|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за ноябрь 2022 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Банковское дело, кредитная деятельность
О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан (далее – Закон). Закон регулирует общественные отношения, возникающие при неплатежеспособности гражданина Республики Казахстан, устанавливает основания для применения процедуры восстановления платежеспособности, а также процедуры внесудебного и судебного банкротства, порядок и условия их проведения. Закон применяется к отношениям, возникающим в связи с неплатежеспособностью гражданина Республики Казахстан, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Отношения, возникающие у индивидуальных предпринимателей в связи с неспособностью удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве. Суд рассматривает заявления о применении процедуры восстановления платежеспособности и процедуры судебного банкротства, а также заключении мирового соглашения по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными Законом. Полномочия должника в процедурах восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства 1. Должник вправе: 1) обращаться в уполномоченный орган с заявлением о применении процедуры внесудебного банкротства по основаниям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона; 2) обращаться с заявлением в суд о применении процедуры восстановления платежеспособности или процедуры судебного банкротства по основаниям, предусмотренным статьей 6 настоящего Закона; 3) совершать сделки по отчуждению своего имущества при условии соблюдения порядка, предусмотренного настоящим Законом; 4) ежемесячно оставлять в свое распоряжение деньги в размере величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на себя и нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, в процедуре восстановления платежеспособности. Размер денег, ежемесячно оставляемых должником в свое распоряжение, может увеличиваться кредиторами; 5) иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами Республики Казахстан. 2. Должник обязан: 1) уведомить кредиторов об обращении с заявлением о применении процедур восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства не позднее двух рабочих дней со дня подачи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке такого заявления; 2) обратиться в уполномоченный орган в письменной (бумажной и (или) электронной) форме через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» с заявлением о прекращении процедуры внесудебного банкротства в случае, если в период проведения такой процедуры в его собственность поступило имущество или иным образом изменилось его имущественное положение, что позволяет ему полностью или более чем на тридцать процентов исполнить свои обязательства перед кредиторами, либо заключено соглашение с кредитором об урегулировании задолженности перед кредитором; 3) принимать участие в разработке проекта плана восстановления платежеспособности; 4) предоставлять уполномоченному органу, финансовому управляющему, а также кредиторам достоверную информацию о своем финансовом положении, имуществе и обязательствах на основании их письменного запроса не позднее десяти рабочих дней со дня его получения; 5) оказывать содействие финансовому управляющему в получении им информации о своем финансовом положении, имуществе и обязательствах; 6) выполнять требования финансового управляющего, указанные в настоящем Законе, и не препятствовать в осуществлении им своих полномочий; 7) исполнять мероприятия плана восстановления платежеспособности; 8) предоставлять кредитору (кредиторам) информацию о ходе исполнения плана восстановления платежеспособности в соответствии с пунктом 1 статьи 32 настоящего Закона; 9) не принимать на себя новые денежные или имущественные обязательства, за исключением сделок, предусмотренных планом восстановления платежеспособности; 10) в течение семи рабочих дней со дня наступления события уведомить кредиторов о том, что исполнение плана восстановления платежеспособности стало невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение и другие), либо по вине третьих лиц; 11) обратиться в суд с ходатайством о завершении процедуры восстановления платежеспособности по окончании срока исполнения или при досрочном исполнении плана восстановления платежеспособности; 12) передать имущественную массу в управление финансового управляющего в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу одного из следующих решений суда: о применении процедуры судебного банкротства; о прекращении процедуры восстановления платежеспособности и применении процедуры судебного банкротства; 13) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Согласно Закону, 4) должник - гражданин Республики Казахстан, неплатежеспособность которого является основанием для применения процедур восстановления платежеспособности, а также внесудебного и судебного банкротства; 3) банкрот - должник, в отношении которого завершена процедура внесудебного банкротства или вступило в законную силу решение суда о завершении процедуры судебного банкротства; См. Закон РК от 30.12.22 г. № 178-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 03.03.23 г., за исключением подпунктов 7) и 8) статьи 9 и пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 15, которые вводятся в действие со дня его первого официального опубликования – с 01.01.23 г.).
Утвержден Закон РК «О контроле специфических товаров» (далее – Закон). Закон устанавливает принципы и правовые основы контроля специфических товаров, определяет права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц Республики Казахстан при осуществлении экспорта, реэкспорта, импорта, транзита специфических товаров, оказании экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи, а также иностранных лиц, осуществляющих экстерриториальный реэкспорт и транзит специфических товаров. Согласно Закону, специфические товары - товары двойного и военного назначения, а также товары, контролируемые для обеспечения национальной безопасности; Закон регулирует отношения уполномоченного органа, государственных органов системы контроля специфических товаров, физических и юридических лиц Республики Казахстан при осуществлении экспорта, реэкспорта, импорта, транзита специфических товаров, оказании экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи, а также иностранных лиц, осуществляющих экстерриториальный реэкспорт и транзит специфических товаров. Действие Закона распространяется на экспорт, реэкспорт, импорт, транзит специфических товаров, экстерриториальный реэкспорт, оказание экстерриториальных посреднических услуг или технической помощи в части осуществления контроля специфических товаров в целях, установленных настоящим Законом. В свою очередь, с 28 февраля 2023 года признается утратившим силу Закон РК от 21 июля 2007 года «Об экспортном контроле». См. Закон РК от 28.12.22 г. № 172-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 28.02.23 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики и социального обеспечения. 1. С 26 февраля 2023 года вносятся изменения в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», статья 13 «Компетенция местных органов государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы» которого дополнена подпунктом 14-1) следующего содержания: «14-1) осуществляют совместно с молодежными ресурсными центрами информационно-разъяснительную, консультативную работу с молодежью по вопросам охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, опасности игромании (лудомании);» Изменения и дополнения вносятся в 13 Законов РК: 2. Закон РК от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев» (с 26 февраля 2023 года) 3. Закон РК от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи» (с 1 января 2023 года) Из статьи 2 «Право на адресную социальную помощь» исключен пункт 7, который гласил: 7. Гарантированный социальный пакет предоставляется малообеспеченным семьям из числа получателей безусловной или обусловленной денежной помощи: имеющим детей в возрасте от одного года до шести лет, а также детей, достигших возраста шести лет, не приступивших к обучению в организациях среднего образования, - на период назначения адресной социальной помощи; имеющим детей в возрасте от шести до восемнадцати лет, а также детей, достигших возраста восемнадцати лет, обучающихся в организациях среднего образования, - в течение соответствующего учебного года. Прекращение выплаты безусловной или обусловленной денежной помощи не является основанием для прекращения предоставления гарантированного социального пакета семьям, за исключением случаев представления ложных сведений и (или) недостоверных документов для назначения адресной социальной помощи. Гарантированный социальный пакет предоставляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках или через портал социальных услуг по решению местных исполнительных органов. Правила использования портала социальных услуг разрабатываются и утверждаются центральным исполнительным органом. Также исключены две статьи: статья 4-1 «Возмещение стоимости гарантированного социального пакета» и статья 4-2 «Портал социальных услуг». 4. Закон РК от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» (с 1 января 2023 года) 1) государственные пособия семьям, имеющим детей (далее - пособия), - денежные выплаты, в том числе электронными деньгами, в виде: ежемесячного государственного пособия, назначаемого и выплачиваемого по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет (далее - пособие по уходу), в прежней редакции – достижения им одного года). Сроки обращения за назначением пособия на рождение и пособия по уходу не могут превышать восемнадцать месяцев (в прежней редакции – 12 месяцев) со дня рождения ребенка. Пособие по уходу назначается со дня рождения ребенка по достижении им возраста полутора лет (ранее – одного года). В случае осуществления ухода за двумя и более детьми, не достигшими полутора лет (ранее – одного года) пособие по уходу назначается и выплачивается на каждого ребенка. С 26 февраля 2023 года изменения внесены в законы: 5. Закон РК от 27 июля 2007 года «Об образовании» 6. Закон РК от 18 февраля 2011 года «О науке» 7. Закон РК от 22 июля 2011 года «О миграции населения» 8. Закон РК от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» 9. Закон РК от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с 1 января 2023 года) Дополнено одно из понятий, используемое законом: агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее - агент), теперь в качестве агента по исчислению (начислению), перечислению единого платежа за работников рассматриваются и налоговые агенты, определенные в соответствии со статьей 776-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Теперь, с 1 января 2023 года Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется: с 1 января 2023 года - при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере с 1 января 2024 года - при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 65 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 105 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; с 1 января 2025 года - при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 110 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; с 1 января 2026 года - при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 118 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; с 1 января 2027 года - при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 120 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»; Дополнено, что «Размер назначенной государственной базовой пенсионной выплаты ежегодно пересчитывается в соответствии с частью второй настоящего пункта. Статья 11. Назначение пенсионных выплат по возрасту 1. Назначение пенсионных выплат по возрасту производится: При этом назначение пенсионных выплат по возрасту женщинам производится: с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет; с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет; с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет; с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет; с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет; с 1 января 2023 года - по достижении 61 года; с 1 января 2028 года - по достижении 61,5 года; с 1 января 2029 года - по достижении 62 лет; с 1 января 2030 года - по достижении 62,5 лет; с 1 января 2031 года - по достижении 63 лет. Изменен доход для исчисления пенсионных выплат по возрасту Доход для исчисления пенсионных выплат по возрасту не может превышать размера Статья 24 «Уплата обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов» Закона дополнена новым пунктом 7-1 следующего содержания: «7-1. Включенные в единый платеж суммы удержанных обязательных пенсионных взносов перечисляются в Государственную корпорацию агентами по исчислению (начислению), перечислению единого платежа в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Порядок уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа определяется центральным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития.» Пункт 4 статьи 25 «Ставка и порядок уплаты обязательных пенсионных взносов» Закона дополнен частью седьмой следующего содержания: «Для плательщиков единого платежа, указанных в главе 89-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доля обязательных пенсионных взносов в ставке единого платежа составляет: с 1 января 2023 года - 50,0 процента; с 1 января 2024 года - 46,5 процента; с 1 января 2025 года - 42,0 процента; с 1 января 2026 года - 40,3 процента; с 1 января 2027 года - 38,8 процента; с 1 января 2028 года - 38,0 процента.»; Статья 60. Порядок заключения договора пенсионного аннуитета и осуществления страховых выплат женщины: с 1 января 2021 года - 52 лет; с 1 января 2022 года - 52,5 года; с 1 января 2023 года - 53 лет; с 1 января 2028 года - 53,5 года; с 1 января 2029 года - 54 лет; с 1 января 2030 года - 54,5 года; с 1 января 2031 года - 55 лет. С 26 февраля 2023 года 10. Закон РК от 9 февраля 2015 года «О государственной молодежной политике» С 1 января 2023 года 11. Закон РК от 2 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения» В пункте 19 подпункт 13) дополнен абзацами двадцать девятым и тридцатым следующего содержания: «7-1. Включенные в единый платеж суммы удержанных обязательных пенсионных взносов, начисленных обязательных пенсионных взносов работодателя перечисляются в Государственную корпорацию агентами по исчислению (начислению), перечислению единого платежа в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Порядок уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа определяется центральным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития.»; в подпункте 15) абзац третий изложен в следующей редакции: «1. Обязательные пенсионные взносы работодателя, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, осуществляются за счет собственных средств агента и устанавливаются от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, в размере:»; Дополнены абзацы четвертый - восьмой следующего содержания: «с 1 января 2024 года - 1,5 процента; с 1 января 2025 года - 2,5 процента; с 1 января 2026 года - 3,5 процента; с 1 января 2027 года - 4,5 процента; с 1 января 2028 года - 5,0 процента.»; Таким образом, введение обязательств по исчислению и уплате ОПВР официально перенесено с 2023 года на 2024 год с понижением ставки с 5% до 1,5% в первый год уплаты ОПВР. Повышение ставки ОПВР на 1% будет производиться поэтапно до 2028 года до достижения размера 5%. Также дополнено, что для плательщиков единого платежа, указанных в главе 89-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доля обязательных пенсионных взносов работодателя в ставке единого платежа с заработной платы составляет: с 1 января 2024 года - 7,0 процента; с 1 января 2025 года - 10,5 процента; с 1 января 2026 года - 14,1 процента; с 1 января 2027 года - 17,4 процента; с 1 января 2028 года - 19,0 процента.»; С 1 января 2023 года 12. Закон РК от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» Статья 27 дополнена пунктами 1-1 и 2-1 следующего содержания: «1-1. Для плательщиков единого платежа размер отчислений от ставки единого платежа, установленной пунктом 1 статьи 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), составляет с: 1 января 2023 года - 15,0 процента; 1 января 2024 года - 14,0 процента; 1 января 2025 года - 12,6 процента; 1 января 2026 года - 12,1 процента; 1 января 2027 года - 11,6 процента; 1 января 2028 года - 11,4 процента.»; Статья 28 дополнена пунктами 1-1 и 5-1 следующего содержания: «1-1. Взносы работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере с: 1 января 2023 года - 10,0 процента от ставки единого платежа; 1 января 2024 года - 9,3 процента от ставки единого платежа; 1 января 2025 года - 8,4 процента от ставки единого платежа; 1 января 2026 года - 8,1 процента от ставки единого платежа; 1 января 2027 года - 7,8 процента от ставки единого платежа; 1 января 2028 года - 7,6 процента от ставки единого платежа.»; С 26 февраля 2023 года 13. Закон РК от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» С 1 января 2023 года 14. Закон РК от 26 декабря 2019 года «Об обязательном социальном страховании» Статья 14 дополнена пунктом 3 следующего содержания: «3. Для плательщиков единого платежа доля социальных отчислений в ставке единого платежа, установленной пунктом 1 статьи 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), составляет: с 1 января 2023 года - 16,0 процента; с 1 января 2024 года - 14,9 процента; с 1 января 2025 года - 18,9 процента; с 1 января 2026 года - 18,1 процента; с 1 января 2027 года - 17,4 процента; с 1 января 2028 года - 17,1 процента.»; Статья 15 дополнена пунктом 4-1 следующего содержания: «4-1. Объектом исчисления единого платежа является доход работника, определенный статьей 776-2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). При этом исчисление и уплата социальных отчислений, входящих в состав единого платежа, производятся за счет средств плательщика единого платежа. Статья 16 дополнена пунктом 3-1 следующего содержания: «3-1. Плательщики единого платежа уплачивают социальные отчисления в сроки, установленные пунктом 5 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Порядок уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа определяется центральным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития.»; Также смотрите другие изменения. См. Закон РК от 26.12.22 г. № 168-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 26.02.23 г., за исключением пунктов 3, 4, 9, 11, 12 и 14 статьи 1 Закона, которые вводятся в действие с 01.01.23 г.).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон РК о его введении. Об основных изменениях в налоговом законодательстве: Снижение нагрузки на фонд оплаты труда для микро- и малого бизнеса за счет внедрения единого платежа Налоговый кодекс дополнен новым разделом 24-1, в котором определен порядок применения единого платежа. Налоговыми агентами единого платежа признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы на основе упрощенной декларации, для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств, выплачивающие доход физическому лицу в виде заработной платы и выбравшие исполнение обязательств по исчислению, удержанию и перечислению ИПН с таких доходов в составе единого платежа. В единый платеж включаются подлежащие уплате суммы ИПН с доходов, подлежащих обложению у источника выплаты, ОПВ и ОПВР, социальные отчисления, взносы и отчисления на ОСМС. При этом за работников, освобожденных от уплаты социальных платежей (за исключением ОППВ), ставка единого платежа снижается на соответствующую долю социальных платежей (за исключением ОППВ). Изменения по налогообложению доходов физических лиц Установлено, что не рассматриваются в качестве дохода физического лица: - компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, - в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя; - стоимость выданной работнику форменной одежды в случаях установления законодательством Республики Казахстан обязанности по ношению форменной одежды и (или) обеспечению ею. Уточнены виды доходов, не подлежащие налогообложению, при прекращении обязательств по кредиту (займу) и списании обязательств. Также внесены поправки по определению имущественного дохода физического лица в виде прироста стоимости при реализации унаследованного имущества и по операциям с ценными бумагами. Введен ряд поправок, направленных на стимулирование развития некоторых отраслей экономики: - расширен перечень видов деятельности, ограничивающих осуществление инвестиционных проектов по Соглашению об инвестициях, а также пересматривающие условия для заключения Соглашения об инвестиционных обязательствах с юридическим лицом. Одним из основных является снижение ранее определенного размера по инвестированию со 150 000 000- кратного до 75 000 000- кратного размера МРП обязательства юридического лица; - введены фискальные преференции в отношении сложных нефтегазовых проектов (морских, сложных на суше и газовых проектов) в рамках улучшенного модельного контракта; - введено освобождение на 5 лет от уплаты сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей, с годом выпуска до 7 лет, при международных автомобильных перевозках грузов; - введено освобождение на 5 лет от НДС обороты по реализации бытовых приборов и (или) приборов бытовой электроники, произведенных на территории Республики Казахстан; - введено освобождение на 3 года от НДС при импорте произведения искусства, ввозимые негосударственными музеями. Перечень таких произведений искусства будет утверждаться уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию; - введено освобождение от НДС при реализации субъектами производства драгоценных металлов аффинированного золота и серебра субъектам производства ювелирных и других изделий; - введено освобождение от НДС ввоз сырья и материалов для производства пестицидов, включенных в перечень товаров импорта, - юридические лица по оборотам по реализации товаров, промыслового рыболовства, производство дрожжей, производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса производство сахара вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС. Изменен подход к проведению налоговых проверок В рамках внесенных изменений и дополнений в Предпринимательский кодекс с 1 января 2023 года исключаются проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска. В связи с этим, положения Налогового кодекса приведены в соответствие с внесенными изменениями в части введения вида налоговых проверок - периодические налоговые проверки, проводимые на основании полугодового графика, утверждаемого решением уполномоченного органа. Документы с электронной цифровой подписью признаны учетной документацией Соответствующие изменения внесены в статью 190 Налогового кодекса: бухгалтерская документация или первичные учетные документы, оформленные в информационной системе электронных счетов-фактур с применением электронной цифровой подписи, также признаются учетной документацией. При этом индивидуальные предприниматели, не осуществляющие ведение бухгалтерского учета, вправе также производить оформление первичных учетных документов в ИС ЭСФ с применением электронной цифровой подписи. Изменения вводятся ретроспективно с 1 января 2018 года. На интернет-ресурсе КГД МФ РК будут публиковаться новые сведения о налогоплательщиках: - информация о численности наемных работников, отраженной в налоговой отчетности, так как эти данные исключены из сведений, относящихся к налоговой тайне налогоплательщика; - реестр получателей иностранного финансирования; - информация о налогоплательщиках, которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур. При этом по нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур. Отдельные положения действуют в период: 1) с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года; 2) с 1 января 2022 года до 1 января 2024 года; 3) с 1 января 2023 года до 1 января 2025 года; 4) с 1 января 2023 года до 1 января 2026 года; 5) с 1 января 2023 года до 1 января 2028 года; 6) с 1 января 2023 года до 1 января 2029 года. Специалисты ИС «Бухгалтер» готовят сравнительную таблицу по изменениям! См. Закон РК от 21.12.22 г. № 165-VII (вводится в действие с 01.01.23 г., за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действе с: 01.01.18 г.; с 01.04.18 г.; 01.01.19 г.; 01.01.21 г.; 01.01.22 г.: 01.07.23 г.; 01.01.24 г.).
Ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Швейцарским Федеральным Советом об оплачиваемой трудовой деятельности членов семей сотрудников дипломатических представительств, постоянных представительств при международных организациях и консульских учреждений. См. Закон РК от 01.12.22 г. № 164-VII.
Утверждены расчетные показатели на 2023 год: 1) минимальный размер заработной платы - 70 000 тенге; 2) месячный расчетный показатель - 3 450 тенге; 3) минимальный размер пенсии - 53 076 тенге; 4) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 24 341 тенге; 5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 40 567 тенге. См. Закон РК от 01.12.22 г. № 163-VII (вводится в действие с 01.01.23 г.).
О продлении моратория на проведение проверок до 1 января 2024 года. Внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» (далее – Указ № 229), заголовок которого изложен в новой редакции: «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля с посещением в Республике Казахстан». Абзац первый пункта 1 Указа № 229 утвержден в новой редакции «1. Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года проверки и профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением:». Также дополнено, что мораторий НЕ распространяется на внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. См. Указ Президента РК от 07.12.22 г. № 44 (вводится в действие с 01.01.23 г. и подлежит официальному опубликованию).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон РК о его введении. Об основных изменениях в налоговом законодательстве: Снижение нагрузки на фонд оплаты труда для микро- и малого бизнеса за счет внедрения единого платежа Налоговый кодекс дополнен новым разделом 24-1, в котором определен порядок применения единого платежа. Налоговыми агентами единого платежа признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы на основе упрощенной декларации, для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств, выплачивающие доход физическому лицу в виде заработной платы и выбравшие исполнение обязательств по исчислению, удержанию и перечислению ИПН с таких доходов в составе единого платежа. В единый платеж включаются подлежащие уплате суммы ИПН с доходов, подлежащих обложению у источника выплаты, ОПВ и ОПВР, социальные отчисления, взносы и отчисления на ОСМС. При этом за работников, освобожденных от уплаты социальных платежей (за исключением ОППВ), ставка единого платежа снижается на соответствующую долю социальных платежей (за исключением ОППВ). Изменения по налогообложению доходов физических лиц Установлено, что не рассматриваются в качестве дохода физического лица: - компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, - в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя; - стоимость выданной работнику форменной одежды в случаях установления законодательством Республики Казахстан обязанности по ношению форменной одежды и (или) обеспечению ею. Уточнены виды доходов, не подлежащие налогообложению, при прекращении обязательств по кредиту (займу) и списании обязательств. Также внесены поправки по определению имущественного дохода физического лица в виде прироста стоимости при реализации унаследованного имущества и по операциям с ценными бумагами. Введен ряд поправок, направленных на стимулирование развития некоторых отраслей экономики: - расширен перечень видов деятельности, ограничивающих осуществление инвестиционных проектов по Соглашению об инвестициях, а также пересматривающие условия для заключения Соглашения об инвестиционных обязательствах с юридическим лицом. Одним из основных является снижение ранее определенного размера по инвестированию со 150 000 000- кратного до 75 000 000- кратного размера МРП обязательства юридического лица; - введены фискальные преференции в отношении сложных нефтегазовых проектов (морских, сложных на суше и газовых проектов) в рамках улучшенного модельного контракта; - введено освобождение на 5 лет от уплаты сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей, с годом выпуска до 7 лет, при международных автомобильных перевозках грузов; - введено освобождение на 5 лет от НДС обороты по реализации бытовых приборов и (или) приборов бытовой электроники, произведенных на территории Республики Казахстан; - введено освобождение на 3 года от НДС при импорте произведения искусства, ввозимые негосударственными музеями. Перечень таких произведений искусства будет утверждаться уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |