|
|
|
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Об эксперте Настоящее правовое заключение подготовлено канд. юрид. наук, профессором НАО «Университет Нархоз» Климкиным Сергеем Ивановичем по запросу портала Zakon.kz от 4 декабря 2020 г. Исходя из существа поставленных вопросов, отмечаю, что обладаю обширным опытом научных и прикладных исследований в области гражданского права, имею значительное количество (более 270) опубликованных материалов по различным аспектам гражданско-правовых отношений, в том числе правового положения юридических лиц, читаю лекции в рамках преподаваемых дисциплин гражданско-правового блока в НАО «Университет Нархоз», провожу семинары и бизнес-тренинги по повышению квалификации практикующих юристов, являюсь г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, г.н.с. НИИ частного права Каспийского университета, арбитром Казахстанского Международного Арбитража, Арбитражного центра Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Поставленные вопросы 1. Какова взаимосвязь между целями создания и предметом деятельности общественного объединения и иных некоммерческих организаций? 2. Вправе ли некоммерческая организация выходить за пределы предмета и целей, указанных в ее уставе? 3. Законно ли требование избирательной комиссии о представлении выписки из устава некоммерческой организации? 4. Обоснованно ли требование избирательной комиссии о получении согласия избирателя, находящегося на избирательном участке, на его фото-, видеосъёмку? 5. Могут ли наблюдатели от некоммерческих организаций осуществлять трансляцию видеосъёмки с избирательных участков?
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПО ПОСТАВЛЕННЫМ ВОПРОСАМ
1. Какова взаимосвязь между целями создания и предметом деятельности общественного объединения и иных некоммерческих организаций? 1.1. Согласно пункту 1 ст. 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. (далее - ГК РК), юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация). Пунктом 3 ст. 34 ГК РК установлено, что юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. 1.2. В соответствии с частью первой ст. 4 Закона РК от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО), некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников). 1.3. Понятие «предмет деятельности» в указанных законодательных актах не раскрывается, однако под этим термином следует понимать виды деятельности, осуществление которых направлено на достижение некоммерческой организацией её уставных целей. Таким образом, если предмет деятельности некоммерческой организации - это буквальное перечисление конкретных видов её деятельности, то цели - выражение идей её создания. В этой связи предмет деятельности некоммерческих юридических лиц предопределяется целями их создания. 1.4. Цели создания и предмет деятельности некоммерческих юридических лиц отдельных организационно-правовых форм предусматриваются в ГК РК и специальных законодательных актах (см. Приложение к настоящему Заключению).
2. Вправе ли некоммерческая организация выходить за пределы предмета и целей, указанных в ее уставе? 2.1. Согласно части первой п. 3 ст. 41 ГК РК, в учредительных документах некоммерческой организации и государственного предприятия должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Частью второй ст. 4 Закона о НКО установлено, что цели деятельности некоммерческих организаций определяются учредительными документами. Устав некоммерческой организации должен предусматривать наименование, в том числе организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности некоммерческой организации (подпункт 1) п. 1 ст. 22 Закона о НКО). Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (пункт 1 ст. 32 Закона о НКО). 2.2. Указанные нормы законодательства означают, что некоммерческие организации обладают специальной (целевой) правосубъектностью и создаются для осуществления конкретных видов деятельности, прямо предусмотренных их учредительными документами. 2.3. В этой связи следует расценивать как не соответствующие законодательству положения учредительных документов, допускающие осуществление некоммерческой организацией «и иных, не запрещенных видов деятельности». 2.4. При этом ГК РК содержит, по крайней мере, два положения, определяющие последствия выхода некоммерческой организацией за пределы своей уставной компетенции. Так, в соответствии с пунктом 11 ст. 159 ГК РК, сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными настоящим Кодексом, иными законодательными актами Республики Казахстан или учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции его органа, может быть признана недействительной по иску собственника имущества юридического лица или его учредителя (участника), если доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать о таких нарушениях. Данной нормой охвачены два вида внеуставных сделок: - совершенные юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными ГК, иными законодательными актами или учредительными документами, и - совершенные с нарушением уставной компетенции органа юридического лица. Очевидно, что в первом случае имеются в виду только такие юридические лица, которые обладают специальной (целевой) правосубъектностью и созданы лишь для осуществления конкретных, определенных учредительными документами видов деятельности. 2.5. Согласно подпункту 4) п. 2 ст. 49 ГК РК, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях <...> осуществления деятельности с грубым нарушением законодательства: систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица <...>. 2.6. Понятие грубого нарушения законодательства содержится в части первой п. 3 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июня 2004 г. № 5 «О судебной практике ликвидации отсутствующих юридических лиц и отсутствующего должника, а также юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства»: грубым нарушением законодательства при осуществлении деятельности юридических лиц следует считать умышленное или неосторожное явное и существенное нарушения норм национального законодательства, ратифицированных международных договоров, регламентирующих и (или) регулирующих образование, реорганизацию, ликвидацию, а также деятельность соответствующего юридического лица, совершенное учредителем либо физическим лицом (лицами), выполняющим функции по управлению данным юридическим лицом, если такое нарушение повлекло либо создало реальную возможность наступления негативных фактических или юридических последствий. 2.7. Пунктами 1, 3 ст. 42 Закона о НКО установлено, в том числе, что деятельность некоммерческой организации может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры в случаях нарушения Конституции Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан или совершения два и более раза в течение одного календарного года некоммерческой организацией действий, выходящих за пределы предмета и целей деятельности, определенных ее уставом. В случае неустранения некоммерческой организацией нарушений органы прокуратуры вправе обратиться в суд с заявлением о ее ликвидации. 2.8. Законодательные акты об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций в ряде случаях также содержат соответствующие положения по этому вопросу. Так, статьей 23 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры, внутренних дел, обращений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы или заявлений граждан в случаях нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан или неоднократного совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом. В случае неустранения общественным объединением нарушений либо в случае повторного нарушения законодательства Республики Казахстан органы прокуратуры, внутренних дел, а также местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, граждане вправе обратиться в суд с заявлением о его ликвидации. Подпунктом 2) п. 1 ст. 13 Закона о политических партиях предусмотрено, что деятельность политической партии может быть приостановлена по решению суда на срок от трех до шести месяцев в случаях <...> систематического осуществления деятельности, противоречащей уставу политической партии. По решению суда политическая партия может быть ликвидирована в случаях <...> неустранения в срок, установленный судом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии; систематического осуществления деятельности, противоречащей уставу политической партии (подпункты 2), 3) п. 5 ст. 14 Закона о политических партиях).
3. Законно ли требование избирательной комиссии о представлении выписки из устава некоммерческой организации? 3.1. Согласно пункту 7 ст. 41 ГК РК все заинтересованные лица вправе ознакомиться с уставом юридического лица. 3.2. В соответствии с частью первой п. 1 ст. 17 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (далее также - Конституционный закон о выборах), участковые избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках. Полномочия участковых избирательных комиссий определены в статье 18 указанного Конституционного закона. 3.3. Таким образом, для целей толкования пункта 7 ст. 41 ГК РК члены участковых избирательных комиссий являются заинтересованными лицами, управомоченными на ознакомление с уставами юридических лиц и вправе требовать предоставления выписок из них.
4. Обоснованно ли требование избирательной комиссии о получении согласия избирателя, находящегося на избирательном участке, на его фото-, видеосъёмку? 4.1. Статьей 145 ГК РК установлено следующее: «1. Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти - без согласия наследников. 2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату». 4.2. Таким образом, из общего правила о недопустимости опубликования, воспроизведения и распространения картин, фотографий, кинофильмов и других произведений без согласия изображенного на них лица предусмотрены исключения: - если это установлено законодательными актами, - если изображенное лицо позировало за плату. 4.3. Так, например, согласно подпункту 1) п. 1-1 ст. 14 Закона РК от 23 июля 1999 г. № 451-I «О средствах массовой информации», средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица, если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях. 4.4. При этом предусмотренное подпунктом 9) п. 2 ст. 20-1 Конституционного закона о выборах право наблюдателей политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов, подчиняется общим правилам, установленным статьей 145 ГК РК. Такой подход полностью соответствует требованиям статьи 8 Конституционного закона о выборах, предусматривающей, что голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.
5. Могут ли наблюдатели от некоммерческих организаций осуществлять трансляцию видеосъёмки с избирательных участков? 5.1. Права наблюдателей политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан предусмотрены пунктом 2 ст. 20-1 Конституционного закона о выборах. 5.2. При этом перечень прав, включающий в себя двенадцать позиций, сконструирован по принципам исключительности (закрытости) и дозволения. Его исключительность (закрытость) выражается в том, что пункт 2 ст. 20-1 указанного Конституционного закона не содержит каких-либо оговорок (например, «обладают и иными правами»), позволяющих толковать его расширительно. Дозволение как метод правового регулирования заключается в том, что предусмотренные законодательством средства дают возможность лицу действовать определенным образом, следуя нормативным предписаниям. 5.3. Таким образом, поскольку пункт 2 ст. 20-1 Конституционного закона о выборах не наделяет наблюдателей правом осуществлять трансляцию с избирательных участков, они этим правом не обладают.
С.И. Климкин
Приложение
Учреждение. Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 ст. 105 ГК РК, пункт 1 ст. 8 Закона о НКО). Частным учреждением признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 ст. 10 Закона о НКО). Общественные объединения. Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству, если иное не предусмотрено законами (часть первая п. 1 ст. 106 ГК РК, пункт 1 ст. 11 Закона о НКО, статья 2 Закона РК от 31 мая 1996 г. № 3-1 «Об общественных объединениях»). Частью первой ст. 5 Закона об общественных объединениях установлено, что общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического, правового и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан. Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании (пункт 1 ст. 1 Закона РК от 15 июля 2002 г. № 344-II «О политических партиях»). Целями профессиональных союзов являются представление своих членов в отношениях с работодателем, защита их трудовых и социально-экономических прав и интересов (статья 18 Закона РК от 27 июня 2014 г. № 211-V «О профессиональных союзах»). Общественные объединения инвалидов принимают участие в работе координационного совета и в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов, вправе участвовать в формировании государственной политики по социальной защите инвалидов (пункты 1, 4 ст. 36 Закона РК от 13 апреля 2005 г. № 39-III «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»). В соответствии с пунктом 1-2) статьи 3 Закона РК от 18 декабря 2000 г. № 126-II «О страховой деятельности», объединение актуариев - некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения для обеспечения защиты интересов своих членов и создания условий профессиональной деятельности. Фонд. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (пункт 1 ст. 107 ГК РК, пункт 1 ст. 12 Закона о НКО). Потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов (часть первая п. 1 ст. 108 ГК РК, часть первая п. 1 ст. 14 Закона о НКО). Подпунктом 3) ст. 1. Закона РК от 05 июля 2006 г. № 163-III «О взаимном страховании» установлено, что общество взаимного страхования - это юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме потребительского кооператива в целях осуществления взаимного страхования имущественных интересов своих членов. Религиозное объединение. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей (пункт 1 ст. 109 ГК РК, пункт 1 ст. 15 Закона о НКО, подпункт 4) ст. 1 Закона РК от 11 октября 2011 г. № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»). Объединение индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза). Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать ассоциации (союзы) (часть первая п. 1 ст. 110 ГК РК, пункт 1 ст. 18 Закона о НКО). Акционерное общество. Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации (часть первая пункта 1, пункт 3 ст. 3 Закона РК от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах», пункт 1 ст. 16 Закона о НКО). Автономные организации образования. Университет является автономной организацией образования, создаваемой в целях осуществления образовательной деятельности, в том числе дополнительного образования, научной и (или) научно-технической деятельности, создания современной образовательной, научной инфраструктуры и иной деятельности в соответствии с ее уставом (часть первая п. 1 ст. 4 Закона РК от 19 января 2011 г. № 394-IV «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд»). Интеллектуальные школы являются автономной организацией образования, создаваемой в целях осуществления образовательной деятельности, в том числе в сфере дополнительного образования (часть первая п. 2 ст. 4 Закона РК от 19 января 2011 г. № 394-IV «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд»). Автономный кластерный фонд. Инновационный кластер создается и функционирует в целях ускоренного развития новых технологий, дальнейшего совершенствования организационных, экономических и социальных условий проведения исследований, разработки новых технологий, оказания содействия в их коммерциализации (статья 3 Закона РК от 10 июня 2014 г. № 207-V «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий»). Законом РК от 16 апреля 1997 г. № 94-I «О жилищных отношениях» предусмотрено создание: жилищно-строительного кооператива - некоммерческого объединения физических лиц с целью строительства многоквартирного жилого дома и последующего распределения между членами жилищно-строительного кооператива квартир, нежилых помещений, парковочных мест в соответствии с суммой внесенных паевых взносов, действующего до исполнения своих обязательств в соответствии с законодательством Республики Казахстан; объединения собственников имущества многоквартирного жилого дома - некоммерческого юридического лица, образованного собственниками квартир, нежилых помещений одного многоквартирного жилого дома, осуществляющего управление объектом кондоминиума, финансирующего его содержание и обеспечивающего его сохранность. Нотариальная палата. В соответствии с пунктом 1 ст. 26 Закона РК от 14 июля 1997 г. № 155-I «О нотариате», нотариальная палата является некоммерческой, профессиональной, самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для осуществления контроля за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действий. Коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой адвокатами для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных настоящим Законом (пункт 2 ст. 50 Закона РК от 5 июля 2018 г. № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). Адвокатская контора. Адвокатская контора учреждается (создается) в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания адвокатами юридической помощи (пункт 2 ст. 63 Закона РК от 5 июля 2018 г. № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). Палата юридических консультантов. Палатой юридических консультантов признается саморегулируемая, основанная на обязательном членстве организация, созданная в целях регулирования деятельности по оказанию юридической помощи и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов палаты юридических консультантов, Кодекса профессиональной этики, включенная в реестр палат юридических консультантов, объединяющая на условиях членства не менее пятидесяти юридических консультантов (пункт 1 ст. 78 Закона РК от 5 июля 2018 г. № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан - некоммерческая организация, представляющая собой союз субъектов предпринимательства, созданная в целях обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы и развития взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти Республики Казахстан, а также стимулирования и поддержки деятельности объединений индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза) (подпункт 2) ст. 1 Закона РК от 4 июля 2013 г. № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»). Палата судебных экспертов Республики Казахстан. Палата судебных экспертов Республики Казахстан является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для защиты прав и законных интересов членов Палаты, координации их деятельности, а также соблюдения ими законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности (пункт 1 ст. 25 Закона РК от 10 февраля 2017 г. № 44-VI «О судебно-экспертной деятельности»). Республиканская палата частных судебных исполнителей. Республиканская палата частных судебных исполнителей - некоммерческая, профессиональная организация, осуществляющая координацию деятельности частных судебных исполнителей и соблюдение ими законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей (подпункт 3-1) ст. 1 Закона РК от 2 апреля 2010 г. № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»). Арбитражная палата Казахстана. Арбитражная палата Казахстана - некоммерческая организация, представляющая собой объединение постоянно действующих арбитражей, арбитров, создаваемое в целях обеспечения благоприятных условий для реализации, стимулирования и поддержки деятельности арбитражей в Республике Казахстан в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан (пункт 1 ст. 11 Закона РК от 8 апреля 2016 г. № 488-V «Об арбитраже»). Аккредитованная профессиональная аудиторская организация. Аккредитованная профессиональная аудиторская организация - некоммерческая организация, объединяющая аудиторов и аудиторские организации (подпункт 1) ст. 1 Закона РК от 20 ноября 1998 г. № 304-I «Об аудиторской деятельности»). Аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров. Аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров - некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан (подпункт 4) ст. 1 Закона РК от 28 февраля 2007 г. № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»). Палата оценщиков. Палата оценщиков - некоммерческая, саморегулируемая организация в сфере профессиональной деятельности, созданная в целях осуществления контроля качества оценочной деятельности ее членов, защиты прав и законных интересов оценщиков (подпункт 13) ст. 1, пункт 1 ст. 16 Закона РК от 10 января 2018 г. № 133-VI «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»). Детская деревня. Детская деревня - юридическое лицо, создаваемое в организационно-правовой форме некоммерческой организации для обеспечения прав и законных интересов детей-воспитанников и выполнения функций, установленных настоящим Законом (пункт 1 ст. 12 Закона РК от 13 декабря 2000 г. № 113-II «О детских деревнях семейного типа и домах юношества»).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |