во внимание инициативы третьих стран и предложения государств-членов, учитывая приоритеты и инициативы, выдвигаемые в рамках председательства государств-членов в органах Союза; Арабской Республикой Египет, Государством Израиль, Республикой Индией в рамках переговоров о заключении соглашений о свободной торговле. Будет продолжена работа по заключению международных договоров Союза с третьими странами о свободной торговле и торгово-экономическом сотрудничестве и сформирован перечень стран для создания совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле; с региональными интеграционными объединениями: Европейским союзом (ЕС) с целью установления диалога в формате ЕАЭС - ЕС и институализации сотрудничества с Европейской комиссией, иными наднациональными органами Европейского союза и правительствами государств европейского региона путем развития отраслевого взаимодействия, в том числе в сферах технического регулирования, стандартизации, защиты прав потребителей, таможенного администрирования, конкуренции и антимонопольного регулирования, урегулирования экономических торговых споров (медиации) и функционирования внутреннего рынка, санитарного и фитосанитарного контроля, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, интеллектуальной собственности, а также активизации участия представителей Евразийской экономической комиссии и государств-членов в публичных мероприятиях по евразийской проблематике, организуемых как на территориях государств-членов, так и за их пределами; Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в части установления более тесного практического сотрудничества путем подписания рамочного документа о взаимодействии; форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Африканским союзом (АС), Сообществом развития Юга Африки (САДК), Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и другими региональными интеграционными объединениями с целью установления сотрудничества и развития взаимодействия в сферах, представляющих взаимный интерес; с международными организациями: организациями системы Организации Объединенных Наций, в том числе в рамках работы по предоставлению Союзу статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН; Международным валютным фондом (МВФ) и Группой Всемирного банка (ВБ) в целях обмена опытом и продвижения совместных проектов в сферах, представляющих взаимный интерес; Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в рамках работы по заключению меморандума о взаимопонимании; Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в части экономической корзины и вопросов экономической взаимосвязанности в регионе (в частности, в области миграционной политики, цифровой экономики и трудовых ресурсов); Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими специализированными международными организациями (включая региональные), союзами и т. п., их отраслевыми органами и учреждениями по широкому спектру вопросов глобального и отраслевого характера в пределах компетенции Союза, в том числе с целью изучения и внедрения передового опыта зарубежных партнеров в государствах-членах; Международным союзом электросвязи (МСЭ) в сфере цифровой экономики, развития информационно-коммуникационных технологий, экономики данных, информационной безопасности с учетом переговоров по заключению соответствующего меморандума о взаимопонимании. Сотрудничество с указанными региональными интеграционными объединениями и международными организациями будет направлено на обеспечение широкого международного признания Союза, комплексное решение задач по встраиванию Союза в мировую архитектуру экономических отношений, расширение географии и объема экспорта, а также привлечение иностранных инвестиций и технологий. Будет продолжена целенаправленная работа по популяризации и разъяснению за рубежом идеи евразийской экономической интеграции путем проведения конференций, форумов, презентаций, круглых столов и других мероприятий, посвященных тематике евразийской экономической интеграции, в контексте возможностей, которые открывает единый рынок Союза для экономик третьих стран. Евразийская экономическая комиссия при содействии государств-членов продолжит усилия по продвижению международной повестки Союза на площадках Петербургского международного экономического форума, Астанинского экономического форума, Восточного экономического форума, выставочного форума «Евразийская неделя», а также других мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств-членов. Евразийская экономическая комиссия продолжит тесную работу с Деловым советом Евразийского экономического союза и диалог с бизнес-сообществами государств-членов. Большое значение при этом будет иметь наличие консолидированной позиции деловых кругов в ходе переговорного процесса с зарубежными партнерами. Эффективному решению задач Союза на международной арене будет способствовать положительно зарекомендовавшая себя практика информирования Делового совета Евразийского экономического союза и представителей бизнес-сообществ государств-членов о международных мероприятиях в целях формирования соответствующих бизнес-делегаций для участия в указанных мероприятиях. Евразийская экономическая комиссия будет последовательно развивать взаимодействие с международным деловым и экспертным сообществом, в том числе с торгово-промышленными палатами, советами делового сотрудничества, региональными банками развития и ключевыми международными дискуссионными площадками, включая Всемирный экономический форум, Международный институт прикладного системного анализа и т. п. Евразийская экономическая комиссия примет меры в целях повышения информативности и регулярности направляемых в министерства иностранных дел государств-членов отчетов о результатах командировок представителей Евразийской экономической комиссии в третьи страны. Реализация целей и задач международной повестки Союза будет осуществляться в тесном взаимодействии с внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами, дипломатическими и торговыми представительствами государств-членов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |