|
|
|
Анализ отдельных положений Закона Республики Казахстан
С.И. Климкин, к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, в.н.с. НИИ частного права Каспийского университета
1. Проект Закона Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов в банках второго уровня Республики Казахстан» был внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2005 г. № 1210. В пояснительной записке к нему указывалось, в том числе, что он разработан в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июля 2003 г. № 753. Его целью является законодательное закрепление прав наиболее уязвимой части инвесторов финансового рынка - вкладчиков - физических лиц на получение ими гарантированного возмещения в случае принудительной ликвидации банка - участника системы гарантирования депозитов, что непосредственно связано с реализацией их прав собственности и их защитой. Реализация и защита таких прав граждан в соответствии с пунктом 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан должна осуществляться на законодательном уровне. Также важным является доведение до широких масс особенностей функционирования системы обязательного гарантирования депозитов и повышение прозрачности ее деятельности, что позволит повысить доверие населения к банковскому сектору в целом, и будет способствовать росту уверенности депозиторов в сохранности своих сбережений, хранящихся в банках. Законопроект определяет безусловные гарантии по возврату депозитов физическим лицам, являющимся вкладчиками принудительно ликвидируемого банка, их права на получение установленного законом размера возмещения и обязанности организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов по выплате гарантированного возмещения депозиторам. В законопроекте установлены порядок и сроки выплаты гарантированного возмещения, закреплены правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, порядок создания и деятельности организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, участия банков в системе гарантирования депозитов. В целях минимизации рисков системы обязательного гарантирования депозитов законопроектом расширены права и полномочия организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в вопросах участия в консервации проблемного банка и ликвидационном процессе принудительно ликвидируемого банка, а также определены основы взаимодействия между государственными регулирующими органами и организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов. Закон направлен на защиту прав депозиторов - физических лиц, в том числе субъектов индивидуального предпринимательства, и определяет правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан (филиалах банков-нерезидентов Республики Казахстан), за исключением беспроцентных депозитов до востребования и инвестиционных депозитов, размещенных в исламских банках (филиалах исламских банков-нерезидентов Республики Казахстан), порядок создания и деятельности организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, участия банков второго уровня Республики Казахстан (филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан) в системе обязательного гарантирования депозитов, а также иные вопросы взаимоотношений участников системы. Со дня введения в действие в Закон было внесено изменений и дополнений четырнадцатью законами Республики Казахстан. В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли 270.000.000. Банковское законодательство. 2. Статьей 3 Закона установлено, что целью системы обязательного гарантирования депозитов является обеспечение стабильности финансовой системы, в том числе поддержание доверия к банковской системе путем выплаты гарантийного возмещения депозиторам в случае лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций. Основными принципами системы обязательного гарантирования депозитов являются: 1) обязательность участия банков (филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан), осуществляющих прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в системе обязательного гарантирования депозитов; 2) обеспечение прозрачности системы обязательного гарантирования депозитов; 3) снижение рисков, связанных с функционированием системы обязательного гарантирования депозитов; 4) накопительный характер формирования специального резерва. Главной задачей Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД) является обеспечение стабильности финансовой системы, в рамках которой КФГД осуществляет регулирование ставок вознаграждения по депозитам физических лиц посредством установления потолка ставок. КФГД регулирует ставки с 2008 года, а с 2024 года ввиду укрепления банковского сектора и развития системы управления рисками в банках КФГД переходит от директивного к более рыночному механизму регулирования ставок по депозитам населения. Разработанная реформа предполагает, что предельные ставки будут устанавливаться только для определенной категории банков, наиболее подверженным рискам ликвидности и, соответственной, склонным к проведению агрессивной депозитной политики [1]. 3. На настоящий момент участниками системы обязательного гарантирования депозитов являются:
4. Представляет интерес динамика изменений размеров гарантированной выплаты депозиторам организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов. Так, в первой редакции Закона этот размер составлял 700 000 тенге. Законом РК от 23 октября 2008 г. № 72-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» этот размер был увеличен до 1 000 000 тенге. Законом РК от 28 декабря 2011 г. № 524-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» минимальная гарантированная выплата составила 5 000 000 тенге. Законом РК 27 апреля 2015 г. № 311-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования» установлены следующие максимальные размеры: по гарантируемому депозиту в национальной валюте - не более десяти миллионов тенге; по гарантируемому депозиту в иностранной валюте - не более пяти миллионов тенге. При наличии у депозитора в банке-участнике нескольких гарантируемых депозитов, различных по видам и валюте, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает по ним совокупное гарантийное возмещение в сумме, не превышающей десяти миллионов тенге. Законом РК от 2 июля 2018 г. № 168-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, риск-ориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального Банка Республики Казахстан» были установлены следующие пределы: по гарантируемому сберегательному депозиту (вкладу) в национальной валюте - не более пятнадцати миллионов тенге, по другим видам гарантируемых депозитов в национальной валюте - десяти миллионов тенге, по гарантируемому депозиту в иностранной валюте - пяти миллионов тенге. При наличии у депозитора в банке-участнике нескольких гарантируемых депозитов, различных по видам и валюте - пятнадцати миллионов тенге. Закон РК от 3 июля 2019 г. № 262-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения» указанные размеры выплат сохранил, но теперь уже с учетом вознаграждения. Наконец, в редакции Закона РК от 30 декабря 2021 г. № 95-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» пункт 1 ст. 18 Закона выглядит так: «1. В случае лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает депозиторам по гарантируемым депозитам гарантийное возмещение в сумме остатков: по сберегательным вкладам (депозитам) в национальной валюте - не более двадцати миллионов тенге; по иным депозитам в национальной валюте - не более десяти миллионов тенге; по депозитам в иностранной валюте - не более пяти миллионов тенге. При наличии у депозитора в банке-участнике нескольких различных видов гарантируемых депозитов, указанных в части первой настоящего пункта, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает по ним совокупное гарантийное возмещение в пределах максимального размера гарантийного возмещения, установленного по каждому виду депозита отдельно, но не более двадцати миллионов тенге». В этой связи АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» отмечает, что «если ваши средства превышают установленные законодательством лимиты гарантии, рекомендуется размещать их в разных банках и на разных счетах. Ведь накопления гарантируются отдельно по каждому банку» [2]. 5. Проведенный анализ отдельных положений Закона на предмет соблюдения требований к юридической технике позволил сделать ряд выводов и рекомендаций. 5.1. В Законе неоднократно используется термин «договор присоединения»: - договор присоединения - договор присоединения банка (филиала банка-нерезидента Республики Казахстан) к системе обязательного гарантирования депозитов, условия которого определяются организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, и являются стандартными для всех банков (филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан), вступающих в систему (подпункт 9) ст. 1 Закона); - организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, вправе требовать надлежащего исполнения банками-участниками условий договора присоединения (подпункт 1-1) п. 1 ст. 7 Закона); - организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, обязана определить условия договора присоединения (подпункт 1) п. 2 ст. 7 Закона); - банк (филиал банка-нерезидента Республики Казахстан), вступающий в систему обязательного гарантирования депозитов, в день получения лицензии уполномоченного органа на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц обязан присоединиться к договору присоединения путем представления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, заявления, составленного по форме, установленной нормативными правовыми актами уполномоченного органа (часть первая п. 2 ст. 10 Закона); - в случае непредставления банком (филиалом банка-нерезидента Республики Казахстан), вступающим в систему обязательного гарантирования депозитов, заявления о присоединении к договору присоединения организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, в течение двух рабочих дней информирует о данном факте уполномоченный орган (часть вторая п. 2 ст. 10 Закона); - уполномоченный орган рассматривает вопрос о применении санкций к банку (филиалу банка-нерезидента Республики Казахстан), не представившему заявления о присоединении к договору присоединения, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан (пункт 3 ст. 10 Закона); - организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, в течение двух рабочих дней со дня получения от банка (филиала банка-нерезидента Республики Казахстан) заявления о его присоединении к договору присоединения выдает ему свидетельство банка-участника (часть первая п. 4 ст. 10 Закона); - статья 11. Договор присоединения; - банк-участник обязан в соответствии с настоящим Законом и договором присоединения уплачивать организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, следующие взносы <…>: (часть первая п. 1 ст. 12 Закона); - взносы, уплаченные банками-участниками в соответствии с договором присоединения, возврату не подлежат (пункт 4 ст. 12 Закона); - банк-участник обязан соблюдать условия договора присоединения (подпункт 6) п. 2 ст. 13 Закона); - банк-участник обязан в случае отмены решения уполномоченного органа о лишении банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций возвратить сумму гарантийного возмещения, выплаченного организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в порядке, предусмотренном договором присоединения (подпункт 7) п. 2 ст. 13 Закона); - для осуществления деятельности по защите интересов депозиторов банка-участника, предусмотренной настоящим Законом, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, формирует специальный резерв в пределах и за счет <…> неустойки, примененной к банкам-участникам за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору присоединения (подпункт 3) п. 1 ст. 22 Закона); - банки, которые на момент введения в действие настоящего Закона являлись участниками системы обязательного гарантирования депозитов, в течение трех месяцев со дня введения в действие настоящего Закона обязаны заключить с организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, договор присоединения в порядке, установленном настоящим Законом (пункт 2 ст. 25 Закона); - договоры о порядке внесения обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов, максимальных ставках вознаграждения по привлеченным депозитам физических лиц и представлении сведений о депозитной политике банка, заключенные организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, с банками-участниками до введения в действие настоящего Закона, действуют до момента заключения с банком-участником договора присоединения в порядке, установленном настоящим Законом (пункт 3 ст. 25 Закона). В этой связи отметим, что согласно пункту 1 ст. 389 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) (далее - ГК), договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Таким образом, договор присоединения представляется собой специальную договорную конструкцию, представляющую собой исключение из принципа свободы договора в части определения его условий: граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права, а также отказываются, если иное не установлено законодательными актами, от прав своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых его условий, не противоречащих законодательству (пункт 2 ст. 2 ГК). Так, [типовая] форма договора присоединения, утвержденная решением Совета директоров АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» от 26 июня 2020 г. № 23, содержит преамбулу: «Настоящий Договор присоединения (далее - Договор) является договором присоединения банка (филиала банка-нерезидента Республики Казахстан), получившего лицензию на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, именуемого в дальнейшем «Банк», к системе обязательного гарантирования депозитов, условия которого определены организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, - акционерным обществом «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», именуемой в дальнейшем «Фонд», и могут быть приняты Банком не иначе как путем присоединения к предложенному Договору в целом, и являются стандартными для всех банков (филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан), вступающих в систему». При этом конструкция договора присоединения, используемая в анализируемом Законе, особенна тем, что банк-участник системы обязательного гарантирования депозитов присоединяется к этому договору в обязательном порядке, путем подписания и представления в АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» заявления по форме, установленной нормативными правовыми актами государственного органа, осуществляющего государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций. Данное обстоятельство не соответствует общему принципу гражданского права - свободе вступления в гражданско-правовые отношения. Однако указанное несоответствие устраняется частью первой п. 3 ст. 3 ГК, которой, в том числе установлено, что отношения, связанные с созданием, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, контролем за банковской деятельностью и ее аудиторской проверкой, лицензированием отдельных видов банковских операций, реструктуризацией банков, наступлением последствий лишения лицензий банков, регулируются настоящим Кодексом в части, не противоречащей законодательным актам, регулирующим банковскую деятельность. На основании изложенного мы приходим к выводу, что в анализируемом Законе имеет место не традиционный гражданско-правовой договор присоединения, а особый банковский договор, и в этой связи конкуренция банковского законодательства и гражданского законодательства отсутствует. 5.2. Пунктом 1 ст. 8-1 Закона установлено, что в целях надлежащего и своевременного выполнения своих функций организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, запрашивает у Национального Банка Республики Казахстан информацию, необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, в том числе сведения, составляющие банковскую и иную охраняемую законом тайну, и предоставляет в Национальный Банк Республики Казахстан по его запросу информацию, необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов. Пунктом 2 ст. 9 Закона предусмотрено, что в целях надлежащего и своевременного выполнения своих функций организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, запрашивает у уполномоченного органа информацию, необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, в том числе сведения, составляющие банковскую и иную охраняемую законом тайну, и предоставляет в уполномоченный орган по его запросу информацию, необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов. С редакционной точки зрения такие конструкции вызывают возражения, поскольку способны создать впечатление о выполнении организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, двух последовательных действий: а) запрашивание у Национального Банка Республики Казахстан (уполномоченного органа) информации, необходимой для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, в том числе сведений, составляющих банковскую и иную охраняемую законом тайну, и б) предоставление в Национальный Банк Республики Казахстан (уполномоченный орган) по его запросу информации, необходимой для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов. На самом деле указанные действия являются самостоятельными, независимыми и не последовательными и соответствуют названиям статьи 8-1 «Основы взаимодействия Национального Банка Республики Казахстан и организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов» и статьи 9 «Основы взаимодействия уполномоченного органа и организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов». Устранить такое ошибочное толкование возможно путем замены союза «и» словами «а также». 5.3. Подлежит законодательной корректировке категоричность вторых предложений пункта 1 ст. 8-1 и пункта 2 ст. 9 Закона: «при этом сведения, полученные организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, не подлежат разглашению». Сам Закон в ряде случаев содержит обратные положения: организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, предоставляет в Национальный Банк Республики Казахстан по его запросу информацию, необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов (первое предложение пункта 1 ст. 8-1 Закона); предоставляет в уполномоченный орган по его запросу информацию, необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов (первое предложение пункта 2 ст. 9 Закона); организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, обязана использовать исключительно в служебных целях ставшую известной в процессе осуществления своих функций информацию о банках-участниках и их клиентах (подпункт 4) п. 2 ст. 7 Закона), извещать уполномоченный орган о фактах нарушения банками-участниками законодательства Республики Казахстан об обязательном гарантировании депозитов (подпункт 5) п. 2 ст. 7 Закона) и т.д. В этой связи второе предложение пункта 1 ст. 8-1, второе предложение пункта 2 ст. 9 Закона следует дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами». 5.4. Пунктом 2 ст. 18 Закона предусмотрено, что выплата гарантийного возмещения по гарантируемым депозитам производится в национальной валюте Республики Казахстан. Для расчета гарантийного возмещения по депозитам в иностранной валюте используется рыночный курс обмена валют, определенный на дату лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций. При этом механизм определения рыночного курса обмена валют в Законе отсутствует. Более того, Закон не содержит отсылочных или хотя бы бланкетных норм, которые бы устанавливали способ такого определения. На самом же деле этот вопрос регулируется совместным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 января 2013 г. № 15 и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 февраля 2013 г. № 99 «О порядке определения рыночного курса обмена валюты». В этой связи указанный пробел необходимо устранить путем дополнения второго предложения пункта 2 ст. 18 Закона словами «, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан». 5.5. В ряде случаев Закон содержит положения, особо указывающие на принятие того или иного решения органом организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов: а) для выполнения основных задач организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов <…>, устанавливает требования, предъявляемые к банкам-агентам, в порядке, определенном органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (подпункт 5) п. 2 ст. 5 Закона); б) для выполнения основных задач организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов <…>, утверждает предварительный перечень банков-агентов для осуществления выплаты гарантийного возмещения в порядке, определенном органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (подпункт 5-1) п. 2 ст. 5 Закона); в) порядок информирования депозиторов организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, определяется органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (часть вторая подпункта 6) п. 2 ст. 7 Закона); г) размер и порядок уплаты взносов банком-участником определяются органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (часть первая п. 2 ст. 12 Закона); д) банк-участник обязан информировать клиентов о своем участии в системе обязательного гарантирования депозитов с указанием номера и даты выдачи свидетельства банка-участника, а также при заключении договора банковского счета и (или) договора банковского вклада письменно или способом, предусмотренным договором банковского счета и (или) договором банковского вклада, уведомить их по форме, утвержденной органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, о сроках и порядке выплаты гарантийного возмещения, предусмотренных настоящим Законом, в том числе о перечислении организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, невостребованной суммы возмещения на индивидуальный пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов, открытый в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о социальной защите (подпункт 2) части первой п. 2 ст. 13 Закона); е) временная администрация, назначаемая в период лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций (ликвидационная комиссия принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента Республики Казахстан), обязана в течение двадцати пяти рабочих дней с даты лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций представить организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, реестр депозиторов, составленный на дату лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций, по форме и в порядке, определенных органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (часть первая п. 3 ст. 13 Закона); ж) банк-участник подлежит исключению из системы обязательного гарантирования депозитов при неисполнении банком-участником обязанности, предусмотренной подпунктом 7) пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, - с даты принятия решения органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (подпункт 5) п. 2 ст. 15 Закона); з) при этом организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, до истечения срока выплаты гарантийного возмещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 21 настоящего Закона, использует предусмотренные законодательством Республики Казахстан иные способы и формы предоставления информации депозиторам, не обратившимся за выплатой гарантийного возмещения, в порядке, определенном органом управления организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (часть вторая п. 1 ст. 21-1 Закона). Между тем, пунктами 1, 2 ст. 37 ГК установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами. Виды, порядок назначения или избрания органов юридического лица и их полномочия определяются законодательными актами и учредительными документами. Таким образом, особое указание в Законе на орган организации является излишним и юридически некорректным, поскольку такого рода решения считаются принятыми не этим органом, а самим юридическим лицом. Вопросы внутренней компетенции органов АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» определяются его уставом. 5.6. Частями первой, второй п. 4 ст. 10 Закона установлено, что организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, в течение двух рабочих дней со дня получения от банка (филиала банка-нерезидента Республики Казахстан) заявления о его присоединении к договору присоединения выдает ему свидетельство банка-участника. Свидетельство банка-участника выдается в день внесения информации в реестр банков-участников системы обязательного гарантирования депозитов. В целях улучшения юридической техники указанные два предложения целесообразно объединить в одно: «Свидетельство банка-участника выдается в день внесения информации в реестр банков-участников системы обязательного гарантирования депозитов, но не позднее двух рабочих дней со дня получения от банка (филиала банка-нерезидента Республики Казахстан) заявления о его присоединении к договору присоединения». 5.7. В соответствии с подпунктом 8) части первой п. 2 ст. 13 Закона, банк-участник обязан участвовать в проводимых организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, процедурах по утверждению предварительного перечня банков-агентов для осуществления выплаты гарантийного возмещения в случае лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций. При этом частью второй п. 2 ст. 13 Закона установлено, что положение подпункта 8) части первой настоящего пункта не распространяется на филиал банка-нерезидента Республики Казахстан. В этой связи в целях улучшения юридической техники подпункт 8) части первой п. 2 ст. 13 Закона следует дополнить словами «, за исключением филиала банка-нерезидента Республики Казахстан», при этом исключив часть вторую п. 2 ст. 13 Закона.
___________ Сноски: 1. С января 2024 года изменится регулирование ставок по депозитам физических лиц // https://www.kdif.kz/press-tsentr/press-relizy/s-yanvarya-2024-goda-izmenitsya-regulirovanie-stavok-po-depozitam-fizicheskikh-lits/ 2. Халдарова Д. Безопасно ли держать деньги на депозите в Казахстане // Zakon.kz, 10 мая 2024 г. https://www.zakon.kz/obshestvo/6433730-bezopasno-li-derzhat-dengi-na-depozite-v-kazakhstane.html
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |