|
|
|
Проект Среднесрочного плана Правительства Республики
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый среднесрочный план по проведению реформ экономики страны «Новый экономический курс» (далее - План). 2. Центральным и местным исполнительным органам, организациям 3. (по согласованию) принять меры по реализации Плана. 4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Подпись канцелярии 20.03.2020 19:54 МАХУМДОЛДА АКМАРАЛ Подпись руководителя 20.03.2020 19:54 МАДИЕВ ЖАСЛАН Исх. № 11-1/114-И от 20.03.2020
постановлением Правительства Республики Казахстан от « » 2020 года №
Введение
Среднесрочный план Правительства Республики Казахстан на 2020-2025 годы «Новый экономический курс» (далее - Новый экономический курс) разработан на основе Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны и направлен на дальнейшую реализацию долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050 года. Новый экономический курс - это гармоничное продолжение реализации стратегических и программных документов страны с учётом актуальных экономических, экологических, социальных и технологических обстоятельств. Первоочередные задачи вытекают из Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», семи реформ и семи приоритетных политик Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 24 января 2020 года. Новый экономический курс предусматривает переход на новую модель качественного экономического роста, а также отказ от приоритета количественного роста, характерного для эпохи высоких цен на нефть, и доминирующей роли государства в экономике. Диверсификация экономики продолжится через дальнейшее развитие обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса с широким внедрением технологий «Индустрии 4.0» и акцентом на взращивании и продвижении отечественных производителей на внешние рынки. Продолжится интенсивное развитие предпринимательства с использованием как инструментов экономического и институционального характера, так и системных мер по внедрению предпринимательской культуры. Улучшение условий жизни населения страны остаётся ключевым приоритетом Нового экономического курса. В соответствии с новыми стандартами качества продолжится развитие инфраструктуры регионов. В целях повышения доступности и качества услуг будет реализован комплекс мер, отвечающих требованиям систем здравоохранения и образования. Продолжится работа по совершенствованию системы государственного управления и развитию рыночных институтов.
Глобальные тренды
Большинство развитых и развивающихся стран сделали огромную ставку на развитие человеческого капитала. Ежегодно в этих странах увеличивается объем инвестиций в образование, значительно модернизируется образовательная модель путём перехода на самообучение, наблюдается рост объёма частных инвестиций в данную сферу. Стремительно развивается «экономика знаний», заключающаяся в повышении компетенций в производстве высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. Новые технологии активно внедряются на рынках труда. Смещение акцентов на развитие передовых технологий позволяет многим странам вовлечься во всемирный «технологический бум» и сократить глобальный «разрыв в навыках». Масштабная цифровизация отраслей способствует интенсивному росту экономики и принятию низкозатратных решений. В условиях четвёртой промышленной революции уровень цифровизации и применения новых технологий во всех сферах социально-экономических отношений становится основой экономического развития. Сфера влияния «цифры» стремительно расширяется. Ожидается, что в ближайшие годы искусственный интеллект, автоматизация и робототехника продолжат интенсивное внедрение в производство, транспорт, сельское хозяйство, финансовые услуги, торговлю, строительство, медицинские и образовательные услуги. Промедление с включением в этот процесс может привести к существенному разрыву в уровне технологического развития, что чревато последствиями значительного отставания в социально-экономическом развитии. Помимо технологической «революции», на современном этапе развития мировая экономика столкнулась с новыми вызовами, отличающимися масштабом и степенью влияния на все сферы жизнедеятельности. Торговые войны и рост протекционизма, рекордный уровень мирового государственного долга, коронавирус - триггеры синхронизированного замедления, и возможно стагнации мировой экономики.
Глава І. Анализ глобальных тенденций и текущей ситуации
В настоящее время мировое сообщество сталкивается с новыми глобальными вызовами. Происходит замедление мировой экономики. Кризисные явления охватили все сферы жизнедеятельности человечества. Геополитическое напряжение на планете достигло крайней степени, что делает особо значимой оценку глобальных угроз и вызовов. Свои оценки глобальных рисков дают экспертные, научные, общественно-политические и иные сообщества многих развитых и развивающихся стран. Большинство из них отмечают как наиболее серьезные, и даже опасные проблемы обостряющегося геополитического противостояния основных «игроков» на мировой арене, это разрушение однополярного мира, кризис глобализации, закрытие границ, недобросовестная агрессивная конкуренция, протекционизм, санкции и торговые войны. На сегодня можно выделить 5 основных внешних мировых рисков. Первое. На мировых товарных рынках наблюдается значительное снижение цен на нефть и металлы. В марте т.г. котировки нефти составили $34 за баррель. Это в два раза ниже по сравнению с началом года. При этом внутридневное значение доходило до $31 за баррель. Цены на металлы также демонстрируют снижение. Цены на цинк понизились на 16%, медь - на 12%, железная руда - на 4%, ферросплавы - на 1,2%. На мировых рынках капитала наблюдается высокая волатильность. С начала года биржевые индексы снизились на 14%, европейские индексы - 15%, китайские индексы - 13%. Данные тенденции отражают высокую неопределенность на внешних рынках. Второе. Торговая война между США и Китаем, которая влечет за собой уменьшение китайского спроса, в том числе на казахстанский экспорт. При этом открывает новые возможности, связанные с замещением ряда американских продуктов на китайском рынке (масличные, зерновые, овощи, табак, мясо). Третье. Вероятная рецессия США. Впервые с 2007 года доходность 10-летних государственных облигаций снизилась ниже доходности трёхмесячных бумаг. Такая инверсия кривой доходности происходит раз в 10 лет и как следствие приводит к рецессии США (с лагом 8-16 месяцев). Четвертое. Санкционная политика США в отношении России и Ирана. Основными рисками отмечаются «вторичные ограничения» к отечественным компаниям из-за контактов с РФ и Ираном, а также перенос девальвационных сценариев с российского рынка на казахстанский. Пятое. Критический уровень мирового госдолга достигшего исторического максимума (66 трлн. долл. США). Высокий уровень заимствований вызывает риски повторения кризиса суверенного долга в отдельных странах. Наряду с этим, одной из самых обсуждаемых внешних рисков за последнее время стало распространение вирусной пневмонии из Китая. Вирус, который к настоящему моменту идентифицирован как COVID-2019. Аналитики Oxford Economics назвали данное заболевание «кратким, но очень острым шоком» для мировой экономики. Учитывая, что вспышка коронавируса переросла в пандемию, мировая экономика может понести более 1 трлн. долл. США ущерба в 2020 году. В свою очередь, исследователи компании Bloomberg отмечают, что потерями мировой экономики станут следствия невыхода сотрудников предприятий на работу, уменьшения производительности труда, сокращения туристической активности и поездок, нарушения глобальных цепочек поставок товаров, сокращения торговли и инвестиций, в том числе в странах Центральной Азии. Казахстан является частью глобального мира. Некоторые из этих негативных тенденций могут создать определенные сложности, а также новые возможности для модернизации страны. Могут возникать новые тренды и вызовы, появление которых на данном этапе невозможно спрогнозировать. Наиболее значимыми для Казахстана тенденциями глобального и регионального характера являются экономический рост развивающихся стран, ускорение технологического прогресса, изменения в мировом балансе энергопотребления, а также изменение климата. Для своевременной готовности к происходящим глобальным изменениям и вызовам принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2050». Поставлена чёткая цель - войти в тридцатку самых развитых стран мира. Реализуются стратегические и программные документы страны. Пять институциональных реформ Плана нации «100 конкретных шагов» стали основой экономических реформ. Запущена Третья модернизация Казахстана. Успешно реализуются Программа индустриализации, комплексная программа «Цифровой Казахстан». Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года определен общестрановой прогресс развития страны, реализуются семь важнейших системных реформ и семь приоритетных политик. Последовательная реализация стратегических направлений позволяет сохранять средние темпы роста национальной экономики. В 2019 году рост ВВП составил 4,5%, что является максимальным результатом за последние 5 лет. В кризисные 2015-2016 годы темпы роста экономики замедлились до 1,1%. При этом более 85% этого роста обеспечено за счёт несырьевых отраслей. Для сравнения: вклад несырьевых секторов в экономический рост в 2017 году составил 66%. В 2019 году завершена реализация второй пятилетки индустриализации. В результате, достигнут опережающий рост обрабатывающей (4,4%) промышленности над горнодобывающей (3,7%), запущено 556 проектов, создано 84,4 тыс. рабочих мест, мощный импульс к развитию получил малый и средний бизнес. Сегодня доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет 29,5%, количество действующих субъектов предпринимательства - 1,3 млн. ед., занятых в МСП - более 3,3 млн. человек. Инвестиции в основной капитал увеличились на 8,5% (2018 год - 11 трлн. тг., 1 полугодие 2019 года - 39 трлн. тг.), в том числе частные инвестиции - на 9,5%, за счёт реализации инфраструктурных и промышленных проектов, а также модернизации оборудования. Сохранена макроэкономическая стабильность. За 3 года уровень инфляции снизился на 3,1% и составил 5,4%. Объём международных резервов составил 90,9 млрд. долл. США, в том числе активы Нацфонда - 61,9 млрд. долл. США. В рамках государственных программ «Нұрлы Жол» и «Нұрлы Жер» реализуются масштабные проекты по развитию инфраструктуры и жилищного строительства. За 5 лет построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог, запущены 1,4 тыс. км новых железнодорожных линий. Построены и успешно работают современные логистические мощности. Во всех регионах страны введено 56,2 млн. кв.м. жилья, построены и модернизированы 520 школ, построено 470 объектов здравоохранения, в т.ч. 15 больниц. За 2 года охват услугами сети Интернет достиг 81,3% населения страны, а уровень госуслуг в электронном формате доведён до 69%. Реализованы госпрограммы развития здравоохранения и образования. Завершена реализация пятилетних программ развития территории. Уровень урбанизации доведен до 58,4%. В рамках проекта «Ауыл - Ел бесігі» реализовано 520 проектов по благоустройству сёл, улучшена инфраструктура для 700 тыс. сельчан, утверждены региональные стандарты. Продолжается государственная поддержка в рамках действующего проекта «С дипломом - в село». Проводимая постоянная работа по улучшению бизнес-среды позволила Казахстану в 2019 году войти в топ-25 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса (рейтинг Всемирного банка «Doing Business»). В Глобальном индексе конкурентоспособности среди 140 стран Казахстан занял 55 место. Запущена масштабная Программа приватизации. С текущего года начата реализация 8-ми новых государственных программ, направленных на дальнейшую диверсификацию экономики; развитие транспортной, жилищной, инженерной и социальной инфраструктуры; а также систем здравоохранения и образования. Всего в ключевых отраслях экономики реализуются 15 госпрограмм. В результате реализации запланированных мер до конца 2025 года будут отремонтированы и модернизированы 100% дорог республиканского и 95% областного значения. Будет введено 103,2 млн. кв.м. жилья, обеспечен 100-процентный доступ населения к услугам водоснабжения. Уровень урбанизации вырастет до 62%. 85% сельского населения будет обеспечено качественной социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой в соответствии с новыми стандартами. Ожидаемая продолжительность жизни достигнет 75 лет. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет до 35%. Доля инвестиций в основной капитал будет доведена до 30% от ВВП. В целом, развитие мирового сообщества, в том числе Казахстана будет происходить на фоне жёсткой конкуренции. Вызовам новой глобальной реальности будут противопоставлены целостные стратегии действий нашей страны на основе её реальных возможностей.
Основной стратегической целью Нового экономического курса является достижение к 2025 году социально-экономического и институционального развития на уровне, не уступающем странам - членам ОЭСР. Внедрение передовых практик и стандартов стран ОЭСР позволит к 2050 году обеспечить прогресс страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира. Для достижения поставленной цели основными направлениями Нового экономического курса станут: 1) сбалансированная макроэкономическая политика; 2) индустриальное развитие и цифровизация экономики; 3) конкурентоспособное предпринимательство; 4) сильные регионы - развитая инфраструктура; 5) человеческий капитал - как фактор роста производительности экономики; 6) модернизация общественного сознания; 7) эффективное государство и развитые рыночные институты.
Для измерения прогресса и достижения цели Новой экономической политики в Стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года предусмотрены ключевые национальные индикаторы, измеряющие качество жизни населения и экономического роста. Индикативной оценкой прилагаемых усилий и общестранового прогресса станет улучшение позиций Казахстана в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума до 40 места в 2025 году.
Глава III. Приоритетные направления
3.1. Сбалансированная макроэкономическая политика Цель: обеспечение сбалансированности бюджета, повышение эффективности государственных расходов и развитие финансового сектора для стимулирования качественного экономического роста. Пути решения: 1. Введение контрцикличного бюджетного правила. 2. Рациональное использование бюджетных средств. 3. Стимулирующая налоговая политика. 4. Развитие финансового рынка.
Механизм реализации: 1. Введение контрцикличного бюджетного правила. Законодательное закрепление контрцикличного бюджетного правила, предполагающего реализацию бюджетной политики контрциклического характера и снижение уязвимости бюджета к внутренним и внешним шокам. Контрцикличные бюджетные правила предусматривают планирование гарантированного трансферта не выше поступлений в Национальный фонд от нефтяного сектора, резерв на инициативы Главы Государства в республиканском бюджете (1% от объема расходов бюджета - 120 млрд. тг.), распределение резерва в течение года по администраторам - постановлением Правительства (без уточнения бюджета) и уточнение республиканского бюджета только при ожидаемом недопоступлении/перевыполнении доходов бюджета более, чем на 10%. Правило позволит повысить требования к качеству макроэкономического и бюджетного прогнозирования.
2. Рациональное использование бюджетных средств. Усиление взаимосвязи бюджетного и стратегического планирования, упрощение бюджетных процедур, с целью повышения эффективности и экономии бюджетных средств. Будут конкретизированы основания для уточнения республиканского и местного бюджетов и упрощены Правила разработки, корректировки, проведения экспертиз государственных инвестиционных проектов путём объединения ТЭО, ФЭО и инвестиционных предложений в единый документ с точными количественными и качественными показателями. Ответственность государственных служащих всех уровней по контролю за эффективностью использования бюджетных средств ужесточится. Будут пересмотрены критерии и понятия освоения бюджетных средств (переход на результат от освоения к перераспределению средств), а также финансовые и операционные показатели для осуществления мониторинга. Для повышения отдачи от выделяемых бюджетных средств предусматривается проведение государственными органами оценки экономического эффекта (налоги, рабочие места, инвестиции) от расходов на субсидии и инвестиционные проекты - в бюджетных заявках и отчете об исполнении. Оценка бюджетных программ за предыдущий год будет проводиться до предоставления бюджетных заявок. Реализация мер по повышению самостоятельности администраторов бюджетных программ позволит повысить эффективность и оперативность использования бюджетных средств. Утверждение бюджетных заявок по постоянным расходам будет осуществляться администраторами бюджетных программа (в Министерство финансов Республики Казахстан будут вноситься расчеты только по новым инициативам). Будет представлена возможность в доиспользовании неосвоенных средств в следующем году с сохранением целевого назначения. В целях расширения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления бюджетам 4-го уровня будут переданы дополнительные источники доходов: единый земельный налог, поступления от продажи земельных участков, за пользование земельных участков, от продажи прав аренды на земельные участки (ожидаемые дополнительные поступления 29,3 млрд. тг). Для повышения ликвидности и снижения валютных рисков будет повышена привлекательность государственных ценных бумаг путём размещения ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан в основном на внутреннем рынке в тенге и включения их в международные индексы.
3. Стимулирующая налоговая политика. Пересмотр налогов по отраслям и налоговых льгот в рамках повышения эффективности налоговой политики. По добывающим отраслям будет выработан механизм возврата акцизов по экспорту нефтепродуктов. Для светлых нефтепродуктов будут снижены акцизы и экспортные таможенные пошлины (далее - ЭТП). Планируется введение режима налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, величина которого зависит от доходности проекта с учетом фактических цен на нефть и затрат на её добычу. Снижение налоговой нагрузки по выработанным месторождениям будет осуществлено через налог на добычу полезных ископаемых и ЭТП. В рамках совершенствования налоговой политики с 2023 года вводится единый режим налогообложения сельского хозяйства, за исключением сферы интенсивного животноводства (птицеводства, свиноводства), который предусматривает: - без привязки к форме собственности (исключение: интенсивное животноводство); - земельный налог с поэтапным увеличением нагрузки; - увеличение ставки земельного налога в 50 раз по неиспользуемым землям; - КПН/ИПН с дохода (оборота); - вычеты по расходам на бухгалтера (1000 МРП); - сумма КПН/ИПН уменьшается на сумму земельного налога, если сумма КПН/ИПН меньше суммы земельного налога, то уплачивается только земельный налог; - проработка мотивирующей ставки налога, учитывающей недопущение резкого увеличения нагрузки для фермерских хозяйств и не уменьшение нагрузки для крупных налогоплательщиков. Это позволит упростить налогообложение и стимулировать эффективное использование земель. Для интенсивного животноводства (птицеводства, свиноводства) будет введен специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей. Для развития АПК планируется: - отмена НДС по социально значимым продовольственным товарам; - ежегодное снижение размера уменьшения НДС на 70%, для переработчиков сельхозпродукции на 10%. По обрабатывающей промышленности будут установлены новые акцизы для сахаросодержащих напитков, исключён транспортный налог с переводом нагрузки на акциз. Будут оптимизированы и пересмотрены платежи, обладающие признаками налогов, и критерии налогообложения. К примеру, исчисление налога на транспортные средства производить от оценочной стоимости транспортных средств; объединение налогов на имущество и земельный налог; отмена налогов на землю и имущество по физическим лицам, с повышением сбора за регистрацию недвижимости; снижение ставки утилизационного сбора. Законодательно будут закреплены общие принципы установления, введения и взимания неналоговых платежей, правил их администрирования. Субъекты квазигосударственного сектора, реализующие социально-значимые для региона инвестиционные проекты, будут освобождены от корпоративного подоходного налога. Для банков второго уровня увеличится налогообложение доходов от спекулятивных операций (купля-продажа валюты, операции с производными финансовыми инструментами). Будут проводиться анализ эффективности налоговых льгот и внесены изменения в форму налоговой отчетности в части отражения полной картины по налоговым льготам. На законодательном уровне будут закреплены компетенции каждого отраслевого государственного органа по оценке эффективности налоговых льгот в соответствующей отрасли. Предусматривается разработка и внедрение методики оценки эффективности налоговых льгот на макро- и микроэкономическом уровнях, исходя из достижения стратегических задач.
4. Развитие финансового рынка. В последние годы наблюдается снижение кредитования реального сектора экономики, включая займы МСБ. Основными барьерами возобновления кредитования экономики стали: 1) высокий уровень проблемных активов в банковском секторе; 2) наличие правовых коллизий в законодательстве, дестимулирующих кредитование; 3) низкий уровень развития цифровых технологий.
В этих целях будет осуществлен поэтапный выход государства из программ финансовой поддержки экономики и обеспечено сохранение финансовой поддержки в отношении конкурентоспособных компаний. Концентрация мер поддержки бизнеса закрепится по 3-м основным блокам: 1) микрокредитование и кредитование малого предпринимательства; 2) кредитование среднего и крупного бизнеса; 3) кредитование АПК (отдельные условия). Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка будет определен порядок и срок по сокращению субсидирования ставок (с 2021 года). Внедрится альтернативный продукт поддержки микро и малых предприятий в виде субсидирования затрат при достижении согласованных показателей (занятость, выпуск продукции). Будет осуществлен переход на инструменты хеджирования кредитного риска, такие как гарантии и другие инструменты минимизации рисков от институтов развития. В банки второго уровня и микрофинансовые организации от местных исполнительных органов и их дочерних организаций будут переданы функций по прямому кредитованию предпринимателей. Увеличится объем грантов на обучение, сертификацию, в рамках программы Дорожная карта бизнеса - 2025 с установлением целевых параметров (по росту объема продукции, выходу на фондовый рынок и т. д.) и с последующим мониторингом. Расширится поддержка развития цифровых технологий в банковском секторе и будут оптимизированы бизнес-процессы. Будут разработаны законодательные поправки по установлению принципа «1 тенге - 1 голос» при принятии решения о продаже залогового имущества, передав такие полномочия собранию кредиторов.
В рамках ранее принятых мер по оздоровлению банковской системы на балансах банков и их дочерних организаций по управлению стрессовыми активами, а также в АО «Фонд проблемных кредитов» накоплен значительный объём имущества, взысканного у проблемных заемщиков. Данное имущество либо не используется, либо используется неэффективно. Для этого будут разработаны планы по вовлечению активов, находящихся под управлением АО «Фонд проблемных кредитов», в экономический оборот, а также поэтапной реализации неработающих активов банков. Будут предоставлены гарантий по кредитам, выданным для приобретения новыми собственниками проблемных активов, а также по кредитам на инвестиции и оборотные средства. В рамках налогового стимулирования при аренде имущества (принятого залога) с последующим выкупом будут установлены ставки налога, на имущество в размере 0,1%. Сохранится уровень налогооблагаемой базы по налогу на имущество при изъятии залогового имущества, его последующей продаже третьей стороне. Будет повышена ответственность оценочных организаций и аудиторов. Ограничения в доступности и открытости информации о субъектах МСБ не позволяют в полной мере оценивать кредитоспособность предприятий со стороны банков. Для этого будет расширен доступ финансовым организациям к государственным базам данных. Будет предоставлена возможность гарантированного закупа продукции, в особенности в сельском хозяйстве. В рамках развития факторинга из договоров с государственными предприятиями будут исключены нормы о запрете на продажу долга перед поставщиками. Снизится требования к капиталу банков по стандартизированным займам, выданным субъектам МСБ, в том числе субъектам АПК. Будут разработаны новые подходы по страхованию сельскохозпроектов, которые позволят закрыть риски неурожая. По таким рискам из числа квазигосударственных компаний будет определен страховщик в качестве перестраховщика. Определится четкий порядок установления страховых случаев. Для минимизации рисков финансирования по проектам ГЧП будет расширен инструмент гарантирования кредитов. Снизится риск-взвешивание активов до 25% по проектам ГЧП, предусматривающая право «take or pay» или безусловные гарантии института развития. Будут исключены синдицированные займы из критериев определения займов без обеспечения (бланковых займов). Коэффициент ликвидности будет установлен на уровне 100% по гарантиям квазигосударственного сектора при расчете провизий в соответствии с МСФО. Риск-взвешивания активов установится на уровне 0% по продуктам с гарантией институтов развития более 75%. Снизится риск-взвешивание по синдицированным займам: в тенге - со 100% до 50%, в валюте - с 200% до 100%. По синдицированному займу в инвестиционный период будет исключено налогообложение доходов от начисления вознаграждения, перенос убытков проектной компании, возникающие на последующие годы. Для использования полного потенциала фондового рынка в качестве альтернативного канала финансирования экономики будут продолжены мероприятия по проведению масштабных IPO крупных компаний квазигосударственного сектора, в т.ч. АО «Казмунайгаз». Будут введены налоговые льготы на прирост стоимости паев инвестиционных фондов. В обязанности участников государственных программ будет внедрено привлечение части финансирования на рынке ценных бумаг. Будут созданы условия для активного инвестирования средств фондов с государственным участием в инструменты фондового рынка. Будут разработаны поправки в налоговое законодательство по: 1) предоставлению физическим лицам льгот на прирост стоимости паев инвестиционных фондов; 2) введению льгот на индивидуальные доходы по добровольному накопительному страхованию жизни; 3) устранению налоговых последствий для активизации деятельности фондов рискового и венчурного инвестирования. С учетом обострившейся экономической ситуации во всем мире остро стоит вопрос необходимости активного развития рынка капитала, как источника финансирования экономики. Для этого будет создан единый рынок капитала для Казахстана, через консолидацию на базе МФЦА. Сформируется единый подход к развитию интегрированного рынка для привлечения иностранных инвестиций. Будет осуществлен выпуск государственных ценных бумаг в тенге на бирже МФЦА с привлечением международных инвесторов. Будет разработана международная линия взаиморасчетов, хранения, учета и перехода прав на ГЦБ между Биржей МФЦА и международными инвесторами. Для стимулирования внешних ведущих управляющих компаний, а также при выборе таких компаний по существующим и будущим мандатам Национального фонда и ЕНПФ будут проработаны критерии локализации на МФЦА. Будут унифицированы подходы налогообложения отдельных режимов, применяемых на площадке МФЦА, а также совершенствован порядок налогообложения трастов и программа инвестиционного резидентства. Для участников МФЦА, финансирующие социальные проекты, направленные на развитие социальной сферы, будут созданы благоприятные налоговые условия, в том числе для развития инноваций и финансирующие научные исследования, стартап-компании, субъектов малого и среднего бизнеса, инвестиционные и венчурные фонды. Будут созданы правовые основы для функционирования межотраслевой национальной регуляторной песочницы для тестирования инновационных проектов, обращения криптовалют, иных цифровых финансовых инструментов и функционирования деятельности криптобирж на площадке МФЦА.
Ожидаемые результаты: Реализация мер в области сбалансированной бюджетно-налоговой политики позволит сдержать рост расходов бюджета, обусловленного антикризисными мерами, снизить государственный долг на 35-40% и создать резерв в объеме 35% от ВВП страны. Повысится эффективность расходования и использования бюджетных средств, усилится маневренность бюджетной системы. Повысится роль финансового сектора в кредитовании экономики. Объем ссудного портфеля увеличится к 2025 году к 30-50% от ВВП.
3.2. Индустриальное развитие и цифровизация экономики Цель: повышение эффективности отраслей экономики через технологическое обновление и цифровые преобразования.
Пути решения: 1. Экспортоориентированная обрабатывающая промышленность. 2. Выстраивание эффективной товаропроводящей системы в сельском хозяйстве через привлечение стратегических инвесторов в переработку АПК. 3. Эффективное использование земель сельхозназначения. 4. Развитие строительного сектора. 5. Повсеместная цифровизация экономики.
Механизм реализации: 1. Экспортоориентированная обрабатывающая промышленность. Индустриализация является долгосрочным приоритетом. Экспорт станет основным флагманом индустриальной политики и главным критерием для получения государственной поддержки. В целях обеспечения производственными мощностями и устранения барьеров выхода на внешние рынки предусматривается поддержка действующим успешным экспортёрам. Будет принят специальный пакет мер, включающий инвестиционные гранты, льготное кредитование и экспортное финансирование, с введением встречных обязательств бизнеса. Для развития несырьевого экспорта будут реализована программа экспортной акселерации «QazTrade Accelerator» и возмещаться затраты, связанные с доставкой товара и его продвижением (расходы на представительство, рекламу, сертификацию, аренду торговых площадей, складов, участие в выставках). Размер возмещения будет определяться в зависимости от степени передела товара. Будет проведено исследование причин низкой реализации казахстанского экспорта на основных рынках. Получат дальнейшее развитие казахстанские бренды. В целях обеспечения производителей аккумуляторов необходимым сырьем для дальнейшего наращивания производства лом свинца будет исключен из перечня запрещенных к вывозу за пределы территории страны. Будет проработан вопрос снижения размера импортной пошлины КНР на аккумуляторные батареи для создания режима наибольшего благоприятствования в отношении казахстанских товаров. Для проведения централизованной и сбалансированной политики по развитию промышленности будет разработан отраслевой закон о промышленной политике в Республике Казахстан. Специальная Комиссия по конкурентоспособности на системной основе будет осуществлять отбор наиболее «эффективных» проектов, способных сократить уровень импортозависимости в высокотехнологичных товарах, увеличить присутствие на внешних рынках и встроится в глобальные цепочки добавленной стоимости. В целом предполагается определить 50 конкурентоспособных проектов: 20 товарных групп, ориентированных на экспорт; 20 товарных групп на интеграцию в глобальные цепочки добавленной стоимости; 10 товарных групп на импортозамещение в рамках среднетехнологичных товаров, которые подлежать «ручному» сопровождению. Финансовым оператором прорывных проектов предприятий обрабатывающей промышленности станет специально созданный Фонд развития промышленности (далее - ФРП). В рамках ФРП будет прямая гарантированная поддержка предприятий обрабатывающей промышленности с предоставлением доступного кредитования с процентной ставкой не более 5% для производителей конечной продукции. В рамках проекта «Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий» будут возмещаться затраты по сертификации 100 компаний. На 200 крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности будут внедрены элементы Индустрии 4.0. Будет проведен комплекс мероприятий по повышению компетенций менеджмента в приоритетных отраслях промышленности в области маркетинга, новых технологий, повышения конкурентоспособности и продвижения выпускаемой продукции на экспорт. Продолжится реализация плана повышения качества отечественной продукции «Сапалы Казахстан» на 2020-2025 годы. К производству готовой продукции из алюминия, меди и золота будут привлечены целевые инвесторы. Для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости будет проведен глубокий анализ потребностей крупных зарубежных производителей. С целью определения сценария развития производств в стране и дальнейшим встраиванием в глобальные цепочки добавленной стоимости будет проведено технологическое прогнозирование и выработаны предложения по формированию 3-5 технологически развитых отраслей, конкурентоспособных в региональном масштабе. В целях наращивания промышленного потенциала и трансферта технологий продолжится привлечение крупных транснациональных компаний, основных владельцев и регуляторов цепочек добавленных стоимостей на взаимовыгодных условиях, преимущественно на территории СЭЗ и ИЗ. Инфраструктура СЭЗ и ИЗ будет переформатирована под бизнес-инкубаторы в целях акселерации реализации проектов: от разработки идеи до её коммерциализации. Резидент, осуществляющий деятельность на промышленной площадке, получит возможность сразу завозить оборудование и выстраивать производство, не теряя время на строительство. Для повышения эффективности развития СЭЗ и ИЗ будет проведен анализ деятельности СЭЗ и предоставленных льгот на СЭЗ на предмет их эффективности и целесообразности. В целях дополнения строительства готовых производственных помещений на территориях СЭЗ будут скорректированы проектные документации. Будет пересмотрено законодательство в сфере СЭЗ и ИЗ в части применения механизмов ГЧП, МФЦА.
2. Выстраивание эффективной товаропроводящей системы в АПК через привлечение стратегических инвесторов в переработку АПК и обеспечение стабильности субсидирования АПК. Предусматриваются меры по созданию комплексной системы прохождения сельхозпродукции от поля до потребителя на рыночных условиях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |