|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Закон (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 11 июля 2022 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Правовая основа чрезвычайного положения Статья 3. Цель введения чрезвычайного положения Глава 1-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера Статья 3-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера Статья 3-4. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера Глава 2. Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положения Статья 4. Условия, основания введения чрезвычайного положения Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения Статья 6. Содержание указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения Статья 7. Срок действия чрезвычайного положения Статья 8. Финансирование мероприятий по обеспечению чрезвычайного положения Статья 9. Отмена чрезвычайного положения Статья 10. Особенности правового режима чрезвычайного положения Статья 11. Специальные органы государственного управления на период чрезвычайного положения Статья 12. Основные задачи и функции Государственной комиссии Статья 12-1. Организация деятельности Государственной комиссии Статья 13. Полномочия коменданта местности, где введено чрезвычайное положение Статья 14. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения Статья 14-1. Управление сетями связи в условиях чрезвычайного положения Глава 4. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения и возникшей в этой связи кризисной ситуации в социально-экономической сфере Статья 15. Основные меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения Глава 5. Гарантии прав и ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц в условиях чрезвычайного положения Статья 17. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения Статья 18. Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения Статья 20. Порядок задержания физических лиц, нарушивших правила комендантского часа Статья 21. Правовые последствия прекращения действия чрезвычайного положения Статья 23. Осуществление правосудия в местности, где введено чрезвычайное положение Глава 6. Заключительные положения Статья 24. Международная гуманитарная помощь Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона
Преамбула изложена в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Настоящий Закон устанавливает основания, сроки, порядок введения и действия чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях, правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера.
Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 14.01.06 г. № 117-III; изложена в редакции Закона РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) чрезвычайная ситуация социального характера - чрезвычайная ситуация, обусловленная возникновением на определенной территории противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб или нарушения условий жизнедеятельности населения; 2) комендант местности - должностное лицо, назначаемое Президентом Республики Казахстан, руководящее деятельностью комендатуры местности, где введено чрезвычайное положение, и осуществляющее единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения; 3) комендатура местности - временный специальный орган, создаваемый Президентом Республики Казахстан в местности, где введено чрезвычайное положение, для обеспечения режима чрезвычайного положения; 4) комендантский час - время суток, в течение которого устанавливается запрет находиться на улицах и иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; 5) чрезвычайное положение - временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности; 6) границы местности, где вводится чрезвычайное положение, - территория одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Казахстан; 7) Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения - специальный орган государственного управления, создаваемый актом Президента Республики Казахстан на период введения чрезвычайного положения.
Статья 2. Правовая основа чрезвычайного положения Правовой основой введения чрезвычайного положения являются Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан. Статья 3. Цель введения чрезвычайного положения Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики Казахстан.
Закон дополнен главой 1-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V Глава 1-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера
Статья 3-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера 1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера представляет собой особый режим экстренного реагирования и функционирования государственных органов, осуществляющих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных обстоятельств социального характера, являющихся основанием для введения чрезвычайного положения. 2. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера вводится в отдельных местностях по решению руководителя государственного органа по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 3-2 настоящего Закона, - местным исполнительным органом по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан. 3. Рабочим органом системы экстренного реагирования и управления при правовом режиме чрезвычайной ситуации социального характера является оперативный штаб. 4. Государственные и местные исполнительные органы при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации социального характера обязаны оказывать содействие и предоставлять необходимую помощь государственному органу по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера. 5. В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера государственный орган по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера вправе: 1) использовать транспорт (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для прибытия в зону чрезвычайной ситуации социального характера, а также доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в лечебные учреждения, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан; 2) исключен в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.) 3) принимать иные меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.) 5-1. Для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий государственный орган по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера вправе использовать материальные ценности государственного материального резерва. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в порядке разбронирования для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий осуществляется по решению государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера по согласованию с уполномоченным органом в области государственного материального резерва в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Возмещение затрат за материальные ценности государственного материального резерва, использованные для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий, осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.) 5-2. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера или введения чрезвычайного положения перевозка материальных ценностей государственного материального резерва осуществляется транспортными организациями в первоочередном порядке. Материальные ценности, выпущенные из государственного материального резерва для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий, принимаются транспортными организациями к перевозке по предъявлению материальных ценностей без предварительной оплаты. Возмещение затрат за транспортировку материальных ценностей государственного материального резерва осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан. 6. Срок действия правового режима чрезвычайной ситуации социального характера не должен превышать сроки устранения обстоятельств, послуживших основанием его введения.
Статья 3-2. Компетенция государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера 1. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан выявляет, предупреждает и пресекает чрезвычайные ситуации, вызванные массовым переходом Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; диверсиями; вооруженным мятежом. При этом государственным органом по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера, предусмотренных частью первой настоящего пункта, является местный исполнительный орган. 2. Министерство внутренних дел Республики Казахстан предупреждает и осуществляет ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных массовыми беспорядками; межнациональными и межконфессиональными конфликтами; блокадой или захватом отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; организацией и деятельностью незаконных вооруженных формирований. 3. Министерство обороны Республики Казахстан участвует в предупреждении чрезвычайных ситуаций, вызванных провокационными действиями со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта; нарушениями территориальной целостности Республики Казахстан.
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.18 г. № 210-VI (см. стар. ред.) 1. В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера создаются постоянно действующие республиканский и региональные (областные, городов республиканского значения, столицы) оперативные штабы. В случаях, указанных в пункте 1 статьи 3-2 настоящего Закона, местным исполнительным органом создается оперативный штаб, в состав которого входят представитель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в качестве заместителя руководителя оперативного штаба, а также представители иных государственных органов. Оперативные штабы по противодействию терроризму создаются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму». 2. Оперативные штабы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 3-4. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера 1. Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами государственных органов с привлечением комплексных сил и средств государственных органов, а первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера, предусмотренных пунктом 1 статьи 3-2 настоящего Закона, - в соответствии с ранее согласованными с государственными органами по предупреждению (выявлению, пресечению) чрезвычайных ситуаций социального характера и планами, утвержденными местными исполнительными органами. 2. При первоочередных действиях по ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера по решению руководителя оперативного штаба могут применяться следующие временные ограничения: 1) приостановление деятельности опасных производственных объектов; 2) приостановление оказания услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничение использования сети и средств связи; 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; 4) временное отселение физических лиц, проживающих в зоне чрезвычайной ситуации социального характера; 5) ограничение или запрещение на торговлю оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, установление особого режима оборота лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, этилового спирта и алкогольной продукции. 3. Границы зон чрезвычайной ситуации социального характера определяются руководителем оперативного штаба.
Глава 2. Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положения
Статья 4. Условия, основания введения чрезвычайного положения 1. Чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.14 г. № 189-V (см. стар. ред.) 2. К обстоятельствам, служащим основаниями введения чрезвычайного положения при соблюдении требований пункта 1 настоящей статьи, относятся: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) 1) чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные массовым переходом Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; массовыми беспорядками, межнациональными и межконфессиональными конфликтами; блокадой или захватом отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований; вооруженным мятежом; диверсией; провокационными действиями со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта; нарушением территориальной целостности Республики Казахстан; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.) 2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и другие), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и требующие скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ. Основанием для введения чрезвычайного положения может быть также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления уполномоченного органа в сфере гражданской защиты. Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения 1. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан. 2. Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер. 3. Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному опубликованию в официальных печатных изданиях в соответствии с законодательством Республики Казахстан и доводится до сведения населения всеми средствами массовой информации. 4. Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения вводится в действие в сроки, устанавливаемые Президентом Республики Казахстан. См.например: Указ Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2011 года № 197 «О введении чрезвычайного положения в городе Жанаозен Мангистауской области», Указ Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 727 «О введении чрезвычайного положения в Алматинской области», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 726 «О введении чрезвычайного положения в Мангистауской области», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 725 «О введении чрезвычайного положения в городе Алматы», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 732 «О введении чрезвычайного положения в городе Нур-Султане»
Статья 6. Содержание указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения содержит: 1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, соответствующие требованиям настоящего Закона; 2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; 3) границы местности, где вводится чрезвычайное положение; 4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; 5) перечень вводимых мер и временных ограничений прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц, а также дополнительно возлагаемых на них обязанностей в соответствии с настоящим Законом; 6) создаваемые специальные органы государственного управления на период введения чрезвычайного положения и их полномочия; 7) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях режима чрезвычайного положения; 8) время введения и срок действия чрезвычайного положения. Статья 7. Срок действия чрезвычайного положения 1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Казахстан, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. 2. По истечении срока, на который вводилось чрезвычайное положение, чрезвычайное положение считается прекращенным. 3. При неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Республики Казахстан вправе продлить его действие в пределах сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, посредством издания соответствующего акта. Статья 8. Финансирование мероприятий по обеспечению чрезвычайного положения 1. При введении чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан и резервов местных исполнительных органов. 2. Решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан. Финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения в этом случае осуществляется за счет средств чрезвычайного бюджета. О принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики Казахстан. Статья 9. Отмена чрезвычайного положения 1. Президент Республики Казахстан вправе отменить чрезвычайное положение полностью или частично до истечения срока, на который оно введено, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его введения. 2. Указ Президента Республики Казахстан о полной или частичной отмене чрезвычайного положения вводится в действие в сроки, устанавливаемые Президентом Республики Казахстан. Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 29.04.09 г. № 154-IV (см. стар. ред.) Статья 10. Особенности правового режима чрезвычайного положения Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного положения.
Глава 3. Специальные органы государственного управления, вводимые на период чрезвычайного положения. Обеспечение режима чрезвычайного положения Статья 11. Специальные органы государственного управления на период чрезвычайного положения 1. В целях незамедлительного решения вопросов и проведения мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президентом Республики Казахстан могут создаваться специальные органы государственного управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся: 1) Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан; Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 14.01.06 г. № 117-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.) 2. Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения (далее - Государственная комиссия) создается актом Президента Республики Казахстан в случае, когда обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, возникли на территории двух и более административно-территориальных единиц Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V 3. Деятельность комендатуры осуществляется на основе типового положения, утвержденного Президентом Республики Казахстан.
Статья 12 изложена в редакции Закона РК от 14.01.06 г. № 117-III (см. стар. ред.) Статья 12. Основные задачи и функции Государственной комиссии 1. Основными задачами Государственной комиссии являются: 1) выработка мер по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; 2) организация проведения оперативных мероприятий по управлению и обеспечению деятельности территории, где введено чрезвычайное положение; 3) организация размещения физических лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в жилые помещения для временного проживания, оказания необходимой помощи; 4) координация деятельности центральных и местных исполнительных органов, организаций, комендатур местности, где введено чрезвычайное положение, по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; 5) контроль за выполнением мероприятий, проводимых в период чрезвычайного положения. 2. Для выполнения основных задач Государственная комиссия осуществляет следующие функции: 1) разрабатывает предложения по координации деятельности центральных и местных исполнительных органов, организаций, комендатур местности, где введено чрезвычайное положение, по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; 2) заслушивает должностных лиц центральных, местных исполнительных органов и комендантов местностей, где введено чрезвычайное положение, по вопросам выполнения задач, возложенных на Государственную комиссию; 3) запрашивает и получает от центральных и местных исполнительных органов, организаций документы и сведения, необходимые для осуществления деятельности Государственной комиссии; 4) контролирует выполнение центральными и местными исполнительными органами, организациями, комендатурами местности, где введено чрезвычайное положение, мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; 5) привлекает специалистов центральных и местных исполнительных органов, организаций для выполнения аналитических, экспертных и других работ, необходимых для решения вопросов ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; 6) рассматривает эффективность введения дополнительных мер и временных ограничений, указанных в статьях 15, 16 настоящего Закона. При полной или частичной ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Казахстан о полной или частичной отмене дополнительных мер, временных ограничений или чрезвычайного положения.
Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 14.01.06 г. № 117-III Статья 12-1. Организация деятельности Государственной комиссии 1. Государственная комиссия образуется из представителей центральных, местных исполнительных органов и комендантов местностей, где введено чрезвычайное положение. Персональный состав Государственной комиссии утверждается Президентом Республики Казахстан и зависит от обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Государственная комиссия состоит из председателя, членов и секретаря. Председатель Государственной комиссии подотчетен Президенту Республики Казахстан. За членами Государственной комиссии и специалистами, привлекаемыми для обеспечения ее работы, сохраняются рабочие места и заработная плата по основному месту работы. 2. Заседания Государственной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости, а решения оформляются протоколами. Члены Государственной комиссии участвуют в заседаниях без права замены. Решения по каждому вопросу повестки дня заседания принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Государственной комиссии. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель. Решения, принимаемые Государственной комиссией в соответствии с ее компетенцией, обязательны для исполнения центральными, местными исполнительными органами и комендатурами местности, где введено чрезвычайное положение, физическими и юридическими лицами. 3. По вопросам, относящимся к компетенции Президента Республики Казахстан, Государственная комиссия вносит на рассмотрение Президенту Республики Казахстан соответствующие проекты указов и распоряжений. По вопросам, относящимся к компетенции Правительства Республики Казахстан, Государственная комиссия вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан соответствующие проекты постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан.
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.01.06 г. № 117-III (см. стар. ред.); Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Статья 13. Полномочия коменданта местности, где введено чрезвычайное положение В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.06.21 г. № 58-VII (см. стар. ред.) 1. Комендатура местности, где введено чрезвычайное положение, осуществляет свою деятельность по обеспечению режима чрезвычайного положения во взаимодействии с местными исполнительными органами. Комендатуру местности образуют комендант, назначаемый Президентом Республики Казахстан, и аппарат комендатуры местности, состав которого определяется исходя из обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Комендант подчиняется Президенту Республики Казахстан, а при создании Государственной комиссии - Президенту Республики Казахстан и председателю Государственной комиссии. Комендантом местности назначается представитель: Комитета национальной безопасности Республики Казахстан при массовом переходе Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; при попытках насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актах терроризма; при действиях, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; вооруженном мятеже; диверсии; Министерства внутренних дел Республики Казахстан при массовых беспорядках; межнациональных и межконфессиональных конфликтах; блокаде или захвате отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов экстремистскими группировками; подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований; Министерства обороны Республики Казахстан при провокационных действиях со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта; нарушении территориальной целостности Республики Казахстан; Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 2. Комендант местности, где введено чрезвычайное положение: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.14 г. № 189-V (см. стар. ред.) 1) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми физическими и юридическими лицами, должностными лицами, органами местного государственного управления и самоуправления, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) в местности, где введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения; 2) вводит ограничения для физических лиц покидать на установленный срок определенную местность, выдворяет нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение, а также принимает меры по обеспечению законности и правопорядка в местности, где введено чрезвычайное положение; 3) в случаях недостаточности мест в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, определяет дополнительные места содержания задержанных лиц, нарушивших режим чрезвычайного положения; 4) отстраняет от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей, приказов и распоряжений коменданта; 5) обращается к Президенту Республики Казахстан с предложениями о необходимости применения в местности, где введено чрезвычайное положение, дополнительных мер и временных ограничений, предусмотренных настоящим Законом, и обеспечивает исполнение этих мер; 6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения; 7) оповещает через средства массовой информации население соответствующей местности о необходимости выполнения введенных мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения; 8) вправе принимать участие во всех заседаниях местных представительных и исполнительных органов и вносить предложения по вопросам, отнесенным к его компетенции; 9) осуществляет аккредитацию журналистов при комендатуре местности, где введено чрезвычайное положение; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Трудовые отношения работников комендатуры местности регулируются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Образование комендатуры местности, где введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельности местных представительных и исполнительных органов, действующих на указанной территории. 5. С целью обеспечения режима чрезвычайного положения на территории, где введено чрезвычайное положение, комендант местности своим распоряжением вправе приостановить на период режима действие нормативных правовых актов местных исполнительных и представительных органов, центральных государственных органов, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием введения чрезвычайного положения.
Статья 14. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 11.04.14 г. № 189-V (см. стар. ред.) 1. Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, национальной безопасности, уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и других государственных органов. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.15 г. № 275-V (см. стар. ред.) 2. В необходимых случаях в установленном законодательством Республики Казахстан порядке на основании Указа Президента Республики Казахстан для обеспечения режима чрезвычайного положения, а также без введения чрезвычайного положения могут применяться Вооруженные Силы Республики Казахстан для выполнения следующих задач: 1) поддержания особого режима въезда в местность, где введено чрезвычайное положение, и выезда из нее; 2) охраны особорежимных, режимных и особо охраняемых объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Правовая основа чрезвычайного положенияСтатья 3. Цель введения чрезвычайного положения Глава 1-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характераСтатья 3-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характераСтатья 3-2. Компетенция государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характераСтатья 3-3. Оперативные штабыСтатья 3-4. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера Глава 2. Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положенияСтатья 4. Условия, основания введения чрезвычайного положенияСтатья 5. Порядок введения чрезвычайного положенияСтатья 6. Содержание указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положенияСтатья 7. Срок действия чрезвычайного положенияСтатья 8. Финансирование мероприятий по обеспечению чрезвычайного положенияСтатья 9. Отмена чрезвычайного положенияСтатья 10. Особенности правового режима чрезвычайного положения Глава 3. Специальные органы государственного управления, вводимые на период чрезвычайного положения. Обеспечение режима чрезвычайного положенияСтатья 11. Специальные органы государственного управления на период чрезвычайного положенияСтатья 12. Основные задачи и функции Государственной комиссииСтатья 12-1. Организация деятельности Государственной комиссииСтатья 13. Полномочия коменданта местности, где введено чрезвычайное положениеСтатья 14. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положенияСтатья 14-1. Управление сетями связи в условиях чрезвычайного положенияСтатья 15. Основные меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положенияСтатья 16. Дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения Глава 5. Гарантии прав и ответственность физических и юридическихлиц, а также должностных лиц в условиях чрезвычайного положенияСтатья 17. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положенияСтатья 18. Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положенияСтатья 19. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия, использования боевой техникиСтатья 20. Порядок задержания физических лиц, нарушивших правила комендантского часаСтатья 21. Правовые последствия прекращения действия чрезвычайного положенияСтатья 22. Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положенияСтатья 23. Осуществление правосудия в местности, где введено чрезвычайное положение Глава 6. Заключительные положения |