|
|
|
Ужесточение квалификационных требований к кандидатам на судейские должности - веление времени
В плане нации «100 конкретных шагов» в целях обеспечения верховенства закона предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, один из которых предусматривает ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. За годы независимости в Казахстане произошли позитивные реформы, страна достигла впечатляющего экономического роста и большого прогресса в социальном развитии. Галия Ак-куова, судья Верховного суда Республики Казахстан, член Высшего судебного совета: Сегодня Президент страны Нурсултан Назарбаев ставит перед нами, казахстанцами, новые задачи и цели. На 16 съезде партии «Нұр Отан» Лидер Нации выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности, одной из которых названо обеспечение верховенства закона. В целях реализации институциональных реформ разработаны 100 конкретных шагов. «100 шагов» - это план нации по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях, пошаговое исполнение которого, представляется, даст свои позитивные результаты в дальнейшем развитии нашего государства. В целях обеспечения верховенства закона предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, один из которых предусматривает ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. В своем выступлении на страницах газеты «Казахстанская правда» председатель Верховного суда Республики Казахстан К. Мами отметил: «Судебная система нашей страны сегодня демонстрирует достаточно хорошую эффективность в вопросах обеспечения верховенства права. Об этом наглядно говорят многие международные индикаторы». Сегодня можно с уверенностью сказать, что судебная система, как одна из ветвей власти, обеспечивающая исполнение законов и соответствующая общемировым стандартам современного правового и демократического государства, состоялась. Однако глобальные и внутренние вызовы непосредственно связаны и с деятельностью судебной системы, и требуют ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, усиления подотчетности судей. По категориям гражданских дел, рассматриваемых в судах, можно проследить изменения в нашем обществе, развитие рыночных отношений. Если в советское время гражданские процессы велись в основном по восстановлению на работе, выселению, по разделу имущества между супругами, взысканию алиментов, возмещению вреда здоровью, то в связи с рыночной конкуренцией стали появляться новые категории судебных дел, все сложнее и сложнее. Это требует от судей работы над повышением своей квалификации, глубокого изучения экономических законов. А в начале 90-х годов суды рассматривали дела о признании забастовок незаконными, взыскании заработной платы, выплаты пенсии, когда после развала Союза и разрыва хозяйственных связей практически все предприятия остановились. Много судебных разбирательств было и по брошенному жилью. Сейчас граждане в суды обращаются с исковыми заявлениями, связанными с ипотекой, кредитом, залогом, лицензированием, налоговыми, таможенными, земельными и корпоративными спорами и так далее. Ежегодное увеличение количества рассматриваемых судами гражданских дел свидетельствует о том, что граждане за зашитой своих прав обращаются в суды, что свидетельствует о доверии граждан государству и судебной системе. В этой связи вспоминается поездка в командировку в одну из среднеазиатских республик, где для коллег было удивительным, что наши граждане могут обжаловать в суде решения акимов либо постановление правительства республики, их граждане за защитой нарушенных прав обращаются в местный исполнительный орган либо к прокурору, но не в суд. В последние годы для укрепления доверия общества к судам Верховным судом совместно с Высшим судебным советом и квалификационной коллегией юстиции был принят ряд мер, направленных на усиление требований к образовательному уровню претендентов на должность судей и их личностным качествам. В частности, экзамен, сдаваемый претендентом, состоит из трех этапов: прохождение теста, порог которого увеличен до 80 процентов; устный экзамен с теоретическими вопросами и практическими задачами; психологический тест. При прохождении конкурса на занятие вакантной должности судьи предпочтение отдается выпускникам магистратуры Института правосудия при Академии госслужбы (при других равных уровнях). Однако задачи, поставленные Президентом страны, требуют кардинальных изменений в вопросах отбора судей. «Сегодня слабые звенья судебной системы - это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах», - отметил Президент. Безусловно, качество отправления правосудия зависит от профессиональных и моральных качеств человека, выбравшего этот нелегкий труд, и от неукоснительного соблюдения требований закона по подбору кадров на должность судьи. Высокие требования, предъявляемые сегодня к судьям, требуют существенных изменений в вопросах подготовки кадров. В этом направлении рабочей группой национальной комиссии проведена большая аналитическая работа с изучением опыта зарубежных стран и поддержан ряд предложений по вопросам отбора кадров на судейские должности. Так, поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, в связи с чем будут внесены поправки в Конституцию страны. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, например, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат. Срок прохождения стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года, тогда как в настоящее время при двухгодичном обучении срок практических стажировок в суде составляет три месяца. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов также будет увеличен до одного года, при этом она будет проходить на освобожденной основе от основной работы кандидата с выплатой стипендии в размере от 50 до 70 процентов от должностного оклада судьи. Указанные требования к кандидату в судьи являются оправданными, поскольку постоянное нахождение кандидата в судьи в атмосфере судебных процессов, участие в подготовке дел к рассмотрению, изучение организации работы суда позволяют кандидату в судьи определиться с выбором профессии, насколько он готов профессионально и психологически к этой ответственной работе. О необходимости предъявления таких требований свидетельствуют и отдельные факты освобождения от должности судьи по собственному желанию в течение года после назначения по субъективным причинам, которые не справлялись с возложенными обязанностями, осознали, что не готовы к работе судьи. Другой важной новеллой является введение годичного испытательного срока для вновь назначенных судей. В период испытательного срока они будут рассматривать административные, а также несложные уголовные и гражданские дела. По окончании испытательного срока результаты будут обсуждаться на пленарном заседании областного суда. Далее при положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться квалификационной комиссией судебного жюри. При подтверждении профессиональных качеств кандидата в судьи он представляется в Высший судебный совет для рекомендации Главе государства для назначения на должность судьи на постоянной основе. Предлагается также законодательно закрепить институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей, что будет дисциплинировать молодого судью. Полагаю, что реализация мероприятий, разработанных в рамках обеспечения верховенства закона, позволит улучшить качество отправления правосудия, повысить доверие граждан суду, поднять на новый уровень деятельность судебной системы Казахстана в мировом рейтинге верховенства права.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |