|
|
|
О решении Конституционного Суда Республики Казахстан по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов через призму контрольного списка Венецианской комиссии по вопросам верховенства права
Э.Калиева Заведующий отделом аналитики, организации заседаний и протоколирования Аппарата Конституционного Суда Республики Казахстан, д.ю.н.
I. 10 июля 2023 года Конституционный Суд, рассмотрев обращение Президента в рамках предварительного конституционного контроля нормативным постановлением от 11 июля 2023 года № 20-НП признал соответствующими Конституции законы по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов, поправки в Конституционный закон «О прокуратуре», в Кодекс об административных правонарушениях и Налоговый кодекс (далее - пакет законов), отметил следующее. 1. Обновленная норма статьи 6 Конституции обязывает государство предпринять все необходимые меры по защите принадлежащего народу Казахстана права собственности на эти объекты и возврату незаконно полученных природных ресурсов и связанных с ними активов законному владельцу для их использования непосредственно в интересах народа. 2. Воля народа по данному вопросу отчетливо была выражена на республиканском референдуме 2022 года и закреплена в Конституции. 3. Пакет законов принят в соответствии с конституционными полномочиями Парламента (пункт 3 статьи 61 Конституции) и разработан с учетом положений международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Казахстан, которые являются составной частью действующего права (пункт 1 статьи 4 Конституции): Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года; Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; Конвенции о выдаче, подписанной в Монтевидео 26 декабря 1933 года. 4. Основной Закон гарантирует право собственности только на то имущество, которое приобретено законным путем. Конституционные гарантии не распространяются на имущественные блага, приобретенные с нарушением установленных законами оснований и процедур, а также на поступления, полученные от их использования. Следовательно, изначально незаконно приобретенное имущество, в том числе в результате коррупции, мошенничества или злоупотребления служебным положением, на основании закона и в соответствии с определенными в нем способами и процедурами должно быть возвращено его законному собственнику, включая государство. В этой связи законодатель вправе устанавливать в законах нормы, направленные на принудительное обеспечение и исполнение конституционных норм, и вытекающие отсюда ограничения прав собственника. 5. Любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности (Нормативное постановление от 6 марта 2023 года № 4). 6. Фундаментальным и обязательным условием в рамках международных стандартов является возможность обжалования. Так, решения, акты, действия (бездействие) уполномоченного органа по возврату активов и его должностных лиц, затрагивающие права и обязанности лиц, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу и в судебном порядке (статья 22), что вытекает из пункта 2 статьи 13 и статьи 76 Конституции. II. Международные стандарты по возврату незаконно приобретенных активов, контрольный список Венецианской комиссии по вопросам верховенства права Конституционный Суд в рамках предварительного конституционного контроля изучил опыт зарубежных стран, материалы Европейской комиссии за демократию через право, именуемой Венецианской комиссией, являющейся консультативным органом по конституционному праву, созданным при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. На сегодня, членами ВК являются 61 государство, 1 ассоциированный член, 4 наблюдателей[1]. Миссией Венецианской комиссии является предоставление юридических консультаций государствам-членам, государствам, желающим привести свои правовые и институциональные структуры в соответствие с европейскими стандартами и международным опытом в сферах демократии, прав человека и верховенства закона. Продолжая сложившуюся многолетнюю традицию сотрудничества с международными организациями, Конституционный Суд представлен в качестве члена Венецианской комиссии Совета Европы, где продолжает работу по признанию фундаментальных и общечеловеческих подходов в законотворчестве. В соответствии с Указом Главы государства от 7 марта 2024 года № 494 «О членстве Республики Казахстан в Европейской Комиссии за демократию через право» Председатель Конституционного Суда Эльвира Абилхасимовна Азимова назначена членом Венецианской комиссии. Так, в контрольном списке «верховенства права» Венецианской комиссии можно выделить следующие концепты: 1-й концепт: Законность, в том числе прозрачный, подотчетный и демократичный процесс принятия законодательства; 2-й концепт: Правовая определенность; 3-й концепт: Запрет на произвол; 4-й концепт: Доступ к правосудию, обеспечиваемому независимыми и беспристрастными судами, в том числе судебное рассмотрение административных актов; 5-й концепт: Соблюдение прав человека; 6-й концепт: Недискриминация и равенство перед законом[2]. Все перечисленные составляющие верховенства права, вытекают из принципа законности[3]. В 1986 г. Европейская комиссия по правам человека объявила, что конфискация активов вне уголовного производства не противоречит презумпции невиновности и не нарушает основные имущественные права. Вместе с тем любая конфискация, по мнению членов комиссии, должна быть оспоримой в суде, а также обоснованной и пропорциональной. Все эти принципы нашли свое отражение в НП №20 Конституционного Суда.
[1] В состав входит 61 государство: 46 стран-членов Совета Европы; 15 других неевропейских членов (Алжир, Бразилия, Канада, Чили, Коста-Рика, Израиль, Казахстан, Республика Корея, Косово, Кыргызстан, Марокко, Мексика, Перу, Тунис и США); 4 страны наблюдатели. Также сотрудничество развивается с ЮАР и Палестиной, взаимодействует с Европейским Союзом, БДИПЧ ОБСЕ и Организацией американских государств (ОАГ). [2] ДОКЛАД ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ЗА ДЕМОКРАТИЮ ЧЕРЕЗ ПРАВО (ВЕНЕЦИАНСКАЯ КОМИССИЯ) О ВЕРХОВЕНСТВЕ ПРАВА. Принят на 86 пленарном заседании Венецианской Комиссии (Венеция, 25-26 марта 2011 года).// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31150625 [3] 1. Защита основных прав. Процессы возврата активов должны уважать и защищать основные права вовлеченных лиц, в том числе права на надлежащую правовую процедуру, право на справедливое судебное разбирательство и право на неприкосновенность частной жизни. 2. Разделение властей. Принцип разделения властей имеет решающее значение в конституционном праве. В процессах возврата активов участвуют различные участники, в том числе органы исполнительной власти, правоохранительные органы и судебные органы. Конституционная основа долСпасиюжна предусматривать четкую систему сдержек и противовесов для предотвращения злоупотребления властью и обеспечения независимости судебной власти. 3. Соразмерность и законность мер. Конституционный закон требует, чтобы меры по возвращению активов были соразмерными и законными. 4. Судебный пересмотр. Наличие судебного пересмотра имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы меры по возвращению активов соответствовали конституционным принципам и требованиям законодательства. Конституционная основа должна предусматривать надежные механизмы судебного надзора для защиты от возможных злоупотреблений властью или нарушений конституционных прав. 5. Положения об обратной силе закона. Должны быть предусмотрены конституционные гарантии для обеспечения того, чтобы законодательство, имеющее обратную силу, использовалось экономно и в соответствии с конституционными принципами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |