|
|
|
Создание благоприятных условий для ведения бизнеса - рост экономики Казахстана Д. Ергожин, Председатель КГД МФ РК
Невзирая на довольно сложные предстоящие годы для мировой экономики, когда падают цены на энергоносители на мировых рынках и в целом замедляется экономический рост, Казахстан поставил для себя цель войти в число 30 наиболее развитых стран мира. Как показала история независимого Казахстана, любые амбициозные задачи, которые ставятся Елбасы, успешно реализуются и, самое главное, точно в срок. Учитывая поставленную Главой государства задачу, была озвучена Новая экономическая политика «Нұрлы жол» - масштабная программа развития, основной целью которой является развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, а также развитие малого и среднего бизнеса. Все это требовало реформы системы государственного управления, направленной на модернизацию и повышение эффективности системы государственного управления, оптимизацию государственного аппарата и формирование компактного Правительства Республики Казахстан. В этой связи в августе 2014 года был создан Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, основной задачей которого является создание благоприятных условий для ведения бизнеса. В качестве значимых примеров по стимулированию развития бизнеса и тем самым созданию рабочих мест можно привести ряд новшеств. Для вновь созданных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность по приоритетным видам деятельности, предусмотрены преференции по неуплате корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество. Отныне таким предприятиям будет возмещаться до 30% фактически произведенных затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования и, самое главное, гарантируется стабильность законодательства. Предусмотрены преференции для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) по уменьшению налогооблагаемого дохода. Крестьянские или фермерские хозяйства, а также юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), применяющие общеустановленный порядок налогообложения, по объектам налогообложения, имеющимся на праве собственности (непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции), освобождаются от уплаты налога на имущество. Необходимо также отметить, что за период функционирования Комитета государственных доходов был проведен ряд реформ, которые позволили снизить административную нагрузку на бизнес. Облегчен порядок ликвидации индивидуальных предпринимателей. Теперь ликвидация небольших ИП производится в автоматическом режиме, путем подачи простого заявления. Ряд налоговых услуг теперь можно получить через центры обслуживания населения. Введена система централизированных и унифицированных лицевых счетов налогоплательщиков. Это позволило сконцентрировать информацию по налогоплательщику в одном месте и тем самым значительно сократить время предоставления услуг налогоплательщикам. С 1 июля более чем вдвое будут сокращены коды бюджетной классификации, т.е. упрощена процедура уплаты платежей в бюджет. Это нововведение решит многолетнюю проблему с ошибочно уплаченными суммами и переплатами в бюджет. На постоянной основе работает так называемая рабочая группа «Тайный потребитель». Главной задачей группы является анализ качества и полноты предоставления услуг населению и предпринимателям. Это позволяет постоянно совершенствовать качество услуг. Новая Система управления рисками, разработанная в соответствии с указом Президента, будет анализировать данные, представляемые налогоплательщиком, оценивать правильность заполнения и защитит благонадежных налогоплательщиков от проверок. Теперь в случае незначительных нарушений налогоплательщикам будут направляться уведомления или извещения с предложением самостоятельно устранить несоответствия, и только для предприятий высокой степени риска будут назначаться проверки. В 2015 году предусматривается внедрение компьютеризированного аудита (е-аудита), который сократит время непосредственного нахождения проверяющих у налогоплательщика, а также повысит прозрачность и эффективность аудиторских проверок. Для крупных налогоплательщиков внедряется принцип горизонтального мониторинга. Данный принцип подразумевает, что налогоплательщик обеспечивает полную прозрачность путем предоставления доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налоговым органам. При этом налоговые органы не осуществляют проверки и не проводят доначисления сумм, подлежащих уплате. Для повышения конкурентоспособности бизнеса на международной арене была проведена работа по улучшению таможенного администрирования. Сокращено количество документов, представляемых в таможенную службу КГД при осуществлении внешнеторговых операций. При экспорте теперь нужно представить 3 документа вместо 10, а при импорте 4 вместо 12. Для облегчения внешнеэкономической деятельности функции по проведению транспортного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, радиационного контроля с февраля текущего года осуществляются только одной службой в лице таможенных инспекторов. Расширяется электронный формат услуг. На стадии тестирования находятся работы по представлению таможенной декларации с использованием электронно-цифровой подписи через «кабинет налогоплательщика». Это позволит максимально упростить таможенное оформление. Реализован публичный электронный сервис по таможенным тарифам, где каждый участник внешнеэкономической деятельности может самостоятельно бесплатно получить справочную информацию по определению кода товарной номенклатуры, ставки пошлин и о необходимости сбора разрешительных документов. Раньше это можно было сделать платно через брокера. Идет реформирование системы управления таможенными рисками. Происходит переход от оценки риска товара на оценку риска участника внешнеэкономической деятельности на основе его налоговой, таможенной истории и другой информации. Это позволит более точно выявлять рисковые поставки для контрольных мероприятий. В результате вдвое сократится время таможенного оформления грузов, и соответственно, издержки для бизнеса. Осуществляется консолидация добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и повышение их профессиональности. В рамках этого процесса идет совершенствование института «уполномоченного экономического оператора», т.е. оператора, занимающегося внешнеэкономической деятельностью на постоянной основе, которому был присвоен данный статус, автоматически считается доверенным и в отношении которого применяются упрощенные процедуры таможенного досмотра, так называемый «зеленый коридор». С марта текущего года к категории добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых также применяется «зеленый коридор» при таможенном оформлении, были добавлены крупные налогоплательщики, состоящие на мониторинге (300 крупных плательщиков). Также идет модернизация технической инфраструктуры на таможенных постах, которая позволит снизить поток наркотиков в страну и повысить выявляемость контрабандного груза. Все проводимые Комитетом реформы позволят реализовать принцип, озвученный нашим Лидером Нации: «Если предприниматель не нарушает законодательство, контрольные органы к нему не приходят». Вместе с тем значительно активизирована работа по защите бизнеса от лжепредприятий и незаконного предпринимательства. Мы придерживаемся мнения, что любое уклонение от уплаты налогов, хищение бюджетных средств - это не построенная больница для наших граждан, не достроенная школа для подрастающего поколения казахстанцев. Так, создание Службы экономических расследований в составе Комитета позволит значительно повысить эффективность работы по противодействию теневой экономике. Обмен данными между объединенными подразделениями Комитета позволил разработать комплекс превентивных мер для выявления потенциальных лжепредприятий уже на момент регистрации. После чего мерами налогового контроля и уголовным преследованием деятельность преступных групп будет нейтрализована. Оперативное информирование о выявленных фактах уклонения от уплаты налогов, хищения бюджетных средств, ложного и преднамеренного банкротства позволяют предотвратить вышеуказанные нарушения. Также Комитетом ведется эффективное противодействие деятельности обнальных фирм, что сведет к минимуму такие правонарушения. Совместно с банками второго уровня идет работа по снижению наличного оборота, что является индикатором теневой экономики. Так, разработан ряд нововведений, не допускающих возможность обналичивания средств сомнительными юридическими лицами, которые при больших оборотах не уплачивают налоги, не имеют работников, имущества и отсутствуют по юридическому адресу, т.е. являются потенциальными лжепредприятиями. Модернизируется институт досудебного расследования, что позволит в сжатые сроки проводить аудит компаний, определять подлинность денежных купюр, документов, печатей, что значительно сократит сроки расследования и позволит быстро исполнять принцип неотвратимости наказания. Результатом перезагрузки деятельности Службы экономических расследований станет создание условий защиты добросовестных предпринимателей. Хотим отметить, что все реформы, проводимые Комитетом государственных доходов по улучшению бизнес-климата, основаны на лучшем международном опыте и согласовываются с бизнес-сообществом. Для открытости деятельности и получения обратной связи от предпринимательского сообщества с предпринимателями на постоянной основе проводятся встречи в режиме круглых столов, на которых обсуждаются предстоящие нововведения, разъясняются новые нормы законов, тем самым обеспечивается непрерывный процесс улучшения деятельности государственного органа. Таким образом, вся деятельность Комитета ориентирована на практическую реализацию конкретных задач, поставленных Елбасы в своих программных документах. Все наши шаги основываются на прозрачности, понятности наших процессов, что способствует созданию в Казахстане благоприятного инвестиционного климата, где легко и просто вести бизнес, взаимодействовать с фискальной службой. Такие доверительные отношения способствуют как повышению конкурентоспособности бизнеса, так и повышению конкурентоспособности страны в целом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |