<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Справка документа
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Английский
Русский и английский
Казахский
Русский и казахский
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18-VIII «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» (с изменениями от 20.08.2024 г.)

 
Оглавление
Перемещение в другую часть документа >>
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

изменениями от 20.08.2024 г.)

 

См.: Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 127-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 10 июля 2023 года «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы»

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона

Статья 4. Принципы настоящего Закона

Статья 5. Язык онлайн-платформ

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

Статья 6. Государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа

Глава 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ

Статья 9. Правовой режим функционирования онлайн-платформ на территории Республики Казахстан

Статья 10. Особенности защиты персональных данных на онлайн-платформах

Статья 11. Подача и обработка жалобы пользователей

Статья 12. Рекомендательная система онлайн-платформы

Статья 13. Модерация контента

Статья 14. Основания отнесения информации к противоправному контенту, приостановление, прекращение размещения и распространения противоправного контента

Статья 15. Удаление ложной информации

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 16. Права и обязанности пользователей

Статья 17. Права и обязанности инфлюенсеров (блогеров)

Статья 18. Размещение и распространение изображаемого лица

Глава 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

Статья 19. Требования к онлайн-рекламе

Статья 20. Таргетированная онлайн-реклама

Статья 21. Спонсорский контент

Статья 22. Идентификация и хранение онлайн-рекламы

Глава 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

Статья 23. Международное сотрудничество в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с онлайн-платформами, функционирующими на территории Республики Казахстан, а также общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы на территории Республики Казахстан.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) аккаунт - персональная страница пользователя онлайн-платформы, которая создается после регистрации на онлайн-платформе;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) спонсорский контент - разновидность контента на онлайн-платформах, распространяемого пользователями онлайн-платформ путем размещения его на аккаунте, создание которого производится самим пользователем онлайн-платформы и (или) спонсором;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) ложная информация - информация, не соответствующая действительности либо содержащая существенные искажения фактов, создающая ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) публичное сообщество - зарегистрированная пользователем онлайн-платформы на онлайн-платформе страница, размещающая информацию для неопределенного количества пользователей онлайн-платформ;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) модератор публичного сообщества - лицо, являющееся собственником и (или) пользователем онлайн-платформы, наделенное правом размещения и (или) удаления, и (или) редактирования контента на онлайн-платформе;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) инфлюенсер (блогер) - пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) сервис обмена мгновенными сообщениями - программное обеспечение, предназначенное и (или) используемое пользователями онлайн-платформы для обмена мгновенными сообщениями либо их передачи конкретно определенному лицу (определенным лицам) в режиме реального времени с использованием сетей телекоммуникаций, за исключением программного обеспечения, предназначенного для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) онлайн-реклама - реклама на онлайн-платформах, производимая и (или) размещаемая, и (или) распространяемая, и (или) хранимая пользователями онлайн-платформ и (или) собственниками онлайн-платформ в виде таргетированной рекламы и (или) спонсорского контента, и (или) иной информации, предназначенная для неопределенного круга лиц;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) распространитель онлайн-рекламы - пользователь онлайн-платформы, осуществляющий производство и (или) размещение, и (или) распространение онлайн-рекламы;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) онлайн-платформа - интернет-ресурс и (или) программное обеспечение, функционирующее в сети Интернет, и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для получения, производства и (или) размещения, и (или) распространения, и (или) хранения контента на онлайн-платформе пользователем онлайн-платформы посредством созданного им аккаунта, публичного сообщества, за исключением интернет-ресурса и (или) программного обеспечения, функционирующего в сети Интернет, и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) контент на онлайн-платформе (далее - контент) - информация, получаемая и (или) производимая, и (или) размещаемая, и (или) распространяемая, и (или) хранимая пользователем онлайн-платформы посредством приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) аудиовизуальной формы на онлайн-платформе конкретно определенному или неопределенному кругу лиц;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) собственник онлайн-платформы - физическое и (или) юридическое лицо, обладающее правом собственности на онлайн-платформу;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13) рекомендательная система онлайн-платформы - полностью или частично автоматизированная система онлайн-платформы, определяющая приоритетность контента онлайн-платформы на своем интерфейсе, а также приоритетность результатов поиска;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14) пользователь онлайн-платформы (далее - пользователь) - физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшее и (или) предоставившее свои персональные данные, и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

15) профайлинг - совокупность алгоритмов, направленных на определение предпочтений и (или) интересов пользователей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

16) таргетированная онлайн-реклама - онлайн-реклама, предназначенная для целевых групп, определяемых на основании профайлинга, и направленная на увеличение охвата пользователей и (или) повышение ее приоритетности, в том числе с использованием рекомендательной системы онлайн-платформы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

17) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие между пользователями при использовании сервисов обмена мгновенными сообщениями для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права и законные интересы других физических и (или) юридических лиц и требования законов Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Целью настоящего Закона является определение правовых основ функционирования онлайн-платформ, а также производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы, предотвращения и пресечения противоправного контента.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Задачами настоящего Закона являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) обеспечение прозрачности функционирования онлайн-платформ;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обеспечение безопасности информационного пространства Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) недопущение противоправного контента;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при сборе и обработке его персональных данных в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Принципы настоящего Закона

Принципами настоящего Закона являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) обеспечение и защита прав человека и гражданина на свободное получение и распространение информации любыми не запрещенными законами Республики Казахстан способами на онлайн-платформах;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обеспечение свободы слова и творчества на онлайн-платформах;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) обеспечение законности при сборе, накоплении и распространении информации о пользователях, являющихся гражданами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) обеспечение государственной защиты интересов граждан Республики Казахстан на онлайн-платформах;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) ограничение прав собственников онлайн-платформ и пользователей в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5. Язык онлайн-платформ

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Собственник онлайн-платформы создает возможность использования интерфейса, а также ознакомления с пользовательским соглашением онлайн-платформы, в том числе кратким изложением его основных условий на казахском языке.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Собственник онлайн-платформы создает возможность автоматического перевода контента на казахский язык.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Собственник онлайн-платформы в целях недопущения нарушения законодательства Республики Казахстан обеспечивает модерацию контента на казахском языке.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

 

Статья 6. Государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы осуществляется путем государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе осуществляется уполномоченным органом в форме профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Объектом профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля является функционирование онлайн-платформ, производство, размещение, распространение онлайн-рекламы.

Субъектами профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются модераторы публичных сообществ, распространители онлайн-рекламы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. При выявлении нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. Рекомендация об устранении нарушений должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения рекомендации об устранении нарушений.

Рекомендация об устранении нарушений, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) нарочным - с даты отметки в рекомендации об устранении нарушений о получении;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) электронным способом - с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию об устранении нарушений, возражение в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации об устранении нарушений.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в квартал.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

Правительство Республики Казахстан:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) обеспечивает реализацию государственной политики в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) осуществляет мониторинг онлайн-платформ;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) выдает предписания при выявлении нарушения требований законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) запрашивает у собственника и (или) законного представителя онлайн-платформы информацию о количестве пользователей в сутки;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) определяет количество пользователей в случае отсутствия на онлайн-платформе функции определения количества пользователей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) запрашивает у собственников и (или) законных представителей онлайн-платформ сведения о пользователях на основании судебных актов, запросов правоохранительных или специальных государственных органов Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ

 

Статья 9. Правовой режим функционирования онлайн-платформ на территории Республики Казахстан

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители онлайн-платформ, среднесуточный доступ к онлайн-платформам которых в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории Республики Казахстан, назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Часть первая настоящего пункта не распространяется на сервисы обмена мгновенными сообщениями, осуществляющие функции внутрикорпоративных сервисов по обмену сообщениями, служб электронной почты.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Уполномоченный орган ведет реестр законных представителей онлайн-платформ на территории Республики Казахстан в определенном им порядке.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Онлайн-платформы должны иметь следующие функции:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) определения количества пользователей на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) подачи пользователями жалобы, установленной статьей 11 настоящего Закона, и автоматического подтверждения ее получения.

Интерфейс онлайн-платформы не должен вводить в заблуждение или иным образом препятствовать пользователю в принятии решения.

См.: Письмо Министерства культуры и информации Республики Казахстан от 30 апреля 2024 года № ЖТ-2024-03763178 «Касаемо информации о представителях онлайн-платформ на территории Республики Казахстан и о переводе интерфейса и пользовательского соглашения на казахский язык»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Собственники и (или) законные представители онлайн-платформ обязаны:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) принимать меры противодействия распространению противоправного контента на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) рассмотреть запрос уполномоченного органа в течение двадцати четырех часов после его получения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) обеспечить исполнение вступивших в законную силу судебных актов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) обеспечить прием, рассмотрение предписаний, представлений, уведомлений, решений государственных органов с принятием по ним мер, установленных статьей 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи»;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) незамедлительно уведомлять правоохранительные органы Республики Казахстан в случае выявления противоправного контента, влекущего за собой угрозу жизни или безопасности человека и гражданина;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) информировать уполномоченный орган о мерах противодействия противоправному контенту;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) размещать в открытом доступе информацию о среднестатистическом ежемесячном количестве пользователей на территории Республики Казахстан за последние шесть месяцев функционирования онлайн-платформы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) принимать меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) представлять запрашиваемые уполномоченным органом сведения о пользователях на основании судебных актов, запросов правоохранительных или специальных государственных органов Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) приостановить деятельность аккаунтов на территории Республики Казахстан, размещающих и распространяющих противоправный контент, информацию, признанную кибербуллингом в отношении ребенка, на основании предписания уполномоченного органа.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10. Особенности защиты персональных данных на онлайн-платформах

Собственник и (или) законный представитель онлайн-платформы в целях защиты персональных данных на онлайн-платформе:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) ознакомляет пользователей с политикой конфиденциальности онлайн-платформы до завершения их регистрации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обеспечивает целостность, сохранность и соблюдение конфиденциальности персональных данных;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) не допускает распространения персональных данных без согласия пользователя или его законного представителя;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) незамедлительно уведомляет пользователя в случае нарушения конфиденциальности его персональных данных;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) выполняет иные обязанности, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О персональных данных и их защите».

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 11. Подача и обработка жалобы пользователей

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Пользователь вправе подавать жалобу собственнику онлайн-платформы на контент, интерфейс, других пользователей, действия онлайн-платформы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Механизм и правила подачи жалобы пользователем определяются собственником онлайн-платформы.

Механизм подачи жалобы должен быть доступным для пользователя и предусматривать возможность описания содержания жалобы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Собственник онлайн-платформы обязан предоставить мотивированный ответ пользователю, обратившемуся с жалобой, в течение двадцати календарных дней со дня, следующего за днем получения жалобы.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12. Рекомендательная система онлайн-платформы

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Параметры, используемые в рекомендательной системе онлайн-платформы, должны быть описаны в пользовательском соглашении онлайн-платформы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Рекомендательная система онлайн-платформы должна предоставлять пользователю возможность получения контента без использования профайлинга.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 13. Модерация контента

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Собственник онлайн-платформы обязан принимать меры по совершенствованию:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) систем модерации контента;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) алгоритмов искусственного интеллекта;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) обеспечения безопасности несовершеннолетних на онлайн-платформе;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) противодействия размещению и распространению противоправного контента на территории Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) взаимодействия с государственными органами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Собственник онлайн-платформы ежегодно размещает отчет, который включает следующую информацию о:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) выявленных системных рисках;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) принятых мерах по снижению выявленных системных рисков;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) модерации контента с указанием удаленного противоправного контента автоматизированными системами модерации, количества поступивших предписаний уполномоченного органа, жалоб пользователей и принятых по ним решений.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 14. Основания отнесения информации к противоправному контенту, приостановление, прекращение размещения и распространения противоправного контента

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.06.24 г. № 94-VIII (введен в действие с 20 августа 2024 г.) (см. стар. ред.)

1. На онлайн-платформах на территории Республики Казахстан запрещаются размещение и распространение противоправного контента.

  • Показать изменения

Противоправным контентом являются: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, самоубийства, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность Республики Казахстан, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Приостановление, прекращение размещения и распространения противоправного контента осуществляются в соответствии со статьей 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи».

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Собственник и (или) законный представитель онлайн-платформы в течение двадцати четырех часов после получения предписания уполномоченного органа обязаны принять меры по удалению информации, признанной кибербуллингом в отношении ребенка.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 15. Удаление ложной информации

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Лицо, в отношении которого была распространена ложная информация, вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. В случае отказа собственником онлайн-платформы в удалении ложной информации лицо вправе обратиться в суд.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

 

Статья 16. Права и обязанности пользователей

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Пользователи на территории Республики Казахстан имеют право на:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) получение, производство, размещение, распространение контента любым не запрещенным законами Республики Казахстан способом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) свободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) создание аккаунта, публичного сообщества;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) отказ от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, если это противоречит их убеждениям;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) ограничение демонстрации неинтересующего контента.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Пользователи обязаны:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) проверять достоверность размещаемого, распространяемого контента;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) не размещать, не распространять ложную информацию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) не размещать, не распространять противоправный контент;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения, распространения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) при сборе добровольных пожертвований соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 17. Права и обязанности инфлюенсеров (блогеров)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Инфлюенсер (блогер) имеет права и несет обязанности, установленные статьей 16 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Инфлюенсер (блогер) осуществляет свою предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 18. Размещение и распространение изображаемого лица

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Пользователям при размещении и распространении контента не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) если контент содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также размещен, распространен самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Размещение, распространение контента с использованием изображаемого лица осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

 

Статья 19. Требования к онлайн-рекламе

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Онлайн-реклама должна быть идентифицируема и маркирована.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Онлайн-реклама маркируется в порядке, определяемом уполномоченным органом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Размещение и распространение онлайн-рекламы осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О рекламе».

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 20. Таргетированная онлайн-реклама

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Онлайн-платформа обеспечивает пользователей возможностью идентифицировать таргетированную онлайн-рекламу при помощи текстовых и (или) графических и (или) иных обозначений.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Таргетированная онлайн-реклама должна:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) содержать текстовые и (или) графические и (или) иные обозначения, указывающие, что контент является онлайн-рекламой;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обозначать аккаунт пользователя, разместившего онлайн-рекламу.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Профайлинг на основании данных о расовой или национальной принадлежности, политических взглядах, биометрических или персональных данных, позволяющих идентифицировать физическое лицо, информации о состоянии здоровья пользователя запрещен.

См.: Письмо Комитета по информационной безопасности Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 6 мая 2024 года № ЖТ-2023-03797563 «Аккаунт или данные устройства пользователя, которые не определяют конкретного физического лица без привязки дополнительных данных (полного Ф.И.О., ИИН и т.д.), не являются персональными данными»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Таргетированная онлайн-реклама не должна распространяться на пользователей, идентифицированных онлайн-платформой как несовершеннолетний пользователь.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 21. Спонсорский контент

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Спонсорский контент должен содержать текстовые и (или) графические и (или) иные обозначения, указывающие на спонсора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Спонсорский контент не должен:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) дискредитировать физические или юридические лица, их товары, работы, услуги;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) содержать мнения и (или) аудиозапись, и (или) фото- и видеоизображения третьих лиц без их предварительного согласия.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. В случае если спонсорский контент содержит рекомендации, отзывы и подтверждающие документы, то они должны являться подлинными и проверяемыми.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 22. Идентификация и хранение онлайн-рекламы

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Онлайн-платформы должны обеспечить пользователей технической возможностью идентифицировать онлайн-рекламу при помощи текстовых и (или) графических и (или) иных обозначений.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Онлайн-платформа должна иметь безопасное хранилище, содержащее информацию об онлайн-рекламе, в том числе о таргетированной онлайн-рекламе. Данная информация должна храниться в течение одного года после последнего размещения, распространения онлайн-рекламы.

Хранилище не должно содержать персональные данные пользователей, среди которых была или могла быть распространена онлайн-реклама.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

 

Статья 23. Международное сотрудничество в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государственные органы по согласованию с уполномоченным органом осуществляют взаимодействие в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы с государственными органами иностранных государств, международными организациями и иностранными юридическими лицами.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

Нарушение законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

В случае осуществления собственниками и (или) законными представителями онлайн-платформ деятельности онлайн-платформы на территории Республики Казахстан без соблюдения требований, установленных статьей 9 настоящего Закона, уполномоченный орган вправе ограничить их деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан.

См.: Правила об ограничении доступа к интернет-ресурсам, иностранным онлайн-платформам и сервисам обмена мгновенными сообщениями по предписанию уполномоченного органа в области средств массовой информации

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

К. ТОКАЕВ

 

Астана, Акорда, 10 июля 2023 года

№ 18-VIII ЗРК

Содержание
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯГлава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫГлава 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМГлава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙГлава 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫГлава 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫГлава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ