|
|
|
Публичный договор и договор присоединения: в чем разница?
Плотникова Кристина Директор юридического департамента Ирзабеков Ниджат Старший юрист ТОО «Просто Бэк-офис»
Каждая сделка уникальна по своей природе, законодательство четко разграничивает понятия и условия регулирования отдельных видов договоров. С развитием цифровых технологий и выходом в онлайн рынок большого количества предпринимателей, особую популярность приобретают договоры, не требующие подписания, или же представляющие собой «одностраничные» договоры, а это значит, что договорные отношения сторон должны идти в ногу со временем. В своей статье мы хотим подробнее остановиться на договорах, приобретающих все большую популярность - публичные договоры и договоры присоединения, в каких ситуациях следует заключать тот или иной договор.
Публичный договор Стороны публичного договора четко определены так: · одной стороной в обязательном порядке должен выступать предприниматель, · другая сторона не может, и не должна быть определена заранее. Отличительной характеристикой выступает то, что договор распространяется на неограниченный круг лиц, предприниматель не может отдавать предпочтение кому-либо, или отказывать в заключении договора, когда имеет возможность предоставить соответствующие товары (работы, услуги). Типичными примерами публичного договора являются покупка продуктов питания или иных товаров в магазинах, или проезд на автобусе. Следует отметить, что предприниматель не только не может отказать в заключении публичного договора ни одному обратившемуся лицу, но и обязан заключать его на одинаковых для всех условиях. Исключением являются случаи, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пенсионеры, ветераны Великой Отечественной Войны и так далее). Таким образом публичным договором является договор, согласно которому предприниматель предлагает неопределенному кругу лиц заключить с ним сделку (купля-продажа, оказание услуг, подряд и так далее), а любой желающий может согласиться на это. Зачастую формы публичного договора размещаются на интернет-ресурсах, используются в онлайн продажах, публичные договоры мы принимаем, скачивая приложения на свои мобильные устройства и используя их.
Договор присоединения В отличие от публичного договора, договор присоединения подразумевает наличие стандартных форм. К примеру, маркетинговое агентство может установить тарифы на свои услуги по продвижению бренда, размещенные и подробно описанные на официальном сайте, а в самом договоре присоединения, подписываемом клиентом будет лишь отсылка на этот сайт и небольшое количество ключевых условий и идентификационных данных клиента (наименование, контактные данные, выбранные тарифы и иное). Из этого следует, что клиенту следует самостоятельно ознакомиться с условиями, предложенными в стандартном документе на сайте, и принять решение согласиться с ним или нет, следует отметить, что в случае согласия - оно будет о полном и безоговорочном присоединении к условиям договора, без возможности внесения каких-либо правок. Есть важное отличное этого вида договора от публичного договора - договор присоединения не обязывает предпринимателя, предлагающего услуги и товары, связывать себя договорными обязательствами со всеми желающими, он вправе выбирать с кем договор заключить, а кому отказать. К примеру, клининговая компания, обслуживающая множество офисов на условиях, изложенных в стандартизированной форме, может отказаться от вступления в договорные отношения с потенциальным клиентом, решив, что его представители слишком придирчивы.
Наряду с публичным договором и договором присоединения гражданское законодательства предусматривает еще один вид договора - примерные условия договора, в нем предусматривается, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. Тут сразу стоит обратить внимание на указание «опубликованными в печати», что означает печатные издания, такие как газеты, мы все понимаем, что на сегодня это вовсе не актуально, не говоря уже о том, что очень затратно и труднодоступно для всеобщего доступа к документу. Из чего следует, что этот вид договора «вымирает», так как использовать его неудобно.
Занимаясь предпринимательской деятельностью, следует обдумать, какая форма договора больше подойдет в Вашей деятельности. Надеемся, что информация, изложенная в настоящем обзоре, окажется полезной для Вас. ТОО «Просто Бэк-офис», в свою очередь, может помочь Вам в выборе подходящего договора и его составлении. Все выводы и предложения (рекомендации), отраженные в настоящем обзоре, носят исключительно рекомендательный характер и не влекут обязательств по совершению третьим лицом каких-либо определенных действий. В случае возникновения каких-либо вопросов, пожалуйста, обращайтесь (pbo.kz). Просто Бэк-офис осуществляет аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг и является новым решением для предпринимателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |