|
|
|
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 23 ноября 2020 года № 108 (с изменениями и дополнениями от 31.03.2021 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 20 сентября 2021 года
В соответствии с подпунктом 4-4) статьи 27 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности», пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» и в целях реализации Закона Республики Казахстан от 3 июля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить: 1) Правила лицензирования микрофинансовой деятельности, согласно приложению 1 к настоящему постановлению; 2) Квалификационные требования на осуществление микрофинансовой деятельности и перечень документов, подтверждающих соответствие им, согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 2. Признать утратившими силу: 1) постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24 марта 2020 года № 21 «Об утверждении Правил прохождения учетной регистрации организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, включая перечень документов, представляемых для прохождения учетной регистрации, а также ведения и исключения из реестра организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20163, опубликовано 25 марта 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан); 2) пункт 2 постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30 апреля 2020 года № 55 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20549, опубликовано 30 апреля 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан). 3. Департаменту банковского регулирования в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. 5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
«СОГЛАСОВАНО» Министерство национальной экономики Республики Казахстан 2020 года
«СОГЛАСОВАНО» Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Приложение 1 к постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 23 ноября 2020 года № 108
Правила лицензирования микрофинансовой деятельности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила лицензирования микрофинансовой деятельности (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности» (далее - Закон), от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах», от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» (далее - Закон о разрешениях и уведомлениях) и определяют порядок лицензирования уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - услугодатель) микрофинансовой деятельности, осуществляемой микрофинансовыми организациями, кредитными товариществами и ломбардами (далее - услогополучатель).
Глава 2. Порядок выдачи лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности
Пункт 2 изложен в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 31.03.21 г. № 52 (см. стар. ред.) 2. Документы предоставляются услугополучателем на бумажном носителе либо в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz (далее - портал) в соответствии со стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности» согласно приложению 1 к Правилам (далее - Стандарт). При направлении услугополучателем заявления через портал в «личном кабинете» автоматически отображается статус о принятии запроса на оказание государственной услуги с указанием даты и времени получения результата. Информация о стадии оказания государственной услуги обновляется в автоматическом режиме в информационной системе мониторинга оказания государственных услуг. 3. Для получения лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель представляет услугодателю заявление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 2 к Правилам (далее - заявление о выдаче лицензии) и документы, предусмотренные пунктом 8 Стандарта. 4. Документы, предоставляемые на бумажном носителе, состоящие из нескольких листов, представляются пронумерованными и прошитыми с указанием количества прошитых листов на ярлыке, наклеенном на обороте последнего листа на узел прошивки. Копии документов заверяются подписью руководителя исполнительного органа услугополучателя либо лица, исполняющего его обязанности (с представлением копии подтверждающего документа о возложении исполнения обязанностей), с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) с указанием на верность копии. 5. Услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства» сведения, указанные в документах, удостоверяющих личность физического лица - резидента Республики Казахстан, подтверждающие отсутствие неснятой или непогашенной судимости у физического лица - резидента Республики Казахстан, а также о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица. Документы, выданные компетентными органами или должностными лицами иностранных государств, подлежат легализации либо апостилированию в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица - нерезидента Республики Казахстан). Указанные документы переводятся на казахский и русский языки и подлежат нотариальному засвидетельствованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о нотариате. 6. Работник услугодателя, уполномоченный на прием и регистрацию корреспонденции, в день поступления заявления о выдаче лицензии осуществляет его прием, регистрацию и направление на исполнение в структурное подразделение услугодателя, ответственное за оказание государственной услуги (далее - ответственное подразделение). При поступлении заявления услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления осуществляется следующим рабочим днем. 7. Работник ответственного подразделения в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления и регистрации заявления о выдаче лицензии проверяет полноту представленных документов. При установлении факта неполноты представленных документов работник ответственного подразделения в указанный срок направляет услугополучателю мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления. Пункт 8 изложен в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 31.03.21 г. № 52 (см. стар. ред.) 8. При установлении факта полноты представленных документов работник ответственного подразделения в течение срока оказания государственной услуги рассматривает представленные документы на предмет их соответствия требованиям пунктов 4 и 5 Правил, подпунктов 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11) и 12) пункта 8 Стандарта готовит и направляет на рассмотрение уполномоченному лицу услугодателя проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированного отказа в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Уполномоченное лицо услугодателя подписывает проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированного отказа в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Работник ответственного подразделения в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем принятия уполномоченным лицом услугодателя соответствующего решения, через канцелярию услугодателя направляет услугополучателю уведомление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности с приложением лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированный отказ в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. На портале уведомление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности с приложением электронной копии лицензии либо мотивированный отказ в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности направляется услугополучателю в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) уполномоченного лица услугодателя. 9. В случае получения отказа в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель принимает меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 15 Закона. 10. Услугодатель выдает услогополучателю лицензию на осуществление микрофинансовой деятельности на казахском и русском языках по форме согласно приложению 3 к Правилам.
Глава 3. Порядок переоформления, выдачи дубликата, приостановления либо прекращения действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности
Пункт 11 изложен в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 31.03.21 г. № 52 (см. стар. ред.) 11. Переоформление лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности производится по основаниям и в порядке, установленным пунктом 2 статьи 14 Закона, статьями 33 и 34 Закона о разрешениях и уведомлениях. 12. При переоформлении лицензии услугополучатель обращается к услугодателю с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 4 к Правилам (далее - заявление о переоформлении лицензии) на бумажном носителе через канцелярию услугодателя либо в электронном виде через портал. 13. Работник услугодателя, уполномоченный на прием и регистрацию корреспонденции, в день поступления заявления о переоформлении лицензии осуществляет его прием, регистрацию и направление на исполнение в ответственное подразделение. При поступлении заявления услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан прием заявления осуществляется следующим рабочим днем. 14. Работник ответственного подразделения в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления о переоформлении лицензии, проверяет полноту представленных документов. 15. В случае установления факта неполноты представленных документов ответственное подразделение в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем получения документов услугополучателя, готовит и направляет мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления о переоформлении лицензии. 16. После установления факта полноты представленных документов ответственное подразделение в течение срока оказания государственной услуги рассматривает документы на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан, готовит и направляет на рассмотрение уполномоченного лица услугодателя проект приказа о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированного отказа в переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Уполномоченное лицо услугодателя подписывает проект приказа о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированный отказ в переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. 17. Работник ответственного подразделения в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем принятия уполномоченным лицом услугодателя соответствующего решения (в пределах срока оказания государственной услуги), через канцелярию услугодателя направляет услугополучателю уведомление о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности с приложением переоформленной лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированный отказ в переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. На портале уведомление о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности с приложением электронной копии переоформленной лицензии либо мотивированный отказ в переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности направляется услугополучателю в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП уполномоченного лица услугодателя. 18. При поступлении заявления на выдачу дубликата лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности (если ранее выданная лицензия была оформлена в бумажной форме) работник услугодателя, уполномоченный на прием и регистрацию корреспонденции, в день поступления заявления на выдачу дубликата лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности осуществляет его прием, регистрацию и направление на исполнение в ответственное подразделение. При поступлении заявления услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан прием заявления осуществляется следующим рабочим днем. Ответственное подразделение в течение 2 (двух) рабочих дней (в пределах срока оказания государственной услуги) рассматривает представленные документы на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан, готовит проект дубликата лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности (далее - дубликат лицензии) либо отказа, подписывает дубликат лицензии либо отказ уполномоченного лица услугодателя, направляет уведомление о выдаче дубликата лицензии с приложением дубликата лицензии либо отказ в выдаче дубликата лицензии услугополучателю через канцелярию услугодателя. На портале уведомление о выдаче дубликата лицензии с приложением электронной копии дубликата лицензии либо отказ в выдаче дубликата лицензии услугополучателю направляется услугополучателю в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП уполномоченного лица услугодателя. 19. Приостановление действия либо лишение услугополучателя лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности производится по основаниям, предусмотренным статьей 16 Закона. 20. Решение услугодателя о приостановлении действия либо лишении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности направляется для исполнения услугополучателю в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия указанного решения. Информация о принятом решении размещается на интернет-ресурсе услугодателя. 21. При добровольном обращении услугополучателя к услугодателю о прекращении действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель представляет заявление о прекращении действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности в связи с добровольным обращением к услугодателю по форме согласно приложению 5 к Правилам (далее - заявление о прекращении действия лицензии). 22. К заявлению о прекращении действия лицензии прилагаются следующие документы на бумажном носителе через канцелярию услугодателя либо в электронном виде через портал: 1) решение уполномоченного органа услугуполучателя о добровольном обращении к услугодателю о прекращении действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности; 2) письмо - гарантия услугополучателя об отсутствии обязательств; 3) бухгалтерский баланс и пояснительная записка к нему, составленные по состоянию на последний рабочий день, предшествующий дню направления заявления о прекращении действия лицензии. В пояснительной записке к бухгалтерскому балансу раскрывается информация о кредиторах услугополучателя (при их наличии) с указанием сумм кредиторской задолженности и оснований ее возникновения; 4) информация, подтверждающая выполнение условий пункта 23 Правил. 23. Информация о добровольном обращении услугополучателя к услугодателю о прекращении действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности публикуется услугополучателем не менее чем в одном в периодическом печатном издании на казахском и русском языках, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, за 60 (шестьдесят) календарных дней и более до даты подачи заявления о прекращении действия лицензии услугодателю. 24. Заявление о прекращении действия лицензии рассматривается услугодателем в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения документов, указанных в пункте 25 Правил. Пункт 25 изложен в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 31.03.21 г. № 52 (см. стар. ред.) 25. Добровольное обращение к услугодателю о прекращении действия лицензии производится при выполнении услугополучателем следующих условий: 1) представление полного пакета документов, указанных в пункте 22 Правил; 2) отсутствие у услогополучателя обязательств. 26. В случае невыполнения услугополучателем условий, предусмотренных пунктом 25 Правил, услугодатель отказывает в прекращении действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. При повторном представлении услугополучателем заявления о прекращении действия лицензии исчисление срока его рассмотрения услугодателем начинается со дня его повторного представления. 27. Не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения письма услугодателя о возможности прекращения действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель возвращает оригинал лицензии, выданной на бумажном носителе, услугодателю. Не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения письма услугодателя о возможности прекращения действия лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель уведомляет услугодателя о государственной перерегистрации в части исключения из наименования микрофинансовой организации слова «микрофинансовая организация» или аббревиатуры «МФО», наименования кредитного товарищества слов «кредитное товарищество», наименования ломбарда слово «ломбард».
Глава 4. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг
28. Обжалование решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг производится в письменной форме по почте либо нарочно через канцелярию услугодателя на имя руководителя услугодателя либо лица, его замещающего. Жалоба услугополучателя по вопросам оказания государственных услуг, поступившая в адрес услугодателя, рассматривается в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации. 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя услугодателя либо лица, его замещающего; 2) полное наименование и место нахождения услугополучателя; 3) бизнес-идентификационный номер услугополучателя (филиала и представительства); 4) наименование услугодателя и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица решение, действие (бездействие) которого (которых) обжалуется (обжалуются); 5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства; 6) исходящий номер и дата подачи жалобы; 7) перечень прилагаемых к жалобе документов. 30. Жалоба подписывается услугополучателем либо лицом, являющимся его представителем. 31. Подтверждением принятия жалобы руководителем услугодателя является ее регистрация (штамп, входящий номер и дата) в канцелярии услугодателя с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии), принявшего жалобу, срока и места получения ответа на поданную жалобу. 32. При обращении через портал информация о порядке обжалования предоставляется по телефону Единого контакт-центра: 8-800-080-7777 или 1414. При отправке жалобы через портал услугополучателю из «личного кабинета» доступна информация об обращении, которая обновляется в ходе обработки обращения услугодателем (отметки о доставке, регистрации, исполнении, ответ о рассмотрении или отказе в рассмотрении). 33. В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель обращается с жалобой к уполномоченному органу по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг. Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, рассматривается в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации. 34. В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель обращается в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Приложение 1 изложено в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 31.03.21 г. № 52 (см. стар. ред.) Приложение 1 к Правилам лицензирования микрофинансовой деятельности
Стандарт государственной услуги
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |