|
|
|
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23
В соответствии со статьями 84 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет решил: 1. Утвердить прилагаемые: Программу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза; план мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (далее - план). 2. Государствам членам Евразийского экономического союза определить органы государственной власти, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных планом, и представить информацию о них в Евразийскую экономическую комиссию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу. 3. Государствам - членам Евразийского экономического союза обеспечить направление в Евразийскую экономическую комиссию проектов актов, разработанных в соответствии с планом. 4. Евразийской экономической комиссии осуществлять мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных планом, и ежегодно информировать о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
УТВЕРЖДЕНА Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23
ПРОГРАММА
I. Общие положения
1. Основание разработки Программы
1. Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) с учетом положений статьи 79 Договора, Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору) и Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. № 8 (далее - Концепция).
2. Для целей настоящей Программы используются понятия, которые означают следующее: «биржевые торги нефтью и нефтепродуктами» - торги нефтью и нефтепродуктами, проводимые в соответствии с правилами проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и направленные на совершение сделок с нефтью и нефтепродуктами на основе заявок, поданных в рамках единого биржевого пространства в торговую систему оператора биржевых торгов; «доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов» - предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза; «единое биржевое пространство» - совокупность информационных и технологических отношений между операторами биржевых торгов и участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, связанных с совершением биржевых сделок с нефтью и нефтепродуктами; «межгосударственная транспортировка нефти и нефтепродуктов» - перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом от пункта приема, находящегося под юрисдикцией одного государства - члена Евразийского экономического союза, до пункта сдачи (или через него), находящегося под юрисдикцией другого государства - члена Евразийского экономического союза, либо до пункта сдачи (или через него), не находящегося под юрисдикцией государства - члена Евразийского экономического союза, при условии, что такое перемещение осуществляется по территориям не менее 2 государств - членов Евразийского экономического союза; «пропускная способность» - максимально возможное количество нефти и нефтепродуктов, которое может транспортироваться по системе трубопроводов или по ее участку в единицу времени с учетом физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, соответствующих технических норм, свойств и состояния технологического оборудования такой системы или ее участка; «сбыт нефти и нефтепродуктов» - передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на нефть и нефтепродукты; «технические возможности транспортировки нефти и нефтепродуктов» - максимально возможное количество нефти и нефтепродуктов, которое может транспортироваться по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов от пункта приема до пункта сдачи за определенный период времени при условии соблюдения технологических режимов с учетом пропускной способности каждого технологического участка системы транспортировки нефти и нефтепродуктов в сутки, физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, а также состояния технологического оборудования такой системы или ее участка; «торговля нефтью и нефтепродуктами» - предпринимательская деятельность, связанная со сбытом нефти и нефтепродуктов; «ценовые индикаторы» - цены на нефть и нефтепродукты, рассчитанные на основе цен сделок, совершенных в рамках единого биржевого пространства и (или) на внебиржевых рынках нефти и нефтепродуктов за определенный период времени с использованием методик, утверждаемых государствами - членами Евразийского экономического союза. Иные понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных Договором и Концепцией.
3. Целями настоящей Программы являются: 1) обеспечение готовности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) к участию субъектов рынков нефти и нефтепродуктов государств-членов в общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе создание правовых и экономических условий для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 2) обеспечение создания в государствах-членах условий, необходимых для реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, вступающего в силу не позднее 1 января 2025 г. 4. Задачами настоящей Программы являются: 1) создание, развитие и повышение эффективности рыночных механизмов торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе с использованием инструментов рыночного ценообразования, биржевых торгов и обеспечением добросовестной конкуренции; 2) создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (с учетом интересов экономик государств-членов), устранение количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение) в торговле нефтью и нефтепродуктами между государствами-членами; 3) обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере для формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза с учетом международных договоров между государствами-членами; 4) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 5) разработка правил функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 6) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль соблюдения участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза запретов в части создания дискриминационных условий, контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 7) обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов; 8) обеспечение информационного обмена между государствами-членами статистической информацией о добыче, транспортировке, поставке, переработке, сбыте и потреблении нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов; 9) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов; 10) обеспечение соблюдения норм экологической безопасности.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
5. В результате реализации настоящей Программы будут сформированы общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов на общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза. 6. В рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будут формироваться единое биржевое пространство, прозрачные биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, будет обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также будет определен механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства. 7. Развитие общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будет способствовать дальнейшему укреплению международного сотрудничества Союза и государств-членов с участниками мирового рынка энергетических ресурсов, в том числе за счет роста торгового оборота и привлечения иностранных инвестиций. 8. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза приведет к дальнейшему экономическому развитию государств-членов, укреплению энергетической безопасности и росту конкурентоспособности товаров государств-членов на мировом рынке энергетических ресурсов.
II. Система мероприятий Программы
1. Сроки и этапы реализации Программы
9. Реализация мероприятий настоящей Программы осуществляется в соответствии со следующими этапами и сроками: 1) этап І (2018 - 2021 годы) - создание организационной и методической основы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, гармонизация законодательства государств-членов в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере; 2) этап II (2021 - 2024 годы) - подготовка и согласование уполномоченными органами государств-членов проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; См.: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 14 октября 2021 года № 13 «О переходе ко второму этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» 3) этап III (до 1 января 2025 г.) - вступление в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. 10. Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) проводит мониторинг выполнения настоящей Программы, по результатам которого ежегодно готовит доклад о ходе формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и предложения о переходе к очередному этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе предложения о реализации не предусмотренных настоящей Программой мероприятий (включая разработку и принятие актов органов Союза). Указанные предложения направляются в государства-члены для согласования. С учетом согласованных предложений Высший Евразийский экономический совет принимает решение о переходе к очередному этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и определяет содержание этого этапа. Комиссия ежегодно информирует Евразийский межправительственный совет о результатах мониторинга.
2. Разработка актов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза
11. Комиссия и государства-члены разрабатывают акты по вопросам формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. В отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, применяются акты, регулирующие общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, а также требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Разработка правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза,
12. Правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза должны регулировать отношения по купле-продаже (поставке) нефти и нефтепродуктов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе: 1) отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами государств-членов, возникающие при осуществлении торговли нефтью и нефтепродуктами, а также отношения между хозяйствующими субъектами государств-членов, возникающие при осуществлении ими торговой деятельности; 2) принципы рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов; 3) механизмы мониторинга состояния рынка нефти и нефтепродуктов Союза и осуществления биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами; 4) правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами; 5) порядок осуществления перепродажи в третьи страны нефти и нефтепродуктов, приобретенных в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусматривающий недопущение преимуществ, возникающих вследствие разницы ставок вывозных таможенных пошлин государств-членов. 13. Составной частью правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза являются правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, в которых в том числе определяются: 1) требования для получения лицензии оператора биржевых торгов и включения в состав единого биржевого пространства; 2) принципы безопасности, надежности систем расчетов и функциональной совместимости операторов биржевых торгов; 3) механизмы взаиморасчетов и клиринга в рамках единого биржевого пространства; 4) необходимость регистрации договоров на внебиржевом рынке; 5) принципы участия хозяйствующих субъектов одних государств-членов на биржевых площадках других государств-членов; 6) принципы формирования ценовых индикаторов (биржевых и внебиржевых) на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза и их взаимного учета в рамках единого биржевого пространства. 14. Порядок принятия правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза определяется международным договором о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Унификация норм и стандартов на нефть, нефтепродукты и системы их транспортировки
15. Унификация норм, стандартов на нефть и нефтепродукты и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также выработка рекомендаций по обеспечению точности измерений количества и параметров качества нефти и нефтепродуктов с учетом мировых практик, по реализации метрологического обеспечения измерений в рамках национальных систем стандартизации государств-членов и по гармонизации метрологических требований к измерениям количества и параметров качества нефти и нефтепродуктов осуществляются в соответствии с разделом X Договора.
Разработка единых правил доступа к системам
16. Разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов (далее - единые правила) осуществляется в соответствии с принципами, указанными в статье 84 Договора и разделах III и IV Концепции. 17. Единые правила включаются в международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в качестве приложения. 18. Регулирование вопросов доступа к услугам железнодорожного транспорта по перевозке нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с разделами XIX и XXI Договора, а также с Протоколом о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение № 20 к Договору) и Протоколом о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору). 19. Единые правила регулируют вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов по системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, в том числе взаимоотношения операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, определяют принципы и условия доступа к услугам в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза с учетом принципа приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах и особенностей, установленных разделом XIX Договора и Протоколом о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение № 20 к Договору), и включают в себя: 1) порядок предоставления доступа к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе в случае отсутствия необходимого объема мощностей для удовлетворения всех поступивших заявок на транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также с учетом технических возможностей систем транспортировки нефти и нефтепродуктов; 2) порядок и сроки подачи (рассмотрения) заявок на транспортировку нефти и нефтепродуктов; 3) порядок и сроки заключения, существенные условия договоров на оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 4) порядок и принципы определения технических возможностей транспортировки нефти и нефтепродуктов между хозяйствующими субъектами государств-членов с учетом заявок на осуществление транспортировки нефти и нефтепродуктов; 5) порядок осуществления транспортировки и транзита нефти и нефтепродуктов по территориям государств-членов; 6) права и обязанности потребителей услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 7) права и обязанности операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов; 8) порядок опубликования информации (стандарты раскрытия информации) о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, методик тарифообразования (ценообразования) в отношении указанных услуг; 9) порядок разрешения споров по вопросам предоставления доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 10) общие принципы и методы тарифообразования, а также общие принципы ценообразования в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 11) иные положения, необходимые для обеспечения создания и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. 20. Объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов определяются гражданско-правовыми договорами хозяйствующих субъектов государств-членов в соответствии с законодательством этих государств. 21. Государствами-членами обеспечиваются: 1) опубликование информации (стандартов раскрытия информации) о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, методик тарифообразования (ценообразования) в отношении указанных услуг; 2) гармонизация законодательства государств-членов в нефтяной сфере с учетом международных договоров государств-членов; 3) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 4) контроль за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Заключение международного договора о формировании
22. Заключение международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется во исполнение положений статей 84 и 104 Договора и раздела XIV Концепции. 23. Международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза должен включать в себя: 1) принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 2) правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза; 3) единые правила; 4) порядок раскрытия информации о технических возможностях транспортировки нефти и нефтепродуктов; 5) принципы недискриминационного и прозрачного распределения технических возможностей транспортировки нефти и нефтепродуктов между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, а также устранения административных барьеров в части технологической доступности систем транспортировки нефти и нефтепродуктов; 6) порядок информационного обмена между государствами-членами данными о потреблении нефти и нефтепродуктов, добыче, транспортировке, поставке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов; 7) положения об обеспечении транзита и (или) межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов для внутреннего потребления государствами-членами и (или) для экспорта с территорий государств-членов; 8) положения о компетенции и полномочиях органов Союза и уполномоченных органов государств-членов по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 9) общие требования к обеспечению экологической безопасности на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза; 10) иные положения, необходимые для обеспечения создания и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Разработка механизмов мониторинга функционирования
24. Механизмы мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза включают в себя в том числе: 1) разработку и согласование индикативных (прогнозных) балансов нефти и нефтепродуктов Союза; 2) разработку форм и порядка осуществления мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Обеспечение экологической безопасности в нефтяной сфере
25. Государства-члены ориентируются на использование лучшей мировой практики в сфере экологической безопасности нефтяной сферы, защиты природной среды, жизни и здоровья граждан и прав потребителей. 26. Государства-члены стремятся к унификации требований и гармонизации своего законодательства в сфере экологической безопасности нефтяной сферы, защиты природной среды, жизни и здоровья граждан и прав потребителей. 27. Положения, касающиеся обеспечения экологической безопасности, включаются в международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Организация системы информационного обмена
28. Система информационного обмена реализуется в рамках интегрированной информационной системы Союза в соответствии со статьями 23 и 24 Договора, Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 3 к Договору), Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору), а также в соответствии с разделами VIII и X Концепции. 29. Система информационного обмена обеспечивает взаимодействие уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов по предоставлению информации в объеме, предусмотренном в документах, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена, а также в соответствии с положениями международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. Включение информации, поступающей от хозяйствующих субъектов государства-члена, в национальный сегмент интегрированной информационной системы Союза обеспечивается уполномоченным органом этого государства-члена. 30. Доступ к информации, включенной в систему информационного обмена, предоставляется уполномоченным органам государств-членов, Комиссии и хозяйствующим субъектам государств-членов, прошедшим предварительную авторизацию. 31. До вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определяется в соответствии с Договором.
Обмен технологической информацией между операторами систем транспортировки
32. Обмен технологической информацией между операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов, осуществляется по взаимной договоренности операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в соответствии с едиными правилами.
Разработка (доработка) программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов и
33. Разработка (доработка) программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами осуществляется в соответствии с разделом VIII Концепции. 34. С целью разработки (доработки) программно-аппаратных комплексов: 1) определяются принципы взаимодействия программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и клиринговых организаций; 2) осуществляется аудит программно-аппаратных комплексов, определяются направления их разработки (доработки); 3) формируются принципы и архитектура технического решения, а также план действий по разработке (доработке) программно-аппаратных комплексов.
Реализация пилотных проектов по осуществлению
35. В рамках формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза уполномоченные органы государств-членов совместно с Комиссией оценивают необходимость реализации пилотных проектов по осуществлению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и организации системы информационного обмена между Комиссией, уполномоченными органами государств-членов и хозяйствующими субъектами государств-членов.
Гармонизация законодательства государств-членов в нефтяной сфере
36. Комиссия по согласованию с уполномоченными органами государств-членов определяет форму представления информации для проведения сравнительного анализа законодательства государств-членов в нефтяной сфере (включая нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры государств-членов, обеспечивающие формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза) и международных договоров между государствами-членами в нефтяной сфере. 37. По итогам сравнительного анализа законодательства государств-членов в нефтяной сфере Комиссия формирует сводный отчет, на основании которого уполномоченные органы государств-членов совместно с Комиссией осуществляют подготовку плана мероприятий («дорожной карты») по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере и определяют базовые подходы и принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, которым должны соответствовать нормативные правовые акты государств-членов, подлежащие гармонизации. 38. Государства-члены организуют работу по приведению международных договоров, заключенных между собой в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), в соответствие с базовыми подходами и принципами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. 39. В рамках осуществления мониторинга Комиссия проводит анализ изменений, внесенных в нормативные правовые акты государств-членов и международные договоры государств-членов в нефтяной сфере, на предмет их соответствия базовым подходам и принципам формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Развитие международного сотрудничества государств-членов в нефтяной сфере
40. Развитие международного сотрудничества государств-членов в нефтяной сфере реализуется в соответствии с разделом VII Концепции и осуществляется в целях обеспечения энергетической безопасности государств-членов, а также укрепления их позиций на мировом рынке энергетических ресурсов. 41. Мероприятия по развитию международного сотрудничества государств-членов в нефтяной сфере реализуются во взаимодействии между Комиссией и государствами-членами при участии хозяйствующих субъектов государств-членов.
Мониторинг биржевых и внебиржевых ценовых
42. Для обеспечения мониторинга биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов на мировом рынке: 1) утверждается перечень биржевых и внебиржевых площадок для мониторинга биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов на мировом рынке; 2) утверждается перечень товаров (нефть и нефтепродукты), подлежащих мониторингу; 3) утверждается порядок анализа ценовых индикаторов; 4) формируется механизм доведения информации о ценовых индикаторах до сведения хозяйствующих субъектов государств-членов.
Привлечение инвестиций в нефтяную сферу государств-членов
43. Перечень мероприятий по привлечению инвестиций в нефтяную сферу государств-членов формируется в соответствии с разделом XV Договора и с учетом положений, предусмотренных разделом XI Концепции. 44. Мероприятия по привлечению инвестиций в нефтяную сферу государств-членов включают в себя меры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также меры по содействию реализации инфраструктурных проектов. 45. Формирование благоприятного инвестиционного климата предусматривает изменение в государствах-членах финансово-экономических и правовых условий с целью повышения эффективности инвестирования и снижения инвестиционных рисков.
Реализация инфраструктурных проектов в нефтяной сфере
46. Инфраструктурные проекты в нефтяной сфере реализуются с учетом заключенных международных договоров, а также принятых программ развития государств-членов и (или) их хозяйствующих субъектов. 47. В целях содействия реализации инфраструктурных проектов в нефтяной сфере: 1) государства-члены создают на своих территориях благоприятные условия для осуществления инфраструктурных проектов, реализация которых возможна в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 2) государства-члены совместно определяют и реализуют инфраструктурные проекты в нефтяной сфере, представляющие для них взаимный интерес, в том числе обеспечивающие развитие систем транспортировки нефти и нефтепродуктов; 3) операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов осуществляют взаимное информирование о планах развития систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, влияющих на взаимную торговлю нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. 48. Инфраструктурные проекты в нефтяной сфере реализуются в соответствии с положениями Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору).
III. Обеспечение реализации Программы
Взаимодействие уполномоченных органов государств-членов в рамках реализации Программы
49. В целях осуществления взаимодействия уполномоченных органов государств-членов по реализации настоящей Программы Комиссией формируется рабочая группа в составе представителей государственных органов и хозяйствующих субъектов государств-членов, а также юридических лиц, являющихся операторами и (или) собственниками систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, нефтехранилищ и складской инфраструктуры, расположенных на территориях государств-членов, операторов биржевых торгов. 50. Рабочая группа, указанная в пункте 49 настоящей Программы, осуществляет мониторинг функционирования и регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе: 1) предоставления доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и обеспечения транзита нефти и нефтепродуктов; 2) формирования механизмов рыночного ценообразования и развития биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами; 3) формирования технологической основы общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и реализации информационного обмена; 4) развития международного сотрудничества и привлечения инвестиций в нефтяную сферу государств-членов.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
1. Порядок и механизмы финансирования реализации Программы
51. Финансовое обеспечение реализации настоящей Программы осуществляется Комиссией в соответствии с ее полномочиями за счет средств бюджета Союза, уполномоченными органами государств-членов за счет средств бюджетов государств-членов и (или) внебюджетных источников в соответствии с законодательством этих государств. 52. При реализации настоящей Программы: 1) за счет средств бюджета Союза (средств бюджетной сметы Комиссии) финансируются выполняемые Комиссией мероприятия по разработке актов органов Союза и развитию интеграционного сегмента интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов, Комиссией и хозяйствующими субъектами государств-членов; 2) за счет средств бюджетов государств-членов и (или) внебюджетных источников (в пределах средств на обеспечение деятельности уполномоченных органов государств-членов) финансируются осуществляемые с участием уполномоченных органов государств-членов мероприятия по разработке актов органов Союза, гармонизации нормативных правовых актов государств-членов и развитию национальных сегментов интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов, Комиссией и хозяйствующими субъектами государств-членов; 3) с привлечением средств внебюджетных источников финансируются создание и развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
53. В рамках реализации настоящей Программы требуется ее научное обеспечение в виде проведения аналитических исследований и подготовки научно обоснованных предложений при разработке правил и механизмов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, включая институциональные, технологические, юридические и экономические механизмы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе по следующим направлениям: 1) подготовка методических рекомендаций для государств-членов по разработке нормативных правовых актов в сфере регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза; 2) разработка методик осуществления мониторинга и анализа общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |