|
|
|
10 вопросов юристу о последних изменениях в законодательстве по вопросам миграции и регистрации юридических лиц в Республике Казахстан и МФЦА
Таир Культелеев руководитель сектора регистраций, старший юрист юридической фирмы «AEQUITAS»
На фоне геополитической напряженности в регионе и последствий антироссийских санкций офисы многих западных компаний уже переехали или рассматривают возможность релокации из России в страны Центральной Азии. Географически выгодное положение, развитые логистические узлы, низкий порог вхождения на рынок, правовые и экономические преимущества юрисдикций Казахстана и Международного финансового центра «Астана» (далее - «МФЦА»), как и возможность оставаться в привычной языковой среде представляют огромный потенциал как для открытия представительства, так и для миграции региональных офисов. В продолжение нашего обзора по релокации бизнеса в Казахстан, вышедшего в 2022 году[1], а также серии публикаций по регистрации[2] и редомициляции[3] компаний в МФЦА в настоящей статье мы хотим обновить информацию, связанную с регистрацией юридических лиц в Республике Казахстан и МФЦА с учетом новых миграционных требований 2024 года и, в частности, с необходимостью получения иностранными гражданами индивидуального идентификационного номера (далее - «ИИН») лично, а также необходимостью иметь разрешение на временное проживание (далее - «РВП») для целей регистрации компаний. 1. Что такое дактилоскопия и в каких случаях её нужно проходить иностранным гражданам? Дактилоскопия - это снятие отпечатков пальцев и ладоней. 23 декабря 2023 года был принят Закон о внесении изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов[4], регулирующих, помимо прочего, вопросы обязательной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные изменения введены в действие с 1 января 2024 года. Обязательная дактилоскопическая регистрация вводится для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 16-летнего возраста, в следующих случаях: · при выдаче удостоверения личности моряка Республики Казахстан; · при оформлении разрешения на временное или постоянное проживание в Республике Казахстан; · для получения вида на жительство иностранца в Республике Казахстан; · при получении статуса лица, ищущего убежище, удостоверения беженца и (или) проездного документа; · при выдворении за пределы Республики Казахстан либо осуществлении процедуры реадмиссии в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан; · при получении виз Республики Казахстан. Для внесения данных в систему дактилоскопию необходимо пройти один раз. Следует учесть, что в отношении оформления и выдачи виз в международных аэропортах Республики Казахстан и виз, выдаваемых в электронном формате без посещения загранучреждений Республики Казахстан, данное требование приостановлено до 1 июля 2025 года. Если у иностранного гражданина на дату вступления законодательных изменений в силу уже имеется действующий вид на жительство, разрешение на временное проживание или виза, то проходить эту процедуру на данный момент не нужно, однако, при продлении, восстановлении или замене документа потребуется пройти дактилоскопию. Порядок проведения дактилоскопии установлен соответствующими Правилами проведения дактилоскопии[5]. Для проведения дактилоскопии необходимо обратиться в отдел миграционной службы по месту пребывания иностранного гражданина в Казахстане и в этих целях предоставить ИИН и нотариально-заверенный перевод паспорта, если документ составлен на иностранном языке. После завершения процедуры выдается соответствующая справка установленного образца. Внутри Казахстана информацию для базы будут предоставлять сотрудники Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и Комитета национальной безопасности. За пределами страны сбор дактилоскопической информации граждан Казахстана будет осуществляться сотрудниками загранучреждений Республики Казахстан. Отказ от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации, согласно статье 443-1 КоАП[6], влечет административную ответственность в виде выдворения из страны. 2. Какие произошли изменения в порядке получения ИИН? В случае, если работник юридического лица является иностранным гражданином, то он должен иметь ИИН. Данный номер присваивается Министерством внутренних дел Республики Казахстан. Для руководителя ИИН прежде всего необходим для того, чтобы сведения о нем были включены в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров (в справке о зарегистрированном юридическом лице, получаемой на портале egov, такое лицо указано как руководитель). Кроме того, все системы государственных органов привязаны к базе ИИН (так, без ИИН невозможно получить корпоративную и личную ЭЦП[7], и как следствие пользоваться электронным государственными услугами), а также он необходим для открытия как личного счета в банках на территории Республики Казахстан (для перечисления заработной платы), так и в большинстве случаев для корпоративного счета. Ранее ИИН можно было получить как онлайн на портале Электронного правительства, так и через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее - «Центр обслуживания населения» или «ЦОН»). Однако позднее такая возможность была зарыта, но оставался способ получить ИИН в ЦОН, как лично, так и через представителя по доверенности. Однако с 24 февраля 2024 года ИИН стало возможным получить только при личном обращении иностранного гражданина в ЦОН[8]. При этом у заявителя должна быть SIM-карта с местным номером мобильного оператора, на которую будет отправлено SMS с номером ИИН, а также в ЦОНе производится оплата государственной пошлины за получение ИИН. С 13 апреля 2024 года был запущен пилотный проект по выдаче ИИН во всех консульствах Республики Казахстан[9]. В частности, это было сделано в связи с тем, что для прохождения дактилоскопии и получения виз необходим ИИН. 3. Какие изменения в законодательстве произошли в отношении регистрации юридических лиц? Законом от 16 мая 2024 года были внесены изменения в Закон о миграции[10]. В частности, п. 2 ст. 40 изложен в следующей редакции: «Запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд или разрешение на временное проживание в качестве бизнес-иммигрантов, за исключением иммигрантов, имеющих вид на жительство иностранца или удостоверение лица без гражданства.». Если ранее данная норма содержала только требование о наличии визы категории С5 для бизнес-иммигрантов, то новые изменения коснулись физических лиц граждан стран, с которыми установлен безвизовый режим (например, граждане стран ЕАЭС[11]), и теперь для граждан этих стран необходим РВП бизнес-иммигранта. Данное требование уже неукоснительно соблюдается регистратором коммерческих юридических лиц (НАО «Правительство для граждан»), а также нам известно, что регистратор МФЦА придерживается позиции, что нормы указанного закона также распространяются и на МФЦА. При этом требование о наличии РВП не применяется при создании юридического лица с учредителем - юридическим лицом, а также при учетной регистрации филиалов/ представительств иностранных юридических лиц и Recognised Company в МФЦА. 4. Какой порядок и сроки получения РВП? Правилами выдачи РВП[12] установлен следующий перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги: · заявление-анкета о выдаче РВП согласно к Правилам выдачи РВП; · копия документа, удостоверяющего личность иностранца, с которыми ратифицированы соглашения о безвизовом пребывании (оригинал предоставляется для сверки); · копия медицинской страховки (оригинал предоставляется для сверки) (за исключением граждан стран ЕАЭС); · нотариально заверенное согласие на проживание иммигранта в случае, если услугополучатель не является собственником жилья, предоставляемого иммигранту для его временного проживания; · справка о прохождении дактилоскопирования иностранца. В зависимости от подвида государственной услуги дополнительно представляют и другие документы. Так, например, для получения РВП для осуществления трудовой деятельности требуется предоставить: · разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, выданное местным исполнительным органом (если применимо); · для граждан ЕАЭС - трудовой договор, зарегистрированный в уполномоченном органе (Министерство труда и социальной защиты населения) - в единой системе учета трудовых договоров (далее - «ЕСУТД»[13]) или гражданско-правовой договор по выполнению работ (оказанию услуг). Для выдачи иностранцам РВП для осуществления предпринимательской деятельности (бизнес-иммигрантам) требуются следующие документы (Приложение 1-1 Правил выдачи РВП и ст. 35 Закона о миграции): · медицинская справка, подтверждающая отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности (медицинская справка )[14]; В список входят: наркомания; психические расстройства (заболевания); туберкулез; лепра (болезнь Гансена); инфекции, передаваемые преимущественно половым путем (ИППП) сифилис, венерическая лимфогранулема (донованоз), шанкроид; острые инфекционные заболевания (кроме острых респираторных вирусных инфекций и гриппа).[15] Практики рекомендуют получать такую справку на территории Республики Казахстан в любом платном медицинском центре. · медицинская страховка, покрывающая первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в экстренной форме на условиях, определенных соглашением сторон, с соблюдением минимальных требований, установленных законами Республики Казахстан; · подтверждение наличия либо отсутствия судимости и запрета на осуществление предпринимательской деятельности на основании решения суда в государстве гражданской принадлежности и/или постоянного проживания, выданный компетентным органом соответствующего государства. Такая справка нужна на бумажном носителе с печатью уполномоченного органа страны гражданства иностранного лица. К сожалению, с этим документом возникает больше всего вопросов у иностранных граждан. На практике иностранцы все-таки получали соответствующие справки либо справку о том, что такой документ не предоставляется. Следует отметить, что в Правила получения РВП 19 июля 2024 года были внесены изменения, которые вступили в силу с 03 августа 2024 года, исключающие требование о получении документа, выданного местным исполнительным органом Республики Казахстан (данный документ никогда и не выдавался, так как механизм его выдачи не был налажен, но предполагалось, что это будет своего рода ходатайство управления предпринимательства соответствующего акимата). Однако в Правилах пребывания[16] все еще осталась ссылка на ходатайство местного исполнительного органа (п. 10). Срок рассмотрения заявления о выдаче РВП составляет один рабочий день (п. 9 Правил получения РВП). 5. Возможно ли получение РВП и регистрация юридического лица по доверенности? Правилами выдачи РВП установлено, что для получения государственной услуги РВП услугополучатели обращаются по месту регистрации в территориальные органы полиции либо через ЦОН, либо через портал с заявлением о выдаче РВП. При оказании государственной услуги необходимо личное присутствие услугополучателя либо поверенного лица по нотариально заверенной доверенности, либо по приказу или доверенности юридического лица на осуществление действий, предусмотренных полномочиями. Таким образом, подача документов на получение РВП по доверенности возможна. Однако Правилами получения РВП установлено, что уполномоченный сотрудник государственного органа осуществляет проверку по сведениям ЕИС «Беркут» информации о пересечении иностранцем Государственной границы Республики Казахстан (п. 9-1 Правил получения РВП) и, следовательно, заявитель фактически должен находиться в Республике Казахстан в период пока рассматривается заявление на получение РВП. Что касается регистрации юридических лиц, то Закон о миграции, а также нормы Закона о регистрации юридических лиц[17] не согласованы друг с другом. Так, п. 2 ст. 40 Закона о миграции устанавливает, что бизнес-иммигрант в течение двухмесячного срока со дня въезда на территорию Республики Казахстан обязан зарегистрировать коммерческую организацию в Республике Казахстан или вступить в состав участников (акционеров) коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан. При этом Закон о регистрации юридических лиц устанавливает исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для регистрации юридических лиц. Требование каких-либо документов и сведений, кроме предусмотренных, запрещается (ст. 6). Отметим, согласно позиции профильного государственного органа 2021 года, регистрация юридического лица могла осуществляться и без въезда учредителей на территорию Республики Казахстан, и иностранные граждане могли создавать юридические лица без наличия визы категории С5[18]. Однако органы государственных доходов имели другую позицию, и были случаи подачи исков о признании регистрации юридических лиц недействительной (в том числе в случае регистрации по доверенности), однако, суд не всегда вставал на сторону государственного органа, и нам известны случаи отказа в удовлетворении подобных исковых требований[19]. Однако с внесением изменений в ст. 40 Закона о миграции (поскольку получить РВП возможно только при въезде) стало очевидным, что государство тем самым хочет отсеять компании-однодневки, которые не имеют фактического намерения осуществлять деятельности в Казахстане и приносить пользу его обществу и экономике. Вместе с тем, Казахстаном 14 октября 2014 года ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе[20]. Пунктом 24 Приложения № 16 (о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций) к Договору о ЕАЭС, определено, что каждое государство-член предоставляет лицам любого государства-члена в отношении учреждения и деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории. Таким образом, внесенные изменения в ст. 40 Закона о миграции, на наш взгляд нарушают положения международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан и имеющего приоритет над национальным законодательством в силу Закона о правовых актах[21]. И это не единственное изменение. Так, если ранее было возможным подать документы на регистрацию представителю по доверенности, и иностранный гражданин при этом мог находиться в своей стране, то сейчас недостаточно получить визу С5 / РВП, и вместе с этим необходимо находиться на территории Казахстана, пока проходит регистрация юридического лица (так как систему регистрирующего органа подсоединили к ЕИС «Беркут» пограничной службы для автоматической проверки). Соответственно лицо, имеющее визу С5/РВП, также должно находиться на территории Казахстана, пока регистрируется юридическое лицо (около 2 дней). Помимо этого, регистрирующий орган стал требовать ИИН для учредителей-нерезидентов (ранее такого требования не было). Однако, как уже отметили, ИИН теперь требуется и на более ранней стадии, а именно для целей прохождения дактилоскопической регистрации и получения РВП (п. 9-1 Правил получения РВП). Кроме того, с 7 января 2025 года вступает в силу изменение в ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц, внесенное Законом от 5 июля 2024 года,[22] в соответствии с которым для государственной регистрации юридических лиц с иностранным участием, предоставляется копия паспорта учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки, а также документ, подтверждающий право регистрации коммерческой организации в Республике Казахстан в соответствии с Законом о миграции. То есть требование регистрирующего органа о наличии визы категории C5 либо РВП бизнес-иммигранта будет полностью законным. 6. Необходимо ли получать БИН учредителю-нерезиденту? Получать БИН нерезидента для учредителя юридического лица не требуется. И хотя при подаче заявления в ЦОН есть поле для заполнения номера БИН, его принято оставлять пустым. Во-первых, ни Закон о регистрации юридических лиц и никакой другой акт не устанавливает требования получать БИН нерезидента. Во-вторых, в налоговой форме о постановке на налоговый учет[23] нет такого основания как регистрация юридического лица. В-третьих, отсутствие требования получения БИН нерезидента неоднократно подтверждалось органами юстиции,[24] и по состоянию на дату написания настоящей публикации мнение регистрирующего органа не изменилось. Вместе с тем, некоторые компании получают ИИН на руководителя компании-нерезидента и БИН нерезидента для того, чтобы затем можно было получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) и подать заявление о регистрации юридического лица онлайн на портале Электронного правительства[25]. Как мы уже отметили, иностранный гражданин может получить ИИН в консульских учреждениях. БИН компании-нерезиденту можно получить как путем обращения в налоговый орган, так и на сайте органов государственных доходов.[26] ЭЦП можно получить в ЦОН, а также в консульствах Казахстана,[27] при наличии ИИН/БИН нерезидента. Однако такой подход не вполне оправдан, так как не эффективен с точки зрения временных затрат, а кроме того, получение БИН нерезидента сопряжено с переводами большего количества документов (устав, выписка из торгового реестра, паспорт директора, доверенность), чем это требуется при подаче документов на регистрацию юридического лица по принципу «одного окна» (где достаточно предоставить выписку и доверенность). Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о введении биометрической идентификации.[28] Не исключено, что в таком случае иностранный учредитель будет лишен возможности пользоваться ЭЦП, так как биометрическая идентификация прежде всего подразумевает привязку ЭЦП к номеру мобильного телефона казахстанского оператора связи и регистрации такого номера в казахстанской базе мобильных граждан (БМГ). Наиболее продуктивно в этом плане подошли разработчики портала e-Residence,[29] на котором происходит регистрация компаний в МФЦА. Заявление на нем подписывается с помощью ЭЦП заявителя физического лица, которому поручено на основании решения учредителей произвести регистрацию компании в МФЦА. При этом осуществляется процедура KYC (фото верификация) заявителя, директоров, акционеров физических лиц и бенефициарных собственников. Пройти такую верификацию можно с любого компьютера или смартфона, а подписание заявления ЭЦП подтверждает подлинность предоставляемых сведений. 7. Действует ли в Казахстане «правило матрешки»? Согласно ст. 10 Закона о ТОО[30] товарищество с ограниченной ответственностью (далее - «ТОО») не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица. Данная норма Закона о ТОО сформулирована не вполне ясно и вызывает на практике разноречивое толкование. Нам известны различные мнения по этому вопросу чиновников, занимавших позицию министра юстиции в разное время. Так, в 2010 году министр юстиции прокомментировал данную статью таким образом, что ее положения не применимы к иностранным юридическим лицам. Дословно его ответ приводится ниже. В соответствии со статьей 1 Закона о товариществах хозяйственным товариществом признается коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью. При этом иностранное юридическое лицо не подпадает под понятие хозяйственного товарищества по законодательству РК. Следовательно, положения статьи 10 Закона о ТОО в данном случае не применимы[31]. Нам также известны и другие (противоположные вышеуказанному толкованию) позиции министров по данному вопросу, которые меняются время от времени, но на практике это никак не отражалось, и регистрирующий орган всегда регистрировал ТОО без учета данной нормы. Полагаем, одной из причин было то, что регистратор из выписки из торгового реестра или иного документа об учредителе не всегда мог видеть его структуру. Однако с 2023 года регистрирующий орган и органы юстиции[32] стали иначе толковать указанную норму, запрещающую создание компаний-матрешек. Теперь регистратор считает, что данное правило относится ко всем лицам, в том числе и иностранным. В настоящее время мнение министра юстиции 2010 года не учитывается, так как такие письма не носят нормативный характер. Хотя данная норма существует с 1998 года, по-прежнему остается непонятным на настоящий момент, что делать с теми ТОО, которые были зарегистрированы в период действия прежнего мнения министра юстиции. Кроме того, как показывает практика, сотрудники регистрирующего органа зачастую не понимают, кого следует относить к «бенефициарным собственникам»[33], и чаще всего в случае указания в заявлении о государственной регистрации юридического лица[34] одного физического лица в графе «бенефициарный собственник», они полагают, что ТОО является «матрешкой» и отказывают в осуществлении регистрации до предоставления дополнительных разъяснений. Кстати, ранее в заявлениях о государственной регистрации не было пункта о бенефициарном собственнике (оно появилось лишь несколько лет назад). Выходом в ситуации, когда учредитель состоит из одного лица, может быть либо (i) включение в состав ТОО другого миноритарного участника, либо (ii) предоставление в регистрирующий орган документа, в котором не раскрывается полная структура владения, так как согласно закону подается: «копия легализованной выписки из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки» (ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц). 8. Нужно ли получать разрешение на работу и рабочую визу? Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - «Разрешение ИРС») для лиц, работающих первыми руководителями казахстанских юридических лиц и их заместителями со стопроцентной долей иностранного участия в их уставном капитале, не требуется. Разрешение ИРС в компании, зарегистрированной в МФЦА, не требуется для всех категорий работников.[35] Однако, если срок пребывания в командировке в другом регионе Республики Казахстан больше 90 дней, то необходимо Разрешение ИРС в этом регионе (п. 3 ст. 37-1 Закона о миграции, п. 38 Правил выдачи РР[36],[37]). В противном случае работодатель может быть привлечен к административной̆ ответственности от 100 до 700 МРП[38] (п. 1 ст. 519 КоАП). Одновременно с этим в отношении граждан стран-участников ЕАЭС применяются положения Договора о ЕАЭС, обеспечивающие свободное передвижение граждан внутри ЕАЭС, а также, в соответствии с которыми трудоустройство граждан стран-участников ЕАЭС в Республике Казахстан не требует получения Разрешения ИРС (п. 2 ст. 28, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС и п. 9 Перечня ИРС). Вместе с тем, для нахождения гражданина страны-участника ЕАЭС на территории Казахстана более 90 дней необходимо получить РВП (п. 6 Правила пребывания). РВП требуется получить в течение 30 календарных дней после прибытия иностранного работника (п. 6 ст. 97 Договора ЕАЭС). Иностранный работник для въезда, нахождения и работы на территории Республики Казахстан должен получить визу категории С3. Виза выдается на основании ходатайства (приглашения) работодателя загранучреждениями Республики Казахстан либо в международных аэропортах по прибытию в Казахстан[39], а также ее можно получить по принципу «одного окна» в Экспат центре МФЦА[40] (например, если иностранный работник заехал в Казахстан по другой категории визы[41]). По общему правилу рабочие визы выдаются на основании трудового договора и на срок действия Разрешения ИРС, но не более 3 лет (п. 1 ст. 36 Законом о миграции, п. 49 Правил выдачи виз[42]). Для работников участников МФЦА виза выдается без Разрешения ИРС и сроком до 5 (пяти) лет (п. 2 ст. 7 Конституционного закона об МФЦА[43]). Вместе с тем, рабочая виза или РВП для работника, осуществляющего трудовую деятельность, необходимы при непосредственном пребывании на территории Казахстана.
Однако ни Закон о миграции, ни Закон о регистрации юридических лиц не устанавливают, что иностранный гражданин не может быть назначен на должность руководителя без рабочей визы. Таким образом, иностранец может быть назначен руководителем с момента государственной регистрации юридического лица (то есть может быть внесен в базу юридических лиц как первый руководитель юридического лица с момента его создания).
В Трудовом кодексе[44] установлено, что не допускается заключение трудового договора с иностранцами до получения работодателем Разрешения ИРС (п. 1 ст. 26). Отсутствие визы не является препятствием к заключению трудового договора. При этом допускается дистанционная работа (ст. 138 Трудового кодекса). Следовательно руководитель, находясь в своей стране, может законно действовать от имени юридического лица, подписывать необходимые документы в качестве руководителя, а также выдавать доверенности для уполномоченных лиц в Казахстане для получения согласия МВД.
Кроме того, согласно Правилам выдачи виз, виза C3 выдается на основании приглашения (Приложение № 1, п. 29). Нам также известно, что обычно требуется предоставить копию трудового договора. Никаких иных документов консульство не вправе запрашивать, так же как подвергать сомнению законность нахождения в должности руководителя юридического лица. Однако следует отметить, что некоторые работники консульств Республики Казахстан зарубежом, ссылаются на то, что иностранный гражданин должен получить рабочую визу до регистрации, что в корне противоречит законодательству, так как визу надо оформлять от юридического лица, где планируется работа иностранного гражданина. Полагаем, такие незаконные требования прежде всего связаны с низкой квалификацией соответствующих сотрудников консульств. 9. Какие существуют дополнительные обязанности работника, принимающего лица и работодателя? Резюмируя сказанное в предыдущих ответах, можно отметить, что для трудоустройства в компанию иностранному работнику (в том числе руководителю) необходимо: получить ИИН; получить ЭЦП; получить визу С3 или РВП в зависимости от страны гражданства и наличия у такой страны соглашения о безвизовом въезде в Казахстан; открыть банковский счет для осуществления расчетов по заработной плате. Кроме того, в соответствии со ст. 35 Закона о миграции иностранные работники обязаны обладать образованием, квалификацией и опытом, необходимыми для выполнения предстоящей работы, в том числе соответствовать квалификационным требованиям. Работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, обязаны представлять первичные статистические данные в местный орган по вопросам занятости населения в порядке и сроки, которые установлены Социальным кодексом[45] (п. 8 ст. 37-1 Закона о миграции). Отметим, что участники МФЦА обязаны иметь в наличии и хранить по каждому привлеченному работнику документы, подтверждающие их высокую квалификацию, а привлеченный иностранец и лицо без гражданства обязаны представить их участнику МФЦА (п. 2 ст. 8 Конституционного закона об МФЦА). Участники МФЦА представляют сведения о привлеченных иностранцах и лицах без гражданства в администрацию МФЦА (ст. 8 Конституционного закона об МФЦА). Администрация МФЦА ведет учет иностранной рабочей силы, привлеченной участниками МФЦА, структурным подразделением или организацией МФЦА (п. 2.1 Правил ведения учета[46]). В целях ведения учета иностранной рабочей силы, привлеченной участниками МФЦА, иностранный работник или от его имени работодатель или доверенное лицо представляет в МФЦА анкету иностранного работника и копию национального паспорта иностранного работника (п. 2.3.1 Правил ведения учета). После заключения трудового договора с иностранным работником работодатель обязан внести сведения о трудовом договоре в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты его подписания в ЕСУТД. Кроме того, в настоящее время обсуждается проект изменений в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 3 сентября 2020 года № 353 «Об утверждении Правил представления и получения сведений о трудовом договоре в единой системе учета трудовых договоров», согласно которым работодатель должен будет направлять дополнительные сведения об иностранном работнике, такие как номер разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо основание осуществления трудовой деятельности без соответствующего разрешения[47]. По прибытию иностранного работника, в соответствии с частью второй пункта 9 Правил пребывания, принимающее лицо (гостиница либо владелец жилья) обязано информировать органы внутренних дел о прибытии и смене временного места жительства иностранца в течение 3 рабочих дней со дня его прибытия/смены места жительства (уведомление осуществляется через портал eQonaq[48]). В противном случае принимающее лицо может быть привлечено к административной ответственности (п. 1 ст. 518 КоАП). 10. Какие еще произошли изменения в законодательстве о регистрации юридических лиц, о которых следует знать? В качестве дополнительной информации, которая может быть полезна и о которой, возможно, еще не все знают, хотелось бы отметить следующие изменения в законодательстве о регистрации юридических лиц. Пошлина Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 16 января 2024 года № 24/НҚ утверждены новые ставки государственной пошлины, оплачиваемой при совершении регистрационных действий в регистрирующем органе. Так, за регистрацию юридического лица, являющегося субъектом малого и среднего бизнеса, регистрация осуществляется бесплатно, а регистрация юридического лица - субъекта крупного бизнеса, а также учетная регистрация филиалов и представительств осуществляются платно - в размере 11.071,63 тенге (с учетом НДС) в случае подачи через ЦОН. Ставки сбора за регистрационные действия в отношении некоммерческих юридических лиц, регистрацию которых ведут органы юстиции, по-прежнему установлен ст. 533 Налогового кодекса[49]. Пошлина за регистрацию компаний в МФЦА установлена в размере 300 долларов США при подаче через портал e-Residence и 500 долларов США при подаче документов посредством направления сканированных копий. Также в случае регистрации компании в МФЦА по процедуре Strategic Fit Process, МФЦА может установить дополнительный платеж. Размер дополнительного платежа не является фиксированным, и он определяется в каждом конкретном случае отдельно и будет зависеть от уровня риска, сложности заявки, сферы бизнеса, связей с санкционными лицами и оценочного времени, которое может потребоваться для рассмотрения заявки и времени по пострегистрационному мониторингу компании. Помимо этого в порядке регистрации компаний в МФЦА также произошли некоторые изменения, и если читатель о них еще не знал, то рекомендуем ознакомиться с нашей публикацией «10 вопросов юристу по регистрации компании в МФЦА»[50], а тем, кто хотел бы понимать разницу между компаний в МФЦА и ТОО, будет полезна публикация «МФЦА versus национальное законодательство»[51]. Наименование Законом от 29 декабря 2021 года внесены изменения в Закон о языках[52], в соответствии с которыми отменено требование о транслитерации наименований юридических лиц с иностранным участием, совместных компаний, а также филиалов и представительств иностранных компаний. Данное новшество очень удобно, так как ранее приходилось транслитерировать в кириллический алфавит наименования иностранных компаний, что до неузнаваемости меняло оригинальные наименования. Ранее на портале Электронного правительства была возможность проверки (через специальную услугу) наименования регистрируемого юридического лица и получения Справки о совпадении наименования создаваемого юридического лица с наименованием зарегистрированного хозяйствующего субъекта, однако, почему-то данную услугу в 2024 году удалили. В настоящее время проверить наименование регистрируемого юридического лица на схожесть с уже зарегистрированными компаниями можно через услугу получения Справки о государственной регистрации юридического лица (поиск по наименованию), а при регистрации компании в МФЦА поиск налажен в автоматическом формате на портале e-Residence. Отметим, что в последнее время участились отказы в регистрации компаний со ссылкой на схожесть наименования с уже зарегистрированным юридическим лицом в случае, если хотя бы одно из составных слов в сложном наименовании дублирует наименование зарегистрированного юридического лица. Для тех, кому интересен этот вопрос, рекомендуем прочитать нашу публикацию по вопросам выбора наименования[53]. Перерегистрация 21 января 2019 года в Закон о ТОО была введена новая статья 37-1, которая определяет момент возникновения права участника товарищества: «…В случае получения права на долю в имуществе товарищества после его создания лицо становится участником товарищества с момента внесения изменений в учредительные документы и перерегистрации товарищества в связи с изменением состава его участников, а в товариществах, в которых ведется реестр участников, - с момента внесения соответствующих изменений в реестр». То есть для окончательной смены участника товарищества необходимо соблюдение двух условий (i) внесение изменений в учредительные документы и (ii) перерегистрация товарищества в связи с изменением состава его участников. Такой подход вызывает множество вопросов у нотариусов и практикующих юристов. Ранее роль продавца сводилась только к заключению договора купли-продажи, а утверждением изменений в устав ТОО и его перерегистрацией занимался покупатель. Это разумно, поскольку какая-либо связь продавца с ТОО должна прекращаться с заключением договора купли-продажи доли. Теперь же после заключения договора продавцу необходимо принимать определенные решения в качестве участника ТОО, и покупателю придется каким-то образом мотивировать продавца сделать это. Логика законодателя и содержание законодательного нововведения оказались непонятными для нотариусов, практикующих юристов и даже самого регистрирующего органа. Вместе с тем мы видим, что такой подход с самого начала применяется в практике перерегистраций компаний в МФЦА (но регистратору МФЦА подается не решение о перерегистрации, так как смена акционера не является основанием для перерегистрации, а решение продающего акционера о продаже акций, документ передачи акций (Instrument of Transfer), Уведомление о передаче акций, подписываемое директором компании,[54] информация о новом акционере (выписка из торгового реестра либо паспорт) и при необходимости юридическое заключение о воздействии санкций и должной проверке). Таким образом, покупатель становится полноценным участником и получает право голоса только с момента перерегистрации ТОО в регистрирующем органе. Отметим, что решение о перерегистрации и утверждении изменений в устав принимается все еще старым составом участников (продавцами). Хотя до введения вышеуказанной статьи на практике было принято, что такое решение уже принимается покупателем (если он приобретает 100%) либо с участием покупателя (если он приобретает только часть).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |