<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 4 МАЯ 2010 ГОДА № 274-I...

 
Оглавление
Перемещение в другую часть документа >>
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
О защите прав потребителей

изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2021 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 30 декабря 2020 года (введены в действие с 1 июля 2021 года)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите

Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Статья 6. Компетенция государственных органов

Статья 6-1. Исключена

Статья 6-2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Статья 6-3. Единая информационная система защиты прав потребителей

Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

Статья 7. Права потребителей

Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)

Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора

Статья 9.  Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов

Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)

Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги)

Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги)

Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги)

Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества

Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества

Статья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Статья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги)

Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрыша

Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей

Статья 21. Право на возмещение морального вреда

Статья 22. Исключена

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ)

Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срока

Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)

Статья 25. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге)

Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе)

Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги)

Статья 28. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению свободного выбора товара (работы, услуги)

Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению надлежащего качества товара (работы, услуги)

Статья 30. Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества

Статья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по возмещению в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Статья 32. Обязанности изготовителя (исполнителя) по установлению срока годности, срока хранения и срока службы товара

Статья 33. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) иметь в наличии контрольно-кассовую машину и нагрудную карточку

Статья 33-1. Обязанности электронной торговой площадки

Статья 33-2. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по размещению информации об уполномоченном органе и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров

Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ)

Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги)

Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)

Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителя

Статья 38. Выполнение работы из материала потребителя

Статья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги)

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 40. Общественные объединения потребителей

Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)

Статья 42. Исключена

Глава 6-1. Меры по защите прав и законных интересов потребителей

Статья 42-1. Институциональная система защиты прав и законных интересов потребителей

Статья 42-2. Право потребителя на защиту прав и законных интересов

Статья 42-3. Представители законных интересов потребителей

Статья 42-4. Обращение потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю)

Статья 42-5. Обращение в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей

Статья 42-6. Отказ в рассмотрении обращения потребителя государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителей

Статья 42-7. Рассмотрение обращения потребителя государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителей

Статья 42-8. Досудебное урегулирование потребительского спора

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 1. Общие положения

 

См. изменения в статью 1 - Закон РК от 30.12.20 г. № 397-VI (вводятся в действие с 1 июля 2021 г.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

4) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

5) гарантийный срок - период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

7) срок службы - период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

9) срок хранения - период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

11) товар - продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а также окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), - контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

15) потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

16) общественное объединение потребителей - организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;

Статья дополнена подпунктом 16-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

16-1) Межведомственный совет по защите прав потребителей - консультативно-совещательный орган, создаваемый при Правительстве Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей;

Статья дополнена подпунктом 16-2 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

16-2) ассоциация (союз) общественных объединений потребителей (далее - ассоциация (союз) - добровольное объединение общественных объединений потребителей, создаваемое для обеспечения координации деятельности своих членов и защиты их общих интересов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V

  • Показать изменения

17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей

1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V

  • Показать изменения

Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

3) просвещения потребителей, повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

4) обеспечения эффективной системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту;

Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 02.04.19 г. № 241-VI

  • Показать изменения

4-1) обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

5) участия общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Заголовок главы 2 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей и государственный контроль
за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

 

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей

  • Показать изменения

Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей

  • Показать изменения

Правительство Республики Казахстан:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1-1), 1-2) исключены в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 1-3 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

  • Показать изменения

1-3) создает Межведомственный совет по защите прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.); Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

  • Показать изменения

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

  • Показать изменения

3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей;

Подпункт 5 в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI введен в действие с 1 января 2021 г.

  • Показать изменения

5) проводит анализ жалоб потребителей, в том числе поступающих посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей, деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров;

  • Показать изменения

6) вносит предложения (рекомендации) государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;

  • Показать изменения

7) осуществляет информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

  • Показать изменения

8) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;

  • Показать изменения

9) осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты прав потребителей;

  • Показать изменения

10) осуществляет формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа по проведению исследований, информационно-просветительской работы, оказанию консультационной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей и представительских услуг потребителям в восстановлении их нарушенных прав и законных интересов;

  • Показать изменения

11) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

Подпункт 12 в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI введен в действие с 1 января 2021 г.

  • Показать изменения

12) разрабатывает и утверждает правила по формированию, ведению и использованию Единой информационной системы защиты прав потребителей;

13) ежегодно представляет доклад Правительству Республики Казахстан о результатах проводимой работы по вопросам защиты прав потребителей, обсужденных на Межведомственном совете по защите прав потребителей, который размещается в средствах массовой информации;

  • Показать изменения

14) обеспечивает деятельность Межведомственного совета по защите прав потребителей;

  • Показать изменения

15) разрабатывает и утверждает перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров;

  • Показать изменения

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)

Статья 6. Компетенция государственных органов

Государственные органы в пределах своей компетенции:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

3) осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

См. изменения в подпункт 4 - Закон РК от 25.06.20 г. № 346-VI (вводятся в действие с 1 января 2023 г.)

  • Показать изменения

4) осуществляют информирование, консультирование и просвещение потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) информируют потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6) исключен в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) обращаются в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) ежегодно размещают в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей, результатам их рассмотрения и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) анализируют законодательство Республики Казахстан на предмет необходимости его совершенствования по вопросам защиты прав потребителей и по итогам разрабатывают проекты нормативных правовых актов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 6-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

  • Показать изменения

Статья 6-2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным органом или его территориальными подразделениями в форме внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей проводится в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителя, возмещения убытка (вреда), а также повышения социальной и имущественной ответственности субъектов контроля путем снижения на них административной нагрузки.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом или его территориальными подразделениями на основании информации и отчетности, полученных от государственных органов, субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, представителей законных интересов потребителей, в том числе через Единую информационную систему защиты прав потребителей, а также через средства массовой информации, по фактам нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Субъектами государственного контроля являются продавцы (изготовители, исполнители).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей по результатам рассмотрения информации и отчетности, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, субъекту контроля направляется рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, без возбуждения дела об административном правонарушении с обязательным разъяснением субъекту контроля порядка их устранения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) нарочно - с даты отметки в рекомендации о получении;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) электронным способом - с даты отправки уполномоченным органом или его территориальными подразделениями на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченного органа или его территориальных подразделений.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (извещения).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, вправе направить в уполномоченный орган или его территориальные подразделения возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в полгода.

См: Совместный приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 212-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2020 года № 71 «Об утверждении проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей»

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен статьей 6-3 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (введено в действие с 1 января 2021 г.)

  • Показать изменения

Статья 6-3. Единая информационная система защиты прав потребителей

1. Единая информационная система защиты прав потребителей является информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Уполномоченным органом обеспечивается формирование и ведение Единой информационной системы защиты прав потребителей и ее мобильной версии.

См.: Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 213-НҚ «О создании рабочей группы по планированию и реализации проекта государственно-частного партнерства по Единой информационной системе защиты прав потребителей»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) уполномоченным органом, государственными органами.

  • Показать изменения

Государственные органы и субъекты досудебного урегулирования потребительских споров обеспечивают внесение в Единую информационную систему защиты прав потребителей всей информации о результатах рассмотренных обращений потребителей, а также причинах отказа в их рассмотрении.

Обращения потребителей рассматриваются продавцами (изготовителями, исполнителями) посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей при их добровольной регистрации в ней.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. К обращениям в сфере защиты прав потребителей, рассматриваемым через Единую информационную систему защиты прав потребителей, относятся:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) обращения потребителей к продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) с претензией об устранении нарушений их прав и законных интересов, а также возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обращения потребителей к инициаторам (организаторам) игр с претензией по качеству товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) в виде выигрыша;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) обращения потребителей к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров за защитой и восстановлением их нарушенных прав и законных интересов, возмещением причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги), компенсацией морального вреда;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) обращения потребителей в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении продавцов (изготовителей, исполнителей), инициаторов (организаторов) игр, нарушивших их права и законные интересы в сфере защиты прав потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) обращения потребителей в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и (или) представителей законных интересов потребителей ввиду осуществления ими неэффективной деятельности по рассмотрению потребительских споров и (или) защите их прав и законных интересов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) обращения общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы, в том числе по результатам общественного контроля, с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству; с целью оценки качества товаров (работ, услуг) в случае поступления заявлений, жалоб потребителей; с целью содействия в рассмотрении факта нарушения прав и законных интересов потребителей.

  • Показать изменения

Обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей не подлежат направлению через Единую информационную систему защиты прав потребителей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Единая информационная система защиты прав потребителей должна обеспечивать общедоступность информации, включая сведения о продавцах (изготовителях, исполнителях), в отношении которых поступили заявления и жалобы потребителей, с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 3. Права потребителей и их защита

 

Статья 7. Права потребителей

1. Потребители имеют право на:

1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) свободный выбор товара (работы, услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) надлежащее качество товара (работы, услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) создание общественных объединений потребителей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) возмещение морального вреда;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13) защиту прав и законных интересов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V

  • Показать изменения

Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

  • Показать изменения

4-1) установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

12) иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей, определенные гражданским законодательством Республики Казахстан.

См.: Ответ Министра торговли и интеграции РК от 4 августа 2020 года на вопрос от 30 июля 2020 года № 632055 (dialog.egov.kz) «О праве потребителя на возврат не использованного подарочного сертификат»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом (исполнителем, изготовителем) в связи с использованием последним преимуществ своего положения.


Содержание
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯГлава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙГлава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА
Статья 7. Права потребителейСтатья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договораСтатья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересовСтатья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги)Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги)Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги)Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качестваСтатья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качестваСтатья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги)Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товараСтатья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги)Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрышаСтатья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителейСтатья 21. Право на возмещение морального вредаСтатья 22. Исключена
Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ)
Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срокаСтатья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)Статья 25. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге)Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе)Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги)Статья 28. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению свободного выбора товара (работы, услуги)Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению надлежащего качества товара (работы, услуги)Статья 30. Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качестваСтатья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по возмещению в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги)Статья 32. Обязанности изготовителя (исполнителя) по установлению срока годности, срока хранения и срока службы товараСтатья 33. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) иметь в наличии контрольно-кассовую машину и нагрудную карточкуСтатья 33-1. Обязанности электронной торговой площадкиСтатья 33-2. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по размещению информации об уполномоченном органе и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров
Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ)Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙГлава 6-1. Меры по защите прав и законных интересов потребителейГлава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ