|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Содержание
2. Общие положения (к.ю.н., ассоциированный профессор Мукашева К.В., к.ю.н., доцент Скрябин С.В.) 3.1. Юридические лица (Жанайдаров И.У.) 3.2. Корпоративное право (Карагусов Ф.С.). 4.1. Понятие, виды и правовой режим недвижимости (д.ю.н., профессор Ильясова К.М.) 4.2. Деньги, ценные бумаги, финансовые инструменты (д.ю.н., профессор Карагусов Ф.С.) 5.1. Правовой режим вещных прав (к.ю.н., доцент Скрябин С.В.) 5.2. Общее имущество (к.ю.н., доцент Скрябин С.В., д.ю.н., профессор Алиханова Г.А.) 6. Договорное право (к.ю.н., доцент Скрябин С.В., д.ю.н., профессор Карагусов Ф.С.) 7. Интеллектуальные права (к.ю.н. Маметова Р.А.) 11. Защита прав потребителей и групповые иски (д.ю.н., профессор Карагусов Ф.С.) 12. Гражданский процесс (к.ю.н., доцент Скрябин С.В.)
1.1. О значении и процедуре разработки Концепции правовой политики
За годы независимости Казахстана было принято три Концепции правовой политики. Первая - отражена в «Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан», утвержденной постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1569[1]. Вторая - Концепция правовой политики Республики Казахстан, одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949. Третья - Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. Последняя действует в настоящий момент и была изменена[2]. Важно обратить внимание на то, что ни одна из концепций: а) не была доведена до конца и б) не смогла ограничить усмотрение государственных органов при разработке законов и других нормативных правовых актов. Кроме того, полагаем важным: (1) определить не только сферы законодательства (права), нуждающиеся в совершенствовании, но и вопросы юридического образования и науки, поскольку без комплексного разрешения имеющихся проблем любая Концепция будет фрагментарна; (2) соотнести Концепцию с программными документами (инициативами) Президента[3].
1.2. Об опыте разработки проекта Концепции
В Институте законодательства одним из направлений была деятельность по разработке отраслевых концепций развития законодательства Республики Казахстан, которые в последующем должны были стать частью государственной программы правовой политики. Эта работа проводилась с начала 2006 года и осуществлялась в Казахстане впервые. При разработке концепций был учтен опыт подготовки доктринальных концепций развития российского законодательства, подготовленных коллективом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации[4]. Для достижения этой цели Институтом были сформированы авторские коллективы из числа ведущих ученых Казахстана. Итогом проведенных исследований стали проекты Концепций совершенствования семи основных отраслей законодательства: конституционного, административного, гражданского и гражданского процессуального, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Подготовка научных отраслевых концепций развития законодательства осуществлялась на основе Методических рекомендаций, утвержденных Ученым Советом Института, в которых определялась их структура, требования к содержанию и стилю изложения концепций[5]. Частично, в первоначальном варианте 3-й Концепции, предложения ученых были учтены. Потом все изменилось. Все это можно посмотреть и использовать. Более того, подобная тематика, насколько известно, была предметом нескольких конференций. Главный недостаток проведенной работы был в том, что почти никто из авторов проектов концепций (за редкими исключениями) не смог предвидеть развитие законодательства Казахстана на ближайшее десятилетие. Были только частные предложения, связанные с фрагментарным совершенствованием действующего законодательства. Разработка новой Концепции должна (а) иметь определенный (не менее десяти лет, а лучше больше) взгляд в будущее, (б) иметь обязательный характер для всех правотворческих органов государства, реализующих ее мероприятия (включая, правотворчество), (в) содержать комплексную программу, которая должна учитывать, как минимум, развитие профильных (основных) отраслей права. Учитывая оставшиеся сроки, нужно провести мероприятие (конференцию или в иной форме) с соответствующими задачами и хорошим представительством (Казахстан, страны СНГ, Германия и другие).
2.1. Предложения Скрябина С.В.
Работу по развитию общих положений гражданского законодательства необходимо провести по следующим перспективным направлениям: 1) Разграничение публичного и частного права в регулировании имущественных отношений[6]; 2) Внедрение юридических механизмов правового регулирования посредничества; 3) Включение в состав гражданского и иного законодательства норм о юридических лицах публичного права, определение их правового статуса нормами публичного и частного права[7].
Конкретные предложения по организации работы. 1) Подписание Республикой Казахстан договора о ЕврАзЭС делает необходимым проведение гармонизации законодательства во многих сферах, прежде всего экономической. Все проекты Основ гражданского законодательства ЕврАзЭС исходят из проводимой в современный период реформы ГК РФ. Предлагаем использовать эти материалы. 2) Реформа ГК РФ. Во время подготовки концепций и их обсуждений было высказано много здравых идей. В процессе их реализации и последующего обсуждения как текстов законов многие положения выхолощены. Возможно к ним вернуться. 3) Сделать ревизию ГК. Из него нужно исключить и/или привести в соответствие наиболее спорные новеллы (по стратегическим объектам, финансовым инструментам и др.). Нужна систематизация законодательства о юридических лицах. Это актуально прежде всего для законодательства о некоммерческих юридических лицах (особенно, если будет принято предложение о юридических лицах публичного права).
2.2. Предложения Мукашевой К.В.
1) Полагаем, что законодательное закрепление ничтожных и оспоримых сделок некорректно. Основанием деления сделок на ничтожные и оспоримые, согласно действующим нормам, является порядок признания соответствующей сделки недействительной: оспоримая сделка недействительна в силу признания ее таковой судом; ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания. ГК не содержит критерий отнесения сделок с одними пороками к оспоримым, а с другими - к ничтожным. Пунктом 1 статьи 158 ГК к оспоримым, помимо сделки, содержание которой не соответствует требованиям законодательства РК, отнесена также сделка, совершенная с целью, заведомо противоречащей основам (!) правопорядка. В странах, легализовавших ничтожные и оспоримые сделки, и в которых такое основание недействительности сделок предусмотрено, они отнесены к ничтожным, а в Казахстане антисоциальные сделки являются оспоримыми, что, на наш взгляд, абсолютно неприемлемо. Поскольку посягательство на основы правопорядка - самое серьезное из возможных нарушений, можно сделать вывод, что законодателем серьезность нарушения не положена в основу разграничения оспоримых и ничтожных сделок. Объяснить отнесение антисоциальных сделок к оспоримым можно только тем, что противоречие сделки основам правопорядка неочевидно. Также и мнимые сделки, будучи оспоримыми, без судебного признания действительны, т.е. порождают предусмотренные ими определенные права и обязанности. Но они не могут их создавать, потому что у сторон отсутствует намерение породить такие правовые последствия. То есть закон признает существующими права и обязанности (до признания сделки недействительной), несмотря на то, что сами стороны мнимой (фиктивной) сделки не намеревались их создавать. Таким образом, антисоциальные и мнимые сделки, если не будут оспорены, действительны. При этом суд, установив, что сделка мнимая или противоречит основам правопорядка, не может признать такую сделку недействительной по собственной инициативе. Полагаем, что очевидность или неочевидность пороков сделки является недостаточно корректным критерием разграничения ничтожных и оспоримых сделок. При этом ни в одной из немногочисленных публикаций по этой проблеме такой критерий не предлагался и, соответственно, не анализировался. Существующее регулирование недействительности сделок нуждается в совершенствовании и это требует серьезного обсуждения. 2) Предлагаем ввести в ГК понятие несовершенной сделки и предусмотреть ее последствия. Несовершенные сделки (незаключенные договоры) предусмотрены ГК. Так, согласно п. 1 ст. 393 ГК договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Также ст. 583 ГК предусматривает, что при отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным. В соответствии с п.1 ст.155 ГК сделки, подлежащие в соответствии с законодательными актами обязательной государственной или иной регистрации, считаются совершенными с момента регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Соответственно, в случаях, когда достигнутое сторонами соглашение не облечено в требуемую форму или оно не содержит существенных условий - договор не заключен (сделка не совершена). ГК не содержит специальных норм относительно последствий признания судом договора незаключенным, что порождает трудности в правоприменении. 3) Корректировке подлежат некоторые концептуальные положения, относящиеся к гражданско-правовой ответственности. Заслуживают внимания, в частности, предложения проф. Сулейменова М.К. об усилении компенсационной функции ответственности, объективизации ответственности посредством распространения принципа причинения на все договорные отношения и др. [8]
3.1. Юридические лица (Жанайдаров И.У.)
1) Создать в интернете на сайте Министерства юстиции публично доступный перечень коммерческих и некоммерческих организаций и обеспечить к нему бесплатный доступ физических и юридических лиц. Создать в интернете на сайте Министерства юстиции публично доступную базу учредительных документов юридического лица, которые не составляют коммерческую тайну, и обеспечить к ней бесплатный доступ физических и юридических лиц. 2) Создать в интернете на сайте Министерства юстиции публично доступный перечень юридических лиц, находящихся в процессе реорганизации и ликвидации, а также публично доступный перечень юридических лиц, находящихся в процессе банкротства, с максимально широкой информацией в отношении этих процедур, не являющейся коммерческой тайной, и обеспечить к нему бесплатный доступ физических и юридических лиц. 3) Упростить процедуру ликвидации юридического лица (см. ст.ст. 49-57 ГК и принятые в их развитие нормативные правовые акты). 4) Создать систему гарантированной государством защиты имущественных прав и интересов клиентов частных финансовых организаций, получивших от государства лицензию на осуществление деятельности в сфере ценных бумаг и сопутствующей ей финансовой и банковской деятельности, в случае банкротства или иного невыполнения обязательств финансовой организацией. 5) Создать дополнительные правовые гарантии для вкладчиков депозитов в банковские организации.
3.2. Корпоративное право (Карагусов Ф.С.).
3.2.1. Модернизация и развитие общих положений ГК о юридических лицах и регулировании корпоративных отношений
1) В ГК: (1) определить, что корпоративные отношения регулируются нормами гражданского законодательства; (2) дать классификацию корпораций на коммерческие и некоммерческие организации, а коммерческих корпораций - на хозяйственные общества и хозяйственные товарищества. 2) Предусмотреть в ГК положения о решениях собраний (в том числе и с учетом регулируемой законом специфики - в сфере корпоративных отношений) как основаниях возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. Особенностями решений собраний в сфере корпоративных отношений являются то, что (1) при учреждении корпорации до момента ее государственной регистрации применяется принцип единогласия, а не подчинения меньшинства большинству, и (2) что меньшинство, не согласное с решением собрания, должно иметь законодательные гарантии на выход из хозяйственного общества на справедливых условиях. 3) Предусмотреть в ГК положения о корпоративных решениях (являющихся не решениями собрания, а решениями органа управления компании) как основаниях возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. С решениями органов управления (например, совета директоров) связывается широкий спектр имущественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся на основании таких решений. В том числе в ряде случаев на основании таких корпоративных решений возникают отношения по привлечению корпоративных должностных лиц к ответственности, в том числе посредством подачи предусмотренных акционерным законодательством производных исков (которые также подлежат законодательной регламентации в нормах процессуального права, а также согласованию с общими положениями ГК и нормами о действиях в чужом интересе без поручения). 4) В ГК модернизировать положения о формах реорганизации юридических лиц. В том числе, следует понимать, что: (1) например, слияние акционерных обществ на основании установленных законодательных норм невозможно ни технически, ни юридически; (2) выделение как форма реорганизации регулируется неэффективно, а нормами акционерного законодательства выделение регулируется таким образом, что ничем не отличается от учреждения дочерней организации (за исключением более сложной и обременительной процедуры). Также необходимо регламентировать допустимость, условия и порядок осуществления комплексных форм реорганизации (например, Модельный закон об АО для стран СНГ 2010 года предусматривает разделение одновременно со слиянием (присоединением) или выделение одновременно со слиянием (присоединением). Целесообразным является решение вопроса о допустимости реорганизации хозяйственных обществ (компаний) с участием и/или появлением компаний разных организационно-правовых форм. Чрезвычайно важным является регламентация вопроса о допустимости межвидовых преобразований юридических лиц вообще и акционерных обществ в частности, при этом, несомненно, что, исходя из высокой общественной значимости целей создания и деятельности некоммерческих организаций и с учетом законодательства развитых государств следует запретить возможность «межвидовой» реорганизации, не допуская преобразование некоммерческой организации в коммерческую. 5) Также в ГК необходимо пересмотреть нормы об основных («материнских») и дочерних организациях с тем, чтобы развить современное и эффективное законодательство о корпоративных группах. На основе соответствующих положений ГК целесообразным является формирование в рамках корпоративного и налогового права, а также законодательства об антимонопольном регулировании, бухгалтерском учете и финансовой отчетности совокупности положений относительно деятельности групп компаний. Наиболее целесообразным является осуществление этой деятельности в рамках создания и реализации Концепции модернизации корпоративного законодательства. В этом случае следует исходить из того, что корпоративная группа (группа компаний) - это группа юридически связанных юридических лиц, в рамках которой один из участников группы имеет полномочия руководить деятельностью другого участника группы, либо участники группы могут оказывать взаимное влияние на деятельность друг друга. В мировой практике (как и в Казахстане) возникновение или формирование корпоративных групп не запрещается законом. Но их деятельность подлежит регулированию. Регулирование взаимоотношений в рамках группы означает установление правил о том, насколько и каким образом контролирующий акционер или иное лицо с полномочиями контроля может реализовать полномочия руководства деятельностью компании, которую он контролирует. Целью законодательства о корпоративных группах является минимизация или предотвращение негативного эффекта существования корпоративных групп для сферы публичных интересов и делового оборота. Эта цель достигается за счет специального регулирования координируемых отношений между юридическими лицами (как правило, в сфере предпринимательства). Следует иметь в виду, что иностранные правопорядки не предлагают единой позиции по поводу необходимости и содержания особого регулирования корпоративных групп. Единство наблюдается только в том, что признается как существование корпоративных групп, так и необходимость того, чтобы их функционирование было прозрачным и в целях защиты прав миноритарных акционеров и кредиторов входящих в группу компаний, и для соблюдения публичного интереса по вопросам антимонопольного регулирования, налогообложения или консолидированного надзора на финансовых рынках. Наиболее предпочтительными являются такие варианты, как: (1) развитие уже существующих правовых норм за счет восприятия конструкций немецкого права о концернах, а также особенностей регулирования групп компаний в английском праве (в отношении внутригрупповых сделок и правил налогообложения), либо (2) использование рекомендации Модельного закона для стран СНГ 2010 года «Об акционерных обществах» (в новой редакции) как модели регулирования корпоративной группы. Конечно же, не исключается и иное решение, которое, однако, должно быть эффективным и целесообразным. 6) В ГК предусмотреть классификацию юридических лиц на юридические лица публичного права и юридические лица [частного права]. Разработать, утвердить и реализовать в законодательстве Концепцию внедрения института юридических лиц публичного права. Большая работа в этом направлении проведена по заданию Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» коллективом под научным руководством М.К. Сулейменова, результаты которой опубликованы и в настоящее время вынесены на публичное обсуждение. См., в частности: а) Сулейменов М.К., Карагусов Ф.С., Кот А.А., Дуйсенова А.Е., Скрябин С.В. О понятии и правовом статусе юридических лиц публичного права в законодательстве некоторых развитых иностранных государствах и бывших советских республиках[9]; б) Сулейменов М.К., Карагусов Ф.С., Кот А.А., Дуйсенова А.Е., Скрябин С.В. О юридических лицах публичного права (по результатам коллективного исследования)[10]; в) Сулейменов М.К., Карагусов Ф.С., Мукашева К.В., Дуйсенова А.Е. Концепция восприятия правового института юридических лиц публичного права законодательством Республики Казахстан[11]; г) Сулейменов М.К., Карагусов Ф.С., Мукашева К.В., Дуйсенова А.Е. Рекомендации по развитию законодательства Республики Казахстан в целях восприятия правового института юридических лиц публичного права законодательством Республики Казахстан и инструкция по реализации рекомендаций[12]; д) Карагусов Ф.С. Основные выводы по результатам проведенных исследований о возможности восприятия казахстанским правом концепции юридических лиц публичного права[13].
3.2.2. О совершенствовании корпоративного законодательства.
1) С учетом предлагаемых выше дополнений в ГК необходимо разработать, утвердить и реализовать в законодательстве Концепцию модернизации корпоративного законодательства Республики Казахстан. При этом корпоративное законодательство понимается в узком смысле - как право коммерческих компаний / хозяйственных обществ (в первую очередь, акционерных обществ и обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью). Речь идет о совершенствовании правового регулирования коммерческих корпоративных организаций, создаваемых в организационно-правовых формах, которые предоставляют правовые гарантии и механизмы по защите прав инвесторов и акционеров, а также позволяют формировать корпоративные группы (в том числе транснациональные), в отношении которых могут применяться эффективные меры регулирования, направленные как на защиту внутреннего рынка, так и на продвижение международных (трансграничных) экономических связей. В качестве основы модернизации целесообразно использовать опыт Европейского Союза и государств-участников ЕС относительно форм и содержания регулирования корпораций, а также рекомендации Модельного закона для стран СНГ «Об акционерных обществах» (в новой редакции) 2010 года[14] и Европейского модельного закона о компаниях / European Model Company Act (EMCA) 2017 года[15]. Большое значение для модернизации казахстанского корпоративного законодательства имеют Принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) G20/OECDÅ (2015). 2) С учетом предлагаемых выше дополнений в ГК при разработке Концепции модернизации корпоративного законодательства Республики Казахстан в разделе о хозяйственных товариществах, необходимо исходить из целесообразности сохранения таких организационно-правовых форм, как полные и коммандитные товарищества, перспективности их использования индивидуальными предпринимателями и иными участниками гражданского оборота (например, инвесторами, вкладывающими средства в инвестиционные портфели под управлением полных товарищей), а также из целесообразности восприятия иных организационных форм хозяйственных товариществ, регулируемых иностранным законодательством и используемых в деловой практике (как, например, коммандитное товарищество на акциях). Примерами успешного регулирования являются Коммерческий кодекс Франции, Partnerships Act Англии, законодательство ФРГ, Нидерландов и других европейских государств. 3) С учетом предлагаемых выше дополнений в ГК разработать, утвердить и реализовать в законодательстве Концепцию модернизации законодательства Республики Казахстан о некоммерческих организациях. В данном случае следует исходить из того, что основания и принципы деятельности некоммерческих организаций (включая некоммерческие корпорации, фонды и учреждения) являются более важным критерием, чем корпоративная форма для некоторых некоммерческих организаций, а поэтому право некоммерческих организаций целесообразно развивать как самостоятельную отрасль законодательства, не смешивая его с корпоративным законодательством (направленным на регулирование форм коммерческой деятельности). В том числе на уровне ГК: (1) следует отказаться от использования одних и тех же организационных форм как для коммерческих, так и некоммерческих организаций (в частности, не должно быть некоммерческих акционерных обществ); (2) ограничить перечень допустимых организационно-правовых форм некоммерческих организаций и определить его исчерпывающим, в том числе опираясь на опыт законодательства стран-участниц ОЭСР, где выделяются объединения, фонды и учреждения, а некоторые особенности могут предусматриваться, например для религиозных, политических и иных некоммерческих объединений или учреждений, а также (3) исключить возможность преобразований некоммерческих организаций в коммерческие организации, и проработать вопрос о целесообразности установления законодательного запрета на преобразование и коммерческих организаций в некоммерческие организации.
4.1. Понятие, виды и правовой режим недвижимости
1) Деление на движимое и недвижимое в ГК относится только к вещам. В этой связи необоснованно применение к такому объекту понятия «недвижимое имущество». Необходимо понятийный аппарат для обозначения указанного объекта привести в соответствии с его правовой природой. 2) Необходимо разграничить такие объекты как «земельный участок», который может быть объектом как государственной, так и частной собственности, и «земля», которая, будучи несформированной в земельные участки, остается в государственной собственности. При этом следует разграничить между собой понятие «земля» как объект вещного права государства от публично-правового понятия «территория» как сферы действия суверенитета Республики Казахстан. 3) Для соединения юридической судьбы земельного участка и объектов, физически и функционально связанных с ним (зданий, сооружений и др.) необходимо ввести понятия, которые обозначают единый объект, участвующий в гражданском обороте как единое целое. Необходимо упростить признание прав на такие объекты, что должно способствовать упрощению гражданского оборота указанных объектов. Введение понятия «единый объект» касается не только земельных участков и неразрывно связанных с ними объектов, но имеет общее значение. 4) Необходимо изменить подход законодательства РК, согласно которому многолетние насаждения относятся к самостоятельным объектам недвижимости. В мировой практике деревья на корню всегда признавались частью или принадлежностью земельного участка. 5) Целесообразно разработать и законодательно закрепить понятие, систему правовых принадлежностей недвижимости, определить их правовой режим на основании признака «следования» за судьбой недвижимости на примере таких прав как сервитут, аренда, пожизненное проживание (иные имущественные права). Концепция правовых принадлежностей должна способствовать обеспечению интересов заинтересованных лиц при смене правообладателя земельного участка или иной недвижимости. 6) Необходимо устранить противоречия в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимость концепции титульной регистрации прав, сформировать систему объектов регистрации, позволяющую обезопасить совершение сделок с недвижимостью, а также придать определенность установлению момента совершения сделок с недвижимостью, с учетом особенностей объектов государственной регистрации и правового значения такой регистрации. 7) В целях придания определенности правам на недвижимость при фактическом обладании таким объектом длительное время (30 и более лет) при приобретении прав на недвижимость на основании приобретательной давности необходимо предусмотреть правовой механизм, который не позволяет выдвинуть против фактических владельцев возражение, основанное на их недобросовестности. 8) Необходимо расширить понятие земельного участка в земельном законодательстве и соотнести его с понятием «недра» и «участки недр» в законодательстве о недрах и недропользовании. В частности, к понятию «земельный участок» целесообразно отнести, помимо почвенного слоя, многолетних насаждений, пространства под и над поверхностью земли, соответствующие целевому назначению земельного участка. 9) Необходимо ввести эффективный правовой механизм защиты прав правообладателей недвижимости с учетом категории земли и (или) целевого назначения недвижимости, а также привлечения к ответственности всех государственных органов и их должностных лиц за нарушения, повлекшие затруднения или невозможность использования недвижимости в соответствии с ее целевым назначением. 10) В ГК (ст. 541) и Законе РК от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 52 и др.) используется понятие «имущественный комплекс», в отношении которого с учетом его составляющих может быть установлен специальный правовой режим, а в сфере регистрации - особые правила. Между тем, законодательством РК не определяется данное понятие. На практике имеет место смешение данного понятия с понятием «предприятие как имущественный комплекс», предусмотренным в ст. 119 ГК. В этой связи необходимо в системе объектов гражданских права предусмотреть такой объект как имущественный комплекс, соотнести его с понятием «предприятие», предусмотреть особенности различных видов имущественных комплексов, в том числе состоящих из движимого и иного имущества, а также особенности их правового режима. Соотнести это понятие с понятием «единый объект» (см. подпункт 3 пункта 4.2 настоящих Предложений).
4.2. Деньги, ценные бумаги, финансовые инструменты.
Существенной переработке подлежат положения ГК о ценных бумагах, деньгах и финансовых инструментах. В частности, следует обратить внимание на следующие аспекты.
1) Конкретизация перечня объектов гражданских прав. В современных условиях вещи перестали быть преобладающим видом объектов гражданских прав, и широкое применение получили виды нематериальных объектов, обладающих стоимостью и оборотоспособностью. Особое место в числе таких объектов занимают бездокументарные ценные бумаги и безналичные деньги. Вместе с тем это не означает, что прекратили существование такие объекты материального мира, как ценные бумаги (обращающиеся традиционно в форме документов) и деньги в форме денежных знаков (монет и банкнот). И если в отношении последних (не являющихся вещами в юридическом смысле слова) применяется преимущественно режим вещей, то в отношении бездокументарных ценных бумаг и безналичных денег такой режим применяться не может даже по аналогии. Однако за последние несколько лет казахстанское законодательства изменялось так интенсивно, что ряд существенных аспектов, подлежащих регулированию в ГК, оказались регламентированными нецелесообразно или неполно. В связи с этим предлагается правила, относящиеся к оборотоспособности вещей, распространить на объекты гражданских прав в целом (как материальных, так и нематериальных). Также предлагается дополнить перечень объектов гражданских прав, содержащийся в ГК, упоминанием в нем ценных бумаг, денег (прежде всего, в национальной, а не только и не столько в иностранной) валюте, а также бездокументарных ценных бумаг. Следует четко разграничить правовые режимы различных видов объектов, хотя и обращающихся в рамках одного и того же рынка с аналогичным предназначением, но в разных формах. В частности, предлагается указать, что к ценным бумагам и к деньгам в форме денежных знаков применяется правовой режим вещей, а в отношении бездокументарных ценных бумаг, безналичных денег и прав требований по денежным обязательствам применяется правовой режим имущественных прав (требований). Изъятия из этих норм допускаются только в нормах законодательных актов. Не несущая смысловой нагрузки оговорка «или не вытекает из существа обязательства» предлагается к исключению.
2) Деньги как вид объектов гражданских прав Действующая редакция ст. 127 ГК, хотя по своему названию должна содержать основные правила, относящиеся к правовому режиму денег, содержит лишь некоторые общие правила, касающиеся платежей и расчетов. Кроме того, некорректно проводится знак равенства между понятием «деньги» и понятием «валюта». В то же время важные для установления в ГК нормы о деньгах как объектах гражданских прав в эту и иные статьи ГК не включены. В этой связи предлагается дополнить ст.127 ГК указанием на то, что деньги в Республике Казахстан обращаются в форме денежных знаков (банкнот и монет) и безналичных денег. Кроме того, представляется целесообразным правило об обязательности приема тенге по нарицательной стоимости заменить более корректной и обоснованной формулировкой о том, что и денежные знаки, и безналичные деньги, выраженные в тенге, обязательны к приему по номинальной стоимости при исполнении денежных обязательств на всей территории Казахстана. При этом следует сделать оговорку о том, что обязательными к приему являются и деньги в иностранной валюте по выраженным в ней обязательствам, если такое предусмотрено законодательством о валютном регулировании. С учетом таких поправок также было бы целесообразным в нормах ГК, относящихся к содержанию правоспособности граждан, специально указать, что гражданин вправе иметь на праве собственности деньги, в том числе выраженные в национальной (в первую очередь) и иностранной валюте.
Статьи 128-1 - 128-6 § 1-1 Главы 3 включены в ГК Законом от 10 декабря 2008 г. №101-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». В этих статьях закреплены только легальные определения целого ряда ранее неизвестных или малознакомых для казахстанского права понятий, что не может рассматриваться как установление правового режима соответствующих объектов гражданских прав или как основа для правового регулирования соответствующих правоотношений. Эти статьи не устанавливают каких-либо правовых норм в качестве правил поведения участников гражданских правоотношений. Такое законодательное регулирование является ненадлежащим и необоснованным. Совершенно очевидно, что редакция и содержание всех этих статей явно не соответствует юридической технике и гражданско-правовой лексике, принятым в казахстанском праве. Введение вышеперечисленных статей в состав ГК осуществлено также с заметным пренебрежением и игнорированием общепризнанной теории гражданского права, содержания формирующих его правовых институтов, принципов и оснований кодификации гражданско-правовых законов. Кроме того, регулирование производных сделок и производных финансовых инструментов в нормах ГК нецелесообразно в принципе, поскольку соответствующие объекты гражданских прав и правоотношения возникают при осуществлении только профессиональной предпринимательской деятельности финансовых посредников в рамках функционирования особого сегмента рынка, что регламентируется специальным законодательством. В частности, правовой режим таких производных финансовых инструментов, хотя и основываясь на общих нормах ГК об объектах гражданских прав, сделках, договорах и обязательствах, гражданско-правовой ответственности, должен формироваться нормами законодательства о бухгалтерском учете, банкротстве финансовых организаций и налоговым законодательством. В связи с этим, представляется целесообразной существенная переработка соответствующих положений ГК с тем, чтобы они содержали более корректную с позиций казахстанского гражданского права формулировку легального определения понятия финансовых инструментов и перенесло бы признание объектов гражданских прав финансовыми инструментами на уровень специального законодательства.
4) Правовой режим ценных бумаг в нормах ГК Целесообразно восстановить, с некоторыми преимущественно редакционными правками, действие статей ГК, посвященных ценным бумагам, действовавших до 2003 года, и отдельно включить основные правила о понятии бездокументарных ценных бумаг, возможности и условиях их выпуска, о соотношении ценных бумаг и бездокументарных ценных бумаг. Помимо этого, также было бы целесообразным в нормах ГК, относящихся к содержанию правоспособности граждан специально указать, что гражданин вправе обладать ценными бумагами, в том числе выраженными в национальной (в первую очередь) и иностранной валюте. Эта поправка является тем более важной, поскольку с внесением в ГК изменений, касающихся финансовых инструментов, из ГК упоминание ценных бумаг в качестве объекта гражданских прав было исключено, а сами ценные бумаги признаны финансовым инструментом, права на которые могут возникать у организаций, но не у граждан. В результате содержание ГК позволяет неоднозначное толкование.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание 1. Введение2. Общие положения (к.ю.н., ассоциированный профессор Мукашева К.В., к.ю.н., доцент Скрябин С.В.)3. Субъекты гражданских прав3.1. Юридические лица (Жанайдаров И.У.)3.2. Корпоративное право (Карагусов Ф.С.).4. Объекты гражданских прав.4.1. Понятие, виды и правовой режим недвижимости (д.ю.н., профессор Ильясова К.М.)4.2. Деньги, ценные бумаги, финансовые инструменты (д.ю.н., профессор Карагусов Ф.С.)5. Вещные права5.1. Правовой режим вещных прав (к.ю.н., доцент Скрябин С.В.)5.2. Общее имущество (к.ю.н., доцент Скрябин С.В., д.ю.н., профессор Алиханова Г.А.)6. Договорное право (к.ю.н., доцент Скрябин С.В., д.ю.н., профессор Карагусов Ф.С.)7. Интеллектуальные права (к.ю.н. Маметова Р.А.)8. Арбитраж и альтернативное разрешение споров (АРС) (академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сулейменов М.К., к.ю.н., ассоциированный профессор Дуйсенова А.Е.)8.1. Закон об арбитраже8.2. Закон о медиации9. Инвестиции (академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сулейменов М.К., к.ю.н., ассоциированный профессор Казиева Г.Т.)10. Недропользование (д.ю.н., профессор Ильясова К.М., к.ю.н., ассоциированный профессор Казиева Г.Т.)11. Защита прав потребителей и групповые иски (д.ю.н., профессор Карагусов Ф.С.)12. Гражданский процесс (к.ю.н., доцент Скрябин С.В.) |