|
|
|
Последствия
1. Обзор действующего правового (законодательного) регулирования получения финансирования неправительственными организациями в Республике Казахстан 2. Обзор предлагаемых изменений в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций» 3. Последствия принятия предлагаемых изменений в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций» 4. Выводы и рекомендации
Амангельды Шорманбаев Эксперт ОФ «Международная Правовая Инициатива»
Последствия принятия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций» для неправительственных организаций и международных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан[1]
1. Обзор действующего правового (законодательного) регулирования финансирования неправительственных организаций в Республике Казахстан.
За годы независимости в Республике Казахстан было зарегистрировано по разным подсчетам, около 27 тысяч некоммерческих организаций (далее НКО). Одним из самых главных факторов, влияющих на развитие сектора неправительственных организаций (далее НПО), является возможность получения финансирования проектов и программ из различных источников - как национальных, так и международных. На сегодняшний день НПО могут получать финансирование в форме пожертвований, грантов международных и казахстанских фондов, а также международных организаций. Однако недавние законодательные инициативы могут практически ликвидировать сложившуюся модель финансирования казахстанских НПО из независимых источников. Поэтому для начала дадим краткий обзор действующей системы законодательного регулирования и практики финансирования в форме грантов неправительственных организаций в Республике Казахстан. Основным законом, регулирующим деятельность НПО, является Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях»[2] (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.). В частности, в статье 35 этого закона указаны основные источники финансирования некоммерческой организации: Статья 35. Источники формирования имущества некоммерческой организации 1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются: 1) поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях; 4) дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам); 5) другие не запрещенные законом поступления. 2. Законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. 3. Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. …… Как известно, НКО могут получать финансирование также и в форме грантов. На данный момент получение грантов не запрещено ни одним законом Республики Казахстан, поэтому это одни из основных способов финансирования НКО. При этом, Налоговый кодекс Казахстана[3] дает следующее понятие гранта в целях предоставления налоговых льгот: Статья 12. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения: п.п. 11) грант - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе для достижения определенных целей (задач): государствами, правительствами государств - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам; международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, чья деятельность носит благотворительный и (или) международный характер и не противоречит Конституции Республики Казахстан, включенными в перечень, устанавливаемый Правительством Республики Казахстан по заключению государственных органов, - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам; иностранцами и лицами без гражданства - Республике Казахстан и Правительству Республики Казахстан. Для целей настоящего Кодекса грантом также признается имущество, полученное на безвозмездной основе казахстанскими неправительственными общественными фондами в рамках межправительственного соглашения, участником которого является Республика Казахстан, направленного на поддержку (оказание помощи) малообеспеченным гражданам в Республике Казахстан, для достижения целей (задач), определенных таким соглашением;
Не все виды некоммерческих организаций имеют налоговые льготы по полученным грантам, а только те, которые указаны в статье 134 НК РК: Статья 134. Налогообложение некоммерческих организаций 1. Для целей настоящего Кодекса некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме установленной гражданским законодательством Республики Казахстан для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: 1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового; 2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.
Также для того, чтобы грант, предоставляемый донором, получил налоговые льготы, необходимо, чтобы организация-донор была включена в специальный перечень[4], составляемый Правительством Казахстана, как это указано пункте 1 подпункте 11) статьи 12 Налогового кодекса Казахстана.
2. Обзор предлагаемых изменений в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций»
2.1. Расширение сферы действия закона о государственном социальном заказе
Предлагаемый проект закона в первую очередь, вносит изменения в Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе». Теперь этот закон предлагается называть как Закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан». Данным законом расширяется сфера действия закона «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан». В частности, теперь этот закон регулирует - «…общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий неправительственным организациям в Республике Казахстан». Таким образом, в результате поправок появится ранее не существовавший в таком виде специализированный «рамочный» закон, регулирующий порядок предоставления финансирования НПО.
2.2. Расширение полномочий уполномоченного государственного органа (в данном случае Министерства культуры и спорта, далее МКИС) по вопросам грантового финансирования НПО из любых источников
Расширяются полномочия уполномоченного государственного органа (в данном случае Министерства культуры и спорта, далее МКИС).
Если раньше он занимался только координацией государственных органов в сфере государственного социального заказа, то теперь он будет еще и руководить и проводить мониторинг по вопросам выделения грантов и их реализации со стороны НПО -
П.п. 3-2 статьи 1 - «уполномоченный орган в сфере неправительственных организаций (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по формированию и реализации государственного социального заказа; присуждения премий; выделения грантов и мониторинга их реализации»; П.п.5-2) статьи 1 - «мониторинг реализации грантов для неправительственных организаций - сбор, обработка и анализ информации о реализации грантов для неправительственных организаций;». Также согласно п.п. 2-1) статьи 4-1 Проекта закона, МКИС получит полномочия по утверждению правил предоставления грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за их реализацией. Очень серьезным является появление у МКИС такой функции, как ведение и формирование базы данных НПО, куда все неправительственные и даже международные некоммерческие организации должны будут ежегодно предоставлять в обязательном порядке сведения об организации, имуществе ее учредителей, составе имущества самой организации, направлениях ее деятельности и расходования средств. Таким образом, МКИС превратится в Министерство по делам и контролю за НПО.
Итак, МКИС получит следующие полномочия: - будет определять порядок предоставления грантов на территории Республики Казахстан; - проводить мониторинг выделения и реализации грантов НПО. - будет собирать, обрабатывать и анализировать информацию о реализации государственного социального заказа, грантов (Это означает, что НПО будут обязаны предоставлять любую информацию по своим грантам). - будет собирать подробные сведения об НПО и их учредителях и заносить их в базу данных НПО. Порядок ведения этой базы МКИС будет определять самостоятельно.
2.3. Введение нового понятия «грант» и «премия»
Вводится понятие «гранта» и «премии», ранее не использовавшееся как в данном законе, так и в других законодательных актах - П.п. 8-1 статьи 1 - «грант для неправительственных организаций (далее - грант) - средства, предоставляемые неправительственным организациям оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций, в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы». П.п. 8-2 статьи 1 - «премия для неправительственных организаций (далее - премия) - денежное вознаграждение, присуждаемое за счет бюджетных средств неправительственным организациям за внесенный вклад в решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней»; «Статья 6-1. Гранты 1. Гранты являются государственные, предоставляемые за счет бюджетных средств, и негосударственные, предоставляемые из внебюджетных источников физическими и юридическими лицами, международным и иностранными организациями на добровольной основе. 2. Гранты предоставляются на реализацию социальных программ, социальных проектов, разработанных неправительственными организациями, оператором в соответствии с договором на предоставление гранта. 3. Гранты предоставляются на основе конкурсного отбора неправительственным организациям, включенным в базу данных неправительственных организаций, за исключением неправительственных организаций, находящихся в процессе ликвидации, признанных несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и экономическая деятельность которых приостановлена. 4. Неправительственные организации, получившие государственный грант, могут использовать часть полученных средств, но не более десяти процентов, на материально-техническое обеспечение. 5. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие в процессе предоставления грантов, которые регулируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и иными законами Республики Казахстан.
2.4. Создание специального субъекта по выдаче грантов в Казахстане для НПО
Еще одним серьезным изменением является учреждение нового субъекта в сфере грантового финансирования НПО - «Оператора»:
«8-3) оператор в сфере грантового финансирования неправительственных организаций (далее - оператор) - некоммерческая организация в форме акционерного общества, определяемая Правительством Республики Казахстан и имеющая право на предоставление грантов в соответствии с настоящим Законом;». «Статья 6-2. Оператор I. Оператор вправе: 1) предоставлять государственные и негосударственные гранты Неправительственным организациям в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, 2) привлекать экспертов для мониторинга реализации грантов в целях развития общественного контроля. 2. Оператор обязан: 1) осуществлять мониторинг реализации грантов для неправительственных организаций в соответствии с Правилами предоставления грантов для неправительственных организаций; 2) вносить предложения по совершенствованию механизмов предоставления грантов в уполномоченный орган; 3) размещать информацию о реализации грантов на своем интернет-ресурсе; 4) предоставлять ежегодный отчет о результатах своей деятельности в уполномоченный орган, а также размещать отчет на своем интернет-ресурсе. 2. Оператор вправе привлекать экспертов для мониторинга реализации грантов в целях развития общественного контроля.
2.5. Регулирование сфер деятельности НПО, получающих гранты из любых источников
Проект закона предусматривает, что гранты предоставляются для реализации проектов и программ только по тем направлениям, которые строго определены в проекте Закона:
Статья 5. Сферы реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий Статья 5. Сферы реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий Реализация государственного социального заказа, предоставление грантов и присуждение премий осуществляется по следующим направлениям: 1) достижение целей в области образования, науки, информации, физической культуры и спорта; 2) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; 3) охрана окружающей среды; 4) поддержка молодежной политики и детских инициатив; 5) решение проблем демографии; 6) решение гендерных проблем; 7) поддержка социально уязвимых слоев населения; 8) помощь детям-сиротам, детям из неполных и многодетных семей; 9) содействие в трудоустройстве граждан; 10) защита прав, законных интересов граждан и организаций; 11) развитие культуры и искусства; 12) охрана историко-культурного наследия; 13) укрепление общественного согласия и национального единства; 13-1) содействие службам пробации уголовно-исполнительной инспекции при оказании социально-правовой помощи лицам, состоящим на их учете; 13-2) проведение общественного мониторинга качества оказания государственных услуг;
2. Реализация государственного социального заказа осуществляется также в целях: 1) оказания помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации; 2) и по иным социально значимым направлениям, не противоречащим законодательству Республики Казахстан.
Даже поверхностный анализ данной статьи говорит о том, что из сферы предоставления грантов «выпадают» многие вопросы, связанные с гражданскими и политическими правами человека. Само по себе регулирование сфер предоставления грантов ранее не существовало и применялось только для государственного социального заказа. Теперь вне зависимости от того, будут ли доноры предоставлять гранты напрямую или через создаваемого «Оператора», они не смогут самостоятельно определять приоритеты для своих грантов и должны будут смотреть на перечень в статье 5 проекта Закона, чтобы не выходить за рамки сфер деятельности указанной в нем. В противном случае, это будет нарушением закона и может повлечь ответственность.
2.6. Создание базы данных НПО
Согласно ст. 5-1 законопроекта, уполномоченный орган получает дополнительные обширные контрольно-надзорные функции по отношению к подавляющему большинству некоммерческих организаций Казахстана. По существу, МКИС превратится в Министерство по делам НПО со специальными функциями по контролю их деятельности, с правом привлечения к административной ответственности и обращения в суд о её приостановлении. Предоставление этих функций специализированному уполномоченному органу, который вообще-то ведает вопросами культуры и спорта, наряду с органами статистики, налоговыми органами, в которые регулярно направляют свои отчёты некоммерческие организации, наряду с достаточными полномочиями правоохранительных органов, в том числе органов национальной безопасности, органов прокуратуры по предупреждению правонарушений, в том числе и со стороны некоммерческих организаций, к сожалению, является признаком авторитарного, полицейского, а не демократического государства[5]. Более того, МКИС при сбое данных об НПО будет использовать местные исполнительные органы, которые в соответствии с законопроектом получают дополнительные функции по сбору такой информации на подведомственной территории. При этом, в понятие информации об НПО входят сведения об имуществе как самой организации, так и ее учредителей. Учитывая, что в стране несколько десятков тысяч некоммерческих организаций, видимо, потребуется создание специального управления в МКИС и отделов во всех местных администрациях всех уровней, которые должны собирать сведения о деятельности подавляющего большинства некоммерческих организаций. Учитывая также, что ежегодно в стране создаются и ликвидируются десятки, а то и сотни юридических лиц - некоммерческих организаций, государству будет необходимо тратить большие средства из бюджета для сбора и хранения этой информации. В этой связи интересно было бы узнать, из каких средств будет финансироваться содержание и ведение базы данных НПО при заявленном Президентом РК сокращении бюджета на 40%. При этом практически вся та же информация содержится в базах Министерства юстиции, соответствующем государственном регистре зарегистрированных юридических лиц, и в государственной базе данных налогоплательщиков. Соответственно, создание базы данных НПО будет дублировать уже существующие базы данных других государственных органов. Единственная разница заключается в том, что в базе, которой будет ведать МКИС, будет содержаться информация о сотнях тысяч проектов, программ и т.д., которые осуществляют некоммерческие организации (поскольку каждая некоммерческая организация реализует не один проект или программу). На наш взгляд, создание такой базы данных вкупе с ограничением сфер деятельности НПО будет нарушать ст. 23 Конституции РК, закрепляющую свободу объединения.
2.7. Усложнение отчетности НПО
Проектом предлагается внести изменения в Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях» и ввести обязанность НПО публиковать ежегодно свою финансовую отчетность на интернет-ресурсах и (или) в периодических печатных изданиях, распространяемых нa всей территории Республики Казахстан.
3. Последствия принятия предлагаемых изменений в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций»
3.1. Последствия принятия проекта закона в таком виде:
Появление не существовавшего в таком виде ранее, специализированного «рамочного» закона, регулирующего вопросы порядка предоставления грантов НПО из любых источников. Расширение полномочий уполномоченного государственного органа (в данном случае, Министерства культуры и спорта). Если раньше он занимался только координацией государственных органов в сфере государственного социального заказа, то теперь он будет определять порядок предоставления грантов на территории Республики Казахстан, проводить мониторинг выделения и реализации грантов НПО, а также будет собирать, обрабатывать и анализировать информацию о реализации государственного социального заказа и грантов (вне зависимости от источника финансирования). МКИС будет вести базу данных НПО и осуществлять сбор подробных сведений о деятельности всех НПО Казахстана по всем грантам, независимо от источника. Введение в закон ранее не существовавшего в таком виде термина «грант», который сужает сферу предоставления грантов (вне зависимости от источника финансирования) до поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития только социальной сферой. Создание ранее не существовавшего единого «Оператора» по грантовому финансированию НПО в Казахстане. Предлагаемые в проекте полномочия Оператора позволяют юридически монополизировать предоставление грантов в Казахстане с момента принятия Закона в предложенном виде. Внедрение в закон норм, устанавливающих ограниченный перечень сфер деятельности, на которые могут выдаваться гранты в Казахстане любыми донорами. Само по себе регулирование сфер предоставления грантов ранее не существовало и применялось только для государственного социального заказа. Теперь, вне зависимости от того, будут ли доноры предоставлять гранты напрямую или через создаваемого «Оператора», они не смогут самостоятельно определять приоритеты для своих грантов и должны будут смотреть на перечень в статье 5 Закона чтобы не выходить за рамки сфер деятельности указанной в нем. В противном случае, это будет нарушением закона и может повлечь ответственность. Свертывание программ и проектов международных доноров, которые не захотят отдавать свои средства государственному Оператору. Это повлечет существенное сокращение источников финансирования НПО в форме грантов.
4. Выводы и рекомендации
Выводы
В случае принятия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций», в имеющейся на данный момент редакции, будут созданы правовые условия, для ограничения права на объединение граждан в части возможности поиска и получения независимого от государства финансирования в виде грантов, а также будет существенным образом ограничено возможность международных организаций, Правительств иностранных государств и международных НПО предоставлять напрямую гранты казахстанским НПО. Проектом закона о финансировании НПО в имеющейся на данный момент редакции будут созданы правовые условия для создания контролируемой государством системы финансирования НПО через единого «Оператора». При этом НПО могут в любой момент потерять возможность напрямую искать и получать финансирование, в том числе в форме грантов, потому что формулировки Проекта закона об НПО достаточно широки и позволяют государственному «Оператору» стать монопольным субъектом по предоставлению грантов для НПО в Казахстане. Это, в свою очередь, может привести к тому, что все доноры, предоставляющие гранты в Казахстане смогут финансировать НПО только через посредника в виде Оператора. Широта формулировок предлагаемого проекта закона об НПО и возможность их двоякого толкования позволяет параллельно существовать какое-то время имеющейся в данный момент системе финансирования НПО как от независимых источников (в том числе международных организаций), так и со стороны государства по государственному социальному заказу. Однако резкое изменение статус-кво может произойти в любой момент и для этого достаточно лишь политического решения, так как заложенные в проекте Закона правовые условия позволяют это сделать в полной мере. Создание базы данных НПО при полном контроле Министерства культуры и спорта РК позволит создать структуру, дублирующую функции Министерства юстиции и налогового Комитета Министерства государственных расходов РК.
Рекомендации
Отозвать проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций» и направить его на экспертизу в Конституционный Совет РК на предмет соответствия Конституции РК. Ограничить сферу действия предлагаемого Закона Республики Казахстан только государственными грантами. Для этого достаточно внести предлагаемые нами изменения и дополнения всего лишь в несколько статей Проекта в целях ограничения действия Закона до регулирования только государственных грантов, предоставляемых Оператором за счет средств бюджета. Исключить из проекта закона статью 5-1 «База данных неправительственных организаций» как дублирующую функции Министерства юстиции и Налогового Комитета Министерства государствеенных доходов. Отдельной детальной разработки требует правовой механизм получения Оператором на договорной основе грантов от международных организаций и иных доноров в целях реализации собственных проектов и программ. Проект Закона по состоянию на 6 октября 2015 г. можно посмотреть в Приложении 1 к данному Анализу. Предлагаемые изменения и поправки выделены красным цветом.
Алматы, 9 октября 2015 г. Приложение 1 К Анализу последствий принятия Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций»
Проект О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан
Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года № 36
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1 Социальная программа комплекс взаимосвязанных социальных проектов; 1-1) социальный проект - совокупность организационных, экономических и технических мер, направленных на достижение целей в социально значимых сферах, реализующихся в течение одного года и до трех лет; 2) государственный социальный заказ - форма реализации социальных программ социальных проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств; 3) конкурс на получение государственного социального заказа (далее - конкурс) - способ определения потенциального поставщика, направленный на приобретение заказчиком работ, услуг неправительственных организаций и обеспечивающий открытую и добросовестную конкуренцию между потенциальными поставщиками государственного социального заказа; 3-1) государственный орган в сфере государственного социального заказа (далее - государственный орган) - государственный орган, в том числе центральный исполнительный и местный исполнительный орган, осуществляющий деятельность по формированию и реализации государственного социального заказа; 3-2) уполномоченный орган в сфере государственного социального заказа (далее - уполномоченный орган) государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию деятельности по формированию и реализации государственного социального заказа, присуждения премий, выделения грантов и мониторинг за их реализацией; 4) договор на осуществление государственного социального заказа - договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 4-1) База данных неправительственных организаций - информационная база данных, формируемая в целях обеспечения прозрачности деятельности неправительственных организаций и информирования общественности о них, а также для использования в рамках размещения государственного социального заказа, выделения грантов и присуждения премий; 5-2) мониторинг реализации грантов для неправительственных организаций - сбор, обработка и анализ информации о реализации грантов для неправительственных организаций; 6) заказчик - администраторы республиканских и местных бюджетных программ; 6-1) Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при уполномоченном органе (далее - Координационный совет) - консультативно-совещательный орган, создаваемый уполномоченным органом для выработки предложений по совершенствованию взаимодействия с неправительственными организациями; 7) неправительственная организация - некоммерческая организация (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданная гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 8) советы по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями - консультативно-совещательные органы, создаваемые для выработки предложений по совершенствованию взаимодействия и сотрудничества между государственным органом и неправительственными организациями, в состав которых входят представители заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций; 8-1) грант для неправительственных организаций (далее - грант) - средства, предоставляемые неправительственным организациям оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций, в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы. 8-2) премия для неправительственных организаций (далее - премия) - денежное вознаграждение, присуждаемое за счет бюджетных средств неправительственным организациям за внесенный вклад в решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней»; 8-3) оператор в сфере грантового финансирования неправительственных организаций (далее - оператор) - некоммерческая организация в форме акционерного общества, определяемая Правительством Республики Казахстан и имеющая право на предоставление грантов в соответствии с настоящим Законом; 9) потенциальный поставщик - неправительственная организация, участвующая в конкурсе; Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе I. Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2, Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Статья 3. Принципы правового регулирования процесса государственного социального заказа Правовое регулирование процесса государственного социального заказа основывается на принципах: 1) законности; 2) повышения эффективности реализации социальных программ, социальных проектов в Республике Казахстан; 3) участия граждан Республики Казахстан в решении социальных задач; 4) обеспечения равных возможностей для неправительственных организаций; 5) гласности и открытости процесса государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций. Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) определяет уполномоченный орган; 3) определяет особый порядок осуществления государственных закупок услуг, предусмотренных государственным социальным заказом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках; 4) определяет порядок ведения Реестра поставщиков государственного социального заказа; 5) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Статья 4-1. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 1) осуществляет координацию деятельности государственных органов по формированию и реализации государственного социального заказа; 2) оказывает информационную, консультативную, методическую поддержку государственным органам, формирующим и реализующим государственный социальный заказ; 2-1) утверждает правила предоставления грантов для неправительственных организаций и осуществления мониторинга за их реализацией; 2-2) осуществляет присуждение премий для неправительственных организаций и утверждает порядок их присуждения; 2-3) создает Координационный совет, утверждает его положение и состав; 3) осуществляет мониторинг реализации государственного социального заказа и утверждает правила его проведения; 4) предоставляет информацию в Правительство Республики Казахстан по итогам мониторинга реализации государственного социального заказа; 4-1) осуществляет проверку сведений, предоставляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» для включения в базу данных неправительственных организаций; 5) разрабатывает и (или) утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного социального заказа; 6) осуществляет ведение базы данных неправительственных организаций, 6-1) определяет порядок формирования базы данных неправительственных организаций; 7) создает и обеспечивает функционирование электронных информационных ресурсов в области государственного социального заказа, организует доступ к ним физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 7-1) рассматривает отчеты оператора о результатах его деятельности и утверждает его форму; 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Статья 4-2. Компетенция государственных органов Государственные органы:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |