|
|
|
Неконкурентный отбор для получения бесплатного высшего образования: некоторые законодательные противоречия в распределении образовательных грантов
Батаева Камилла Бауржановна студентка 3 курса ВШП «Әділет» Каспийского Университета
научный руководитель: Әлімов Олжас Төлегенұлы, магистр юридических наук, сеньор-лектор ВШП «Әділет» Каспийского университета, директор юридического департамента АО «КБТУ»
Социально-экономические права играют ключевую роль в развитии личности и общества. Для молодежи, как будущего любого государства, реализация этих прав становится основой для успешной социальной адаптации и экономической независимости. Право на образование является одним из социально-экономических прав человека. Пункт 2 статьи 30 Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция) гарантирует право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Согласно п.п. 1,3 статьи 3 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании» (далее - Закон об образовании), принципами государственной политики в области образования - является равенство прав всех на получение качественного образования, а также доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. На заседании Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2024 года Министр науки и высшего образования Республики Казахстан - Саясат Нурбек (далее - Министр) заявил, что в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - ЧС), объявленной в Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях (далее - регионы ЧС), проведение Единого Национального Тестирования (далее - ЕНТ) для данных регионов будет осуществляться в период с 25 мая по 12 июля 2024 года. Прием заявлений для участия в ЕНТ в указанных регионах продлен до 20 мая 2024 года. В целях поддержки выпускников школ из регионов, пострадавших от паводков, Министр также сообщил о выделении дополнительных образовательных грантов в виде квоты в размере 20% от общего объема государственного образовательного заказа, что составляет 12 528 грантов. Эти меры направлены на обеспечение полноценного участия абитуриентов из указанных регионов в конкурсном отборе по всем направлениям подготовки. В 2024-2025 учебном году для поступления на программы бакалавриата было выделено 78 219 образовательных грантов. На официальном сайте Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее - Министерство) 3 августа 2024 года был опубликован список обладателей образовательных грантов на 2024-2025 учебный год (далее - список обладателей грантов). Согласно данному списку, на участие в конкурсе на присуждение образовательных грантов от шести регионов, пострадавших от паводков, подали заявления 20 986 абитуриентов, из которых более 73% в итоге стали обладателями образовательных грантов. Образовательные гранты были присуждены 15 382 абитуриентам из данных регионов, из них 10 170 получили гранты на общих основаниях, а 5 212 - в рамках выделенной квоты в объеме 20% от общего количества образовательных грантов. Распределение образовательных грантов таким образом, вызвало серьезные разногласия между обладателями грантов и теми, кто не нашел свое имя в списке обладателей грантов, которые привели к предъявлению претензий и подачи исков в адрес Министерства об оспаривании решения о распределении образовательных грантов. Абитуриенты выразили недовольство, полагая, что действия ведомства стали причиной возникших проблем. Анализируя возникшую ситуацию, следует задаться вопросом: существует ли у Министерства достаточные основания для распределения образовательных грантов на 2024-2025 учебный год таким образом? В результате всестороннего анализа сложившейся ситуации установлено, что отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, которые могли бы служить правовым основанием для существующего порядка распределения образовательных грантов, установленного Министерством. Следует отметить, что так называемая «квота по ЧС» была упомянута лишь в одном предварительном документе — проекте приказа Министра науки и высшего образования Республики Казахстан о внесении изменений в приказ Министра от 26 июля 2023 года № 357 «Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования» (далее — Проект приказа). Этот документ был опубликован для публичного обсуждения на сайте «Открытые НПА» 27 мая 2024 года. Проект приказа содержал положения об установлении квоты приема при поступлении в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, от общего государственного образовательного заказа для групп лиц, имеющих право на квоту. Предложенные изменения включали новый пункт, который предусматривал следующее: «11) граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера, глобального или регионального масштабов, — 20 процентов» (далее — Квота по ЧС). Однако, по завершении процедуры согласования, в итоговой редакции приказа, опубликованной 31 июля 2024 года, пункт, предусматривающий Квоту по ЧС, отсутствовал. Пункт 8 статьи 26 Закона об образовании содержит полный перечень всех видов квот, действующих на территории Республики Казахстан. Закон предусматривает следующие виды квот: 1) граждан из числа лиц с инвалидностью первой или второй группы, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью; 2) ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны; 2-1) граждан Республики Казахстан, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву; 3) граждан из числа сельской молодежи на обучение по образовательным программам, определяющим социально-экономическое развитие села; 4) лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан; 5) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан Республики Казахстан из числа молодежи, потерявших или оставшихся без попечения родителей до совершеннолетия; 6) граждан Республики Казахстан из числа сельской молодежи, переселяющихся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан; 7) детей из семей, в которых воспитывается четыре и более несовершеннолетних детей; 8) детей из числа неполных семей, имеющих данный статус не менее трех лет; 9) детей из семей, воспитывающих детей с инвалидностью с детства, лиц с инвалидностью первой или второй группы. Анализ деятельности Министерства в отношении распределения образовательных грантов на 2024-2025 учебный год, выявляет противоречия с нормами Конституции. В частности, нарушаются следующие статьи Конституции: - Пункт 2 статьи 14 Конституции устанавливает, что никто не может подвергаться какой либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и по любым иным обстоятельствам. - Пункт 2 статьи 30 Конституции закрепляет право каждого гражданина на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе в государственных высших учебных заведениях. Конкурсная основа обеспечивает справедливый и равный доступ к высшему образованию, стимулируя абитуриентов к достижению высоких результатов в учебе. Реализация данного права происходит через систему государственных грантов, которая предоставляет возможность получения бесплатного образования наиболее успешным кандидатам. Несмотря на то, что все абитуриенты сдавали ЕНТ на равных условиях, по результатам конкурсного отбора образовательные гранты были присуждены кандидатам с более низкими баллами по тем же направлениям подготовки, в то время как абитуриенты, набравшие высокие баллы, остались без заветных грантов. Согласно Пункта 1 статьи 39 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Конституция Республики Казахстан допускает возможность ограничения прав и свобод человека исключительно на основании закона. Несоблюдение этого конституционно-правового условия, выраженное в ограничении прав и свобод с использованием нормативного правового акта, обладающего меньшей юридической силой, чем закон, является нарушением основного Закона и может стать основанием для признания соответствующего нормативного правового акта неконституционным. В ситуации распределения образовательных грантов для лиц, пострадавших от паводков в Казахстане, отсутствовали юридические основания для подобного подхода. Недостаток правового обоснования для реализации таких норм подтверждается отсутствием необходимого закона (положений), который бы регулировал данное распределение квот. Действия Министерства науки и высшего образования оказались в противоречии с конституционными нормами, что привело к нарушению прав абитуриентов и ставит под сомнение соблюдение фундаментальных прав и свобод граждан. Несмотря на официальное заявление Министра об отсутствии так называемой «квоты по ЧС», что также подтверждается положениями Закона «об образовании» РК, в действиях Министерства наблюдаются очевидные противоречия. Эти противоречия проявляются в том, что на официальном сайте Министерства 3 августа 2024 года был опубликован «список обладателей образовательных грантов», в котором указано, что ряд абитуриентов получили гранты по «квоте по ЧС». Это вызывает вопросы относительно соблюдения норм законодательства и правоприменительной практики. Во избежание подобных ситуаций в будущем, представляется целесообразным внесение изменений в действующее законодательство для уточнения условий и оснований для установления подобных квот и обеспечения правовой определенности в сфере распределения образовательных грантов. Предлагается внести изменения в виде дополнения к пункту 11) приказа Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 26 июля 2023 года № 357 «Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования». Эти изменения предполагают установление специальной квоты для граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, глобального или регионального масштаба, в размере, определяемом Министерством. Такая квота создаст дополнительные условия для обеспечения равного доступа к высшему образованию и оказания поддержки абитуриентам, чьи семьи понесли ущерб в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф или иных чрезвычайных событий. Вместе с тем, предлагается ввести новый пункт 62) в статью 1 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», содержащий информацию о введении специального вида стипендии для студентов из регионов, пострадавших от чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, глобального или регионального масштаба. Размер данной стипендии подлежит установлению Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан, однако окончательное решение должно быть принято только после прохождения процедуры одобрения в Парламенте РК. Такое распределение полномочий обеспечит соответствие размера стипендии государственным приоритетам и интересам, а также гарантирует прозрачность и законность процесса установления финансовой поддержки для студентов из пострадавших регионов. Эта стипендия направлена на социальную поддержку студентов, что позволит частично компенсировать расходы на питание, проживание и приобретение учебной литературы. Введение данной стипендии будет способствовать восстановлению их социального положения и создаст благоприятные условия для продолжения обучения, обеспечивая успешную интеграцию в образовательный процесс. Таким образом, образование — это фундамент будущего страны и подход к распределению образовательных грантов должен быть максимально ответственным и прозрачным. Любое решение, принимаемое Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан, должно иметь прочное правовое основание и соответствовать нормам действующего законодательства, что является необходимым условием для обеспечения его правомерности и легитимности.
Источники использованной литературы:
1.Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.) // https://online.zakon.kz 2.Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.) // https://online.zakon.kz 3.О внесении изменения в приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 26 июля 2023 года № 357 «Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования» // https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15067914 5.https://www.gov.kz/memleket/entities/sci/documents/details/701261?lang=ru
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |