|
|
|
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 мая 2021 года № ҚР ДСМ - 39
В соответствии с подпунктом 89) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые требования к электронным информационным ресурсам для дистанционных медицинских услуг. 2. Департаменту развития электронного здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования. (Текст на государственном языке вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)
«СОГЛАСОВАНО» Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Приложение к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 12 мая 2021 года № ҚР ДСМ - 39
Требования к электронным информационным ресурсам для дистанционных медицинских услуг
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие требования к электронным информационным ресурсам для дистанционных медицинских услуг (далее - Требования) разработаны в соответствии с подпунктом 89) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс). 2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия: 1) объекты информатизации - электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура; 2) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, контроля за качеством медицинских услуг (помощи); 3) лечащий врач - врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации; 4) национальная телемедицинская сеть Республики Казахстан (далее - НТМС) - сеть стационарных и мобильных телемедицинских центров организаций здравоохранения, находящихся в ведении уполномоченного органа, объединенных защищенной телекоммуникационной инфраструктурой и оснащенных аппаратно-программными комплексами; 5) дистанционные медицинские услуги - предоставление медицинских услуг в целях диагностики, лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок посредством цифровых технологий, обеспечивающее дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с физическими лицами и (или) их законными представителями, идентификацию указанных лиц, а также документирование совершаемых ими действий; 6) медицинский работник - физическое лицо, имеющее профессиональное медицинское образование и осуществляющее медицинскую деятельность; 7) медицинская организация - организация здравоохранения, основной деятельностью которой является оказание медицинской помощи; 8) носимые медицинские устройства - мобильные (носимые) устройства, предназначенные для сбора и передачи показателей состояния здоровья физического лица; 9) телемедицинская сеть - сеть стационарных и мобильных телемедицинских центров, оснащенных медицинским оборудованием и объединенных посредством информационно-коммуникационных технологий в единое информационное пространство для предоставления дистанционных медицинских услуг, обучения и обмена медицинской информацией в электронном формате; 10) пациент - физическое лицо, являющееся (являвшееся) потребителем медицинских услуг независимо от наличия или отсутствия у него заболевания или состояния, требующего оказания медицинской помощи; 11) информированное согласие - процедура письменного добровольного подтверждения лицом своего согласия на получение медицинской помощи и (или) участие в конкретном исследовании после получения информации обо всех значимых для принятия им решения аспектах медицинской помощи и (или) исследования; 12) электронный паспорт здоровья - набор структурированных персональных медицинских данных о состоянии здоровья физического лица и оказываемой ему медицинской помощи, формируемых субъектами цифрового здравоохранения из электронных источников на протяжении всей жизни и доступных как физическому лицу, так и работникам здравоохранения в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.
Глава 2. Требования к электронным информационным ресурсам для дистанционных медицинских услуг
3. Дистанционные медицинские услуги оказываются посредством: телемедицинской сети медицинской организации; НТМС; объектов информатизации медицинской организации, в том числе с применением носимых медицинских устройств. 4. При оказании дистанционных медицинских услуг к телемедицинской сети медицинской организации, НТМС, объектам информатизации медицинской организации предъявляются следующие требования: соответствие требованиям Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации», а также Единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832; обеспечение взаимодействия между медицинскими работниками и (или) пациентом и (или) его законным представителем в формате аудио-визуального контакта и обмена текстовыми сообщениями, документами и изображениями; обеспечение акцепта публичной оферты, содержащей все существенные условия по организации дистанционного оказания медицинских услуг в медицинской организации; обеспечение идентификации личности пациента, а также медицинских работников, задействованных в оказании дистанционных медицинских услуг посредством системы идентификации и аутентификации в соответствии с требованиями уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности посредством встроенных инструментов объектов информатизации в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите»; обеспечение формирования расписания приема медицинских работников в медицинской организации; обеспечение организации записи пациентов и (или) его законных представителей на консультацию и (или) оказание профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи; обеспечение возможности подачи пациентом и (или) его законным представителем информированного согласия на получение медицинской помощи согласно подпункту 279) пункта 1 статьи 1 Кодекса; обеспечение формирования заявок на проведение консилиума; обеспечение отправки медицинским работникам, пациентам и (или) их законным представителям, уведомлений о дате и времени проведения или отмене (переносе) консультаций и (или) оказании лечебно-диагностической, медицинской реабилитации и (или) консилиума; обеспечение внесения медицинских записей, сопутствующих материалов о состоянии здоровья и диагнозе пациента в электронный паспорт здоровья пациента с использованием электронной цифровой подписи врача и(или) медицинского работника, оказавшего услуги медицинской реабилитации в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Кодекса; обеспечение передачи данных в Национальный электронный паспорт здоровья и электронные информационные ресурсы уполномоченного органа в объеме и кратности, определяемых уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О государственных секретах» в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса; обеспечение организации и ведения личного кабинета пациента; обеспечение документирования с использованием информационно-коммуникационных технологий и (или) объектов информатизации фактов передачи и получения сведений о состоянии здоровья пациента; обеспечение обработки данных о состоянии здоровья пациента с использованием информационно-коммуникационных технологий и (или) объектов информатизации; обеспечение доступа лечащему врачу, назначившему дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также при необходимости медицинскому работнику, осуществляющему дистанционное наблюдение к сведениям о состоянии здоровья пациента; обеспечение направления лечащим врачом или медицинским работником, задействованным в процессе персонального медицинского сопровождения сообщений пациенту с рекомендациями по соблюдению назначенного лечения и образа жизни; обеспечение хранения и обработки, защиты персональных медицинских данных пациентов в соответствии с пунктом 2 статьи 53 и статьей 56 главы 9 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации»; обеспечение доступа физическим лицам к информации о своем здоровье и оказанной медицинской помощи в электронном паспорте здоровья, а также отслеживанию журнала доступа к данным; обеспечение интеграции с соответствующими информационными системами уполномоченного органа для обеспечения процесса оплаты затрат медицинским организациям при оказании дистанционных медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования; обеспечение интеграции средств телекоммуникации между пациентом и (или) его законным представителем и медицинским работником с объектами информатизации, используемыми при оказании дистанционных медицинских услуг, за исключением случаев, оговоренных нормативными правовыми актами и инструкциями уполномоченного органа в сфере информатизации; обеспечение соответствия средств телекоммуникации между пациентом и (или) его законным представителем и медицинским работником, применяемых при оказании дистанционных медицинских услуг, требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных, предъявляемым к защите персональных данных и соблюдению тайны медицинского работника. 5. При оказании дистанционных медицинских услуг посредством мобильных приложений и (или) интернет - ресурсов, в том числе с применением носимых медицинских устройств, к объектам информатизации медицинской организации, дополнительно предъявляются следующие требования: обеспечение дистанционного мониторинга за состоянием здоровья пациента; обеспечение дистанционного получения данных о состоянии здоровья пациента лечащим врачом и (или) медицинским работником, обеспечивающим дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента в автоматическом режиме посредством информационно-коммуникационных технологий и (или) объектов информатизации при использовании носимых медицинских устройств, сертифицированных согласно пункту 7 статьи 60 Кодекса и имеющих функции передачи данных; обеспечение ручного ввода данных о состоянии здоровья пациента, самим пациентом и (или) лечащим врачом, в том числе ручного ввода данных с носимых медицинских устройств, не имеющих функции передачи данных; обеспечение мониторинга и контроля показателей состояния здоровья пациента, в том числе в автоматическом режиме с использованием информационно-коммуникационных технологий и (или) объектов информатизации; обеспечение экстренного оповещения всех участников процесса персонального медицинского сопровождения при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений и выполнения мероприятий, направленных на стабилизацию состояния здоровья пациента, включая проведение консультаций для дистанционного и (или) очного оказания медицинской помощи, направления на консультации и диагностические исследования, госпитализацию на стационарозамещающее или стационарное лечение, вызов бригады скорой медицинской помощи или оказание неотложной медицинской помощи. 6. Электронные информационные ресурсы субъектов здравоохранения для полноты данных по документированию процесса оказания дистанционных медицинских услуг обеспечивают возможность внесения в медицинские информационные системы следующего минимального набора данных: 1) при записи на услугу, оказываемую дистанционно: индивидуальный идентификационный номер и фамилию, имя, отчество (при его наличии) пациента; код и наименование услуги; участок и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) врача, оказывающего услугу; дата и время записи на услугу; 2) при дистанционном выполнении услуги: форма оказания дистанционной медицинской услуги; использованные средства телекоммуникации; индивидуальный идентификационный номер и фамилия, имя, отчество (при его наличии) пациента; код и наименование услуги; индивидуальный идентификационный номер и фамилия, имя, отчество (при его наличии) врача, оказавшего услугу; набор данных по диагнозу (диагноз, вид, тип, характер); запись врача с описанием объективного статуса пациента, с интерпретацией показателей состояния здоровья пациента, результатов диагностических исследований; заключение (описание результата выполненной услуги); план ведения пациента с включением даты следующего осмотра; направление на лабораторное исследование / на консультационные услуги / на госпитализацию, перевод в другой стационар (в случае необходимости в соответствии с набором данных, необходимом для направления) в соответствии с формой медицинской учетной документации лабораторий в составе медицинских организаций согласно приложению 5 к приказу исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 «Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21579); рецепт на лекарственные средства (в случае необходимости в соответствии с набором данных, необходимом для направления) в соответствии с Правилами выписывания, учета и хранения рецептов, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября 2020 года № ҚР ДСМ-112/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21493); лист или справка о временной нетрудоспособности (в случае необходимости в соответствии с набором данных, необходимым для открытия, продления, закрытия листа или справки о временной нетрудоспособности) в соответствии с Правилами проведения экспертизы временной нетрудоспособности, а также выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-198/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21660); направление на медико-социальную экспертизу (в случае необходимости в соответствии с набором данных, необходимым для направления на медико-социальную экспертизу) в соответствии с Правилами проведения медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10589). 7. Оказание дистанционных медицинских услуг посредством информационно-коммуникационной технологии осуществляется в соответствии с Правилами организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 февраля 2021 года № ҚР ДСМ-12 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22151).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |